Напоминание

Совершенствование волевого процесса у дошкольников в игровой деятельности в практике работы ДОО


Автор: Викулина Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №125"
Населённый пункт: г.Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Совершенствование волевого процесса у дошкольников в игровой деятельности в практике работы ДОО
Раздел: дошкольное образование





Назад





Совершенствование волевого процесса у дошкольников в игровой

деятельности в практике работы ДОО
Викулина Ирина Александровна, воспитатель МБ ДОУ«Детский сад №125» ,г.Новокузнецк Современная ситуация в России выявила целый ряд проблем связанных с новым пониманием роли и места человека в обществе. Российское общество нуждается в творческих, целеустремленных, мыслящих людях способных адаптироваться к постоянно меняющейся среде, а также обеспечивающих свое собственное личностное развитие. Уже в дошкольные годы ребенок учится преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты, совершать усилия воли. Современному ребенку необходимо уметь общаться друг с другом в процессе различных видов деятельности, принимать собственные решения в ситуации выбора, доводить дело до конца, проявлять при этом волевые усилия, настойчивость. Волевая деятельность состоит из определенных волевых действий, которые подразделяют на простые и сложные. К простым относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться. Для простого волевого действия характерно то, что выбор цели, принятие решения на выполнение действия определенным способом осуществляются без борьбы мотивов . В сложном волевом действии выделяют следующие этапы: 1) осознание цели и стремление достичь ее; 2) осознание ряда возможностей достижения цели; 3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности; 1
4) борьба мотивов и выбор; 5) принятие одной из возможностей в качестве решения; 6) осуществление принятого решения. Определяя целеустремленность и настойчивость, как умение ребенка принимать цель взрослого или ставить ее самому, планировать основные этапы работы, доводить дело до конца. Необходимо учитывать своеобразие планирования индивидуальной и коллективной деятельности детей. В индивидуальной деятельности ребенку нужно продумать основные пути для реализации своей цели самостоятельно. При коллективной же деятельности он должен согласовать свой план с предложением сверстников, принять активное участие в совместном обсуждении выполнения общей цели. При организации индивидуальной деятельности, планировать ребенка учит педагог путем непосредственного включения в детскую деятельность, или путем создания определенных педагогических условий, способствующих планированию. В процессе совместной деятельности роль педагога изменяется. Он должен продумать систему вопросов, помогающих обсуждать выполнение этапов деятельности, представляя детям максимальную самостоятельность при разборе, эффективно используя знания и умения каждого ребенка группы. Для того чтобы ребенок оказался способным осуществить свою роль и общий сюжет, у него должны быть развиты оценка, самооценка, элементы самоконтроля, ответственность за выполнение дела, как в индивидуальной, так и общей игре в соответствии с классификацией игр детей дошкольного возраста ( по Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой) рисунок 1 2
рисунок 1 « Классификация игр детей дошкольного возраста » Работа по воспитанию целеустремленности – это длительный и сложный процесс, который наилучшим образом осуществляется в игре. Наибольший интерес для нас представляет игра как средство формирования волевых качеств, так как в играх у детей формируется способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться различным требованиям, проявлять упорство и настойчивость. Воспитательный потенциал игры и ее влияние на развитие детской личности особенно, ярко обнаруживают себя при тщательном изучении и использовании скрытых игровых механизмов. Вначале целеустремленность всецело зависит от заинтересованности, удовольствия, которое игра доставляет ребенку. При воспитании целеустремленности необходимо, прежде всего, учитывать индивидуальные особенности детей, обычно проявляющиеся в мотивах выбора темы игры (у одного – подражание на основе заинтересованности, у другого – 3
сознательный интерес и т.д.), в верности поставленной цели, в творческих поисках, в стремлении преодолении затруднений, умении согласовывать свой замысел с замыслами товарищей, а также отстоять свое предложение, в степени заинтересованности в игре, развитие воображения. В процессе игры у детей возникают три вида целей. 
Цель первая
— наиболее общая — наслаждение, удовольствие от игры. Ее можно выразить двумя словами: «Хочу играть!»
Вторая цель
— это и есть собственно игровая задача, т.е. задача, связанная с выполнением правил, разыгрыванием сюжета, роли. Она существует в виде требования «надо»: «Надо играть так, а не иначе!» 
Третья

