Автор: Новичкова Елена Вениаминовна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1 имени Созонова Ю.Г." Населённый пункт: г. Ханты-мансийск Наименование материала: Практико-ориентированный проект Тема: "Моя профессиональная карьера" Раздел: полное образование
Название работы:
Практико-ориентированный проект
«Моя профессиональная карьера»
Автор: педагог-психолог Новичкова Елена Вениаминовна
г. Ханты-Мансийск
2016 год
1
Содержание работы, предоставляемой на конкурс
1.
Краткая аннотация работы……….…………………………………………3
2.
Цель и задачи программы…………………………………………………..4
3.
Методы и формы обучения…………………………………………............5
4.
Требования к знаниям и умениям…………………………………..………6
5.
Ожидаемые результаты………………………………………………..........6
6.
Социальный эффект реализации курса………………………………….....7
7.
Критерии
и
показатели
готовно сти
ст аршеклассников
к
профессиональному
самоопределению,
согласованные
с
выбором
профиля обучения…………………………………………………………..8
8.
Ресурсное обеспечение Курса ……...…………………................................9
9.
Тематическое планирование курса ………………………………..……..10
10. План подготовки конечного продукта ………………………………......12
11. Литература……………………………………………...…………………13
12.Приложение…………………………………………………………….......14
2
Краткая аннотация работы
Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, -
это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек.
И
здесь
главное
–
не
растеряться,
сориентироваться
и
сделать
правильный
выбор,
соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и,
наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности. Поэтому большое
внимание
в
школе
необходимо
уделять
проведению
ц е л е н а п р а в л е н н о й
профориентационной работе среди всех участников УВП.
Сегодня в мире существует около 7000 профессий, но среди выпускников школ из
года в год популярностью пользуются только несколько десятков из них (экономист, юрист,
программист).
Зачастую выбор школьников является необоснованным и случайным, а проектирование
собственной
профессиональной
карьеры
происходит
под
влиянием
широкого
спектра
различных факторов:
1.
Профессии родителей, советы родителей или других родственников
2.
Профильное образование в 10-11-х классах
3.
Престиж профессии в обществе
4.
Будущая профессия, которая уже окончательно выбрана для себя
5.
Желание продолжить обучение в конкретном профессиональном учебном заведении
6.
Школьные предметы, которыми бы хотелось углубленно заниматься
7.
Художественная литература, кино- и видеофильмы, СМИ
8.
Собственный практический опыт профессиональной работы
9.
Примеры и опыт друзей, знакомых
10. Рекомендации учителей
11. Уверенность в своих способностях и профессионально важных качествах
12. Интуитивное принятие решений
13. Выбор пока не сделан, возможно, будет сделан после окончания школы
14. Все это неважно, так как всё определяет случай и другие.
Выбор
профиля
обучения
и
выбор
профессии
взаимообусловлены,
поэтому
допрофильная подготовка и должна иметь профориентационный характер , чтобы помочь
каждому ученику осознанно построить свою индивидуальную траекторию развития.
Методологической
основой
курса
являются
труды
известных
авторов:
Николая
Сергеевича Пряжникова, Михаила Юрьевича Савченко, Татьяны Львовны Павловой, Юрия
Вениаминовича
Тюшева,
Галины
Владимировны
Резапкиной,
Светланы
Николаевны
Чистяковой.
Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой
частью
разностороннего
развития
личности,
ее
следует
рассматривать
в
единстве
и
взаимодействии
с
нравственным,
трудовым,
интеллектуальным,
политическим,
эстетическим
и
физическим
совершенствованием
личности,
то
есть
со
всей
системой
учебно-воспитательного процесса.
3
В
профе ссиона льной
ориент ации
выделяют основные
направления :
профессиональное
просвещение,
профессиональная
диагностика,
профессиональная
консультация, и профессиональная адаптация.
Работу
по
курсу
«Моя
профессиональная
карьера»
с
учащимися,
я
начала
не
случайно. Этому предшествовала диагностическая и консультативная работа с учащимися
подросткового
возраста,
их
родителями
и
педагогами.
Проблема
выбора
профессии
становится все более актуальной.
Количество обращений на профконсультацию ежегодно растет, так, за 2011-2012
учебный год обращений было, например учащихся – 62, а на сегодняшний день за 2012-
2013 учебный год с 1 сентября – уже 91 подросток (Таблица 1)
Таблица 1.
Количество обращений на профконсультацию:
№ п/п
Контингент
Учебный год
Учащиеся
Педагоги
Родители
Всего
1
2012-2013
39
13
40
92
2
2013-2014
47
16
45
108
3
2014-2015
62
19
56
137
4
2015-2016
133
20
66
219
Из
таблицы
видно,
что
происходит
положительная
динамика
обращений
на
профконсультацию.
Анализ информации о поступлении учащихся 9 классов свидетельствует, что каждый
учащийся определился с выбором дальнейшего обучения - 10 классы - выбор профиля
обучения, СПО - поступление по специальности. (Таблица 2)
Таблица 2.
Учебный год
Кол-во учащихся
Поступили в
10 класс
СПО
2012-2013
143
92
51
2013-2014
163
102
61
2014-2015
143
107
36
2015-2016
149
105
44
На
мой
взгляд,
выбор
учащихся
обусловлен
проводимой
профориентационной
работой в школе.
Цель Курса «Моя профессиональная карьера» - оказывать помощь учащимся в
их профессиональном самоопределении, своей будущей карьеры.
Основные
задачи
курса:
актуализировать
процесс
профессионального
самоопределения школьников за счет активации их психологических ресурсов; обеспечить
системой сведений о мире современного профессионального труда; развить способность
адаптироваться в реальных социально-экономических условиях.
Курс
включает
в
себя
теоретическую
часть,
содержит
психологическую
составляющую
–
изучение
«образа
Я».
В
ходе
изучения
теоретической
части
курса
школьники
получают
представление
о
богатстве
внутреннего
психологического
мира
человека
и
многообразие
мира
профессий,
что
обеспечивает
им
возможность
4
непосредственно
охарактеризовать
«образ
Я»
и
составить
личную
программу
самосовершенствования.
Первый
цикл
тем
представлен
темами,
характеризующими
признаки
профессиональной
деятельности.
Учащиеся
знакомятся
с
психологическими
ресурсами
личности
(психофизиологические
особенности,
эмоциональные,
в ол е в ы е ,
интеллектуальные
и
коммуникативные
качества)
применительно
к
различным
типам
профессий. Второй цикл посвящен «секретам» выбора профессии, которые анализируются
с точки зрения трех аспектов: «хочу» (профессиональные намерения), «могу» (возможности
личности), «надо» (социальные проблемы труда). Это помогает учащимся познакомиться с
требованиями к современному профессионалу.
