Напоминание

"В поисках волшебного сундучка"


Автор: Мякишева Лариса Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №90 "Ягодка"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: конспект
Тема: "В поисках волшебного сундучка"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Конспект занятия по формированию временных

представлений детей старшей группы на тему: « В поисках

волшебного сундучка».
Цель: развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Программные задачи: 1.Продолжать учить детей ориентироваться в последовательности дней недели. 2.Учить логически, мыслить и воспринимать информацию на слух. 3.Закреплять имеющие знания о частях суток, закреплять представления детей о временах года. 4.Познакомить детей с видами часов (солнечные часы, водяные часы, песочные часы, механические часы, электронные часы). 5.Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, творческое воображение детей. 6. Воспитывать усидчивость, умение слушать и слышать сверстников. Предварительная работа: 1.Наблюдение за деятельностью людей в разные части суток. 2.Ознакомление детей с часами (развивающая игра «Часы»). 3.Знакомство с карточками-символами. Методы обучения: игровые, словесные, наглядные, практические. Форма организации: подгрупповая. Оборудование: Игрушка кукла «Фея времени», сундучок, картинки «Части суток», цветные карточки «части суток». «Виды часов», карточки задания, конверт «Сломанные часы», дидактический материал к играм «Живая неделя», « Веселая неделька». Колокольчики по количеству детей.
Ход занятия: Организационный момент:
Восп
: - Дети, встаньте все красиво, повернитесь лицом к гостям: « Поздоровайся дружок – пожелай здоровья. Лечит очень хорошо доброта с любовью». - Ребята, сегодня в гости к нам прилетела Фея времени. Она потеряла свой волшебный сундучок, если его не найти, то все время остановится. Фея просит нас помочь ей в поисках сундучка. Посмотрите, ребята, у нас в группе перестановка, на полу стрелочки, кружочки. Чтобы помочь Феи найти сундучок, надо пройти по стрелочкам и выполнить все задания. Ну что, вы готовы! Обратите внимание, что кроме стрелок на полу еще расположены круги с номерами – это наши остановки, на которых мы будем выполнять задания. Как вы думаете, в какую сторону мы пойдем?
Дети:
Направо, потому что там цифра 1.
Восп:
Правильно, отправляемся в путь.
1 остановка и

1 задание:

«Когда это бывает?».

Восп:
Назовите хором части суток.
Дети:
Утро, день, вечер, ночь.
Восп:
Я вам буду задавать вопросы, а вы мне должны показать с помощью цветных карточеккоторые находятся у вас на столе, в какое время суток это бывает: утром, днём, вечером или ночью. И так будьте внимательны. - Когда мы завтракаем? (утром) красная карточка. - Когда за вами приходят родители, чтобы идти домой? (вечером) фиолетовая карточка. - Когда встаёт солнце и становится всё светлее и светлее? (утром) красная карточка. - Когда вы спите в детском саду? (днём) жёлтая карточка. - А дома? (ночью) чёрная карточка. - Когда занимаетесь зарядкой? (утром) красная карточка. - Когда на небе горят звёзды? (ночью) чёрная карточка. - Сейчас какое время суток? (утро) красная карточка. Молодцы! А сейчас мы с вами поиграем в игру.
Игра «Верно – неверно»
В руках у детей колокольчики.
Правила игры следующие: «Если я говорю правильно, то вы звените колокольчиками, если неправильно – не звените. - Утром солнышко встает? - По утрам нужно делать зарядку? - Утром люди ужинают? - Нельзя умываться по утрам? - День наступает всегда за утром? - Днем в небе ярко светит луна? - Днем люди обедают? - Днем на улицах светят фонари? - Заканчивается день и наступает утро? - Вечером всегда темно? - Вечером дети идут в детский сад? - Ночью люди обедают? - Ночью все спят? Молодцы! Всё верно! - Кто еще раз напомнит, из каких частей состоят сутки? (ответы детей). С первым заданием вы справились, и мы отправляемся дальше.
2 остановка

2 задание «Часовая мастерская».

