Напоминание

"Инновационные подходы в работе с дошкольниками"


Автор: Пикулина Любовь Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Петровский детский сад № 5"
Населённый пункт: п. Петровский, Гаврилово-Посадский район, Ивановская область
Наименование материала: статья
Тема: "Инновационные подходы в работе с дошкольниками"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Инновационные подходы в работе с дошкольниками»

Из опыта работы воспитателя Л.П. Пикулиной, МБДОУ «Петровский

детский сад № 5», п. Петровский, Ивановская область
« В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат». В.А. Сухомлинский
Актуальность опыта
Переход к новым образовательным стандартам сопровождается усилением внимания  к использованию в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;  к построению образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;  к возможности выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения. Это подтверждают и результаты психолого-педагогических исследований последних десятилетий, которые убедительно доказали, что развитие способностей и творческого потенциала дошкольников не может быть эффективно осуществлено в рамках традиционного обучения.
Ведущая идея
Основной акцент в образовательном процессе делается не на то,
что
изучать, а на то,
как
изучать. Если ребёнку предоставляется возможность свободно распоряжаться временем и пространством, не торопясь с выполнением задания и не перескакивая с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научится применять свои открытия в практической деятельности. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предложения, глубоко вникать в сущность проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию мышления.
Основной

целью
моей деятельности является рациональный выбор методов и формы обучения.
Теоретическая база опыта
В настоящее время проблемы разработки инновационных подходов к организации учебно-воспитательного процесса для дошкольников являются
одними из наиболее актуальных в современной отечественной педагогике. Они напрямую связаны с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, требующего активного формирования интеллектуальных ресурсов общества, и, следовательно, организации целенаправленного образования детей с ярко выраженными способностями в той или иной области знаний. Ведущими и основными являются методы творческого характера (проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные) в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы, имеющие высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствующие уровню познавательной активности и интересов детей. Большие возможности познавательного развития содержит
предметно-

пространственная развивающая среда.
С одной стороны, в силу высокой познавательной активности дошкольников она выступает для них как источник саморазвития и самообразования, с другой стороны - это возможность реализации приобретённых на занятиях способов деятельности, эмоционального проживания различных знакомых содержаний. Следует отметить, что предметная развивающая среда для детей должна соответствовать как общевозрастным, так и их специальным способностям, быть представлена рядом специфических особенностей: усложненность и большое разнообразие игр, наличие альбомов и книг для рассматривания и чтения, в том числе познавательного характера; обеспечение материалами для экспериментирования (глина, ножницы, клей, бумага, природный и бросовый материал) и т.д. Традиционная педагогическая стратегия - от знаний к проблеме – не даёт возможности выработать умения и навыки самостоятельного научного поиска, поскольку для усвоения даются его готовые результаты. Следовательно, от педагога требуется не сообщать знания в готовом виде, а ставить перед детьми проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. При этом образовательный процесс строится вокруг ребёнка, вся работа организуется в малых группах. Роль взрослого сводится к наблюдению, поддержке - не более. Результатом проведения занятий с использованием
проблемно-поисковой

технологии
становится не просто более качественное усвоение знаний, но также мощное развитие интеллекта, творческих способностей детей, так как она предполагает постоянную включенность в познавательную ситуацию и внутренний поиск, принципиально иную организацию мышления как активного процесса
осмысления и переработки информации, приводящего к озарениям, находкам, собственным открытиям. Как показывает практика, наиболее эффективным методом взаимодействия педагога с ребёнком являются
индивидуальные занятия
с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. При организации индивидуальной работы педагог знает склонности ребенка (гуманитарные, математические, естественно-научные, музыкальные и т.д.), психические особенности; разрабатывает систему продуктивных заданий с соответствующей степенью сложности, определяет темы консультаций с родителями по наиболее сложным вопросам; выбирает форму отчёта ребёнка по осваиваемой теме (тесты, вопросы и т.д.) за определённые промежутки времени и т.д.
Проектная

деятельность
- одна из технологий во спит ания мотивированных детей. Дошкольники, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы и принимают участие в экспериментах, исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, «не потеряться», самоутвердиться, ощутить радость успеха. Занимаясь проектной деятельностью, дети развивают самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные ситуации, ребята получают ценный опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед ними. Это требует от них самостоятельного использования ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных. Воспитатель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе. Одним из направлений деятельности детского сада является внедрение ИКТ в повседневную практику. Можно использовать
информационные

