Перспективный план для старшей группы по социально - коммуникативному развитию
Автор: Кухта Светлана Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ № 102 Населённый пункт: город Томск Наименование материала: Методическая разработка Тема: Перспективный план для старшей группы по социально - коммуникативному развитию Раздел: дошкольное образование
Тема: «Наш любимый детский сад»
Цель: Формировать представления о сотрудниках детского сада (няня, дворник, прачка, музыкальный руководитель,
инструктор по физической культуре, медсестра и др.), о трудовых процессах, выполняемых каждым из них, орудиях труда.
Задачи: Развивать познавательный интерес детей к труду взрослых в детском саду; воспитывать уважительное отношение к
труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.
Методы и приемы: 1. Игра «Ты расскажи, а мы отгадаем»; 2. Игра «Кому что нужно для работы?»; 3. Беседа по вопросам»; 4.
Конструирование из крупного строительного материала.
Индивидуальная работа: Вспомнить и закрепить фамилию, имя, отчество.
Литература: О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста», стр. 28.
СЕНТЯБРЬ 2 НЕДЕЛЯ
Наши любимые игры и игрушки
ЗДОРОВЬЕ.
Тема:
« Из чего же, из чего же… ».
Цель: Формировать представления детей о собственном теле и функциях отдельных органов;
Задачи: Формировать представления детей о собственном теле и функциях отдельных органов; закрепить знания о гигиене;
воспитывать любознательность.
Оборудование: Материал к словесной игре «А что у тебя?».
Методы и приемы: 1. Исследовательская деятельность; 2. Совместная деятельность; 3. Организация предметно-развивающей
среды; 4. Словесная игра «А что у тебя?»; 5. Загадывание загадок.
Индивидуальная работа: Учить правильно, употреблять в речи существительные во множественном числе.
Литература: О.Р. Меремьянина «Развитие социальных навыков детей 5-7 лет» стр. 16.
СЕНТЯБРЬ 3 НЕДЕЛЯ
Хлеб – всему голова!
ТРУД. Тема:
«
Откуда хлеб пришёл? ».
Цель: Дать детям представление о процессе выращивания и изготовления хлебобулочных изделий, их разнообразии;
Задачи: Формировать представление о труде хлебороба, сельскохозяйственной технике, облегчающей его труд, о
взаимосвязи села и города. Развивать наблюдательность. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к
хлебу.
Оборудование: Посылка с муляжами хлебобулочных изделий; Схема «Откуда хлеб пришел?»; Иллюстрации с
изображением сельхозтехники; иллюстрации с изображением колосков пшеницы и зерен; соленое тесто для лепки.
Методы и приемы: 1. Игровой сюрпризный момент; 2. Рассказ детей по схеме «Откуда хлеб пришел?»; 3. Игра «Что нужно
для работы хлебороба?»; 4. Игра «Кто больше назовет?»; 5. Анализ ситуаций «Как обращаться с хлебом?» 6. Творческая
работа Изделиям из теста на столе всегда найдется место».
Индивидуальная работа: Учить лепить из соленого теста.
Литература: О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста», стр. 62.
СЕНТЯБРЬ 4 НЕДЕЛЯ
Неделя безопасности.
БЕЗОПАСНОСТЬ.
Тема:
« Пешеходный переход ».
Цель: Совершенствовать представления о безопасности поведении на дороге.
Задачи: Познакомить с видами пешеходных переходов. Закрепить понятие «пешеход», объяснить, что для пешеходов
существуют свои правила, которые необходимо соблюдать. Развивать образное мышление. Воспитывать осторожность.
Оборудование: Картина «Улица города»; иллюстрации с разными видами переходов; строительный материал
(конструктор)
Методы и приемы: 1. Беседа на тему: «Кто такие пешеходы»; 2. Рассматривание сюжетной картины «Улица города»;
3. Игра «Мы выходим со двора»; 4. Рассматривание иллюстраций с разными видами переходов; 5. Строительство
надземного перехода из строительного материала.
Литература: Г.Д.Белявская «ПДД для детей 3-7 лет», Стр. 11.
ОКТЯБРЬ 1 НЕДЕЛЯ
Овощи.
ЗДОРОВЬЕ.
Тема:
« Режим дня ».
Цель: Познакомить с понятием «режим дня».
Задачи: Объяснить значение и влияние режима дня на состояние здоровья человека. Воспитывать чувство ответственности и
пунктуальность.
Оборудование: Игрушка – мальчик.
