"Специфика и потенциал взаимодействия рынков труда и систем профессионального образования в Свердловской области"
Автор: Смолина Елена Викторовна Должность: преподаватель математики Учебное заведение: ГАПОУ СО "ТИПУ "Кулинар" Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область Наименование материала: статья Тема: "Специфика и потенциал взаимодействия рынков труда и систем профессионального образования в Свердловской области" Раздел: среднее профессиональное
Специфика и потенциал взаимодействия рынков труда и систем
профессионального образования в Свердловской области.
В
СССР
была
плановая
экономика.
Многие
СПТУ
были
связаны
с
конкретными
промышленными предприятиями, список профессий по которым готовили ПТУ достигал
1 400
наименований.
При
сокращении
потребности
в
работниках
данных
специальностей, училища закрывали. И наоборот, плановая система в профессиональном
образовании гарантировала трудоустройство специалистов, например, создавалось какое-
нибудь предприятие в отдаленных районах СССР или было массовое переобучение
кадров.
Сейчас в России экономика рыночная и есть проблема депрофессионализации трудовых
ресурсов.
Изменилась
система
профессионального
образования
в
регионах:
введен
новый,
интегрированный
перечень
профессий
(
более
чем
280).
В
основном,
это
профессии сектора услуг, транспорта, питания и торговли. Появились новые профессии
социальных
работников,
организаторов
малого
бизнеса,
дизайнеров.
Меньше
стало
профессий
промышленности
и
строительства.
Разработаны
государственные
образовательные
стандарты
начального
профессионального
образования,
базисные
учебные планы, усилилась преемственность образовательных программ этого уровня с
программами
среднего
профессионального
образования.
И,
конечно
же,
изменились
специфика
и
потенциал
взаимодействия
рынков
труда
и
систем
профессионального
образования в регионах.
Постановлением правительства Свердловской области от 22.12.05 № 1107-ПП в ред.
постановления Правительства Свердловской области от 05.10.2009 N 1152-ПП) принят
областной
компонент
ГОС
начального
и
среднего
образования.
Региональный
(областной)
компонент
государственных
образовательных
стандартов
начального
и
среднего профессионального образования устанавливает дополнительные требования к
содержанию
образовательных
программ
и
уровню
подготовки
специалистов
в
государственных
учреждениях,
находящихся
в
ведении
Свердловской
области
и
реализующих программы начального и среднего профессионального образования.
Основным понятием, необходимым для развития и улучшения начального и среднего
профессионального образования в Свердловской области является "компетенция".
Задачами
регионального
(областного)
компонента
государственных
образовательных
стандартов, для организации взаимодействия рынков труда и учреждений начального и
среднего профессионального образования являются:
-
привлечение
работодателей,
их
ассоциаций
(объединений)
к
системе
контроля
образовательных
достижений
обучающихся
(выпускников),
фиксируемых
в
региональном сертификате установленного образца;
-
мотивирование
образовательных
учреждений
к
развитию
содержания
профессионального
образования
с
учетом
тенденций
изменения
производственно-
экономической сферы в Свердловской области;
-
мотивирование
потенциальных
работодателей
к
инвестиционной
деятельности,
направленной
на
развитие
системы
начального
и
среднего
профессионального
образования Свердловской области;
-
обеспечение
нормативных
и
содержательных
оснований
мониторинга
профессионального становления личности обучающегося;
В
основу
регионального
(областного)
компонента
государственных
образовательных
стандартов начального и среднего профессионального образования положены принципы:
-
максимально
полный
учет
современных
требований
работодателей
к
квалифицированному специалисту;
-
принцип
непрерывности
образования
на
основе
преемственности
стандартов,
доступности освоения профессиональных образовательных программ различного уровня
и
направленности,
гибкости
и
вариативности
профессиональных
образовательных
программ, направленности содержания подготовки работника к решению социальных
проблем общества;
- принцип интеграции, предполагающей сопряженность компетенций различного уровня,
разработку
многоуровневых
образовательных
программ
начального
и
среднего
профессионального образования;
Эти
и
другие
принципы
стандартизации
в
системе
начального
и
среднего
профессионального образования Свердловской области обеспечивают не только качество
образования, но и взаимодействие с рынком труда.
