Работа социального педагога с неблагополучной семьей
Автор: Кононова Елена Игоревна Должность: социальный педагог Учебное заведение: МБОУ "СОШ №2" п. Пурпе Населённый пункт: Пуровский район ЯНАО Наименование материала: Статья Тема: Работа социального педагога с неблагополучной семьей Раздел: среднее образование
1
Работа социального педагога с неблагополучной семьей
Социальный
педагог -
это
педагог,
исследующий
социальное
воспитание
в
контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий
людей, осуществляемое как в организациях специально созданных для этого, так и в
организациях,
для
которых
воспитание
не
является
основной
функцией
(например,
предприятия).
Цель его работы- создание благоприятных условий для личностного развития
ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание
ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его
жизненном пространстве. Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и
взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном
общении с ребёнком или его окружением.
Он проводит социальную диагностику семей, составляет программу помощи семье,
просвещает родителей в вопросах воспитания детей.
Социальный
педагог
по
своему
профессиональному
назначению
стремится
по
возможности
предотвратить
проблему,
своевременно
выявить
и
устранить
причины,
порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных
явлений (социального, физического, социального и т. п. плана). Социальный педагог не
ждет, когда к нему обратятся за помощью. В этической форме он сам «выходит» на
контакт с семьей.
Объектом воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые
члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.
Деятельность
социального
педагога
с
семьей
включает
три
основных
составляющих социально – педагогической помощи: образовательную, психологическую
и посредническую.
Образовательная составляющая
включает
в
себя
два
направления
деятельности
социального педагога: помощь в обучении и воспитании.
Помощь
в
обучении направлена
на
предотвращение
возникающих
семейных
проблем и формирование педагогической культуры родителей.
Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с
родителями – путем их консультирования, а так же с ребенком посредством создания
специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье
в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.
2
Психологическаясоставляющая социально – педагогической помощи включает в
себя 2 компонента: социально – психологическую поддержку и коррекцию.
Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период
кратковременного кризиса.
Коррекция
межличностных отношений
происходит,
в
основном,
когда
в
семье
существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно –
психического
и
физического
состояния.
До
недавнего
времени
этому
явлению
не
уделялось
должного
внимания.
К
такому
виду
насилия
относится
запугивание,
оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.
Посреднический компонент социально – педагогической помощи включает в себя
три составляющие: помощь в организации, координации и информирование.
Помощь
в
организации направлена
на
организацию
семейного
досуга,
включающую в себя: организацию летнего отдыха, организацию каникулярного времени.
Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб
по
совместному
разрешению
проблемы
конкретной
семьи
и
положения
конкретного
ребенка.
Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по
вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования.
Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях:
Советник -
информирует
семью
о
важности
и
возможности
взаимодействия
родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы
по воспитанию детей.
Консультант – консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам
межличностного
взаимодействия
в
семье;
информирует
о
существующих
методах
воспитания,
ориентированных
на
конкретную
семью;
разъясняет
родителям
способы
создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.
Защитник – защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с
полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к
детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания,
человеческого отношения родителей к детям.
Формы
социально
–
педагогической
помощи
семье.
Одна
из
форм
работы
социального педагога с семьей - социальный патронаж, представляющая собой посещение
семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно – реабилитационными
целями,
позволяющая
установить
и
поддерживать
длительные
связи
с
семьей,
своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.
3
Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Что
позволяет
выявить
больше
информации,
чем
лежит
на
поверхности.
Проведение
патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения
семьи,
добровольности
принятия
помощи,
конфиденциальности,
поэтому
следует
находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях.
Патронаж может проводиться со следующими целями:
- диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов
риска
(медицинских,
социальных,
бытовых),
исследование
сложившихся
проблемных
ситуаций;
- контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с
семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями
рекомендаций и пр.;
-
адаптационно
–
реабилитационные:
оказание
конкретной
образовательной,
посреднической, психологической помощи.
Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего
асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой-то мере дисциплинирует
их,
а
так
же
позволяет
своевременно
выявлять
и
противодействовать
возникающим
кризисным ситуациям.
Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности социального
педагога, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей.
Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи
практически
здоровым
людям,
испытывающим
затруднения
при
решении
жизненных
задач.
Еще
одна
форма
работы
социального
педагога
с
семьей,
это социально
–
педагогический мониторинг семьи– это научно обоснованная система периодического
сбора,
обобщения
и
анализа
социально
–
педагогической
информации
о
процессах,
протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.
Основные
принципы
мониторинга:
полнота,
достоверность,
системность
информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация;
сопоставимость
получаемых
данных,
которая
обеспечивается
единством
избранных
позиций
при
сборе
и
анализе
информации;
сочетание
обобщающих
и
дифференцированных оценок и выводов.
С у щ н о с т ь
с о ц и а л ь н о
–
п е д а г о г и ч е с ко г о
м о н и т о р и н г а
с е м ь и
состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях
семейной
жизни,
как
носящих
естественный
характер
(информация,
предлагаемая
4
членами
семьи
по
собственной
инициативе;
непосредственное
и
опосредованное
наблюдение, сочинения и графические работы детей о семье и т. д.), так и полученных в
ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных
оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей
внутрисемейных отношений и т. д.).
Важную роль в осуществлении социально педагогического мониторинга играет
умение
социального
педагога
систематизировать
сбор
информации
и
полученные
результаты. Способов систематизации может быть несколько. Рассмотрим один из них.
Поскольку
семья
–
это
сложная
система,
социальный
педагог
принимает
во
внимание подсистемы внутри семьи, отношения между индивидами и подсистемами.
Родительская
подсистема (мать
-
отец).
Социальный
педагог
концентрирует
внимание
на
взаимодействии
брачной
пары
в
качестве
родителей
ребенка
(детей),
принятые в семье нормы взаимоотношений: мать – дети, отец – дети, стиль родительского
отношения.
Воспитательный
потенциал
семьи
во
многом
определяется
содержанием
и
характером функционирования родительской подсистемы. Ошибки, которые допускают
родители, их искаженные ценностные установки, противоречия в системах требований и
влияние семьи на ребенка.
Подсистема «братья - сестры». Социальный педагог концентрирует внимание на
отношениях детей, особенностях социальной роли каждым ребенком, установившемся в
семье разделении обязанностей между братьями – сестрами.
Отношения между детьми в семье – незаменимый опыт общения и взаимодействия
длительного
характера,
когда
обязательны
распределение
обязанностей,
терпимость,
умение разрешать и предупреждать конфликты, делить проявляемую по отношению к ним
заботу и внимание взрослых, и многое другое. Для большинства детей данные отношения
на длительный период приобретают характер наиболее значимых.
Подсистема
«родители
-
дети». Социальный
педагог
стремится
определить
специфические
черты
взаимодействия
между
родителями
и
детьми,
границы
власти,
свободы и ответственности, ставшие нормой.
Социально – педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если она
будет основана на комплексном подходе. Он предполагает изучение и использование
данных
демографии
(изучение
рождаемости),
социологии
и
социальной
психологии
(исследование и анализ удовлетворенности браком и семейными отношениями, причин
семейных конфликтов), педагогики (воспитательная функция семьи); права; экономики
5
(бюджет
семьи);
этнографии
(быт,
культурные
особенности);
истории
и
философии
(исторические формы семьи, брака, проблемы семейного счастья, долга); религии.