Методы и приемы: 1. Беседа по теме; 2. Чтение стих-я В. Данько «Кровать…»; 2. Игра «Зарядка»; 3. Беседа на тему
«Завтрак»; 4. Чтение сказки «Манная каша с бородой»; 5. Беседа по сказке; 6. Чтение стих-я «Тихий час»; 7.Беседа по
содержанию стих-я; 8. Игра «Это да! Это нет!».
Литература: М.А. Фисенко «ОБЖ – разработки занятий для детей старшей группы», стр.19.
ОКТЯБРЬ 2 НЕДЕЛЯ
Фрукты.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ.
Тема:
« Помоги собрать урожай ».
Цель: Закрепить у детей знания о том, какой урожай собирают в поле, саду, на огороде.
Задачи: Развивать умение различать плоды по месту их выращивания: воспитывать интерес и уважение к
сельскохозяйственному труду.
Оборудование: Изображения фруктов и овощей; муляжи фруктов, овощей, хлебобулочных изделий; цветная бумага, картон,
клей, кисти, салфетки.
Методы и приемы: 1. Отгадывание загадок; 2. Игра «Собери урожай»; 3. Аппликация «сад-огород»; 4. Итог занятия.
Индивидуальная работа: Закрепить в памяти названия фруктов и овощей.
Литература: О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста», стр. 65.
ОКТЯБРЬ 3 НЕДЕЛЯ
Грибы. Ягоды.
БЕЗОПАСНОСТЬ.
Тема:
« Осторожно: ядовитые грибы и ягоды! ».
Цель: Познакомить детей с названиями и характерными особенностями ядовитых грибов и ягод.
Задачи: Объяснить, к каким последствиям может их употребление в пищу. Развивать познавательные интересы. Воспитывать
у детей основы безопасного поведения.
Оборудование: Иллюстрации с изображением грибов и ягод.
Методы и приемы: 1. Беседа по теме; 2. Чтение – анализирование сказки «Советы лесной мышки»; 3. Рассматривание
иллюстраций с изображением грибов и ягод; 4. Игра «Правила грибников и ягодников».
Литература: Т.А. Шорыгина «Осторожные сказки», стр.69.
ОКТЯБРЬ 4 НЕДЕЛЯ
Осенние изменения в природе. Труд людей осенью. Осенние
праздники.
ТРУД. Тема:
«
Человек трудился всегда ».
Цель: Формировать представления детей о том, что труд существовал всегда, но его средства и формы изменялись в связи с
техническим прогрессом.
Задачи: Поддерживать у детей интерес к разным профессиям, их взаимосвязи; развивать способность к умозаключениям,
суждениям.
Оборудование: Иллюстрации на тему «Профессии».
Методы и приемы: 1. Беседа «Труд человека»; 2. Беседа о взаимосвязи производств и профессий; 3. Игра «Где какая
профессия нужна?»; 4. Игра-фантазия «Строим новый город»; 5. Эмоциональная игра «Профессии»; 6. Чтение стихотворения
В. Лунина «Сами и само»; 7. Рисование «Кем я хочу стать, когда вырасту».
Индивидуальная работа: Закрепить в памяти правильные названия профессий.
Литература: О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу
«Социальный мир», стр. 109.
НОЯБРЬ 1 НЕДЕЛЯ
Лес. Деревья.
БЕЗОПАСНОСТЬ.
Тема: «Прогулка в сказочный лес ».
Цель: Способствовать формированию представлений о безопасном поведении в лесу.
Задачи: Закрепить пройденный материал о съедобных и несъедобных растениях и грибах, рассмотреть опасные ситуации,
когда незнакомец пытается заинтересовать ребенка развлечениями и сладостями. Развивать образное мышление. Воспитывать
у детей желание соблюдать правила безопасности.
Оборудование: Игрушки – Белочка, ежик, медвежонок; Свиток- письмо; иллюстрации с изображением грибов и
дикорастущих растений.
Методы и приемы: 1. Чтение письма от Сороки – белобоки; 2. Встреча с белочкой; 3. Загадывание загадок; 4. Встреча детей
с ёжиком; 5. Загадывание загадок; 5. Беседа с детьми.
Литература: Т.А. Шорыгина «Беседы об основах безопасности», стр.64.
НОЯБРЬ 2 НЕДЕЛЯ
Я – человек!
ЗДОРОВЬЕ.
Тема:
« Какой орган самый важный ».
Цель: Формировать ценностное отношение к своему здоровью, практический опыт ухода за своим телом.