Сформированность
«образа
Я»
является
одним
из
условий,
обеспечивающим
школьнику
возможность
адекватно
соотнести
свои
личные
качества
с
требованиями
различных профессий и соответственно эффективно реализовать свой потенциал в будущей
профессиональной деятельности.
Знание
мира
профессий,
способность
школьников
к
анализу
профессиональной
деятельности
достигается
за
счет
предоставления
им
широкой
информации
об
экономиче ских,
социальных,
педагогиче ских
основах
п р о ф е с с и о вед е н и я .
Взаимообусловленность
общего,
особенного
и
единичного
позволяет
выделить
уровни
профессиональной деятельности и сформировать на этой основе психологические образы-
регуляторы, стимулирующие понимание как общих (группировка сходных профессий), так
и особенных (сравнение разных профессий на основе общего критерия) характеристик
профессий. В качестве последних использованы технологические (цель и средства труда),
социально-психологические
(самостоятельность,
индивидуальность
и
коллективность
труда)
и
эмоционально-волевые
(степень
напряженности
и
ответственности)
признаки
профессиональной деятельности, образующие девять типов классификации по:
Предмету
труда
(человек,
техника,
природа,
знаковая
система,
художественный
образ)
Цели труда (гностическая, преобразующая, изыскательная)
Средствам труда (ручные, механические, автоматические, функциональные)
Проблемы трудовых ситуаций (работа по алгоритму, решение проблем)
Коллективность процесса труда (индивидуальная, коллективная работа)
Ответственность в труде (моральная, материальная)
Условиям труда (бытовые, на открытом воздухе, микроклимат, специфические)
Самостоятельность в труде (исполнительская работа, самоорганизация, организация
труда других)
Особенность
деловых
контактов
(немногочисленные,
многочисленные,
с
сотрудниками, с посетителями, с группой)
Названная типология позволяет выделить совокупность классификационных признаков,
характеризующих
требования
и
возможности
анализируемой
и
выбираемой
профессиональной деятельности.
Уровень
информационно-справочного
описания
профессий
направлен
на
выделение
экономических,
технологических,
медицинских
и
психологических
характеристик
профессиональной
деятельности,
знание
которых
необходимо
учащимся
для
более
детального анализа и понимания специфики избираемой (предпочитаемой) профессии.
Уровень
функционального
описания
включает
нормативные
характеристики
профессионально важных качеств и медицинских противопоказаний к профессиональной
деятельности.
Таким
образом,
основой
организации
и
содержания
курса
является
побуждение
учащихся к деятельности, ее регуляции по достижении поставленных личностью целей,
наполнение ее конкретным содержанием, и как результат, осознание школьником себя в
качестве субъекта трудовой, профессиональной деятельности.
5
Методы и формы обучения.
Успешной
реализации
задач
курса
способствует
использование
преподавателем
разнообразных методов и форм обучения.
Программа курса ориентирована на освоении учащимися нового типа знания – знания о
самом себе. Одним из основных методов, направленных на реализацию этой идеи, является
развивающая психологическая диагностика:
1.
Получение
каждым
учащимся
информации
о
своих
индивидуальных
психологических качествах и степени их соответствия той или иной профессии
(диагностические методические процедуры)
2.
Развитие этих психологических качеств (развивающие методические процедуры в
виде психотехнических, сюжетно-ролевых, деловых игр и др.)
Диагностические
методы,
представленные
опросниками,
анкетами,
тестами,
сопровождают практически все темы курса, связанные с проблемой формирования «образа
Я»
в
профессии
и
профессионального
самосознания,
органически
соотносясь
с
содержанием изучаемого материала.
Традиционные методы – беседа, рассказ, объяснение, лекция, средства наглядности
(таблицы, схемы, плакаты, фотографии рабочих мест, фрагменты из кинофильмов, ИКТ)
Информационно-поисковые
методы
– метод
проблемного
изложения,
метод
учебного диспута, метод организации исследовательской деятельности, метод наблюдения.
Практическая работа школьников.
Профконсультации учащихся.
Специальные приемы деятельности педагога-психолога:
• отмечать и поощрять малейшие удачи подростка в деятельности, даже незначительные
сдвиги к лучшему;
• подробно обосновывать замечания и предложения, чтобы они были понятны ученикам;
•
продумывать
занимательность
изложения
материала,
эмоциональность
речи,
проблемные ситуации;
• использовать контроль, как средство мотивации на дальнейшую деятельность.
Оценивание результатов деятельности
○
активность
каждого
участника
проекта
в
соответствии
с
его
индивидуальными
возможностями;
○ коллективный характер принимаемых решений;
○ характер общения и взаимопомощи участников проекта;
○ умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов
каждого члена группы;
○ рефлексия и самооценка учащихся (умение делать выбор и осмыслять как последствия
данного выбора, так и результаты собственной деятельности);
○ корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых
результатов;
○ необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из
других областей;
○ доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои выводы;
○ эстетичность оформления результатов проекта.
Требования к знаниям и умениям
Контроль
знаний
осуществляется
в
конце
каждого
урока
в
ходе
выполнения
учащимися тестовых заданий в письменной или устной форме; составление кроссвордов,
6
сканвордов
по
пройденной
теме
с
последующим
обсуждением
(фронтально
или
индивидуально).
По окончании курса учащиеся должны:
Систематизировать знания о мире профессионального труда.
И з у ч и т ь
с в о и
п с и х о л о г и ч е с к и е
о с о б е н н о с т и
и
с т р е м и т ь с я
к
самосовершенствованию.
Способствовать развитию навыков рефлексии и саморегуляции.
Ожидаемые результаты
Определение учащимися своей будущей профессии;
сформировать
у
учащихся
практические
умения
по
целеполаганию,
самоанализу,
самоопределению,
умению
соотносить
свои
индивидуальные
особенности
с
требованиями профессии к человеку;
использование материалов Курса в урочной и внеурочной деятельности;
приобретение
учащимися
навыков
проектной
и
исследовательской
деятельности
в
решении учебно-исследовательских задач;
развитие творческих способностей учащихся.
В
результате
работы
по
Курсу
в
течение
3-х
лет,
мною
отмечены
следующие
положительные результаты:
► участие учащихся в городской олимпиаде школьников по педагогике и психологии ЮГУ,
в городском конкурсе волонтерских проектов;
► по окончании курса в каникулярное время учащиеся совместно со студентами ЮГУ
работают
в
оздоровительном
лагере
дневного
пребывания
«Открытия»
при
школе
в
качестве помощников воспитателей. Так же в каникулярное время организована работа
трудовых
отрядов,
где
подростки
занимаются
различной
трудовой
деятельностью,
например,
озеленением,
покраской.
