ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО
Автор: Ляшенко Ольга Николаевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБОУ Отрадненская СОШ Населённый пункт: с. Отрадное Неклиновского района Ростовской области Наименование материала: методическая разработка Тема: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО Раздел: среднее образование
Объект психолого-педагогического сопровождения: родители детей,
обучающихся по новым стандартам (ФГОС ООО).
Цель: повышение компетентности родителей для успешного
обучения и развития каждого обучающегося на средней ступени
образования.
Основная задача: создать психолого-педагогические условия,
способствующие повышению уровня компетентности родителей в
условиях введения ФГОС ООО.
Пояснительная записка
Актуальность . Введение новых ФГОС и связанные с ними изменения
в системе школьного образования определяют ряд новых функций педагога-
психолога
образовательного
учреждения.
Прежде
всего,
это
качество
результатов образования универсальных учебных действий. Необходимость
измерения
метапредметных
и
личностных
компетенций
требует
создание
системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии
формирования и измерения указанных компетенций становятся основным
предметом деятельности педагога- психолога.
В связи с этим должна быть модернизирована система управления
школой: важное место в образовательном процессе занимают психическое
здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание
психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение
нового
стандарта
общего
образования
существенно
изменяет
всю
образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам
приложения
психологических
знаний
в
содержании
и
организации
образовательной
среды
школы,
что
делает
обязательной,
конкретной
и
измеримой деятельность педагога - психолога как полноценного участника
образовательного процесса.
Работа педагога-психолога, таким образом, становится необходимым
элементом
системы
управления
образовательным
процессом
школы,
поскольку
результаты
его
деятельности
предполагают
оценку
качества
обучения в школе по ряду обязательных критериев.
Именно поэтому на современном этапе развития системы образования
возникает
необходимость
разработки
и
организации
системы
психолого-
педагогического
сопровождения
введения
ФГОС
ООО
в
среднем
звене,
которая
включала
бы
сопровождение
всех
субъектов
образовательного
процесса: обучающихся, родителей, педагогов.
Особенности психологического развития обучающихся согласно
возрастным критериям
Пе р еход
о бу ча ю ще го с я
в
о с но вну ю
школу
со впа да ет
с
предкритической
фазой
развития
ребёнка
—
переходом
к
кризису
младшего
подросткового
возраста
(11—13
лет,
5—
7
классы),
характеризующемуся
началом
перехода
от
детства
к
взрослости,
при
котором
центральным
и
специфическим
новообразованием
в
личности
подростка
является
возникновение
и
развитие
у
него
самосознания
—
представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также
внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с
моралью послушания, на нормы поведения взрослых.
Второй
этап
подросткового
развития
(14—15
лет,
8—9
классы)
характеризуется:
— бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за
сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями
прежних
особенностей,
интересов
и
отношений
ребёнка,
появлением
у
подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;
— стремлением подростка к общению и совместной деятельности со
сверстниками;
— особой
чувствительностью
к
морально-этическому
«кодексу
товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения
взрослого мира;
— процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его
характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;
— обострённой,
в
связи
с
возникновением
чувства
взрослости,
восприимчивостью
к
усвоению
норм,
ценностей
и
способов
поведения,
которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей
интенсивное
формирование
на
данном
возрастном
этапе
нравственных
понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;
— сложными
поведенче скими
проявлениями,
в ы з ва н н ы м и
противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны
окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с
его
кульминационной
точкой
подросткового
кризиса
независимости,
проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);
— изме не ние м
с о циа льно й
с итуа ции
р а зв ит ия
—
р о с т о м
информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и
социальных взаимодействий — объёмы и способы получения информации
(СМИ, телевидение, Интернет).
Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевремен-
ность
формирования
новообразований
познавательной
сферы,
качеств
и
свойств
личности
связывается
с
активной
позицией
учителя,
а
также
с
адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и
методик обучения.
Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни подростка
развитие
его
социальной
взрослости
требует
и
от
родителей
(законных
представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в
семье,
смены
прежнего
типа
отношений
на
новый.
(из
Примерной
образовательной программы ООО)
Р.В. Овчарова определяет сопровождение как направление и технологию
деятельности психолога.
Приоритетные направления и содержание деятельности
психологического сопровождения
В условиях перехода образовательного учреждения на ФГОС ООО
традиционные
направления
деятельности
психолога
включают
в
себя
решение новых задач сопровождения педагогов и обучающихся.
1. Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации
обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим
работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания,
обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
2. Диагностика индивидуальная и групповая (скрининг) - выявление
наиболее важных особенностей развития УУД, поведения и психического
состояния школьников, которые должны быть учтены в процессе
сопровождения, с целью выстраивания индивидуальной образовательной
траектории развития ребенка. .
3. Консультирование (индивидуальное и групповое) - оказание помощи и
создание условий для развития личности, способности выбирать и
действовать по собственному усмотрению, обучаться новому
поведению; информирование всех участников образовательного процесса по
вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для
данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей
обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в
образовательном учреждении.
4. Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование
потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в
деятельности и общении.
5.
Коррекционная
работа
(индивидуальная
и
групповая)
-
организация
работы,
с
учащимися,
имеющими
проблемы
в
обучении,
поведении
и
лично стном
развитии,
выявленные
в
проце ссе
диагно стики.
6.
Психологическое
просвещении детей
и
взрослых
-
формирование
потребности
в
психологических
знаниях,
желания
использовать
их
в
интересах
собственного
развития;
создание
условий
для
полноценного
личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на
каждом
возрастном
этапе,
а
также
в
своевременном
предупреждении
возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
7. Экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий,
образовательной
среды,
профессиональной
деятельности
специалистов
образовательного учреждения.