Задачи: Формировать представление о красоте и опрятности; учить ухаживать за своей внешностью полостью рта; помочь
понять значимость этого органа для здоровья человека; закрепить знания о гигиене.
Оборудование: Презентация на тему организм человека».
Методы и приемы: 1. Психогимнастика «Встречаем друзей»; 2. Рассказ «Как нужно беречь свои зубы»; 3. Игра «Как я
забочусь о своем теле».
Индивидуальная работа: беседа на тему «Как можно пожелать здоровья?».
Литература: О.Р. Меремьянина «Развитие социальных навыков детей 5-7 лет» стр. 57.
НОЯБРЬ 3 НЕДЕЛЯ
Неделя этикета «Ежели вы вежливы». Посуда.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ.
Тема:
«Я и мое настроение».
Цель: Углубить представления детей об эмоциональных состояниях людей (детей и взрослых).
Задачи: Понимать выраженные в мимике, жестах пантомиме, действиях, интонации речи эмоциональные состояния
сверстников; формировать понимание необходимости учитывать настроение сверстника в общении с ним (успокоить
обиженного, разделить радость, выразить восхищение и т.п.).
Оборудование:
Методы и приемы: 1. Чтение и обсуждение рассказа Н. Носова «Живая шляпа»; 2. Рисование эпизодов рассказа; 3 .Рассказы
детей; 4. Упражнение «Зеркало».
Индивидуальная работа: Помочь нарисовать эпизоды рассказа.
Литература: О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу
«Социальный мир», стр. 72.
НОЯБРЬ 4 НЕДЕЛЯ
Неделя правовых знаний.
ТРУД.
Тема:
« Мои поручения ».
Цель: Сформировать представления о том, за что может отвечать пятилетний человек, какие поручения он может выполнять.
Задачи: Развивать умение оценивать свои действия, воспитывать чувство ответственности за начатое дело.
Оборудование: Кукла Катя; набор посуды для сервировки стола.
Методы и приемы: 1. Игровой сюрпризный момент; 2. Беседа по вопросам; 3. Трудовые действия; 4. Обсуждение по
вопросам; 5. Работа по алгоритмам.
Индивидуальная работа: У чить правильно составлять предложение и отвечать полным ответом.
Литература: О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста», стр. 31.
ДЕКАБРЬ 1 НЕДЕЛЯ
Зима пришла.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ.
Тема: «Я такой»
Цель: Формировать у детей представление о себе как о человеке, о его отличительных особенностях (прямохождение,
внешний вид, речь и т.д.), о половом различии.
Задачи: Учить детей называть свою фамилию, имя, отчество; развивать наблюдательность, уметь находить отличия от других
людей; воспитывать толерантное отношение друг к другу.
Методы и приемы: 1. Беседа по картинкам; 2. Игра «Кому это принадлежит?»; 3. Игра «Я вам представлюсь»; 4. Игра «Чем я
отличаюсь от других людей»; 5. Рисование «Портрет».
Индивидуальная работа: Вспомнить и закрепить фамилию, имя, отчество.
Литература: О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста», стр. 60.
ДЕКАБРЬ 2 НЕДЕЛЯ
Зимующие птицы.
ТРУД.
Тема:
« Синичкин день»
Цель: Закрепить знания детей о зимующих птицах, вызвать желание сделать для них кормушки.
Задачи: Развивать у детей трудовые навыки. Формировать умение использовать для поделок бросовый материал. Воспитывать
бережное отношение к зимующим птицам.
Оборудование: Иллюстрации с изображением зимующих птиц; альбомные листы, карандаши.
Методы и приемы: 1.Беседа на тему «Синичкин день»; 2. Разучивание стихотворения Э. Булгаковой «Синички»; 3. Слушание
рассказа «Птичья столовая»; 4. Упражнение «Какая для кого зима?»; 5. Упражнение «Чему человек научился у птиц?»;
6. Знакомство с репродукциями картин И. Похитонова «Зимой, Л. Бродского «Зимнее утро»; 7. Рисование по стихотворению
«Покормите птиц зимой».
Литература: Л.Б. Фесюкова «Комплексные занятия по воспитанию нравственности», стр. 150.
ДЕКАБРЬ 3 НЕДЕЛЯ
Зимние забавы.
ЗДОРОВЬЕ.
Тема:
« Окно в мир ».
Цель: Дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека;
Задачи: Познакомить со строением глаза; воспитывать сострадание к незрячим людям, понимание, как важно беречь зрение.