Такую
практику
можно
рассматривать
как
профессиональные пробы, так как учащиеся пробуют себя в реальных трудовых условиях.
► расширение словарного запаса и кругозора учащихся;
►
совершенствование
навыков
поиска,
отбора,
систематизации,
представления
информации (найдена информация о 7000 профессиях)
► повышение уровня коммуникативных навыков, усовершенствование
опыта работы в
парах, группах сменного состава;
►
наблюдается
повышение
интереса
и
желание
учащихся
продолжать
работу
и
популяризировать ее среди сверстников (подготовлен буклет «Новые профессии XXI века»
(Приложение
2),
написана
и
размещена
статья
на
школьном
сайте
(Приложение
3),
составлена слайдовая презентация «Калейдоскоп профессий».
Социальный эффект реализации курса:
Из
таблицы
3
можно
сделать
вывод,
что
процент
определившихся
с
выбором
профессии
значительно
выше
после
прохождения
курса
(95%),
анализ
результатов
мониторинга
позволяет
сделать
вывод
о
стабильности
педагогической
эффективности
заявленного опыта.
Таблица 3.
№
п/
Параметр
ы
Определились с выбором
профессии до прохождения
Определились с выбором
профессии после прохождения
7
п
Учебный год
курса
курса
1
2013-2014
20%
90%
2
2014-2015
16%
93%
3
2015-2016
22%
95%
Критерии и показатели готовности старшеклассников к профессиональному
самоопределению, согласованные с выбором профиля обучения.
Критерии
Показатели
8-10 класс
11 классы
Когнитивный
1. Знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств
2. Владение способами самодиагностики и саморазвития
3. Знание многообразия мира труда и
профессий; необходимости профессиональ-
ного выбора в соответствии со своими
желаниями, склонностями, способностями
3. Знание предметной стороны
профессиональной деятельности;
общих и специальных
профессионально важных качеств
(ПВК)
4. Понимание специфики профильного
обучения, его значения для
профессионального самоопределения
4. Знание своих интересов,
склонностей, способностей
Мотивационно-ценностный
1. Заинтересованность в получении знаний
2. Положительное отношение к
продолжению обучения в соответствии с
избираемым профилем.
3. Осознанная мотивация на профильное
обучение как условие для достижения
поставленной цели выбора желаемой
профессиональной деятельности.
4. Осознание необходимости выбора
профиля обучения на основе соотнесения
своих профессиональных намерений с
личностными склонностями и
возможностями.
5. Адекватное отношение к себе как субъекту
выбора профиля обучения,
самостоятельность и активность при
осуществлении выбора
1. Устойчивые познавательные
интересы.
2. Отношение к избираемой
профессиональной деятельности
(понимание общественной и
личной значимости избираемой
профессиональной деятельности,
присутствие интереса к
избираемой профессии в системе
ценностных ориентаций).
3. Адекватная самооценка ПВК
8
Деятельностно-практический
1. Проявление волевых усилий в достижении поставленных профессионально-
ориентированных целей
2. Проявление своего творческого
потенциала, коммуникативности и
самостоятельности в достижении
наивысших результатов по интересующим,
профессионально значимым учебным
дисциплинам
2. Готовность к исследовательской,
преобразовательной и
коммуникативной деятельности в
избранной сфере.
3. Ориентация на творчество.
4. Стремление к
совершенствованию ПВК
Перспектива дальнейшего развития проекта
прошедшие обучение по курсу выявили желание организовать игры, КВНы, викторины,
конкурсы рисунков (коллажей), фотографий среди учащихся 5 – 7 классов «Есть такая
профессия»
использование полученной информации для формирования профильных классов.
Я полагаю, что целенаправленное проведение профориентационной работы поможет
успешной социализации в обществе и позволит избежать многих проблем.
Способы популяризации проекта
• печать материалов Курса для организации выставки;
• размещать соответствующей информации на сайте школы (статья);
• участвовать ученикам в школьном Дне психолога, Дне открытых дверей;
• проводить старшеклассниками внеклассные мероприятия в 5, 6 классах;
• составлять листовки и распространять их среди учащихся («Новые профессии XXI
века», «МОЯ профессиональная карьера»);
• использовать полученную информацию для формирования профильных классов.
Ресурсное обеспечение проекта
информационное: журнал «Исследовательская работа школьников», журнал «Школьный
психолог»,
«Справочник
педагога-психолога»,
Интернет-сайты
(1September;
estrabota);
интеллектуальные ресурсы (экспертные): администрация школы, методический совет;
кадровые
ресурсы:
педагог-психолог,
социальный
педагог,
классные
руководители,
библиотекарь;
материально-технические: кабинет педагога-психолога, оснащенный мультимедийным
оборудованием, компьютерами; сенсорная комната, аудио-видеоаппаратура с дисками,
профе ссиональный
психологиче ский
инструментарий,
Паспорт
«МОЯ
профессиональная карьера» (Приложение 1); канцелярские товары.
Партнеры: учителя-предметники, классные руководители, библиотекарь, родители.
Целевая аудитория: учащиеся 8-х общеобразовательных классов.
9
Тематическое планирование
№
п/
п
Тема
Содержание учебной темы
Требования к ЗУН
Знать/уметь
1
«Введение.
Самооценка
и
уровень
притязаний»
Понятия:
«профессия»,
«самооценка»,
« у р о в е н ь
п р и т я з а н и й » .
Конфиденциальность и искренность при
р а б о т е .
М е т о д
н е з а к о н ч е н н ы х
предложений «Кто Я?», «Какой Я?». Тест
«Самооценка». Взаимосвязь самооценки,
уровня
притязаний
и
успешности
в
карьере.
З н а т ь
п о н я т и я
«самооценка»,
«уровень притязаний».
Ум е т ь
о п р е д е л я т ь
взаимосвязь
самооценки
и
уровня
притязаний.
2
«Темперамент
и профессия»
Понятие «темперамент», история учения
и
современные
предст авления
о
темпераменте, его типах и свойствах.
Р а б о т а
п о
м е т о д и к е
А й з е н к а
( э к с т р а в е р т и в н ы й
т и п ,
инровертированный тип; нейротизм, тип
темперамента). Дискуссия: «Взаимосвязь
темперамента и профессии»
З н а т ь
п о н я т и е
«темперамент»,
е го
т и п ы ,
с в о й с т в а ,
особенности
проявления
т е м п е р а м е н т а
в
р а з л и ч н ы х
в и д а х
профессиональной
деятельности.
Уметь
определять
тип
темперамента.
3
« Ч у в с т в а
и
эмоции»
Эмоции,
основные
виды
эм о ций.
Ч у в с т в а .
Н а с т р о е н и е ,
а ф ф е к т ы .