Работа с родителями.
- Просвещение и обучение родителей поддержке развития УУД школьников.
-
Консультирование
родителей
по
созданию
условий,
обеспечивающих
успешную
адаптацию
подростков
к
средней
школе,
посвященное
психологическим
особенностям
того
или
иного
вида
деятельности.
Оно
может
проводиться
как
в
традиционной
форме
–
групповые
и
индивидуальные консультации, лекции, семинары,- так и в достаточно новых
для системы сопровождения формах совместных семинаров-тренингов по
развитию
навыков
общения,
сотрудничества,
разрешения
конфликтов,
в
которых принимают участие как родители, так и дети.
- Профилактическая работа с родителями с целью обеспечения родителей
знаниями
и
навыками,
способствующими
развитию
эффективного,
развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми.
- Психолого-педагогическое просвещение родителей:
изучение семей обучающихся
сбор сведений о семьях обучающихся (состав семьи, сфера занятости
родителей, образовательный уровень, социальный статус);
диагностика
потребностей
родителей
в
образовательных
услугах
школы по подготовке учащихся;
диагностика
интересов,
способностей
и
возможностей
родителей
в
оказании дополнительных образовательных услуг в школе;
индивидуальные собеседования, беседы с родителями на дому и на
классных собраниях;
повышение педагогической и психологической грамотности
информирование,
консультирование
родителей
по
вопросам
воспитания и обучения;
знакомство с современными системами семейного воспитания с учетом
отечественного и зарубежного опыта;
изучение закономерностей развития ребенка;
содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям;
встречи,
консультации
специалистов
(юрист,
психолог,
медицинские
работники);
работа
с
сайтом
образовательного
учреждения,
изучение
интернет-
ресурсов;
рассмотрение концептуальных основ построения ФГОС ОО и учебно-
методических комплектов.
изучение
нормативных
документов,
оказание
помощи
в
грамотном
применении существующих документов на практике.
изучение Конституции РФ в части прав и обязанностей родителей и
детей;
изучение Конвенции ООН о правах ребенка;
изучение Закона РФ “Об образовании”;
Устав образовательного учреждения;
ФГОС ОО
Организация спортивно-оздоровительной работы в семье
пропаганда здорового образа жизни;
профилактика возникновения вредных привычек и наклонностей:
-
развитие
навыков
противостояния
вовлечению
в
табакокурение,
употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
- изучение интернет-ресурсов, статистических данных по области.
Формы взаимодействия образовательного учреждения и семьи
1.
Университет
педагогических
компетенций
-
система
лекционно-
практических
занятий,
направленных
на
повышение
компетентности
родителей (законных представителей) в области педагогической культуры
через интеграцию психолого-педагогических технологий в условиях системы
образования. Возможна проведение данной формы с помощью сервисов сети
Интернет,
сайт
образовательного
учреждения;
лекции
могут
быть
организованы в режиме вебинаров, расписание которых определяется заранее
и
размещается
на
сайте
и
информационном
стенде
образовательного
учреждения.
2.
Лекция
-
форма,
подробно
раскрывающая
сущность
той
или
иной
проблемы воспитания, анализ явлений, ситуаций.
3. Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное
значение
в
системе
воспитательной
работы
школы.
Родительские
конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными
членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути
выхода
из
них,
наркотики,
сексуальное
воспитание
в
семье
–
вот
темы
родительских конференций.
Родительские
конференции
должны
готовиться
очень
тщательно,
с
обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в
школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических
исследований
по
проблеме
конференции,
а
также
знакомство
участников
конференции
с
их
результатами.
Активными
участниками
конференций
выступают
сами
родители.
Они
готовят
анализ
проблемы
с
позиций
собственного опыта.
Отличительной
особенностью
конференции
является
то,
что
она
принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной
проблеме.
4. Практикум - форма выработки у родителей педагогических умений по
воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических
ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей.
5. Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия
классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог
набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь
разговора
о
своем
ребенке,
необходимо
проводить
индивидуальные
консультации-собеседования
с
родителями.
Готовясь
к
консультации,
целесообразно
определить
ряд
вопросов,
ответы
на
которые
помогут
планированию
воспитательной
работы
с
классом.
Индивидуальная
консультация
должна
иметь
ознакомительный
характер
и
способствовать
созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен
дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы
познакомить
учителя
в
неофициальной
обстановке,
и
выяснить
важные
сведения для своей профессиональной работы с ребенком:
– особенности здоровья ребенка;
– его увлечения, интересы;
– предпочтения в общении в семье;
– поведенческие реакции;
– особенности характера;
– мотивации учения;
– моральные ценности семьи.
6.
Родительские
чтения
–
форма
работы
с
родителями,
которая
дает
возможность родителям изучать и анализировать литературу по проблемам
обучения и воспитания детей, изложить собственное понимание вопроса и
изменение подходов к его решению после прочтения литературы. Родители
(законные
представители)
читают
рекомендованные
книги,
а
затем
используют полученные в них сведения в родительских чтениях.
7.
Тренинг
–
активная
форма
работы
с
родителями
(законными
представителями), которые хотят изменить свое отношение к поведению и
взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и
доверительным. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом
школы,
который
дает
возможность
родителям
на
время
ощутить
себя
ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.
8. Дискуссии – форма общения родителей по вопросам на актуальные в
данный момент проблемы.
9. Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и
формирования
родительского
коллектива.
Родительский
ринг
готовится
в
виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают
сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные
позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает,
а
лишь
поддерживает
мнение
семей
аплодисментами.
Экспертами
в
родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в
ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.
10. Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами
по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки
позволяют
избежать
многих
конфликтов,
вызванных
незнанием
и
непониманием родителями специфики учебной деятельности).