Совершенствование волевого процесса у дошкольников в игровой деятельности в практике работы ДОО
Автор: Викулина Ирина Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №125" Населённый пункт: г.Новокузнецк Кемеровская область Наименование материала: статья Тема: Совершенствование волевого процесса у дошкольников в игровой деятельности в практике работы ДОО Раздел: дошкольное образование
Совершенствование волевого процесса у дошкольников в игровой
деятельности в практике работы ДОО
Викулина Ирина Александровна, воспитатель
МБ ДОУ«Детский сад №125» ,г.Новокузнецк
Современная ситуация в России выявила целый ряд проблем связанных с
новым пониманием роли и места человека в обществе. Российское общество
нуждается в творческих, целеустремленных, мыслящих людях способных
адаптироваться
к постоянно меняющейся среде, а также обеспечивающих свое собственное
личностное развитие.
Уже
в
дошкольные
годы
ребенок
учится
преодолевать
трудности,
контролировать
выполнение
действий,
оценивать
результаты,
совершать
усилия воли. Современному ребенку необходимо уметь общаться друг с
другом в процессе различных видов деятельности, принимать собственные
решения в ситуации выбора, доводить дело до конца, проявлять при этом
волевые
усилия,
настойчивость.
Волевая
деятельность
состоит
из
определенных
волевых
действий,
которые
подразделяют
на
простые
и
сложные.
К
простым
относятся
те,
при
которых
человек
без
колебаний
идет
к
намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться. Для
простого
волевого
действия
характерно
то,
что
выбор
цели,
принятие
решения на выполнение действия определенным способом осуществляются
без борьбы мотивов .
В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:
1) осознание цели и стремление достичь ее;
2) осознание ряда возможностей достижения цели;
3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;
1
4) борьба мотивов и выбор;
5) принятие одной из возможностей в качестве решения;
6) осуществление принятого решения.
Определяя
целеустремленность
и
настойчивость,
как
умение
ребенка
принимать цель взрослого или ставить ее самому, планировать основные
этапы работы, доводить дело до конца.
Необходимо
учитывать
своеобразие
планирования
индивидуальной
и
коллективной деятельности детей. В индивидуальной деятельности ребенку
нужно продумать основные пути для реализации своей цели самостоятельно.
При
коллективной
же
деятельности
он
должен
согласовать
свой
план
с
предложением
сверстников,
принять
активное
участие
в
совместном
обсуждении выполнения общей цели.
При организации индивидуальной деятельности, планировать ребенка учит
педагог путем непосредственного включения в детскую деятельность, или
путем
создания
определенных
педагогических
условий,
способствующих
планированию.
В
процессе
совместной
деятельности
роль
педагога
изменяется. Он должен продумать систему вопросов, помогающих обсуждать
выполнение
этапов
деятельности,
представляя
детям
максимальную
самостоятельность
при
разборе,
эффективно
используя
знания
и
умения
каждого ребенка группы.
Для того чтобы ребенок оказался способным осуществить свою роль и общий
сюжет,
у
него
должны
быть
развиты
оценка,
самооценка,
элементы
самоконтроля, ответственность за выполнение дела, как в индивидуальной,
так и общей игре в соответствии с классификацией игр детей дошкольного
возраста ( по Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой) рисунок 1
2
рисунок 1
«
Классификация игр детей дошкольного возраста
»
Работа по воспитанию целеустремленности – это длительный и сложный
процесс, который наилучшим образом осуществляется в игре. Наибольший
интерес
для
нас
представляет
игра
как
средство
формирования
волевых
качеств, так как в играх у детей формируется способность добровольно, по
собственной
инициативе
подчиняться
различным
требованиям,
проявлять
упорство и настойчивость. Воспитательный потенциал игры и ее влияние на
развитие
детской
личности
особенно,
ярко
обнаруживают
себя
при
тщательном
изучении
и
использовании
скрытых
игровых
механизмов.
Вначале
целеустремленность
всецело
зависит
от
заинтересованности,
удовольствия,
которое
игра
доставляет
ребенку.