Стенические,
астенические
эмоции.
Классификация
эмоций.
Проявление
эмоций.
З н ат ь
о п р е д е л е н и е
э м о ц и й ,
ч у в с т в ,
настроения.
Уметь
распознавать
проявления
различных
эмоций.
4
« Ч т о
т а к о е
стресс»
Стресс, дистресс, эустресс. Хронический
стресс.
Тест
эмоций.
Самоуправление
эмоциями.
Домашнее
задание:
Листовка
«Моя
будущая профессия»
Знать понятие «стресс».
У м е т ь
у з н а в а т ь ,
контролировать
свои
эмоциональные
состояния и соотносить
их
с
т ре бова н и я м и
профессии.
10
5
«Определение
типа
мышления»
Мышление,
процессы
мышления,
виды
мышления.
Тест
«Определение
типа
мышления»
Беседа
с
учащимися
о
профессиях
интеллектуального труда.
З н ат ь
о п р е д е л е н и е
«мышление»,
«профессии
интеллектуального
труда».
Уметь
определять
тип
мышления.
6
«Внимание
и
память»
Понятие
«внимание»,
виды,
свойства.
Недостаток
внимания
–
рассеянность.
Причины
рассеянности.
Методика
«Перепутанные линии»
Понятие
«память»,
виды,
процессы
памяти.
Диспут «Как тренировать память».
З н а т ь
о б щ и е
п р е д с т а в л е н и я
о
процессах
внимания
и
памяти; рассмотреть их
в и д ы ,
с в о й с т в а ;
значение
памяти
и
наблюдательности
как
профессионально
важных качеств.
Уметь
о п р ед е л я т ь
уровень
внимания
и
памяти;
7
«Свойства
нервной
с и с т е м ы
в
профессиональ
ной
деятельности»
Беседа
о
строении
нервной
системы,
нервные
процессы:
возбуждение
и
торможение; свойства нервной системы:
сила, уравновешенность, подвижность;
Методика
«Теппинг-те ст»,
Пр о б а
Лачинса. Учет природных возможностей
при
выборе
стиля
деятельности.
Схема
полушарий.
Домашнее
задание:
Листовка
«Моя
будущая профессия»
Знать свойства нервной
системы,
взаимосвязь
индивидуальных
особенностей
поведения
личности,
уметь
раскрыть
е е
з н а ч е н и е
в
профессиональной
деятельности.
8
«Волевые
качества
личности»
Практическая работа по теме: «Воля, ее
функции
как
сознательного
регулятора
поведения, деятельности»
Внешние,
внутренние
препятствия.
Схема
этапов
волевого
д е й с т в и я .
Качества волевого
поведения. Приемы
саморегуляции психических состояний.
Знать понятие «волевые
качества
лично сти»,
регулирующую
функцию воли.
Уметь
пользоват ься
схемой этапов волевого
действия,
научиться
приемам
саморегуляции.
9
«Человек среди
людей»
Раскрыть
понятие
«общение»,
виды
общения,
средства
общения.
Конфликт,
ошибки общения. Упражнения: «Диалог»,
«Неуверенные,
уверенные,
агрессивные
ответы»,
«Комплимент».
Диспут:
«Роль
о б щ е н и я
в
п р о ф е с с и о н а л ь н о й
деятельности».
З н а т ь
о б щ е е
п р е д с т а в л е н и е
о
межличностных
о т н о ш е н и я х
и
и х
з н а ч е н и и
в
профессиональной
деятельности,
развивать
коммуникативные
умения и навыки.
10
«Классификаци
я профессий»
Классификация
профессий
(предмет
труда, цель труда, орудия труда, условия
труда). Типы профессий (предмет труда -
система).
Классы
профессий
(по
цели
Знать
теоретические
п р е д с т а в л е н и я
и
понятия,
связанные
с
миром профессий.
11
труда).
Отделы
профессий.
Группы
п р о ф е с с и й .
И с с л е д о в а т е л ь с к а я
деятельность:
составление
формулы
профессий.
Ум е т ь
с о с т а в л я т ь
формулы профессий.
11
«Профессия,
специальность,
должность.»
Бе седа:
«Труд
как
н е от ъ е м л е м а я
потребность человека». Учебный диспут:
«Отличие
понятий
« п р о ф е с с и я » ,
«специальность», «должность».
Знать отличие понятий
«профессия»,
«специальность»,
«должность».
12
«Интересы
и
склонности»
Исследовательская
д е я т е л ь н о с т ь :
«Понятия «интересы», «склонности».
Тест
«Карта
интересов»,
Опросник
Климова.
Домашнее
задание:
Буклет
«Новые
профессии XXI века»
Знат ь
о п р е д е л е н и я
понятий
«интересы»,
«склонности».
Уметь определять свои
интересы и склонности.
13
«Определение
профессиональ
н о г о
т и п а
личности»
Ошибки при выборе профессии (сферы
д е я т е л ь н о с т и ) .
П о н я т и е
«Профессиональный тип личности».
Тест
«Определение
профессионального
типа личности»
З н а т ь
п о н я т и е
«профессиональный
тип личности»
уметь определять свой
профессиональный тип
личности,
формирование
навыка
ц е л е п о л а г а н и я
и
планирования.
14
«Профессия
и
здоровье»
Понятие
«здоровье»,
учет
состояния
здоровья и профессии, неблагоприятные
ф а к т о р ы
в
р а з л и ч н ы х
с ф е р а х
д е я т е л ь н о с т и .
Т а б л и ц а
«Неблагоприятные
факторы».
Риск
приобретения
п р о ф е с с и о н а л ь н ы х
з а б о л е в а н и й .
М е д и ц и н с к и е
п р о т и в о п о к а з а н и я
п р и
в ы б о р е
профессии. Анкета здоровья.
Знать об учете фактора
здоровья
при
выборе
профессии,
основные
медицинские
противопоказания
к
группам профессий.
Ум е т ь
о п р е д е л я т ь
неблагоприятные
факторы
в
различных
сферах деятельности.
15
Игра
«Путешествие
в
м и р
профессий»
Станции: «Профессии неба», «Профессии
охраны
порядка
и
бе зопасно сти»,
«Профессии тканей и ниток», «Вкусные
п р о ф е с с и и » ,
« П р о ф е с с и и
художественного
слова»,
«Профессии
ох р а н ы
зд о р о в ь я
и
м е д и ц и н ы » ,
«Профессии расчетов и формул»
Знать
многообразие
профессий.
Ум е т ь
р а б о т а т ь
в
команде.
16
Заключительно
е занятие
С и с т е м ат и з а ц и я
з н а н и й
о
м и р е
профессий. Статья «На пороге взрослой
жизни»
Знать
свою
будущую
профессию.
