Напоминание

"Специфика и потенциал взаимодействия рынков труда и систем профессионального образования в Свердловской области"


Автор: Смолина Елена Викторовна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: ГАПОУ СО "ТИПУ "Кулинар"
Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Специфика и потенциал взаимодействия рынков труда и систем профессионального образования в Свердловской области"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Специфика и потенциал взаимодействия рынков труда и систем

профессионального образования в Свердловской области.
В СССР была плановая экономика. Многие СПТУ были связаны с конкретными промышленными предприятиями, список профессий по которым готовили ПТУ достигал 1 400 наименований. При сокращении потребности в работниках данных специальностей, училища закрывали. И наоборот, плановая система в профессиональном образовании гарантировала трудоустройство специалистов, например, создавалось какое- нибудь предприятие в отдаленных районах СССР или было массовое переобучение кадров. Сейчас в России экономика рыночная и есть проблема депрофессионализации трудовых ресурсов. Изменилась система профессионального образования в регионах: введен новый, интегрированный перечень профессий ( более чем 280). В основном, это профессии сектора услуг, транспорта, питания и торговли. Появились новые профессии социальных работников, организаторов малого бизнеса, дизайнеров. Меньше стало профессий промышленности и строительства. Разработаны государственные образовательные стандарты начального профессионального образования, базисные учебные планы, усилилась преемственность образовательных программ этого уровня с программами среднего профессионального образования. И, конечно же, изменились специфика и потенциал взаимодействия рынков труда и систем профессионального образования в регионах. Постановлением правительства Свердловской области от 22.12.05 № 1107-ПП в ред. постановления Правительства Свердловской области от 05.10.2009 N 1152-ПП) принят областной компонент ГОС начального и среднего образования. Региональный (областной) компонент государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования устанавливает дополнительные требования к содержанию образовательных программ и уровню подготовки специалистов в государственных учреждениях, находящихся в ведении Свердловской области и реализующих программы начального и среднего профессионального образования. Основным понятием, необходимым для развития и улучшения начального и среднего профессионального образования в Свердловской области является "компетенция". Задачами регионального (областного) компонента государственных образовательных стандартов, для организации взаимодействия рынков труда и учреждений начального и среднего профессионального образования являются: - привлечение работодателей, их ассоциаций (объединений) к системе контроля образовательных достижений обучающихся (выпускников), фиксируемых в региональном сертификате установленного образца;
- мотивирование образовательных учреждений к развитию содержания профессионального образования с учетом тенденций изменения производственно- экономической сферы в Свердловской области; - мотивирование потенциальных работодателей к инвестиционной деятельности, направленной на развитие системы начального и среднего профессионального образования Свердловской области; - обеспечение нормативных и содержательных оснований мониторинга профессионального становления личности обучающегося; В основу регионального (областного) компонента государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования положены принципы: - максимально полный учет современных требований работодателей к квалифицированному специалисту; - принцип непрерывности образования на основе преемственности стандартов, доступности освоения профессиональных образовательных программ различного уровня и направленности, гибкости и вариативности профессиональных образовательных программ, направленности содержания подготовки работника к решению социальных проблем общества; - принцип интеграции, предполагающей сопряженность компетенций различного уровня, разработку многоуровневых образовательных программ начального и среднего профессионального образования; Эти и другие принципы стандартизации в системе начального и среднего профессионального образования Свердловской области обеспечивают не только качество образования, но и взаимодействие с рынком труда. Стоит ли работодателю надеяться на профтехучилища, почему предложение несоизмеримо отстает от спроса, а сами образовательные программы и стандарты не дают учащемуся необходимых знаний, умений и навыков? Почему изменения учебных программ отстают от условий рынка? Почему из-за негибких учебных программ студент не может учить только то, что он хочет? Сегодня большинство сотрудников торговли и общепита работают без соответствующего образования. Некоторые торговые сети («Купец», «Звездный», «Мегамарт», «Сушкоф», «Макдональдс» и др.) создают собственные корпоративные учебные центры и готовят работников с нуля. Причем 3-4-недельные корпоративные курсы для них намного эффективнее, чем обучение (часто на устаревшей технике и по устаревшим программам) в профессиональных образовательных учреждениях.
В статье «Профобразование. Учебным стандартам – достойную смену» ( «Деловой квартал») Алексей Подоляко, исполнительный директор НП «Альянс» пишет: «Выпуск- ники училищ и техникумов нередко не владеют самыми необходимыми компетенциями, умениями и навыками, в образовательных программах отсутствуют, например, модули «Продажи», «Клиентоориентированность», слаб и малоэффективен модуль «Практики». И пока статус стандартов как догм будет непререкаем, о выпускниках, соответствующих нуждам работодателей, остается только мечтать. А в итоге падает и ценность самого профессионального образования. Нельзя сказать, что все училища и техникумы однозначно плохо учат. Скажем, училищу «Кулинар» нынешние стандарты не мешают готовить специалистов — у работодателей выпускники учебного заведения пользуются высоким спросом. Но в целом качество не поставлено на поток. Система не заточена на результат, на те главные знания, умения и навыки, которые важны для работодателя. К т о м у ж е и с к л ю ч е н и я л и ш ь п о д т в е р ж д а ю т п р а в и л о . А мы за то, чтобы профобразование развивалось и процветало благодаря стандартам, а не вопреки им! И если стандарты перестали соответствовать реалиям жизни — пора их менять, это очевидно». Мне кажется, что затронутые проблемы относятся не только к государственным образовательным стандартам начального и среднего профессионального образования. По сравнению с системой профессионального образования США, в России слишком длительное обучение. Позднее начало трудовой деятельности делает человека инфантильным. Я бы предложила начинать карьеру раньше, до получения диплома об образовании. Но нет государственного механизма распределения специалистов по рабочим местам. В нашем техникуме договариваются о практике в престижных кафе, ресторанах (это заслуга нашего заведения и мастеров, прикрепленных к группам). Мастер постоянно помогает, контролирует и учит практикантов. Потенциал взаимодействия огромен. Работодатели видят наших молодых специалистов, помогают в их обучении, приглашают на работу. Администрация нашего техникума тоже идет в ногу со временем. После опроса родителей наших обучающихся, были предложены дополнительные курсы для обучающихся. Особенно родители настаивали на изучении блюд японской и итальянской кухни. Наши высококлассные специалисты проводят соответствующие мастер классы. Я считаю, что человек постоянно должен учиться, даже работающий человек может повышать свой уровень, например, изучать национальную кухню или готовить и оформлять банкетные блюда. Мы повышаем качество образования, взаимодействуем с рынком труда опираясь на мнение работодателей и учитывая спрос. Говоря о специфике взаимодействия рынков труда и систем профессионального образования в нашем регионе, который является промышленным, можно вспомнить цитату Шавалиева А.Н.: «Давайте создавать профессиональные стандарты и менять на их основе содержание образовательных стандартов!»


В раздел образования