Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей среднего и старшего дошкольного возраста в ДОО
Автор: Бойцова Елена Петровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №125" Населённый пункт: г.Новокузнецк Кемеровская область Наименование материала: статья Тема: Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей среднего и старшего дошкольного возраста в ДОО Раздел: дошкольное образование
Организация развивающей предметно-пространственной среды
для детей среднего и старшего дошкольного возраста в ДОО
Бойцова Елена Петровна, воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад № 125»,г.Новокузнецк
В связи с изменениями в современном обществе, экономическими и социаль-
ными реформами, увеличилась ценность образования, возросла потребность
его качества. Как воспитать успешного, самостоятельного, инициативного,
творческого ребенка в условиях современности? В ДОУ, это прежде всего
создание комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в само-
стоятельной и совместной деятельности, обеспечивающей разные виды его
активности (умственную, физическую, игровую). В связи с этим, основная за-
дача педагогических работников в ДОУ теперь состоит в умении моделиро-
вать пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволи-
ла ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного
воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетиче-
ские и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Разви-
вающая предметная среда является основным средством формирования лич-
ности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
В
организации среды необходимо учитывать особенности развития
старшего
дошкольника,
развивать
проявления
«самости»,
размещать
оборудование
так,
чтобы
было
удобно
организовать
совместную
и
самостоятельную деятельность .
В
организации
жизни
детей
4-5
лет
значительная
часть
времени
отводится
для
самодеятельных
игр
по
инициативе
и
выбору
детей.
Воспитатель
создает
условия
для
вариативной
игровой
деятельности,
наполняет игровое пространство разнообразными игрушками, предметами-
1
заместителями,
полифункциональными
материалами
для
игрового
творчества, развивающими настольно-печатными и другими играми.
Важно обеспечивать детям возможность постоянно преобразовывать
предметно-игровую
среду;
наличие
достаточного
полифункционального
игрового
материала
оптимизирует
освоение
дошкольниками
позиции
субъекта режиссерской игры. Дети могут по ходу игры подбирать, менять
игрушки,
предметы,
конструировать
обстановку
для
игры
с
помощью
разнообразного подсобного материала в соответствии с выбранной темой,
сюжетом
игры;
включают
в
нее
игрушки,
сделанные
самими
детьми;
сооружают нужные для игры постройки (пароход, пристань, мост, вокзал,
железная
дорога,
семафор,
детский
сад,
беседки,
дом,
улица
и
т.д.);
используют в играх природный материал (песок, глина, вода, снег, лед).
Игровое оборудование размещается так, чтобы дошкольники не мешали друг
другу. Для этого необходимо рационально использовать все свободное про-
странство
групповых
помещений,
а
также
продумать
организацию
про-
странства и размещение игрового оборудования на участке для прогулки в со-
ответствии с ФГОС ДО (п. 3.3.4 ФГОС ДО) - таблица1
Таблица1 «Характеристики развивающей предметно-пространственной среды»
(п. 3.3.4 ФГОС ДО)
№
п/п
Характеристика предметно-
пространственной среды
Содержание
1
Насыщенность среды должна со-
ответствовать:
•
возрастным возможностям
детей;
•
содержанию Программы
Образовательное пространство должно быть
оснащено средствами обучения и воспитания
(в том числе техническими), игровым, спор-
тивным, оздоровительным оборудованием,
инвентарем и материалами. Насыщенность
среды обеспечивает:
игровую, познавательную, исследовательскую
и творческую активность всех воспитанников,
экспериментирование с доступными детям
материалами;
2
двигательную активность, развитие крупной
и мелкой моторики, участие в подвижных иг-
рах и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаи-
модействии с предметно-пространственным
окружением;
возможность самовыражения детей
2
Трансформируемость про-
странства
Возможность изменений предметно-про-
странственной среды в зависимости от об-
разовательной ситуации, в том числе от меня-
ющихся интересов и возможностей детей
3
Полифункциональность
материалов
Возможность разнообразного использования
различных составляющих предметной среды,
например: детской мебели, матов, мягких мо-
дулей, ширм и т. д.;
наличие полифункциональных предметов, в
том числе природных материалов, пригодных
для использования
в разных видах детской активности
4
Вариативность
Наличие различных пространств (для игры,
конструирования, уединения и пр.), а также
разнообразных материалов, игр, игрушек и
оборудования, обеспечивающих свободный
выбор детей;
периодическая сменяемость игрового матери-
ала, появление новых предметов, стимулиру-
ющих игровую, двигательную, познаватель-
ную и исследовательскую активность детей
5
Доступность
Доступность для воспитанников, в том числе
для детей с ограниченными возможностями
здоровья и для детей-инвалидов, всех поме-
щений, где осуществляется образовательная
деятельность;
свободный доступ детей, в том числе с огра-
ниченными возможностями здоровья, к играм,
игрушкам, материалам, пособиям, обеспечи-
вающим все основные виды детской активно-
сти;
исправность и сохранность материалов и обо-
рудования
3
6
Безопасность
Соответствие всех элементов предметно-про-
странственной среды требованиям по обеспе-
чению надежности и безопасности их исполь-
зования
Этим принципам отвечает рамочная конструкция группового помещения.