цель
непосредственно связана с процессом выполнения игровой задачи, что по сути своей составляет творчество и одновременно выдвигает третий постулат — «Могу!» С помощью такой трехступенчатой мотивации «хочу! — надо! — могу!» игра становится средством перевода требований, предъявляемых к ребенку взрослыми, в требования, которые ребенок предъявляет сам себе. Это и составляет основной механизм ее влияния на личность ребенка и процесс его самовоспитания. Посредником в процессе воспитания воли всегда является взрослый человек, он направляет и учит контролировать поведение. Для воспитания взрослым (воспитателям и родителям) необходимо: ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание в ее достижении; направлять, помогать в достижении цели; приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их; воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т.п. 4
учить ребенка планировать свои действия и доводить их до логического результата. спрашивать с ребенка результат работы, проверять, отмечать успехи (поощрять). В тех случаях, когда педагог сталкивается со стремлением ребенка к игре в одиночку (что свидетельствует о недостаточно развитой потребности в общении), не следует стремиться к налаживанию его контактов со многими сверстниками: шумные игры быстро утомляют таких детей. Имеет смысл вначале подобрать для такого ребенка лишь одного партнера, к которому бы он отнесся с симпатией, и только впоследствии осторожно расширять круг его общения. При преобладании у ребенка потребности в авторитарном руководстве игрой целесообразно использовать в качестве одного из педагогических приемов систематические длительные поручения ему заданий, имеющих общественную направленность: помощь коллективу, защита младших товарищей, помощь им и т. п. При этом важно учитывать его интересы и возможности. Успешное выполнение задания необходимо поощрить положительной оценкой в присутствии сверстников, подчеркивая при этом общественно полезный характер выполненной работы: «Своей работой ты помог всей группе». В таких условиях первоначальное стремление ребенка лишь к положительной оценке постепенно может смениться потребностью хорошо потрудиться для коллектива. Если трудности в отношениях ребенка со сверстниками вызваны преобладанием у него интересов, не связанных с игрой, их подавлять нецелесообразно: за такими интересами и стремлениями обычно лежат способности к другой деятельности, которые при неблагоприятных условиях не будут развиваться. Нужно поддержать эти стремления детей, максимально реализовать их способности, организовать эту деятельность и привлечь внимание сверстников к успехам этих детей. Особую роль в развитии воли у детей по всем перечисленным направлениям 5
выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Например: 
Связь

задания

с

потребностями

и

интересами

дошкольников
. Проявление дошкольниками волевой активности во многом определяется их интересом к заданию, поскольку «надо» еще не является основой мотивации их деятельности. Поэтому проявление ими упорства и настойчивости во многом зависит от того, насколько воспитателю удалось включить выполняемое задание в мотивационную сферу личности, сделать его значимым для них. 
Обозримость

дошкольником

цели,

разрешимость

задачи
для старшего дошкольника часто определяется тем, видит ли он, где конец задания. 
Открытость

целей
в наибольшей мере обеспечивается таким ограничением объема работы, которое создает возможность обозрения всего пути к цели. Обозначение каких-либо вех на этом пути, указание точной конечной цели при наличии промежуточных вех и четкое определение отдельных шагов к решению являются необходимыми условиями придании деятельности дошкольника целенаправленности. И наоборот, размытость границ видения, нечеткие задачи становится препятствием для ее решения. 
Сложность задания должна быть оптимальной.
Слишком легкие задания расхолаживают дошкольника, а слишком трудные могут привести к снижению уровня волевых усилий или вообще к отказу от выполнения задания («все равно не сделать»). Задание оптимальной сложности, с одной стороны, должно быть доступным, а с другой стороны, должно дразнить самолюбие ребенка (ну-ка попробуй, выполни это задание!). Такое задание обеспечивает переживание учащимся успеха, что, в свою очередь, активизирует дальнейшие усилия. 
Наличие

инструкции

о

способах

выполнения

задания.
Педагог должен рассказать учащимся, как, в какой последовательности надо 6
выполнять задание, какими средствами необходимо при этом пользоваться. В противном случае дети начнут выполнять задание механически, бездумно и после нескольких неудачных попыток потеряют веру в свои силы. Большая роль в формировании волевых качеств и целеустремленности принадлежит семье. Поэтому при необходимости педагог должен инициировать коррекцию семейного общения, рекомендуя разные формы совместной игровой, трудовой и изобразительной деятельности детей и родителей . Например: Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Подвижные игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные подвижные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков. Никакое систематическое обучение и воспитание невозможно, если ребёнок не владеет собой, если он действует только под влиянием непосредственных побуждений, не умея подчинить свои действия указаниям воспитателя и родителей, требованиям воспитательной программы. На развитие воли решающее влияние оказывает воспитание.
Литература
1. Буре Р.С. « Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений дошкольников » .- М.: Просвещение, 2006.- 141 с. 2. Краснощекова Н.В. « Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста » .- Ростов-на-Дону.: Феникс, 2008.- 251 с 3.Менджерицкая Д . В . « Воспитателю о детской игре » , Мо сква, « Просвещение » , 1982 г. (стр. 3-58) 7
4. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. « Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду » . Пособие для воспитателей.- М.: Гном, 2000.- 96 с. 5.Нижегородцева Н.В., В.Д.Щадриков. « Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе » . – М., Владос, 2001. 6. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., Политиздат 7. Петрова В.И., Стульник Т.Д. « Нравственное воспитание в детском саду » . Программа и методические рекомендации.-2 изд., испр. и доп.- М.: Мозаика – Синтез, 2008.- 80 с. 8. Петрова В.И., Стульник Т.Д. « Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду » . Пособие для педагогов и методистов.- М.: Мозаика – Синтез, 2007.- 80 с. 9. Селевко. Г.К. « Современные образовательные технологии » , М.: Народное образование, 1958г.( стр. 50-52) 10. Сертакова Н.М. « Игра как средство социальной адаптации дошкольников » .- Санкт-Петербург.: Издательство 11. Харчевникова А.Н., Деркунская В.А. « Сюжетно-ролевые игры для Социализации детей 4-5 лет: Методическое пособие » .- М.: АРКТИ,2010- 64 с 12.Ядэшко В.И. « Дошкольная педагогика » , Москва, « Просвещение » , 1986 г. (стр. 294-335) 8


В раздел образования