Конспект физкультурного досуга на тему "День Богатырей" в подготовительной группе.
Автор: Бруль Ольга Александровна Должность: воспитатель группы компенсирующей направленности Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 79 Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: Конспект Тема: Конспект физкультурного досуга на тему "День Богатырей" в подготовительной группе. Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад №79 комбинированного вида
Выборгского района
Санкт-Петербурга
Конспект
физкультурного досуга
на тему «День Богатырей»
в подготовительной группе.
Подготовила и провела:
Воспитатель группы компенсирующей
направленности Бруль О.А.
Санкт-Петербург 2016
1
Интеграция
образовательных
областей:
«Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Физическое развитие».
Цель:
Повышение интереса детей к прошлому русского народа Древней Руси в
различных видах деятельности.
Задачи:
Образовательные:
Формировать представление о героическом прошлом русского народа
Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской
Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце,
Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче, Никите Кожемякине.
Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских
богатырях.
Формировать начала музыкальной культуры.
Создавать предметно-развивающую среду и условия для формирования
гармоничной , духовно богатой, физически здоровой личности.
Развивающие:
Развивать у детей умение воспринимать пословицы, их смысл.
Развивать координацию движений.
Развивать познавательный интерес детей к здоровому образу жизни,
любознательность, потребность в коллективном общении,
дружественном сострадании .
Воспитательные:
Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение
к русским воинам, желание им подражать.
Воспитывать навыки культуры поведения, чувство доброты и
взаимопомощи.
Формировать положительное отношение ребёнка к окружающему миру,
к своей семье, сверстникам, к самому себе.
Воспитывать уважительное отношение к культуре страны, народа;
создавать положительную основу для воспитания патриотических
чувств.
Оздоровительные:
2
Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье
воспитанников.
Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие
каждого ребёнка.
Укреплять общую моторику.
Активизация словаря:
Ратник, богатырь. Былина, сказитель, нараспев, витязь, кольчуга, сбруя, щит,
меч, шлем, снаряжение, доспехи, уздечка, упряжь, булава, пахарь, ножны,
оберёг.
Предварительная работа:
1.
Рассматривание
картины
Виктора
Михайловича
Васнецова
« Богатыри »
2.
Рассматривание
панно «Русские
богатыри» с
художественным
материалом о былинных героях
3.
Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и соловей
разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алеша Попович и
Тугарин змей»
4.
Просмотр
мультфильмов
«Добрыня
Никитич
и
Змей
Горыныч»,
«Алеша
Попович
и
Тугарин
Змей»,
Три
богатыря
Шамаханская
царица», «Три богатыря на дальних берегах», «Сказки про богатырей»
5.
Изучение пословиц о богатырях, объяснение их смысла
6.
Рисование картин про богатырей
7.
Изготовление
и
приобретение
игрового
материала(доспехи,кольчуга,
сапоги, мечи, щиты)
8.
Создание презентации
Оформление «Мини-Музея»:
1.
щиты, мечи, шлемы;
2.
родовое дерево дуб (нарисованное);
3.
панно «Русские богатыри»;
3
4.
рисунки детей
5.
посещение с родителями музея.
Ход досуга:
(слайд 1)
Вед. Разные судьбы, разные лица
Множество танцев, созвучие песен
Как хорошо, что собрались мы вместе
Объединились сегодня мы в том,
Что землю родную Россией зовём!
Сегодня мы поговорим о героях – богатырях Древней Руси, которые жили
1000 лет назад, а вот слава о их подвигах, как о защитниках земли русской и
своего Отечества из глубокой старины дошла до наших дней.
Реб .Слава русской стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Вед . Ребята, а кто такой богатырь? (слайд 2) Как о нём можно рассказать
словом, рассказом или стихотворением?
Реб . Силён, как вольный ветер,
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей!
Вед. Ребята, как мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в
далёкой старине и прославились своими подвигами и делами? (Из былин,
сказаний, из песен, стихотворений, из книг).
4
Вед. Что такое Былина? (Былина произошла от слова быль, было).
Вед .Кто слагал Былины о богатырях? (Сказитель.) (слайд 3)
Вед . Как сказитель рассказывал Былину? Ходил сказитель из селения в
селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их
подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о
том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою
храбрость, мужество, смекалку, доброту.
Сказитель так и говорил:
Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские!
Вед . Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в
уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах
отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси.
Вед . (слайд 4). В давние–давние времена большую опасность для русских
земель представляли набеги врагов (татар, печенегов).
Вед. (слайд 5) Они ходили на Русь, разоряли сёла и деревни, города, забирали
в плен женщин и детей, увозили с собой награбленное добро.
Вед . (слайд 6) И каждый раз вставали на защиту своей земли русские
богатыри. Герои – богатыри сделали целью своей жизни служение своей
Родине – Руси.Много песен и былин сказывал народ о их силе и подвигах,
мужестве и отваге.
Вед . Какие пословицы вы знаете о смелости и отваге русских героев.
(слайд 7)
1.
Сродной земли –умри, не сходи.
2.
Кто смел, тот на коня сел.
3.
Смелость силе воевода.
4.
Не тот богатырь, кто гири тягает, а тот, кто другу помогает.
5.
Не важно сколько силы, главное сколько храбрости.
6.
Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать.
7.
Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
8.
На Руси не все караси, есть и ерши.
5
Вед. Ребята, подвиги русских героев – богатырей отражены не только в
былинах, но и в творчестве художников. (слайд 8)
Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину
«Богатыри». Давайте её рассмотрим . (слайд 9)
Вед. Кто изображён на картине художника Васнецова? (Три богатыря)
Вед . Кто находится в центре картины? (Илья Муромец).