технологии
разными способами: 1.Проведение
медиа-занятий
. НОД, отвечающая современным требованиям, не может обойтись без использования ИКТ, что приводит к новым формам работы воспитателей с детьми, например использование
обучающих

и

развивающих интерактивных игр
в различных видах деятельности. 2.Организация и участие в
интернет-викторинах

и

конкурсах
п о интересам. Участвовать в таких мероприятиях может любой ребенок. Детей нужно знакомить с раннего возраста с информационными и компьютерными технологиями, потому что наше будущее станет их
настоящим, они с раннего возраста быстрее осваивают компьютер. Просто делать это нужно с трезвым взглядом на вещи: внимательно следить за тем, чтобы компьютер и Интернет не заменили реальную жизнь.
Реализация инновационного опыта
Главный принцип работы с детьми, с моей точки зрения, должен строиться не на принципе «Делай как я; повтори за мной», а на принципе «Как ты думаешь, почему так?» В этом году я начала пробовать новую форму занятия для детей - «занятие без воспитателя» (об этой форме я узнала из интернет-ресурсов). Надо отметить, что меня к ней подтолкнул один из воспитанников. Однажды, увидев задание в тетради, он сказал: «А я знаю, что надо делать». Он принялся выполнять задание, не дожидаясь моих объяснений. Увидев, сколько у мальчика желания сделать самостоятельно это задание так, как он это понял, я осознала, что именно таких заданий и игр ему не хватает, где бы он мог проявить способность самостоятельно, без подсказки взрослого, проанализировать проблему по вводным данным, принять решение, основываясь на полученных ранее знаниях. Я разработала серию заданий по принципу «Что? Зачем? Как? Результат» (игры, важнейшими элементами которой является обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий). Одно из таких занятий было открытым для педагогов ДОУ. Занятие включало несколько заданий, решая которые и получая за правильные ответы карточки-числа ребята в итоге смогли бы «познакомить Чебурашку с цифрами». Как выполнить то или иное задание, не объяснялось. Ребята должны были найти решение самостоятельно. Конечно, что-то вызвало большие трудности, что-то - меньшие. Но в итоге ребята справились. Несмотря на некоторые недочеты занятия в такой форме, прежде всего было интересно наблюдать за детьми. Не все справились с поставленной задачей. Благодаря нестандартным заданиям я смогла продиагностировать ребят на способность к самостоятельному принятию решений. Была хорошо видна индивидуальность детей: кто в группе лидирует, дает много интересных версий и идей; кто отмалчивается, кто не может «протолкнуть» свою идею в силу индивидуальных особенностей; кто предлагает идею, но отходит в сторону, не воплощая ее, лишь наблюдая за тем, как это делают другие и так далее.
Одна из самых больших проблем, замеченных нами, - это проблема общения детей. Часто они не слышали друг друга, не слышали предлагаемых хороших идей. Дети пытались индивидуально решить задачу, не опираясь на помощь товарища. Эгоцентризм, неумение работать в команде - это одна из особенностей дошкольников. И все-таки такие занятия в игровой форме необходимы для развития способностей ребят, так как смогут не только развивать их неординарные способности, но и помогут им адаптироваться в социуме, научат (пусть и не сразу) работать в команде, слушать и слышать чужое мнение.
Самоанализ результатов
Хочется сделать вывод: рационально выбирая методы и формы обучения детей, я рассматриваю их как поисковое «поле» ребенка, в котором он ставит собственные цели, выбирает средства и способы её достижения, делает собственные умозаключения, личные открытия. Такие методы и формы работы привлекает детей, дают им творческую энергию, пробуждают интерес, желание что-то изменить, сделать своими руками, являются своеобразной формой самообразования ребенка, источником его индивидуальных знаний, способствуют накоплению социального опыта. А работа педагога с детьми в таких формах, является для него своеобразным экзаменом в профессиональном, личностном и даже в духовно-нравственном плане. В случае успеха она принесет ни с чем несравнимые положительные эмоциональные переживания, в случае неудачи – горечь поражения. Но в обоих случаях такая работа дает возможность педагогу пересмотреть свои взгляды на то, что ещё сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной, пережить «точку роста» и двигаться вперед на пути профессионального и личностного становления.


В раздел образования