Оборудование: Иллюстрация с изображениемсхематического рисунка глаза.
Методы и приемы: 1. Психогимнастика; 2. Чтение стих-я «Н. С. Орлова «Для чего нужны глаза?» 3. Беседа по вопросам;
4. Рассматривание схематического рисунка глаза; 5. Физкультминутка; 6. Дид. игра «Хорошо – плохо»; 7. Зрительная
гимнастика «Самолет».
Литература: О.Р. Меремьянина «Развитие социальных навыков детей 5-7 лет» стр. 85.
ДЕКАБРЬ 4 НЕДЕЛЯ
Новогодний хоровод.
БЕЗОПАСНОСТЬ.
Тема: Спортивное развлечение. « Пожарные, на помощь! ».
Цель: Формировать у детей навыки безопасного поведения во время новогодних праздников.
Задачи: Дать знания о свойствах и качествах предметов, степени их воспламеняемости. Сформировать понимание
необходимости соблюдения правил пожарной безопасности. Воспитывать у детей ловкость, быстроту при помощи подвижных
игр.
Оборудование: Телефон, игрушки, бенгальские огни, хлопушки, елка, спички, воздушные шарики 3-4 шт.
Методы и приемы: 1. Сценка «Мамы дома нет»; 2. Игра «Спички в коробок»; 3. Игра «Огненный дракон»; 4. Игра «Вызови
пожарных»; 5. Игра «Выдуй шар за круг»; 6. Игра «Огонь и вода».
Литература: Н.В Коломеец «Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет», стр.93.
ЯНВАРЬ 2 НЕДЕЛЯ
Домашние животные и их детёныши.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ.
Тема:
« Странно, что в мире огромном, нет места собакам и кошкам бездомным ».
Цель: Способствовать формированию у детей гуманного отношения к животным, вызвать стремление помогать им, не
бросать их.
Задачи: Учить детей находить выход в создавшихся ситуациях. Развивать стремление оказывать посильную помощь тем, кто в
ней нуждается. Воспитывать бережное отношение к животным.
Оборудование: Презентация «Бездомные собаки».
Методы и приемы: 1. Ситуация «Кошка на дереве»; 2. Ситуация «Как помочь собачке добраться до косточки»; 3. Чтение
рассказа К. Ушинского «Играющие собаки»; 4. Ситуация «Пропала собака»; 5. Упражнение «Отгадайте»; 6.Проблемные
вопросы; 7.Разучивание стих-я М. Моравской «Хочу котенка».
Литература: Л. Б. Фесюкова «Комплексные занятия по воспитанию нравственности», Стр. 20
ЯНВАРЬ 3 НЕДЕЛЯ
Домашние птицы.
ЗДОРОВЬЕ.
Тема:
« В гости к Айболиту ».
Цель: Закрепить и обобщить знания детей о профилактике и способах лечения простуды, о пользе витаминов и их значении
для жизни и здоровья человека.
Задачи: Учить детей не бояться врача. Формировать осознанное отношение к необходимости принимать витамины.
Воспитывать желание заботиться о своем здоровье.
Оборудование: Телефон, разрезные картинки, рисунки детей (портреты врача); картинки с изображением продуктов,
содержащих витамины, костюм простуды.
Методы и приемы: 1. Игровой сюрпризный момент; 2. Дид. игра «Если ты заболел»; 3. Рисование портрета медсестры
детского сада.
Литература: Н.В. Коломеец «Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет», стр.98.
ЯНВАРЬ 4 НЕДЕЛЯ
Дикие животные и их детёныши.
БЕЗОПАСНОСТЬ.
Тема:
« Жалобная книга природы ».
Цель: Продолжать формировать знания детей о безопасном поведении в отношении с животными.
Задачи: Объяснить, к каким последствиям могут привести необдуманные действия. Развивать логическое мышление при
отгадывании загадок. Воспитывать уважение и бережное отношение к диким животным.
Оборудование: Иллюстрации с изображением животных и птиц, альбомные листы, карандаши.
Методы и приемы: 1. Беседа по теме; 2. Игра «А если бы?...»; 3. Пересказ рассказа Н.Григорьевой «На зимовку»;
4. Знакомство с репродукциями картин А. Пластова «Первый снег», В. Перова «Тройка»; 5. Чтение и обсуждение рассказа К.
Ушинского «Птицы»; 6. Игра «Добрые поступки».
Литература: Л. Б. Фесюкова «Комплексные занятия по воспитанию нравственности», Стр. 147.