При
воспитании
целеустремленности необходимо, прежде всего, учитывать индивидуальные
особенности детей, обычно проявляющиеся в мотивах выбора темы игры (у
одного
–
подражание
на
основе
заинтересованности,
у
другого
–
3
сознательный интерес и т.д.), в верности поставленной цели, в творческих
поисках, в стремлении преодолении затруднений, умении согласовывать свой
замысел с замыслами товарищей, а также отстоять свое предложение, в
степени заинтересованности в игре, развитие воображения.
В процессе игры у детей возникают три вида целей.
Цель первая — наиболее общая — наслаждение, удовольствие от
игры. Ее можно выразить двумя словами: «Хочу играть!»
Вторая цель — это и есть собственно игровая задача, т.е. задача,
связанная с выполнением правил, разыгрыванием сюжета, роли. Она
существует в виде требования «надо»: «Надо играть так, а не иначе!»
Третья
цель
непосредственно
связана
с
процессом
выполнения
игровой задачи, что по сути своей составляет творчество и одновременно
выдвигает третий постулат — «Могу!» С помощью такой трехступенчатой
мотивации «хочу! — надо! — могу!» игра становится средством перевода
требований, предъявляемых к ребенку взрослыми, в требования, которые
ребенок
предъявляет
сам
себе.
Это
и
составляет
основной
механизм
ее
влияния на личность ребенка и процесс его самовоспитания.
Посредником в процессе воспитания воли всегда является взрослый человек,
он направляет и учит контролировать поведение.
Для воспитания взрослым (воспитателям и родителям) необходимо:
ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но
и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание в ее
достижении;
направлять, помогать в достижении цели;
приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;
воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности
в рисовании, играх-головоломках и т.п.
4
учить ребенка планировать свои действия и доводить их до
логического результата.
спрашивать с ребенка результат работы, проверять, отмечать успехи
(поощрять).
В тех случаях, когда педагог сталкивается со стремлением ребенка к игре в
одиночку
(что
свидетельствует
о
недостаточно
развитой
потребности
в
общении), не следует стремиться к налаживанию его контактов со многими
сверстниками: шумные игры быстро утомляют таких детей. Имеет смысл
вначале подобрать для такого ребенка лишь одного партнера, к которому бы
он отнесся с симпатией, и только впоследствии осторожно расширять круг
его общения.
При преобладании у ребенка потребности в авторитарном руководстве игрой
целесообразно использовать в качестве одного из педагогических приемов
систематические
длительные
поручения
ему
заданий,
имеющих
общественную
направленность:
помощь
коллективу,
защита
младших
товарищей, помощь им и т. п. При этом важно учитывать его интересы и
возможности.
Успешное
выполнение
задания
необходимо
поощрить
положительной оценкой в присутствии сверстников, подчеркивая при этом
общественно полезный характер выполненной работы: «Своей работой ты
помог всей группе». В таких условиях первоначальное стремление ребенка
лишь к положительной оценке постепенно может смениться потребностью
хорошо потрудиться для коллектива. Если трудности в отношениях ребенка
со сверстниками вызваны преобладанием у него интересов, не связанных с
игрой, их подавлять нецелесообразно: за такими интересами и стремлениями
обычно
лежат
способности
к
другой
деятельности,
которые
при
неблагоприятных
условиях
не
будут
развиваться.
Нужно
поддержать
эти
стремления детей, максимально реализовать их способности, организовать
эту деятельность и привлечь внимание сверстников к успехам этих детей.
Особую роль в развитии воли у детей по всем перечисленным направлениям
5
выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой,
специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Например:
Связь
задания
с
потребностями
и
интересами
дошкольников .
Проявление дошкольниками волевой активности во многом определяется их
интересом к заданию, поскольку «надо» еще не является основой мотивации
их деятельности. Поэтому проявление ими упорства и настойчивости во
многом
зависит
от
того,
насколько
воспитателю
удалось
включить
выполняемое
задание
в
мотивационную
сферу
личности,
сделать
его
значимым для них.
Обозримость
дошкольником
цели,
разрешимость
задачи
для
старшего
дошкольника
часто
определяется
тем,
видит
ли
он,
где
конец
задания.
Открытость
целей
в
наибольшей
мере
обеспечивается
таким
ограничением объема работы, которое создает возможность обозрения всего
пути к цели. Обозначение каких-либо вех на этом пути, указание точной
конечной
цели
при
наличии
промежуточных
вех
и
четкое
определение
отдельных шагов к решению являются необходимыми условиями придании
деятельности
дошкольника
целенаправленности.