Вед . Как вы догадались, что это Илья Муромец? (Он самый старший,
могучий, мудрый и опытный богатырь.)
Вед . Кто слева от Ильи Муромца? (Добрыня Никитич).
Вед . Кто справа от Ильи Муромца? (Алёша Попович. Он самый молодой из
этих богатырей).
Вед . Какими качествами обладал Алёша Попович? (Хитростью, смекалкой,
дерзостью).
Вед. Куда смотрит каждый из богатырей? (Они смотрят вдаль, не видать ли
где врагов).
Вед . Что охраняют богатыри? (Землю русскую, её границы).
Вед. Кто главный друг богатыря? (слайд 10) (Главным другом богатырей был
конь, лошадь.)
Вед . То, что на лошади, как называется? (Упряжь.)
Вед . Что сюда относится? (Уздечка, стремена, седло).
Вед.
(слайд 11) Как одеты богатыри? (На одежду надета кольчуга)
Вед. Из чего она сделана? ( Из железа– железная рубашка.)
Вед . Зачем она нужна богатырям? (Она защищала богатырей от ударов копья,
стрел и меча.)
Вед. Что надето на головы богатырей? (Шлем)
Вед . Может быть кто-то знает как на Руси его называли? (Шелом)
Вед . Из чего его изготавливали? (Шлем изготавливали из металла, его
украшали орнаментом, узором).
6
Вед. Зачем он нужен богатырю? (Шлем оберегал голову воина-богатыря от
ударов)
Вед . (слайд 12) На Руси его называли шелом. Шлем изготавливали из
металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал
шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина –
богатыря от ударов.
Вед . (слайд13 ) Какие ещё доспехи имеются у богатырей? (Щиты, лук, колчан
со стрелами, кистень, палица, топор, меч – булава.)
Вед . (слайд14 ) Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов –
ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским
оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим
оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах,
чтобы он не ржавел .
Вед . (слайд15 ) Тысячу лет прошло, ребята, а мы гордимся делами и
подвигами этих витязей – богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича,
Микулы Селяниновича и других. Если бы сказители не сказывали былины,
мы бы о них не узнали.
Вед . Ребята, сегодня утром в наш детский сад пришли гости.
Танец «Богатыри»
Илья Муромец . Здравствуйте ребята, добры молодцы и красны девицы.
Привет вам да низкий поклон от меня, Ильи Муромца, да от товарищей моих
славных богатырей – Добрыни Никитича и Алёши Поповича. Узнал я, что в
вашем детском саду есть много сильных и могучих богатырей и решил
испытать вашу богатырскую силу .
Вед : да, в нашем детском саду много богатырей . Ты принес нам задания –
всё сплошные состязания. Ну, раз так, то тогда предлагаю устроить
соревнования в богатырской силе . Но перед началом состязаний нам надо
разделиться на две команды, на 1 – 2 рассчитайся!
Дети распределяются по командам и ведущий объявляет им названия.
И.М . Команды: « Алеша Попович » и « Добрыня Никитич ».
1 состязание . Какой же богатырь без коня ? Сейчас мы посмотрим, как наши
молодцы умеют держаться в седле.
- Вот преграды на пути!
Их не просто обойти!
7
Надо лихо проскакать,
Но барьеры не сбивать!
Надо на коне объехать поле битвы и вернуться обратно. (одеть шлем, взять в
руки меч, сесть на коня, проскакать, передать эстафету другому участнику.)
2 состязание.
И.М . А теперь следующее состязание : проверим вашу меткость. (Игроки по
очереди подбегают к корзине, и пытаются попасть мячом в корзину,).
3 состязание.
И.М. Ещё одно состязание: проверим вашу силушку богатырскую
(перетягивание каната).
4 состязание.
И.М .: а теперь вспомним Змея Горыныча (бег в связке: три человека встают в
одну линию, обхватывают друг друга за талию, как три головы змея,
остальные цепляются по одному сзади них за пояс друг друга – это хвост
змея). Обежать между цветов и не задеть их «хвостом».
Вед: Устали наши богатыри , а сейчас мы с вами отдохнём и поиграем в
игру «Да - нет».
Наша Родина сильна …. да.
И у нас она одна…. да.
На Руси богатыри есть…да .
Им всегда хвала и честь…. да.
Илья Муромец герой …. да.
Он был самый молодой….нет.
Соловья он победил…да.
Из автомата подстрелил…нет.
Алёша Попович тоже герой…. да.
Он сильный, смелый, молодой….да.
Он в Киеве граде дружинником был…да
Карабаса в бою победил…. нет.
На танках боролись богатыри с врагом… . нет.
Они воевали с мечом и копьём…да.
Добрыня Никитич был слабым и хилым…нет.
Он змея сумел победить своей силой…. да.
Гордимся мы нашими богатырями… . да.
Хотим ли быть такими же сами…да.
Вед : Ну что ж, ребята, я думаю, Илья Муромец убедился, что силы и
ловкости вам не занимать, а значит нам под силу любые испытания!
8
И.М. Богатырского здоровья я хочу вам пожелать,
Силу, ловкость и смекалку постоянно проявлять.
Вед. Наша беседа о русских богатырях подошла к концу, а мы вспомним о
том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:
– Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и
детей. Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить
свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.
А и сильные, могучие богатыри
на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням
Землю Русскую
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнётся!
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава русской стороне!
И.М . Вот вам подарок от меня и моих богатырей: котелок с
вкусной богатырской кашей . (в керамическом горшочке лежат сладости).
Вед . Вот и подошли к концу наши с вами богатырские соревнования . Есть
кому защищать нашу прекрасную Родину.
9