Автор: Комарова Нина Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 5 р.п. Ровное Ровенского муниципального района Саратовской области Населённый пункт: р.п. Ровное Ровенский район Саратовская область Наименование материала: статья Тема: "Дидактические игры в речевом развитии детей" Раздел: дошкольное образование
Дидактические игры в речевом развитии детей.
Дидактические игры – прекрасное средство обучения и развития,
используемое при усвоении любого программного материала. Специально
подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно
воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает
возможность закреплять словарь, формировать грамматические категории,
развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать
словесное творчество, коммуникативные навыки. Хорошая речь важное
условие развития личности ребенка, чем богаче и правильнее речь, тем легче
высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании
окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со
сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое
развитие. Но речь ребенка не является врожденной функцией. Она
развивается постепенно, с развитием ребенка. Гораздо успешнее это
осуществлять используя игру. Так как в дошкольном возрасте игра является
ведущей.
Большое значение в речевом развитии детей имеют именно словесные
дидактические игры. Они формируют слуховое внимание, умение
прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова. Они
считаются самым сложным, поскольку заставляют мыслить. Детям
приходится описывать предметы, отгадывать их по описанию, рассуждать.
Особенно важен этот тип игры, если ребенок плохо говорит еще.
Игровая деятельность способствует развитию произвольного внимания
и произвольной памяти, на развитие речи. Если ребенок не в состоянии
внятно высказывать свои положения относительно хода игры, если он не
способен понимать словесные инструкции своих товарищей, то им будут
тяготится сверстники.
В психологической литературе описан случай развития двух
мальчиков-близнецов, которые были лишены возможности общения со
сверстниками. В совместном общении у них сложилась своя, понятная им
двум, автономная речь. Лишь после того, как близнецов разлучили на
некоторое время, включив их в разные детские коллективы, приобретать
способность к нормальному речевому общению. Дети начали приобретать
способность к нормальному речевому общению. Только пройдя школу
дидактических игр в детских коллективах дошкольник может перейти к
планомерному обучению в школе.
Как говорил Макаренко: « Игра имеет важное значение в жизни
ребенка – имеет то же значение, какое у взрослого имеет работа, служба.
Каков ребенок в игре, таким во многом он будет и на работе»
Игра помогает ввести детей в учебный ритм, подготовить их к
нагрузкам, в том числе и к нагрузкам общения в школе.
В развитии ребенка игра выступает прежде всего, как средство
овладения миром взрослых. С помощью игры можно привлечь интерес к
учебе, познавательной и творческой деятельности, раскрыть артистические
способности. Но можно выявить как и положительные черты характера
ребенка такие как: настойчивость, честность, так и отрицательные – эгоизм,
упрямство, хвастливость.
Условия эффективности любой игры:
1. Не должна грозить опасность для жизни, здоровья.
2. Игра должна оканчиваться раньше чем надоест.
При соблюдении этих условий игра становится серьезным делом т.е.
развитием здоровья или отдыхом для ума.
Структура каждой дидактической игры:
1.
Дидактическая задача.
2.
Игровые правила.
3.
Игровые действия.
4.
Ход игры.
Виды игр: с предметами, словесные, наст- печат.
И в каждой игре – задача:
а) развивать у детей речевую активность.
б) Упражнять детей в диалогической речи, правильном произношении звуков
и т.д.
Бывает и так, что ребёнок знает много, но не проявляет смекалки в
игре, а другой при меньших знаниях сообразителен, отличается быстротой,
гибкостью мышления.
Каждый ребёнок развивается со своей скоростью и задача воспитателя
помочь ему в игре развить его речь.