Автор: Мякишева Лариса Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №90 "Ягодка" Населённый пункт: г. Нижний Новгород Наименование материала: конспект Тема: "В поисках волшебного сундучка" Раздел: дошкольное образование
представлений детей старшей группы на тему: « В поисках
волшебного сундучка».
Цель: развитие временных представлений у детей старшего дошкольного
возраста.
Программные задачи:
1.Продолжать учить детей ориентироваться в последовательности дней недели.
2.Учить логически, мыслить и воспринимать информацию на слух.
3.Закреплять имеющие знания о частях суток, закреплять представления детей о
временах года.
4.Познакомить детей с видами часов (солнечные часы, водяные часы, песочные
часы, механические часы, электронные часы).
5.Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, творческое
воображение детей.
6. Воспитывать усидчивость, умение слушать и слышать сверстников.
Предварительная работа:
1.Наблюдение за деятельностью людей в разные части суток.
2.Ознакомление детей с часами (развивающая игра «Часы»).
3.Знакомство с карточками-символами.
Методы обучения: игровые, словесные, наглядные, практические.
Форма организации: подгрупповая.
Оборудование:
Игрушка кукла «Фея времени», сундучок, картинки «Части суток», цветные
карточки «части суток». «Виды часов», карточки задания, конверт «Сломанные
часы», дидактический материал к играм «Живая неделя», « Веселая неделька».
Колокольчики по количеству детей.
Ход занятия:
Организационный момент:
Восп : - Дети, встаньте все красиво, повернитесь лицом к гостям:
« Поздоровайся дружок – пожелай здоровья. Лечит очень хорошо доброта с
любовью».
- Ребята, сегодня в гости к нам прилетела Фея времени. Она потеряла свой
волшебный сундучок, если его не найти, то все время остановится. Фея просит
нас
помочь
ей
в
поисках
сундучка.
Посмотрите,
ребята,
у
нас
в
группе
перестановка, на полу стрелочки, кружочки.
Чтобы помочь Феи найти сундучок, надо пройти по стрелочкам и выполнить все
задания. Ну что, вы готовы!
Обратите
внимание,
что
кроме
стрелок
на
полу
еще
расположены
круги
с
номерами – это наши остановки, на которых мы будем выполнять задания. Как
вы думаете, в какую сторону мы пойдем?
Дети: Направо, потому что там цифра 1.
Восп: Правильно, отправляемся в путь.
1 остановка и
1 задание:
«Когда это бывает?».
Восп: Назовите хором части суток.
Дети: Утро, день, вечер, ночь.
Восп: Я вам буду задавать вопросы, а вы мне должны показать с помощью
цветных карточеккоторые находятся у вас на столе, в какое время суток это
бывает: утром, днём, вечером или ночью. И так будьте внимательны.
- Когда мы завтракаем? (утром) красная карточка.
- Когда за вами приходят родители, чтобы идти домой? (вечером) фиолетовая
карточка.
-
Когда
встаёт
солнце
и
становится
всё
светлее
и
светлее? (утром)
красная
карточка.
- Когда вы спите в детском саду? (днём) жёлтая карточка.
- А дома? (ночью) чёрная карточка.
- Когда занимаетесь зарядкой? (утром) красная карточка.
- Когда на небе горят звёзды? (ночью) чёрная карточка.
- Сейчас какое время суток? (утро) красная карточка.
Молодцы! А сейчас мы с вами поиграем в игру.
Игра «Верно – неверно»
В руках у детей колокольчики.
Правила
игры
следующие:
«Если
я
говорю
правильно,
то
вы
звените
колокольчиками, если неправильно – не звените.
- Утром солнышко встает?
- По утрам нужно делать зарядку?
- Утром люди ужинают?
- Нельзя умываться по утрам?
- День наступает всегда за утром?
- Днем в небе ярко светит луна?
- Днем люди обедают?
- Днем на улицах светят фонари?
- Заканчивается день и наступает утро?
- Вечером всегда темно?
- Вечером дети идут в детский сад?
- Ночью люди обедают?
- Ночью все спят?
Молодцы! Всё верно!
- Кто еще раз напомнит, из каких частей состоят сутки?
(ответы детей).
С первым заданием вы справились, и мы отправляемся дальше.