Уметь
защитить
свой
выбор
План подготовки конечного продукта
Продукт
Место презентации, аудитория
Статья
Сайт школы, страничка психолога
Радиогазета «Есть такая
профессия»
Неделя психолога
12
Буклет «Новые профессии
XXI века»
День открытых дверей школы
Презентация «Калейдоскоп
профессий»
День открытых дверей школы (Школьное
телевидение)
Выставка «Калейдоскоп
профессий»
Школьные стенды
Статья «Сделай свой выбор»
Сборник материалов для работы с обучающимися,
педагогами, родителями
Методическая литература
1.
Журнал
«Школьный
психолог».
Издательский
дом
«ПЕРВОЕ
СЕНТЯБРЯ»,
2009
–
2012г.г.
2.
Компетенции
в
образовании:
опыт
проектирования.
Сборник
научных
трудов
под
редакцией А.В.Хуторского. – М., 2007.
3.
Куракина
Н.Л.,
Сидорук
И.С.
Психологические
аспекты
проектоной
деятельности:
программы, конспекты занятий с учащимися. – Изд. 2-е.- Волгоград: Учитель, 2011. –
191с.
4.
Лизинский
В.М.
Практическое
воспитание
в
школе.
Часть
1.
–
М.:
Центр
«Педагогический поиск», 2002.
5.
Павлова
Т.Л.
Профориентация
старшеклассников:
Диагностика
и
развитие
профессиональной зрелости. – М.: ТЦ Сфера, 2006.-128с.-(Библиотека практического
психолога).
6.
Под ред. Чистяковой. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера»:
Кн. Для учителя. - 2-е изд.-М: Просвещение, 1999. - 189 с.: ил.
7.
Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники: 8-
11 классы, ПТУ и колледж. М.: ВАКО, 2008. - 288 с. - (Педагогика. Психология.
Управление.)
8.
Савченко М.Ю. Практическое руководство для занятий по профориентации. М.: Вако,
2006, 240 с. - (Педагогика. Психология. Управление.)
9.
Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие (9-11 классы): Практическое
руководство для классных руководителей и школьных психологов. - М.: Вако, 2006, 240
с. - (Педагогика. Психология. Управление.)
10. Селевко Г.К. Педагогические технологии авторских школ. - М.: 2005.
11. Теория и практика проектной деятельности. (Дайджест по материалам печати). Выпуск
4.
–
Авторская
Экспериментальная
Школа
Министерства
Образования
РФ
«Школа
возраста».
12. Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. Спб.: Питер, 2009. - 160 с.: ил.
- (Серия «Практическая психология»).
13
Приложение 1.
Паспорт «МОЯ профессиональная карьера»
ФИО _________________________ Класс ________________
Буклет «Новые профессии XXI века»
В международный стандарт классификации профессий в 1988 году было занесено
9333 профессии, а в нашей стране специалисты насчитали 7000 профессий. По данным
социологов, о чём в своё время написал М.Х.Тима (1975), за десять лет возникает более
пяти тысяч новых видов труда и исчезает немногим меньше старых.
Новый
век
породил
множество
новых
профессий.
Мерчендайзер,
девелопер,
логистик… А еще есть джоббер… Перед вами справочник профессий XXI века.
Андеррайтер
-
(в
буквальном
переводе
с
немецкого
-
"подписчик"):
1)
гарант,
поручитель, берущий на себя обязательство разместить определенное количество вновь
выпущенных
акций,
облигаций
и
ценных
бумаг
путем
их
покупки
для
последующей
распродажи инвесторам; 2) в страховании - лицо, уполномоченное страховой компанией
принимать все виды риска. Андеррайтер отвечает за формирование страхового портфеля.
Двое или больше Андеррайтеров часто образуют биддинг-синдикат с целью представить
предложение на гарантию размещения нового выпуска муниципальных ценных бумаг.
Brand-manager
- в английском языке слово brand означает в том числе печать и
фабричную марку. В русском языке пока не нашлось адекватного словосочетания, поэтому
эту должность называют без перевода — бранд (или брэнд) менеджер. В российской
практике человека со сходными обязанностями часто называют просто начальником отдела
продаж.
Брэнд-менеджер
руководит
продажей
некоей
группы
товаров
определенной
торговой марки (это может быть что угодно — бытовая и компьютерная техника, одежда,
продукты питания и пр.).
В
отличие
от
менеджера
по
продажам
брэнд-менеджер
занимается
не
столько
самими продажами, сколько раскруткой фирменной марки. Это подразумевает наличие
серьезных познаний в области рекламы, маркетинга, связей с общественностью. В отличие
от «чистого» маркетолога брэнд-менеджер должен разбираться в продаже данной группы
товара не только на уровне экономиста, но и на уровне производителя. Работодатели могут
требовать
от
брэнд-менеджеров,
занимающихся,
например,
продукцией
молочной
промышленности, знания особенностей технологии переработки молока.
WEB-мастер
—
специалист,
создающий
в
сети
Интернет
страницу,
часто
поддерживает ее после окончания работ. Иногда совмещает обязанности с дизайнером или
программистом.
Девелопер — специалист по операциям с недвижимостью, занимается покупкой
недвижимости,
разработкой
проекта
(например,
строительства
здания)
и
дальнейшей
продажей
или
сдачей
в
аренду
данного
объекта.
Данная
профессия
требует
глубоких
экономических и юридических знаний, а также организаторских способностей.
Джоббер — специалист-посредник на фондовой бирже. Основные задачи — покупка
и продажа акций (за свой счет, в отличие от брокера). Необходимы экономические знания, а
также умение рисковать.
15
IT-специалист
занимается
информационными
технологиями,
компьютерным
обеспечением.
Как
правило,
не
программист,
а
специалист
по
оборудованию
и
телекоммуникациям.
Копирайтер
- специалист
по
авторским
правам,
его
рекламной
деятельности,
человек с творческой натурой, способный сочинять оригинальные тексты, музыкальные
заставки и более крупные произведения разного стиля, характера и метража. Многие
копирайтеры имеют опыт написания сценариев. Для работы в этой области желательно
иметь журналистское или филологическое образование.
Обязанности копирайтера можно сравнить с обязанностями корреспондента — к ним
относится, например, написание статей рекламного характера. Также копирайтер участвует
в разработке имиджа фирмы, включая название, слоган, рекламные материалы. Копирайтер
должен
ориентироваться
в
области
авторских
прав
на
музыкальные
и
литературные
произведения.
Коучер — специалист, раскрывающий потенциал личности сотрудников компании
(обычно топ-менеджеры): увеличивает их производительность и эффективность, помогает
развитию способности осуществлять движение в нужном темпе и направлении, приводит в
действие системы мотиваций человека. Основные требования — коммуникативные навыки,
глубокие знания в психологии.