Стоит ли работодателю надеяться на профтехучилища, почему предложение
несоизмеримо отстает от спроса, а сами образовательные программы и стандарты
не
дают учащемуся необходимых знаний, умений и навыков? Почему изменения учебных
программ отстают от условий рынка? Почему из-за негибких учебных программ студент
не может учить только то, что он хочет?
Сегодня большинство сотрудников торговли и общепита работают без
соответствующего
образования.
Некоторые
торговые
сети
(«Купец»,
«Звездный»,
«Мегамарт»,
«Сушкоф»,
«Макдональдс»
и
др.)
создают
собственные
корпоративные
учебные центры и готовят работников с нуля. Причем 3-4-недельные корпоративные
курсы для них намного эффективнее, чем обучение (часто на устаревшей технике и по
устаревшим программам) в профессиональных образовательных учреждениях.
В статье «Профобразование. Учебным стандартам – достойную смену» ( «Деловой
квартал») Алексей Подоляко, исполнительный директор НП «Альянс» пишет: «Выпуск-
ники училищ и техникумов нередко не владеют самыми необходимыми компетенциями,
умениями и навыками, в образовательных программах отсутствуют, например, модули
«Продажи», «Клиентоориентированность», слаб и малоэффективен модуль «Практики».
И пока статус стандартов как догм будет непререкаем, о выпускниках, соответствующих
нуждам работодателей, остается только мечтать. А в итоге падает и ценность самого
профессионального
образования.
Нельзя
сказать,
что
все
училища
и
техникумы
однозначно плохо учат. Скажем, училищу «Кулинар» нынешние стандарты не мешают
готовить специалистов — у работодателей выпускники учебного заведения пользуются
высоким спросом. Но в целом качество не поставлено на поток. Система не заточена на
результат, на те главные знания, умения и навыки, которые важны для работодателя. К
т о м у
ж е
и с к л ю ч е н и я
л и ш ь
п о д т в е р ж д а ю т
п р а в и л о .
А мы за то, чтобы профобразование развивалось и процветало благодаря стандартам, а не
вопреки им! И если стандарты перестали соответствовать реалиям жизни — пора их
менять, это очевидно».
Мне кажется, что затронутые проблемы относятся не только к государственным
образовательным стандартам начального и среднего профессионального образования. По
сравнению
с
системой
профессионального
образования
США,
в
России
слишком
длительное
обучение.
Позднее
начало
трудовой
деятельности
делает
человека
инфантильным. Я бы предложила начинать карьеру раньше, до получения диплома об
образовании.
Но
нет
государственного
механизма
распределения
специалистов
по
рабочим местам.
В нашем техникуме договариваются о практике в престижных кафе, ресторанах
(это заслуга нашего заведения и мастеров, прикрепленных к группам). Мастер постоянно
помогает,
контролирует
и
учит
практикантов.
Потенциал
взаимодействия
огромен.
Работодатели видят наших молодых специалистов, помогают в их обучении, приглашают
на работу.
Администрация нашего техникума тоже идет в ногу со временем. После
опроса родителей наших обучающихся, были предложены дополнительные курсы для
обучающихся. Особенно родители настаивали на изучении блюд японской и итальянской
кухни. Наши высококлассные специалисты проводят соответствующие мастер классы. Я
считаю,
что
человек
постоянно
должен
учиться,
даже
работающий
человек
может
повышать
свой
уровень,
например,
изучать
национальную
кухню
или
готовить
и
оформлять банкетные блюда. Мы повышаем качество образования, взаимодействуем с
рынком труда опираясь на мнение работодателей и учитывая спрос.
Говоря
о
специфике
взаимодействия
рынков
труда
и
систем
профессионального
образования
в
нашем
регионе,
который
является
промышленным,
можно
вспомнить
цитату Шавалиева А.Н.: «Давайте создавать профессиональные стандарты и менять на их
основе содержание образовательных стандартов!»