Напоминание

Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей среднего и старшего дошкольного возраста в ДОО


Автор: Бойцова Елена Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №125"
Населённый пункт: г.Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей среднего и старшего дошкольного возраста в ДОО
Раздел: дошкольное образование





Назад





Организация развивающей предметно-пространственной среды

для детей среднего и старшего дошкольного возраста в ДОО
Бойцова Елена Петровна, воспитатель МБ ДОУ «Детский сад № 125»,г.Новокузнецк В связи с изменениями в современном обществе, экономическими и социаль- ными реформами, увеличилась ценность образования, возросла потребность его качества. Как воспитать успешного, самостоятельного, инициативного, творческого ребенка в условиях современности? В ДОУ, это прежде всего создание комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в само- стоятельной и совместной деятельности, обеспечивающей разные виды его активности (умственную, физическую, игровую). В связи с этим, основная за- дача педагогических работников в ДОУ теперь состоит в умении моделиро- вать пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволи- ла ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетиче- ские и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Разви- вающая предметная среда является основным средством формирования лич- ности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. В организации среды необходимо учитывать особенности развития старшего дошкольника, развивать проявления «самости», размещать оборудование так, чтобы было удобно организовать совместную и самостоятельную деятельность . В организации жизни детей 4-5 лет значительная часть времени отводится для самодеятельных игр по инициативе и выбору детей. Воспитатель создает условия для вариативной игровой деятельности, наполняет игровое пространство разнообразными игрушками, предметами- 1
заместителями, полифункциональными материалами для игрового творчества, развивающими настольно-печатными и другими играми. Важно обеспечивать детям возможность постоянно преобразовывать предметно-игровую среду; наличие достаточного полифункционального игрового материала оптимизирует освоение дошкольниками позиции субъекта режиссерской игры. Дети могут по ходу игры подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать обстановку для игры с помощью разнообразного подсобного материала в соответствии с выбранной темой, сюжетом игры; включают в нее игрушки, сделанные самими детьми; сооружают нужные для игры постройки (пароход, пристань, мост, вокзал, железная дорога, семафор, детский сад, беседки, дом, улица и т.д.); используют в играх природный материал (песок, глина, вода, снег, лед). Игровое оборудование размещается так, чтобы дошкольники не мешали друг другу. Для этого необходимо рационально использовать все свободное про- странство групповых помещений, а также продумать организацию про- странства и размещение игрового оборудования на участке для прогулки в со- ответствии с ФГОС ДО (п. 3.3.4 ФГОС ДО) - таблица1
Таблица1 «Характеристики развивающей предметно-пространственной среды»
(п. 3.3.4 ФГОС ДО)


п/п

Характеристика предметно-

пространственной среды

Содержание

1
Насыщенность среды должна со- ответствовать:


возрастным возможностям

детей;



содержанию Программы
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), игровым, спор- тивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем и материалами. Насыщенность среды обеспечивает: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами; 2
двигательную активность, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных иг- рах и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаи- модействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей
2

Трансформируемость про-

странства
Возможность изменений предметно-про- странственной среды в зависимости от об- разовательной ситуации, в том числе от меня- ющихся интересов и возможностей детей
3

Полифункциональность

материалов
Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например: детской мебели, матов, мягких мо- дулей, ширм и т. д.; наличие полифункциональных предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности
4

Вариативность
Наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическая сменяемость игрового матери- ала, появление новых предметов, стимулиру- ющих игровую, двигательную, познаватель- ную и исследовательскую активность детей
5

Доступность
Доступность для воспитанников, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья и для детей-инвалидов, всех поме- щений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе с огра- ниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечи- вающим все основные виды детской активно- сти; исправность и сохранность материалов и обо- рудования 3

6

Безопасность
Соответствие всех элементов предметно-про- странственной среды требованиям по обеспе- чению надежности и безопасности их исполь- зования Этим принципам отвечает рамочная конструкция группового помещения. Групповая комната представлена тремя зонами (рис. 1):  рабочая зона  активная зона  спокойная зона У старших дошкольников активизируется интерес к школе. Его надо под- держивать, для чего целесообразно выделить учебную зону. Обстановка в ней должна быть приближена к учебной (столы, расставленные рядами, как пар- ты, школьная доска). В будущем это может помочь адаптироваться к учебной среде класса. К важным задачам, стоящим перед воспитателями, которые работают со старшими дошкольниками, относятся развитие рефлексии, формирование 4
адекватной самооценки. Для этого необходимо показывать детям рост их до- стижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самосто- ятельных действий, обсуждать успехи, достижения, фиксировать их, напри- мер, рисунками или пиктограммами. Предметный мир детства - это не только игровая среда, но и среда разви - тия всех специфических детских видов деятельности. Ни один ребенок не мо- жет развиваться полноценно только на вербальном уровне, вне предметной среды. Деятельность осуществляется только при условии, что у ребенка есть необходимые для этого соответствующие объекты и средства, сформированы способы действия. Правильно организованная развивающая среда позволяет ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодей- ствовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения. Таким об- разом, представленная нами модель предметно-развивающей среды создает условия для взаимодействия, сотрудничества, обеспечивает максимально комфортное состояние ребенка и его развитие.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абузярова Л.А. Предметно-развивающая среда ДОУ // Ребенок в детском саду. – 2009. - №6. 2. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.. 3. Венгер, Л. А. А. В. Запорожец: Гуманизация дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 8. – С.5 4. 7 Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] /Л.С.Выготский // Вопросы психологии. – 2006. - №6. 5. Гринявичене Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды. / Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практи- 5
ческой конференции) [Текст]/Н.Т.Гринявичене. – М.: Педагогика, 2006. – 311 с. 6. Денисенкова Н. Как организовать окружающую среду (практика разви- тия) // Дошкольное воспитание. – 2003. - №12. – С.17-21. 7. Кирьянова Р.А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении[Текст] / Р.А. Кирьянова // До- школьная педагогика. - 2004.- №11.- С. 27-30. 8. Маханева М.Д. Влияние среды на формирование и развитие личности ре- бенка // Дошкольное воспитание. – 2009. - №2. – С.4-6. 9. Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекоменда- ции по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007. - 119 с. 10. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учрежде- нии. – М.: Просвещение, 1993. – 216 с. Предметно-пространственная раз- вивающая среда в детском саду. / Сост. Н. В. Нищева. СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС» 2007. - 128 с., 11. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта ра- боты). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.-192 с. 12. Савицкая Н.М., Сафонова Л.О., Лаврентьева О.И. Маркеры игрового про- странства в предметно-развивающей среды ДОУ //Дошкольная педагоги- ка. 2013 №2. 13. Смирнова Е. Детский сад: оценка предметно-развивающей среды //До- школьное воспитание. 2010 №4 . 14. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральный государственный образова- тельный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413) 6
7


В раздел образования