Восп:
Ребята, посмотрите, мы подошли с вами к часовой мастерской. А какая красивая витрина. (Витриной служит ширма с прикрепленными картинками разных видов часов). Что вы на ней видите?
Дети:
Это разные виды часов.
Восп:
Какие виды часов вы видите?
Дети:
Солнечные. Водяные. Песочные. Механические. Электронные.
Восп:
Молодцы. Вы правильно назвали все виды часов.
Восп:
Но дверь в мастерскую, к сожалению, закрыта, чтобы туда попасть, надо рассказать об этих часах.
Дети:
Давным-давно, когда часов еще не было, люди узнавали время
по солнцу
. Вкопал человек в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть ровнялась одному часу. Куда светило солнышко столько времени и было. На смену солнечным часам пришли
водяные
. В высокий и узкий сосуд с дырочкой у дна наливали воду. Капля за каплей она сочилась из отверстия. На
стенках сосуда были сделаны черточки – отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду. С тех пор прошло немало лет и люди придумали
песочные часы
. Они являются самым простым прибором для отсчёта времени. У них нет сложного механизма, который может сломаться, и они работают даже без солнца. Песочные часы – это два сосуда, которые соединяются узенькой горловиной, закрепленные на устойчивой подставке. В один из них засыпается определённое количество песка. В зависимости от того, какой объём имеют сами сосуды, песочные часы могут отмерять время в секундах, минутах, часах. Прошло много времени с тех пор, когда человек придумал
часы с механизмом
. Внутрь их поставил пружину, закрутил ее, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико и вертит его. Второе колесико вертит стрелки. Механические часы нужно каждый день заводить. Забыл завести часы – они встали.
Восп:
А какие часы не надо заводить
?

Дети:
Электронные часы. Они работают на батарейках. У них даже нет стрелок – на экране светится время. Время показывают точно и не капризничают.
Восп:
Молодцы. Вы рассказали всё правильно о часах. Теперь мы с вами можем войти внутрь. (На столе находятся, заранее приготовленные разные виды часов).
Восп:
Ребята, посмотрите, как много настоящих часов в этой мастерской. Кто знает: как называется человек, который ремонтирует часы?
Дети:
часовой мастер или часовщик.
Восп:
Каких часов здесь больше? Правильно механических. Давайте вспомним, из каких частей состоят механические часы? -Вот это, что у часов? (воспитатель показывает).
Дети:
циферблат, цифры, стрелки. -А почему они разные? (одна большая – минутная, другая – часовая)
Восп:
Молодцы! Вы очень хорошо знаете части часов. Посмотрите у нас здесь, есть конверты. А в них находятся часы, но обратите внимание, они сломаны и для того, чтобы двинуться дальше к сундучку, необходимо их отремонтировать.

Восп:
Мы сейчас будем часовыми мастерами, и попробуем отремонтировать часики. - Скажите, чего не хватает на наших часах? (цифр, стрелок) -А для чего они нужны?
Дети:
для того, чтобы показывать сколько времени.
Восп:
Итак, за работу часовые мастера, ремонтируем часы: берём цифры, стрелки и приклеиваем на место. Ребята, сделайте так, чтобы на ваших часах стрелки показывали 3 часа. (У каждого ребёнка индивидуальный конверт с частями часов). - Молодцы! Поднимите, покажите, часы. - Со вторым заданием вы справились также успешно.
Физкультминутка «Часы»
Тик-так, тик-так- Все часы идут вот так: Тик-так. (Наклоните голову то к одному, то к другому плечу) Смотри скорей, который час: Тик-так, тик-так, тик-так. (Раскачивайтесь в такт маятника) Налево – раз, направо – раз. Мы тоже можем так, (Ноги вместе, руки на поясе. На счет «раз» голову наклоните к правому плечу, потом – к левому, как часики) Тик-так, тик-так. -Отдохнули, тогда мы можем продолжить наш путь!
3 остановка 3 задание: «Живая неделя».