Креативный
директор
– (Create
—
создавать
(англ.).
Креативный
директор
руководит
коллективом
дизайнеров
и
(или)
копирайтеров.
В
его
обязанности
входит
координация
работы
рекламного
отдела,
разработка
концепции
рекламных
проектов,
разработка
фирменного
стиля
компании,
контроль
за
осуществлением
рекламной
деятельности с творческой стороны. Он также следит за творческим процессом исходя из
требований заказчика.
Обычно
специалисты
такого
уровня
имеют
либо
высшее
художественное
(Строгановка), либо высшее филологическое образование. Многие креативные директора
«вырастали»
из
художников-дизайнеров.
Если
криейтор
в
основном
художник,
ему
желательно знать издательско — полиграфический процесс «от и до», имея связи в этой
сфере (типографии, СМИ, рекламные агентства и пр.).
Разумеется,
формальное
перечисление
выполняемых
обязанностей
дает
слабое
представление о работе криейтора. Он должен быть генератором идей. Угадать, создать
нечто оригинальное и привлекающее внимание определенной группы людей — вот задача
криейтора, в какой бы области он ни работал.
Лоббист
—
п о с р е д н и к
м е ж д у
ф и н а н с о в ы м и ,
п о л и т и ч е с к и м и
и л и
профессиональными
группами
и
госчиновниками,
депутатами.
Используя
налаженные
деловые контакты, он влияет на принятие решений в пользу интересов «своей» группы.
Поле деятельности лоббиста велико — от Государственной Думы до органов местной
власти, районной управы. В нашей стране этот вид деятельности находится на этапе
становления. В США же, например, сегодня только в Конгрессе действуют 15 тысяч
лоббистов, объединенных в специализированные конторы и агентства, устанавливающие
свои правила игры с властью.
Логистик — специалист, занимающийся оптимизацией поставок и перевозок сырья,
товара,
средств
производства.
Задачи
логистика
—
разработка
схемы
товародвижения,
поставок,
расчет
наиболее
экономичных
путей,
координация
основных
подразделений.
Главное
требование
—
аналитические
способности,
оперативность
мышления,
также
приветствуются коммуникабельность, самостоятельность, мобильность.
Медиа-байер - в обязанности медиа-байера входит работа со средствами массовой
информации.
Он
занимается
закупкой
рекламных
площадей
в
газетах
или
эфирного
времени на радио и TV. Как правило, несколько медиа-байеров подчиняются медиа-планеру
(в рекламном или PR агентстве) или начальнику рекламного отдела (в крупной компании).
Обычно медиа-байер имеет более узкую специализацию, нежели медиа-планер. Он ведет
или какой-то один вид СМИ (радио, ТV, печать), или какой-то определенный рекламный
16
заказ на товары и услуги. Основная задача медиа-байеров — добиться от средств массовой
информации
минимальных
расценок
за
рекламу.
Чем
опытнее
медиа-байер,
тем
эффективнее рекламная политика фирмы, тем меньше ее удельные расходы на рекламу. В
принципе,
работать
медиа-байером
может
любой
человек,
обладающий
минимальным
житейским
опытом
и
связями
в
кругах
массовой
информации.
Подобные
связи
не
обязательно должны быть на уровне руководящего звена, иногда достаточны таковых в
среде внештатных корреспондентов каких-то изданий.
Медиа-планер
- в
задачи
медиа-планера
входят
прежде
всего
стратегическое
планирование рекламной кампании и рекламной деятельности фирмы в целом. Медиа-
планер
должен
осуществлять
оценку
рекламной
эффективности
различных
средств
массовой информации и соответствующим образом перераспределять рекламный бюджет.
Это невозможно без серьезных познаний в области маркетинга, социологии и пр. Тут надо
отметить,
что
данная
должность
существует
в
основном
в
рекламных
агентствах.
В
крупных компаниях, имеющих свои рекламные отделы, подобные функции выполняет
начальник или менеджер отдела рекламы. Считается, что медиа-планеров действительно
высокого
уровня
в
России
насчитываются
единицы.
Раньше
высшее
образование
не
ориентировалось
на
выпуск
людей
подобной
специальности,
сейчас
специалистов
подобного
уровня
пытаются
готовить,
например,
на
факультете
журналистики
МГУ.
Большая же часть специалистов в области рекламы, иногда без высшего образования,
«ковалась» непосредственно на рабочих местах.
Мерчендайзер
- специалист по продвижению продукции в розничной торговле.
Контроль расположения товара на полках, поддержка имиджа товара, контроль рекламы и
цен на товар — все это основные задачи мерчендайзера. Основные требования к профессии
—
коммуникабельность,
работоспособность,
презентабельная
внешность,
обучаемость.
Желателен опыт работы, знание английского языка и наличие водительских прав.
Office-manager - основной задачей офис-менеджера является обеспечение работы
офиса. Это включает в себя руководство секретарями на телефоне и на приеме, водителями,
курьерами, вызов специалистов для ремонта оргтехники, закупку расходных материалов и
пр. Идеальный офис-менеджер как идеальный администратор должен быть необходим как
воздух и столь же незаметен. Надо иметь в виду, что в отечественных компаниях офис-
менеджерами зачастую называют кого угодно, вплоть до обычных секретарей. В небольших
компаниях
офис-менеджеры
могут
нести
дополнительные
обязанности:
ведение
делопроизводства, в том числе кадрового (ведение и учет трудовых книжек, составление
приказов, трудовых договоров и пр.).
Промоутер - е ще лет пять-семь назад о них никто ничего не слышал. Теперь это одна
из самых популярных "студенческих" профессий, правда с дискриминацией по половому
признаку
-
в
основном
берут
девушек.
Стать
промоутером
непросто.
В
рекламных
агентствах
выстаиваются
очереди
из
претенденток
-
эта
работа
не
мешает
занятиям,
прилично оплачивается. Можно научиться другим вещам, таким же важным, как базовое
образование. Например, свободно общаться с людьми самого разного типа и возраста,
освоить азы рекламы и маркетинга, которые сегодня пригодятся практически в любой
профессии.
Все
видели
симпатичных
девушек
в
ярких
майках
и
бейсболках
с
логотипами
известных
фирм,
угощающих
прохожих,
посетителей
магазинов
и
кафе,
печеньем
и
шоколадом; раздающих образцы новых видов косметики и предметов гигиены. Это и есть
промоутеры,
или,
на
профессиональном
слэнге
–
промо
-
девушки.
