Напоминание

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО


Автор: Ляшенко Ольга Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ Отрадненская СОШ
Населённый пункт: с. Отрадное Неклиновского района Ростовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО
Раздел: среднее образование





Назад





ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ

В УСЛОВИЯХ

РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО

Объект психолого-педагогического сопровождения: родители детей,

обучающихся по новым стандартам (ФГОС ООО).

Цель: повышение компетентности родителей для успешного

обучения и развития каждого обучающегося на средней ступени

образования.

Основная задача: создать психолого-педагогические условия,

способствующие повышению уровня компетентности родителей в

условиях введения ФГОС ООО.

Пояснительная записка



Актуальность
. Введение новых ФГОС и связанные с ними изменения в системе школьного образования определяют ряд новых функций педагога- психолога образовательного учреждения. Прежде всего, это качество результатов образования универсальных учебных действий. Необходимость измерения метапредметных и личностных компетенций требует создание системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности педагога- психолога. В связи с этим должна быть модернизирована система управления школой: важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога - психолога как полноценного участника образовательного процесса. Работа педагога-психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Именно поэтому на современном этапе развития системы образования возникает необходимость разработки и организации системы психолого- педагогического сопровождения введения ФГОС ООО в среднем звене, которая включала бы сопровождение всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов.

Особенности психологического развития обучающихся согласно

возрастным критериям

Пе р еход

о бу ча ю ще го с я

в

о с но вну ю

школу

со впа да ет

с

предкритической

фазой

развития

ребёнка
— переходом к кризису младшего подросткового возраста (11—13 лет, 5— 7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания — представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.
Второй

этап

подросткового

развития
(14—15 лет, 8—9 классы) характеризуется: — бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний; — стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками; — особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира; — процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»; — обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности; — сложными поведенче скими проявлениями, в ы з ва н н ы м и противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста); — изме не ние м с о циа льно й с итуа ции р а зв ит ия — р о с т о м информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий — объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет). Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевремен- ность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения. Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни подростка развитие его социальной взрослости требует и от родителей (законных
представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый. (из Примерной образовательной программы ООО) Р.В. Овчарова определяет сопровождение как направление и технологию деятельности психолога.
Приоритетные направления и содержание деятельности

психологического сопровождения
В условиях перехода образовательного учреждения на ФГОС ООО традиционные направления деятельности психолога включают в себя решение новых задач сопровождения педагогов и обучающихся.
1. Профилактика
– предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
2. Диагностика
индивидуальная и групповая (скрининг) - выявление наиболее важных особенностей развития УУД, поведения и психического состояния школьников, которые должны быть учтены в процессе сопровождения, с целью выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития ребенка. .
3. Консультирование
(индивидуальное и групповое) - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению; информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
4. Развивающая работа
(индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.
5.

Коррекционная

работа
(индивидуальная и групповая) - организация работы, с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и лично стном развитии, выявленные в проце ссе диагно стики.
6.

Психологическое

просвещении
детей и взрослых - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
7. Экспертиза
образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения.
Работа с родителями.

- Просвещение и обучение родителей поддержке развития УУД школьников. - Консультирование родителей по созданию условий, обеспечивающих успешную адаптацию подростков к средней школе, посвященное психологическим особенностям того или иного вида деятельности. Оно может проводиться как в традиционной форме – групповые и индивидуальные консультации, лекции, семинары,- так и в достаточно новых для системы сопровождения формах совместных семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, в которых принимают участие как родители, так и дети. - Профилактическая работа с родителями с целью обеспечения родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми. - Психолого-педагогическое просвещение родителей:  изучение семей обучающихся  сбор сведений о семьях обучающихся (состав семьи, сфера занятости родителей, образовательный уровень, социальный статус);  диагностика потребностей родителей в образовательных услугах школы по подготовке учащихся;  диагностика интересов, способностей и возможностей родителей в оказании дополнительных образовательных услуг в школе;  индивидуальные собеседования, беседы с родителями на дому и на классных собраниях;  повышение педагогической и психологической грамотности  информирование, консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения;  знакомство с современными системами семейного воспитания с учетом отечественного и зарубежного опыта;  изучение закономерностей развития ребенка;  содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям;  встречи, консультации специалистов (юрист, психолог, медицинские работники);  работа с сайтом образовательного учреждения, изучение интернет- ресурсов;  рассмотрение концептуальных основ построения ФГОС ОО и учебно- методических комплектов.  изучение нормативных документов, оказание помощи в грамотном применении существующих документов на практике.  изучение Конституции РФ в части прав и обязанностей родителей и детей;  изучение Конвенции ООН о правах ребенка;  изучение Закона РФ “Об образовании”;  Устав образовательного учреждения;  ФГОС ОО  Организация спортивно-оздоровительной работы в семье
пропаганда здорового образа жизни;  профилактика возникновения вредных привычек и наклонностей: - развитие навыков противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ; - изучение интернет-ресурсов, статистических данных по области.
Формы взаимодействия образовательного учреждения и семьи
1. Университет педагогических компетенций - система лекционно- практических занятий, направленных на повышение компетентности родителей (законных представителей) в области педагогической культуры через интеграцию психолого-педагогических технологий в условиях системы образования. Возможна проведение данной формы с помощью сервисов сети Интернет, сайт образовательного учреждения; лекции могут быть организованы в режиме вебинаров, расписание которых определяется заранее и размещается на сайте и информационном стенде образовательного учреждения. 2. Лекция - форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания, анализ явлений, ситуаций. 3. Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских конференций. Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме. 4. Практикум - форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей. 5. Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная
консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком: – особенности здоровья ребенка; – его увлечения, интересы; – предпочтения в общении в семье; – поведенческие реакции; – особенности характера; – мотивации учения; – моральные ценности семьи. 6. Родительские чтения – форма работы с родителями, которая дает возможность родителям изучать и анализировать литературу по проблемам обучения и воспитания детей, изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения литературы. Родители (законные представители) читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. 7. Тренинг – активная форма работы с родителями (законными представителями), которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления. 8. Дискуссии – форма общения родителей по вопросам на актуальные в данный момент проблемы. 9. Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке. 10. Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).


В раздел образования