Восп:
Ой, ребята посмотрите, кто это?
Дети:
Это гномики.
Восп:
Посмотрите у каждого гномика что – то написано на его шапочке?
Дети:
Это их имена. Вот этот понедельник, этого зовут вторник и т. д.
Восп
: А давайте с ними поиграем. Возьмите каждый в руки по одному гномику, и вы превратились в дни недели, и будете выполнять следующие задания.
- Постройтесь, дни недели по порядку. (Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье). - Какой сегодня день недели, выходи? (вторник) - Его соседи встаньте рядом. (Понедельник, среда) - Рядом со средой встанет тот день недели, который идёт после среды, но перед пятницей? (Четверг). - Выйдите выходные дни. (Суббота, воскресенье) - Ребята, мне кажется наши гномики очень грустные. Как Вы думаете, что у них могло случиться? (Ответы детей). Обращаю внимание детей на фото домика гномов круглой формы, в котором они жили. ( Дети заранее с ним знакомы). И на части уже сломанного этого домика. - Ребята, что – то случилось с домиком наших гномов? (Ответы детей). - Давайте им поможем собрать дом, чтобы они вновь были весёлыми. - Перед вами на столе находятся разноцветные части дома гномов, круглой формы, из которых вы должны будете собрать их дом. -Ну что готовы? Тогда раз, два, три - домик гномов собери! (Дети выполняют задание самостоятельно). Молодцы, теперь нашим гномикам есть, где жить. А мы давайте с вами вспомним, как называется каждый день недели. (Дети перечисляют).
Пальчиковая гимнастика:
Подскажите – ка нам звери, Как запомнить дни недели Первый – понедельник, Зайка – рукодельник! За ним приходит вторник, Соловей – задорник. За вторником – среда, Лисичкина еда. За средой четверг, волк глазами сверк. За четвергом к нам пятница Колобком прикатится. За пятницей – суббота, баня у енота. За субботой воскресенье. Целый день у нас веселье.
С 3 заданием мы с вами справились, отправляемся дальше в путь.
4 задание: Задание в тетрадях, выполняется по песочным часам.
Откройте тетради. В тетрадях вы будете рисовать квадратики через клеточку, старайтесь, чтобы они были ровные, аккуратные. Кроме того, что вы будете рисовать, квадратики вам еще надо будет смотреть на часы и как только закончится минута, пересыплется весь песок, сразу остановиться, т.е. закончить задание. ( Дети выполняют) Сейчас мы с вами поупражняемся выполнять задание за 3 мин. - Как вы думаете, 3 мин. это больше или меньше, чем 1?
Дети:
в 3 раза больше. - Сколько раз надо перевернуть песочные часы, которые показывают 1 мин.
Дети:
3 раза.
Восп:
Вы сейчас, по моему сигналу будете рисовать треугольники, выполнять задание будете 3 мин., не забывайте следить за временем. Чего больше вы нарисовали? А как вы думаете, почему?
Дети:
времени больше значит и работы можно сделать больше.
Восп:
Молодцы! Ну вот, ребята, мы справились со всеми заданиями, идём по последней стрелочке. Что это на столе?
Дети:
сундучок.
Восп:.
Чтобы его открыть, надо отгадать загадки: Белые мухи налетели Весь двор стал белый. Не счесть белых мух, Летящих словно пух.
Дети:
Зима. Как белые морковки, Сосульки висят весенние. Из-под снега земля проглядывает, И капает везде вода.
Дети:
Весна. Как хорошо в лесу!
В зеленые листья одеты деревья и кусты. Пахнет спелой душистой земляникой. Громко поют птицы. Какое время года в лесу?
Дети:
Лето.
Восп:
Молодцы, загадки все вы отгадали верно. Теперь наш сундучок можно открыть. (Дети открывают) Дети возвращают сундучок Феи времени.
Восп:
Вот так мы и живём, Шоколадки от Феи жуём, Гостей ждём, встречаем И чем богаты, тем и угощаем. Фея угощает шоколадками детей и благодарит за помощь. И сообщает им о том, что время никогда теперь не остановится.


В раздел образования