Кто
может
стать
промоутером? Не только красавица "90-60-90". Присмотритесь, девушки встречаются самые
разные. И даже возрастные рамки - не слишком жесткие. Хотя в большинстве объявлений о
наборе
промоутеров
возраст
указывается
"18
-23
года",
на
практике
с
удовольствием
возьмут и девушку постарше. Главное, чтобы она выглядела свежо и обладала самым
важным качеством для профессии - обаянием. Внешность промо-девушки подбирается в
соответствии с видом и рекламным образом товара. Самая близкая к работе промоутера -
17
работа продавца, хотя задачи у них разные. Задача промоутера - не продать товар, а
заинтересовать им как можно больше потенциальных покупателей. Предложить его на
пробу, рассказать о марке, качестве, новшествах. Прохожего или посетителя нужно суметь
привлечь, "выдернуть" из толпы взглядом, улыбкой, приветливым словом, при том, что
многие торопятся пройти мимо; завязать с ним разговор, добиться ответной реакции, а не
просто "всучить" изделие.
Sales-assistant - этот термин можно дословно перевести с английского как помощник
по
продажам.
В
российской
коммерческой
практике
подобных
специалистов
иногда
называют
секретарями
отдела
продаж.
В
их
обязанности
входит
обеспечение
документооборота отдела продаж в части взаимоотношений с клиентами и поставщиками
(оформление
накладных,
счетов-фактур,
актов
приемки-сдачи
и
пр.).
Иногда
к
этому
добавляется ведение товарного учета на ПК, ведение переговоров с покупателями по
техническим вопросам (например, по доставке товара), поддержка электронных версий
прайс-листов.
Очевидно, что помимо всего того, что должен знать квалифицированный секретарь,
секретарь отдела продаж должен владеть хотя бы начальными бухгалтерскими навыками и
достаточно серьезным опытом коммерческой деятельности.
Сомелье
- знаток вин. Сомелье - слово французское, адекватного перевода на
русский
нет,
потому
что
ни
в
одном
другом
языке
мира
такого
понятия
просто
не
существует. Однако объяснить, что оно означает, можно. Вот как определяет его Жорж
Пертюизе, президент Союза сомелье Франции: "Сомелье - это человек, ответственный за
напитки в ресторане, дающий советы по выбору вин и напитков, сервирующий их или
следящий за их подачей клиенту вплоть до момента, когда тот покидает зал".
Одна из главных обязанностей сомелье - формирование винной карты (перечень
имеющихся напитков). Содержание винной карты ни в коем случае не должно расходиться с
содержанием винного погреба, запасы которого необходимо регулярно пополнять.
Безусловно, сомелье должен знать многое. Первые представители этой профессии
появились в Москве три года назад. Именно тогда владельцы ресторанов (с большими
винными погребами) поняли необходимость в специалистах такого рода. Первые сомелье,
по
сути,
были
самоучками.
Сомелье
отвечает
за
хранение
вин
в
винном
погребе,
поддерживает для каждого из напитков необходимую температуру и определенный режим
влажности и порой в ресторане с большой винной картой он один знает, где находится та
или иная бутылка. Ведь это - его царство, его вотчина, в которой он - полноправный хозяин.
Специалист бэк-офиса (Back Office) - задачей бэк-офиса является документарное
оформление и сопровождение сделки, заключенной трейдерами компаний - контрагентов
(фронт-офис). В ряде российских компаний специалисты бэк - офиса занимались также
скупкой ценных бумаг у физических лиц. Бэк - офисы, таким образом, существуют в
банках, инвестиционных компаниях и прочих организациях, совершающих сделки на рынке
ценных бумаг. В зависимости от объема и оборота подобной организации бэк - офис может
насчитывать от трех до пятнадцати человек. Работа бэк - офиса ведется в соответствии с
нормативными
документами
ФКЦБ
(Федеральной
Комиссии
по
Ценным
Бумагам).
Соответственно, каждый специалист этого отдела должен знать и строго соблюдать эти
требования.
Что
же
входит
в
непосредственные
обязанности
специалистов
бэк-офиса?
Во-
первых, специалист бэк - офиса ведет журнал регистрации сделок, оформляет договоры
купли-продажи
ценных
бумаг
определенного
эмитента.
Во-вторых,
по
заключенному
договору
должна
произойти
перерегистрация
ценных
бумаг,
т.е.
передача
прав
собственности от продавца к покупателю. Он же оформляет передаточное распоряжение
либо при заключении договора, либо непосредственно в реестре ценных бумаг. После
перерегистрации и получения документа, подтверждающего права нового владельца на
пакет акций (выписка), специалист бэк - офиса должен проконтролировать процесс расчета
компании покупателя с компанией - продавцом. Надо отметить, что малейшая неточность в
18
оформлении
документов
может
послужить
поводом
для
признания
сделки
недействительной и послужить причиной серьезных убытков компании. Как и в любой
новой
области
деятельности,
перед
молодым
специалистом
открывались
значительные
в о з м о ж н о с т и
к а р ь е р н о г о
р о с т а .
Большая
часть
специалистов
бэк-офиса
после
прохождения
краткосрочных
курсов
обучалась
своему
делу
непосредственно
на
рабочих
местах,
специалистов
подобного
профиля готовят на факультетах "финансы и кредит" в различных вузах экономического
направления.
Спичрайтер - специалист по написанию статей, речей, докладов. Достаточно редкая
специальность.
Специалист
по
связям
с
общественностью
(PR
manager)
имеет
дело
со
средствами массовой информации (журналами, газетами). Он должен уметь различными
способами поддерживать имидж организации.
Супервайзер — специалист по контролю и надзору за деятельностью различных
объектов: как производственных, так и торговых. Руководитель группы, звена.
Трейдер
—
специалист
по
биржевым
торгам
(ценными
бумагами,
валютой,
драгоценными металлами).
Тренинг-менеджер — специалист по организации обучению персонала компании.
Часто проводит обучение самостоятельно.
Трейдер. Trader - торговец (англ.) . - в самом общем смысле этого слова, - крупный
торговец,
посредник
между
производителем
(владельцем)
и
покупателем.
До
кризиса
отечественного финансового рынка весьма популярной фигурой являлся трейдер на рынке
ценных
бумаг.
Тут
возникает
очередное
разночтение
между
отечественным
и
международным
содержанием
одного
и
того
же
понятия.
В
международной
практике
трейдером называется лицо (предприятие), совершающее сделки от собственного лица.
Лицо
(предприятие),
выполняющее
чужие
заказы
на
покупку-продажу,
называется
брокером. В отечественной практике гордым словом трейдер называли себя все. Обычными
требованиями к трейдеру на рынке ценных бумаг являлись наличие аттестата Минфина
первой категории на право работы с ценными бумагами, опыт работы от года и возраст до
30 лет. Различают трейдеров по работе с физическими и юридическими лицами. Для
последних обязательно, по крайней мере, обучение по программе FAST (Finansial Analysys
and
Security
Trading),
финансовый
анализ
и
торговля
ценными
бумагами.