ФЕВРАЛЬ 1 НЕДЕЛЯ
Транспорт. Профессии на транспорте.
БЕЗОПАСНОСТЬ.
Тема:
« Дорожные знаки ».
Цель: Закрепить и уточнить знания о правилах дорожного движения.
Задачи: Расширить и закрепить знания детей о сигналах светофора и правилах дорожного движения. Познакомить детей с
дорожными знаками. Закрепить полученные знания о дорожных знаках в ходе дидактической игры «Собери знак» и в
процессе рисования дорожных знаков. Воспитывать культуру поведения на улице, вырабатывая потребность в соблюдении
правил дорожного движения.
Оборудование: макеты дорожных знаков, светофора, шаблоны различной формы для рисования знаков, восковые мелки.
Методы и приемы: 1. Беседа о светофоре; сюрпризный момент; 3. Физкультминутка «Светофор»; 4. Дид игра «Собери знак»
Литература: Н.В. Коломеец «Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет», стр.69.
ФЕВРАЛЬ 2 НЕДЕЛЯ
Профессии взрослых.
ТРУД.
Тема:
« Труд взрослых – прачка ».
Цель: Формировать у детей представление о содержании и структуре труда прачки, о характере стирального трудового
процесса.
Задачи: Рассказать об опасности бытовых электроприборов. Развивать наблюдательность. Воспитывать уважительное
отношение к труду прачки.
Оборудование: Одежда для кукол, ванна, гладильная доска, утюг, мяч.
Методы и приемы: 1. Беседа «Кто стирает нам белье?»; 2. Игра – имитация «Стираем белье»; 3. Минутки безопасности
«Правила обращения с бытовыми электроприборами».
Литература: О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятия с детьми старшего возраста», стр. 15.
ФЕВРАЛЬ 3 НЕДЕЛЯ
День Защитника Отечества. Военные профессии
СОЦИАЛИЗАЦИЯ.
Тема:
« Военные профессии ».
Цель: Формировать представления детей о профессии военного, их разновидности.
Задачи: Развивать детей к профессиям пап, желание быть похожим на папу; воспитывать уважение к профессии военного
как защитника нашей родины.
Оборудование: Иллюстрации с изображением военных; песня «Самолет» (муз. М. Маниденко; сл. С. Баруздина)
Методы и приемы: 1. Беседа о военных профессиях; 2. Игра – имитация «Мы летчики»; 3. Беседа «Мой папа»;
4 Художественно-твореская деятельность «Подарок папе».
Литература: О.Ф. Горбатенко, «Комплексные занятия с детьми старшего возраста», стр. 87.
ФЕВРАЛЬ 4 НЕДЕЛЯ
Комнатные растения.
ЗДОРОВЬЕ.
Тема:
« Комнатные растения ».
Цель: Способствовать формированию у детей представлений о комнатных растениях: их пользе, способах размножения и
ухода.
Задачи: Закрепить знания о характерных особенностях комнатных растений и их названиях. Развивать трудовые навыки.
Воспитывать любовь и бережное отношение к растениям.
Оборудование: Иллюстрации с изображением комнатных растений.
Методы и приемы: 1. Беседа на тему «Комнатные растения»; 2. Упражнение «Для чего нужны комнатные растения»;
3. «День загадок о растениях»; 4. Разучивание стих-я Н. Григорьевой «Комнатные цветы»; 5. Банный день комнатных
растений; 6. Упражнение «Как кормить и поливать цветы».
Литература: Л.Б. Фесюкова «Комплексные занятия по воспитанию нравственности», стр. 156.
МАРТ 1 НЕДЕЛЯ
День 8 марта. Профессии наших мам.
ТРУД.
Тема:
« Женщина - труженица ».
Цель: Формировать представления детей о профессиях женщин, о работе женщин в детском саду, о профессии мам.
Задачи: развивать умение определять эмоциональное состояние близких людей (мам, бабушек, сестренок), оказывать
посильную помощь и проявлять заботу о женщинах; воспитывать уважение к труду женщин.
Оборудование: Иллюстрации с изображением орудий труда.
Методы и приемы: 1. Беседа «праздник мам»; 2. Игра – рассуждение «Праздник 8-е марта в нашей семье»; 3. Игра «Кто
изготовил эти предметы»; 4. Беседа о сотрудниках детского сада; 5. Игра «Кому, что нужно для работы?» 6. Художественно-
творческая деятельность «Подарок маме».
Литература: О.Ф. Горбатенко, «Комплексные занятия с детьми старшего возраста», стр. 89.
