Автор: Сулоева Ольга Сергеевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МДОУ детский сад 126 Населённый пункт: Ярославль Наименование материала: консультация для родителей Тема: Мелкая моторика у детей 2-3 лет и её развитие Раздел: дошкольное образование
«Мелкая моторика у детей 2-3 лет и ее развитие»
Мелкая моторика — это высококоординированная деятельность, которой наш
мозг управляет особо точно. Обучиться таким тонким движениям совсем нелегко,
об этом знает любой взрослый, который с нуля начинал заниматься плетением
вологодского кружева или пайкой микросхем. Что уж говорить о малыше, который
за
первый
свой
годик
должен
был
освоить
целый
пласт
новых
умений.
Перевороты,
ползанье,
стояние
и,
наконец,
ходьба. Основа
заложена,
пора
заняться
кропотливыми
действиями.
Обучившись
делать
«ладушки»
и
перекладывать из руки в руку предметы, годовасы вовсю тренируют пинцетный
захват,
подбирая
каждую
крошку,
упавшую
с
кухонного
стола,
разрывают
в
мельчайшие клочья любую попавшуюся на глаза бумажку. Еще 365 дней малыш
тренируется,
чтобы
его
движения
становились
все
более
точными,
чтобы
полученный результат максимально был близок к желаемому–неустанно, иногда
даже неусыпно. Родители, правда, считают, что он просто играется. К двум годам
исследователь уже поднаторел во многом. Выбирая игрушку из ряда других –
берет ту, на которую нацеливался; может построить из кубиков дом, подправить
то, что не понравилось; кладет элемент сортера в соответствующую ему дырочку;
кушает (с разной степенью аккуратности) ложечкой, некоторые родители даже
доверяют маленькому гурману пользоваться взрослыми столовыми приборами –
вилкой и ножом. Многие детки лихо управляются с деревянными вкладышами,
крупными деталями паззлов, конструкторами. Помощь родителей на этом этапе, в
основном, должна проявиться в том, чтобы предоставить своему сокровищу как
можно
большую
свободу
в
изучении
предметов
различных
форм,
текстур
и
размеров. Арсенал навыков естественно растет и сам по себе, но родители могут
сделать и собственный вклад в развитие мелкой моторики у детей.
1. Гимнастика и игры для пальчиков – в сопровождении стишков и потешек.
Это самая недорогая и одна из самых древних возможностей развивать своего
ребенка. Простые движения пальцами, ладонями, сжимание-разжимание кулачков
— отличные упражнения для развития мелкой моторики детей 2-3 лет. Не знаете
текстов? Придумайте сами! Малышу будет приятно и полезно в любом случае.
2. Игрушки из домашнего хозяйства.
Детям будто медом помазано в отцовском ящике с инструментами, в маминой
коробке с рукодельем, не говоря о кухне. Стоит взять этот исследовательский пыл
под
контроль,
а
не
ограничивать.
Чайная
ложечка
и
изюминки могут
стать
настоящим экскаватором, а крышка от кабачковой икры самосвалом – и помочь
освоить точные движения кисти. Прищепки – это просто кладезь возможностей!
Их можно соединять в кольцо, делать из них гирлянду или бусы, можно собрать из
прищепок
даже
собачку.
И
подобных
удивительных
предметов
в
квартире
огромное количество. Главное, помнить о технике безопасности.
3. Прокалывание дырочек и нанизывание.
Это отдельная, очень интересная и многогранная игра. Ведь нанизывать можно
почти все. Те же прищепки – на бельевую веревку, бусинки – на леску, ягоды
рябины или шиповника, принесенные из леса, макарошки, изюм и курагу, взятые
на кухне – на ниточку. Взрослые могут предложить игру на любой вкус: подобрать
цвет, подобрать размер, чередовать большие «рожки» и маленькие «звездочки»,
перемежать оранжевые пластиковые бусины синими деревянными. В процессе
такой игры малыш не только учится согласовывать свои движения, развивая
мелкую моторику, но и получает данные о форме, размере, сочетании вещей,
возможностях небанального использования привычных предметов.
4. Рисование
Если вы пока не сделали ремонт в какой-нибудь комнате – используйте эту
возможность
по
полной
программе.
Дайте
ребенку
предметы
для
рисования.
Пусть он ощутить всю прелесть от «праздника непослушания»! Одновременно
малыш будет осваивать правильный захват карандаша, фломастера или мелка, а
заодно удовлетворит страстное желание всех начинающих художников – рисовать
на стенах. Рисовать можно и в менее экстремальной манере: на асфальте мелками,
на бумаге — чем угодно. Можно купить или сделать самим трафареты разных
форм, обводить их или заляпывать пустое место краской.
5. Игра в «утюжок».
Своеобразный массаж ручек: вместе с деткой сначала смять бумажные листы, а
затем разглаживать, будто утюжить. Для маленьких ладошек здесь много дела:
сжимать, мять, гладить, распрямлять. А если еще устроить соревнование кто
быстрее?! Ненавязчивое и веселое занятие по развитию мелкой моторики у детей
2-3 лет!
6. Лепка
Неважно, пластилин, глина или тесто – мягкие и пластичные, эти материалы легко
поддаются надавливанию, легко формируются, но при этом требуется немалая
ловкость, чтобы придать им нужную форму. Это друзья, с которыми малышу не
будет скучно, но сначала придется постараться найти с ними общий язык.
7. Развивающие игрушки
Сегодняшним
деткам
можно
позавидовать.
Ассортимент
всяких
шнуровок,
сортеров, штампиков, мозаик и конструкторов самого разного размера (важно: чем
младше возраст – тем крупнее детали!)- огромен. Кто-то предпочтет деревянные
игрушки, кому-то по душе – пластмасса. По большому счету самое главное –
качество и безопасность, а так все это – верные помощники неравнодушного и
любящего
родителя,
который
дает
возможность
своему
ребенку
развиваться
максимально полно. Мелкая моторика рук – важная часть подготовки малыша к
школе, этой значимой части его жизни, где письмо и рисование имеют большое
значение.
А
также
элемент
речевого
развития.
И
об
этом
важно
помнить,
поскольку, чем лучше человечек сможет рассказать о своих нуждах и требованиях
окружающим, тем лучше будет понят и принят в ясельках, в саду, а потом – в
начальных классах.
Автор учитель-логопед Сулоева О. С.