Серьезным
вопросом для начинающих трейдеров является вопрос материальной ответственности перед
компанией
за
результаты
сделки.
По
формальным
требованиям
сложно
представить
содержание
работы
трейдера.
Наши
менеджеры
по
работе
с
клиентами
сравнивали
обстановку на биржевой площадке (в горячие дни) с обстановкой в операционном зале
Чернобыльской
АЭС
за
10
минут
до
взрыва.
С
трейдером
по
ЦБ
не
следует
путать
трейдеров, отвечающих за операции с материальными ценностями. Таковыми могут быть
любые многотоннажные продукты: нефть, газ, лес, зерно и пр. В обязанности трейдера
входит
организация
торговли
определенным
продуктом
в
международном
масштабе,
контракты с торговыми и форвардными компаниями в центре и на местах. Такой человек
должен обладать огромным опытом коммерческой деятельности, свободно ориентироваться
в системе фьючерсных контрактов, методах экономического анализа. Людей, которые могли
бы работать ассистентами трейдеров, готовит, например, МГИМО.
Хед-хантер (Head-hunter) - Охотник за головами (англ.). В принципе, хед-хантер,
как и рекрутер, выступает посредником между работником и работодателем. Если рекрутер,
как правило, имеет дело со специалистами среднего звена или, точнее, средней степени
распространенности, то хед-хантер имеет дело со специалистами экстра-класса. Далее -
если рекрутер имеет дело, как правило, с человеком, ищущим работу, хед-хантер работает
со специалистом, "заваленным" предложениями по работе, поступающими от разных фирм.
Если рекрутер работает со множеством специалистов, пытаясь отобрать из них подходящих,
хед-хантер работает с одним (несколькими) людьми, пытаясь повлиять на их выбор места
19
работы, или, попросту говоря, переманить его из одной фирмы в другую. Типичный пример
такого специалиста - организатор региональной дилерской сети. Стоимость "приобретения"
такого специалиста может быть в десятки раз меньше стоимости создания региональной
сети сбыта.
Хед-хантер также ведет предварительные переговоры с клиентом по поводу условий
работы и оплаты труда. Заказы на хед-хантинг встречаются гораздо реже и оплачиваются
значительно выше, чем заказы на подбор персонала. Как правило, стоимость их выполнения
составляет 20-40% годового дохода.
Хостес — домохозяйка, экономка. Такая должность существует в штате гостиниц.
Подготовили:
Литвинов В.
Лузина В.
Потоцкая Е.
Шиянов А.
Источник: Газета "Работа для вас";
jobrmika
estrabota
vdebus
20
Приложение 3.
Статья для странички психолога на школьный сайт
На пороге взрослой жизни
Жить – это рисовать без черновика…
Формула выбора профессии (по выражению Н.С.Пряжникова – «три кита»):
ХОЧУ – это пространство желаний, целей, интересов, стремлений;
МОГУ – это пространство способностей, талантов, состояние здоровья;
НАДО – это пространство запросов от рынка труда, социально-экономические проблемы
региона, тенденции в развитии мировой экономики.
Оптимальный
выбор
профессии
лежит
на
пересечении
трех
пространств
(трех
кругов).
Стандартные мотивы выбора профессии:
Интерес к работе, удовлетворение от работы;
Наличие способностей к данной деятельности;
Творческий характер работы, разнообразие;
Присутствие четких инструкций, порядка в работе;
Возможность без труда найти работу по специальности;
21
Возможность без труда получить необходимое образование;
Безопасность работы для здоровья;
Работа не будет утомлять
Высокая оплата труда;
Выбор вызовет уважение друзей;
Возможность сделать карьеру;
Профессия считается престижной;
Профессия соответствует полу (мужская или женская);
Возможность работать в коллективе, общаться с коллегами;
Быть одной профессии со значимым для меня человеком.
Ошибки в выборе профессии.
Отношение к выбору профессии как к неизменному;
Бытующее мнение о престижности профессии;
Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием друзей;
Перенос отношения к человеку на саму профессию;
Увлечение только внешней или какой-то частной стороной профессии;
Отождествление школьного учебного предмета;
Устарелые представления о характере труда;
Неумение разобраться, отсутствие привычки разбираться в своих личных качествах;
Незнание
или
недооценка
своих
физических
особенностей,
недостатков,
существенных при выборе профессии;
Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании
задачи при выборе профессии.
Что влияет на выбор профессии?
Позиция старших;
Позиция друзей;
Позиция учителей;
Личные профессиональные планы;
Способности;
Уровень притязаний общественного признания;
Информированность;
Склонности.
Ключевые компетенции выпускника современной школы.
Компетентность
– готовность субъекта эффективно сорганизовать внутренние и
внешние ресурсы для достижения поставленной цели.
► Готовность сделать осознанный и ответственный выбор. Наличие этой компетенции
позволяет выявить проблему, принять взвешенное решение и взять на себя ответственность
за него, обеспечить своими действиями воплощение этого решения в жизнь;
► Технологическая компетентность. Наличие этой компетентности позволяет осваивать и
грамотно выполнять любые технологии в профессиональной деятельности и осваивать
новые способы деятельности в обыденной жизни;
►
Готовность
к
самообразованию
(образованию
через
всю
жизнь).
Наличие
этой
компетентности позволяет гибко изменять свою профессиональную квалификацию, быть
адекватным меняющимся жизненным ситуациям;
► Информационная компетентность. Позволяет человеку быть успешным в современном
информационном обществе, в котором на него «обрушивается» огромный информационный
поток, принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации;
22
►
Социальная
компетентность
(готовность
к
продуктивному
социальному
взаимодействию).
Она
позволяет
человеку
использовать
ресурсы
других
людей
и
социальных
институтов
для
решения
своих
задач,
достигать
результатов
в
профессиональной
деятельности
независимо
от
личных
симпатий
и
антипатий
в
коллективе;
► Коммуникативная компетентность. Позволяет человеку достигать поставленных целей
коммуникации:
получать
необходимую
информацию
от
других
людей
и
организаций,
убеждать, влиять на принятие решений и т.п.
Безусловно, все эти компетентности формируются постепенно, и на их качество
оказывают влияние огромное количество факторов, таких как социокультурный уровень
среды
обитания
учащегося
(в
школе
и
дома),
заполнение
досуга,
наличие
значимых
взрослых, глубина и психологическая наполняемость коммуникативных актов подростка
(содержательная и эмоциональная составляющая общения со сверстниками и взрослыми).
Подготовили: Литвинов Влас
Лузина Валерия
Сидорова Алёна
Шиянов Андрей
23
24