И
наоборот,
размытость
границ видения, нечеткие задачи становится препятствием для ее решения.
Сложность задания должна быть оптимальной. Слишком легкие
задания расхолаживают дошкольника, а слишком трудные могут привести к
снижению
уровня
волевых
усилий
или
вообще
к
отказу
от
выполнения
задания («все равно не сделать»). Задание оптимальной сложности, с одной
стороны, должно быть доступным, а с другой стороны, должно дразнить
самолюбие ребенка (ну-ка попробуй, выполни это задание!). Такое задание
обеспечивает
переживание
учащимся
успеха,
что,
в
свою
очередь,
активизирует дальнейшие усилия.
Наличие
инструкции
о
способах
выполнения
задания.
Педагог
должен
рассказать
учащимся,
как,
в
какой
последовательности
надо
6
выполнять задание, какими средствами необходимо при этом пользоваться. В
противном случае дети начнут выполнять задание механически, бездумно и
после нескольких неудачных попыток потеряют веру в свои силы.
Большая роль в формировании волевых качеств и целеустремленности
принадлежит
семье.
Поэтому
при
необходимости
педагог
должен
инициировать
коррекцию
семейного
общения,
рекомендуя
разные
формы
совместной
игровой,
трудовой
и
изобразительной
деятельности
детей
и
родителей .
Например: Конструктивные предметные игры, появляющиеся
первыми
в
возрастном
развитии
ребенка,
способствуют
ускоренному
формированию произвольной регуляции действий. Подвижные игры ведут к
закреплению
у
ребенка
необходимых
волевых
качеств
личности.
Коллективные подвижные игры с правилами кроме этой задачи решают еще
одну: укрепление саморегуляции поступков.
Никакое систематическое обучение и воспитание невозможно, если ребёнок
не владеет собой, если он действует только под влиянием непосредственных
побуждений, не умея подчинить свои действия указаниям воспитателя и
родителей,
требованиям
воспитательной
программы.
На
развитие
воли
решающее влияние оказывает воспитание.
Литература
1. Буре Р.С.
«
Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений
дошкольников
»
.- М.: Просвещение, 2006.- 141 с.
2.
Краснощекова
Н.В.
«
Сюжетно-ролевые
игры
для
детей
дошкольного
возраста
»
.- Ростов-на-Дону.: Феникс, 2008.- 251 с
3.Менджерицкая
Д . В .
«
Воспитателю
о
детской
игре
»
,
Мо сква,
«
Просвещение
»
, 1982 г. (стр. 3-58)
7
4. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.
«
Организация сюжетно-ролевой игры в
детском саду
»
. Пособие для воспитателей.- М.: Гном, 2000.- 96 с.
5.Нижегородцева
Н.В.,
В.Д.Щадриков.
«
Психолого
–
педагогическая
готовность ребенка к школе
»
. – М., Владос, 2001.
6. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.
– М., Политиздат
7. Петрова В.И., Стульник Т.Д.
«
Нравственное воспитание в детском саду
»
.
Программа и методические рекомендации.-2 изд., испр. и доп.- М.: Мозаика –
Синтез, 2008.- 80 с.
8.
Петрова
В.И.,
Стульник
Т.Д.
«
Этические
беседы
с
детьми
4-7
лет:
Нравственное
воспитание
в
детском
саду
»
.
Пособие
для
педагогов
и
методистов.- М.: Мозаика – Синтез, 2007.- 80 с.
9. Селевко. Г.К.
«
Современные образовательные технологии
»
, М.: Народное
образование, 1958г.( стр. 50-52)
10.
Сертакова
Н.М.
«
Игра
как
средство
социальной
адаптации
дошкольников
»
.- Санкт-Петербург.: Издательство
11.
Харчевникова
А.Н.,
Деркунская
В.А.
«
Сюжетно-ролевые
игры
для
Социализации детей 4-5 лет: Методическое пособие
»
.- М.: АРКТИ,2010- 64 с
12.Ядэшко В.И.
«
Дошкольная педагогика
»
, Москва,
«
Просвещение
»
, 1986 г.
(стр. 294-335)
8