Групповая комната представлена тремя зонами (рис. 1):
рабочая зона
активная зона
спокойная зона
У старших дошкольников активизируется интерес к школе. Его надо под-
держивать, для чего целесообразно выделить учебную зону. Обстановка в ней
должна быть приближена к учебной (столы, расставленные рядами, как пар-
ты, школьная доска). В будущем это может помочь адаптироваться к учебной
среде класса.
К важным задачам, стоящим перед воспитателями, которые работают со
старшими
дошкольниками,
относятся
развитие
рефлексии,
формирование
4
адекватной самооценки. Для этого необходимо показывать детям рост их до-
стижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самосто-
ятельных действий, обсуждать успехи, достижения, фиксировать их, напри-
мер, рисунками или пиктограммами.
Предметный мир детства - это не только игровая среда, но и среда разви -
тия всех специфических детских видов деятельности. Ни один ребенок не мо-
жет развиваться полноценно только на вербальном уровне, вне предметной
среды. Деятельность осуществляется только при условии, что у ребенка есть
необходимые для этого соответствующие объекты и средства, сформированы
способы действия.
Правильно организованная развивающая среда позволяет ребенку найти
занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодей-
ствовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и
поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения. Таким об-
разом, представленная нами модель предметно-развивающей среды создает
условия
для
взаимодействия,
сотрудничества,
обеспечивает
максимально
комфортное состояние ребенка и его развитие.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Абузярова Л.А. Предметно-развивающая среда ДОУ // Ребенок в детском
саду. – 2009. - №6.
2.
Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии
личности // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4..
3.
Венгер, Л. А. А. В. Запорожец: Гуманизация дошкольного воспитания //
Дошкольное воспитание. - 2008. - № 8. – С.5
4.
7 Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка
[Текст] /Л.С.Выготский // Вопросы психологии. – 2006. - №6.
5.
Гринявичене Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой
среды. / Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практи-
5
ческой конференции) [Текст]/Н.Т.Гринявичене. – М.: Педагогика, 2006. –
311 с.
6.
Денисенкова Н. Как организовать окружающую среду (практика разви-
тия) // Дошкольное воспитание. – 2003. - №12. – С.17-21.
7.
Кирьянова Р.А. Принципы построения предметно-развивающей среды в
дошкольном образовательном учреждении[Текст] / Р.А. Кирьянова // До-
школьная педагогика. - 2004.- №11.- С. 27-30.
8.
Маханева М.Д. Влияние среды на формирование и развитие личности ре-
бенка // Дошкольное воспитание. – 2009. - №2. – С.4-6.
9.
Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекоменда-
ции по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей
предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах
Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007. - 119 с.
10. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учрежде-
нии. – М.: Просвещение, 1993. – 216 с. Предметно-пространственная раз-
вивающая среда в детском саду. / Сост. Н. В. Нищева. СПб.: «ДЕТСТВО –
ПРЕСС» 2007. - 128 с.,
11. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта ра-
боты). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.-192 с.
12. Савицкая Н.М., Сафонова Л.О., Лаврентьева О.И. Маркеры игрового про-
странства в предметно-развивающей среды ДОУ //Дошкольная педагоги-
ка. 2013 №2.
13. Смирнова Е. Детский сад: оценка предметно-развивающей среды //До-
школьное воспитание. 2010 №4 .
14. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ ОБ ОБРАЗОВАНИИ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральный государственный образова-
тельный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден
приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413)
6
7