2 остановка
2 задание «Часовая мастерская».
Восп: Ребята, посмотрите, мы подошли с вами к часовой мастерской. А какая
красивая витрина. (Витриной служит
ширма с прикрепленными картинками
разных видов часов). Что вы на ней видите?
Дети: Это разные виды часов.
Восп: Какие виды часов вы видите?
Дети: Солнечные. Водяные. Песочные. Механические. Электронные.
Восп: Молодцы. Вы правильно назвали все виды часов.
Восп: Но дверь в мастерскую, к сожалению, закрыта, чтобы туда попасть, надо
рассказать об этих часах.
Дети: Давным-давно, когда часов еще не было, люди узнавали время по солнцу .
Вкопал человек в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на
части. Каждая часть ровнялась одному часу. Куда светило солнышко столько
времени и было.
На
смену
солнечным
часам
пришли водяные .
В
высокий
и
узкий
сосуд
с
дырочкой у дна наливали воду. Капля за каплей она сочилась из отверстия. На
стенках сосуда были сделаны черточки – отметки, которые показывали, сколько
времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду.
С тех пор прошло немало лет и люди придумали песочные часы . Они являются
самым простым прибором для отсчёта времени. У них нет сложного механизма,
который может сломаться, и они работают даже без солнца.
Песочные часы – это два сосуда, которые соединяются узенькой горловиной,
закрепленные на устойчивой подставке. В один из них засыпается определённое
количество песка. В зависимости от того, какой объём имеют сами сосуды,
песочные часы могут отмерять время в секундах, минутах, часах.
Прошло много времени с тех пор, когда человек придумал часы с механизмом .
Внутрь их поставил пружину, закрутил ее, а чтобы она не раскручивалась,
прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико и вертит
его. Второе колесико вертит стрелки. Механические часы нужно каждый день
заводить. Забыл завести часы – они встали.
Восп: А какие часы не надо заводить ?
Дети: Электронные часы. Они работают на батарейках. У них даже нет стрелок –
на экране светится время. Время показывают точно и не капризничают.
Восп: Молодцы. Вы рассказали всё правильно о часах. Теперь мы с вами можем
войти внутрь.
(На столе находятся, заранее приготовленные разные виды часов).
Восп: Ребята, посмотрите, как много настоящих часов в этой мастерской.
Кто знает: как называется человек, который ремонтирует часы?
Дети: часовой мастер или часовщик.
Восп: Каких часов здесь больше? Правильно механических. Давайте вспомним,
из каких частей состоят механические часы?
-Вот это, что у часов? (воспитатель показывает).
Дети: циферблат, цифры, стрелки.
-А почему они разные? (одна большая – минутная, другая – часовая)
Восп: Молодцы! Вы очень хорошо знаете части часов. Посмотрите у нас здесь,
есть конверты. А в них находятся часы, но обратите внимание, они сломаны и
для того, чтобы двинуться дальше к сундучку, необходимо их отремонтировать.
Восп: Мы сейчас будем часовыми мастерами, и попробуем отремонтировать
часики.
- Скажите, чего не хватает на наших часах? (цифр, стрелок)
-А для чего они нужны?
Дети: для того, чтобы показывать сколько времени.
Восп:
Итак,
за
работу
часовые
мастера,
ремонтируем
часы:
берём
цифры,
стрелки и приклеиваем на место. Ребята, сделайте так, чтобы на ваших часах
стрелки показывали 3 часа.
(У каждого ребёнка индивидуальный конверт с частями часов).
- Молодцы! Поднимите, покажите, часы.
- Со вторым заданием вы справились также успешно.
Физкультминутка «Часы»
Тик-так, тик-так-
Все часы идут вот так:
Тик-так.
(Наклоните голову то к одному, то к другому плечу)
Смотри скорей, который час:
Тик-так, тик-так, тик-так.
(Раскачивайтесь в такт маятника)
Налево – раз, направо – раз.
Мы тоже можем так,
(Ноги вместе, руки на поясе. На счет «раз» голову наклоните к правому плечу,
потом – к левому, как часики)
Тик-так, тик-так.
-Отдохнули, тогда мы можем продолжить наш путь!
3 остановка 3 задание: «Живая неделя».
Восп: Ой, ребята посмотрите, кто это?
Дети: Это гномики.
Восп: Посмотрите у каждого гномика что – то написано на его шапочке?
Дети: Это их имена. Вот этот понедельник, этого зовут вторник и т. д.
Восп : А давайте с ними поиграем. Возьмите каждый в руки по одному гномику,
и вы превратились в дни недели, и будете выполнять следующие задания.
- Постройтесь, дни недели по порядку. (Понедельник, вторник, среда, четверг,
пятница, суббота, воскресенье).
- Какой сегодня день недели, выходи? (вторник)
- Его соседи встаньте рядом. (Понедельник, среда)
- Рядом со средой встанет тот день недели, который идёт после среды, но перед
пятницей? (Четверг).
- Выйдите выходные дни. (Суббота, воскресенье)
- Ребята, мне кажется наши гномики очень грустные. Как Вы думаете, что у них
могло случиться?
(Ответы детей).
Обращаю внимание детей на фото домика гномов круглой формы, в котором они
жили. ( Дети заранее с ним знакомы). И на части уже сломанного этого домика.
- Ребята, что – то случилось с домиком наших гномов?
(Ответы детей).
- Давайте им поможем собрать дом, чтобы они вновь были весёлыми.
- Перед вами на столе находятся разноцветные части дома гномов, круглой
формы, из которых вы должны будете собрать их дом.
-Ну что готовы? Тогда раз, два, три - домик гномов собери!
(Дети выполняют задание самостоятельно).
Молодцы,
теперь
нашим
гномикам
есть,
где
жить.
А
мы
давайте
с
вами
вспомним, как называется каждый день недели. (Дети перечисляют).
Пальчиковая гимнастика:
Подскажите – ка нам звери,
Как запомнить дни недели
Первый – понедельник, Зайка – рукодельник!
За ним приходит вторник, Соловей – задорник.
За вторником – среда, Лисичкина еда.
За средой четверг, волк глазами сверк.
За четвергом к нам пятница
Колобком прикатится.
За пятницей – суббота, баня у енота.
За субботой воскресенье. Целый день у нас веселье.
С 3 заданием мы с вами справились, отправляемся дальше в путь.
4 задание: Задание в тетрадях, выполняется по песочным часам.
Откройте тетради. В тетрадях вы будете рисовать квадратики через клеточку,
старайтесь, чтобы они были ровные, аккуратные. Кроме того, что вы будете
рисовать,
квадратики
вам
еще
надо
будет
смотреть
на
часы
и
как
только
закончится минута, пересыплется весь песок, сразу остановиться, т.е. закончить
задание. ( Дети выполняют)
Сейчас мы с вами поупражняемся выполнять задание за 3 мин.
- Как вы думаете, 3 мин. это больше или меньше, чем 1?
Дети: в 3 раза больше.
- Сколько раз надо перевернуть песочные часы, которые показывают 1 мин.
Дети: 3 раза.
Восп: Вы сейчас, по моему сигналу будете рисовать треугольники, выполнять
задание будете 3 мин., не забывайте следить за временем.
Чего больше вы нарисовали?
А как вы думаете, почему?
Дети: времени больше значит и работы можно сделать больше.
Восп: Молодцы! Ну вот, ребята, мы справились со всеми заданиями, идём по
последней стрелочке. Что это на столе?
Дети: сундучок.
Восп:. Чтобы его открыть, надо отгадать загадки:
Белые мухи налетели
Весь двор стал белый.
Не счесть белых мух,
Летящих словно пух.
Дети: Зима.
Как белые морковки,
Сосульки висят весенние.
Из-под снега земля проглядывает,
И капает везде вода.
Дети: Весна.
Как хорошо в лесу!
В зеленые листья одеты деревья и кусты.
Пахнет спелой душистой земляникой.
Громко поют птицы.
Какое время года в лесу?
Дети: Лето.
Восп: Молодцы, загадки все вы отгадали верно. Теперь наш сундучок можно
открыть.
(Дети открывают)
Дети возвращают сундучок Феи времени.
Восп: Вот так мы и живём,
Шоколадки от Феи жуём,
Гостей ждём, встречаем
И чем богаты, тем и угощаем.
Фея угощает шоколадками детей и благодарит за помощь.
И сообщает им о том, что время никогда теперь не остановится.