МАРТ 2 НЕДЕЛЯ
Моя семья
СОЦИАЛИЗАЦИЯ.
Тема:
« Я и моя семья ».
Цель: Углубить представления о семье и ее членах (брат, сестра).
Задачи: Знать имена всех членов семьи, половую принадлежность; воспитывать у детей заботливое отношение, сострадание
к членам своей семьи, культуру поведения.
Оборудование: Иллюстрация с изображением семьи, иллюстрации с изображением разной одежды всех членов семьи,
фотографии семей воспитанников.
Методы и приемы: 1. Беседа «Фото моей семьи»; 2. Рассказы из опыта детей «С кем я живу»; 3. Игра «Кому это
принадлежит?»; 4. Игра – ситуация «Выходные в семье», «Мы встречаем гостей»; 5. Творческая работа.
Литература: О.Р. Меремьянина «Развитие социальных навыков детей 5-7 лет» стр. 31.
МАРТ 3 НЕДЕЛЯ
Приход весны. Весенние изменения в природе. Перелетные птицы.
ЗДОРОВЬЕ.
Тема:
« Её величество осанка ».
Цель: Дать представление о значении позвоночника для организма человека; познакомить со строением позвоночника
Задачи: Ввести понятие правильная осанка» упражнять в выполнении комплекса профилактической гимнастики; развивать
умение выполнять движения осознанно и красиво.
Оборудование: Иллюстрации с изображением правильной и неправильной осанки.
Методы и приемы: 1. Разминка «Вы готовы заниматься?»; 2. Беседа по вопросам; 3. Игра «Встань прямо»;
4. Прослушивание стих-я К.И. Чуковского «Жил на свете человек»; 5. Дид игра «Добрые советы».
Литература: О.Р. Меремьянина «Развитие социальных навыков детей 5-7 лет» стр. 98.
МАРТ 4 НЕДЕЛЯ
Зоопарк. Животные севера. Животные жарких стран.
БЕЗОПАСНОСТЬ.
Тема:
« В зоопарке ».
Цель: Продолжать формировать знания детей о безопасном поведении в отношении с животными.
Задачи: Объяснить, к каким последствиям могут привести необдуманные действия. Развивать логическое мышление при
отгадывании загадок. Воспитывать уважение и бережное отношение к диким животным.
Оборудование: Иллюстрации с изображением животных в зоопарке, альбомные листы, карандаши.
Методы и приемы: 1. Составление продолжения рассказа «Медвежонок заболел»; 2. Игра «Чем похожи и чем различаются
бурый и белый медведи?»; 3. Чтение рассказа В. Бианки «Купание медвежат»; 4. П/И «У медведя во бору»; 5. Рисование на
тему «Встреча бурого и белого медвежат»; 6. Чтение стих-я Н. Григорьевой «В зоопарке».
Литература: Л. Б. Фесюкова «Комплексные занятия по воспитанию нравственности», Стр. 138.
АПРЕЛЬ 1 НЕДЕЛЯ
Мой дом. Мебель.
ТРУД.
Тема:
« Кто построит дом? ».
Цель: Формировать у детей умение различать способы строительства домов; уметь творчески изображать характерные
трудовые действия людей строительных специальностей.
Задачи: Развивать умение составлять рассказ о постройке дома с помощью схемы. Воспитывать уважение к труду строителей.
Оборудование: Игрушка - Буратино; план – схема; строительный материал; альбомные листы, карандаши.
Методы и приемы: 1. Игровой сюрпризный момент; 2. Составление рассказа по схеме «Строим дом»; 3. Игра –
конструирование «Построим по воображению»; 4. Рисование «Дом, в котором я живу».
Литература: О.Ф. Горбатенко, «Комплексные занятия с детьми старшего возраста», стр. 75.
АПРЕЛЬ 2 НЕДЕЛЯ
Тайны космоса.
ЗДОРОВЬЕ.
Тема:
« Здоровье и закаливание ».
Цель: Рассказать о факторах, укрепляющих здоровье человека
Задачи: Познакомить с основными правилами закаливания организма. Учить ухаживать за своей внешностью; закрепить
знания о гигиене.
Оборудование: Презентация на тему «Закаливание».
Методы и приемы: 1. Беседа по теме; 2. Чтение сказки «Заячья дорожка»; 3. Беседа по сказке; Итог занятия.
Литература: М.А. Фисенко «ОБЖ – разработки занятий для старшей группы», стр. 30.
АПРЕЛЬ 3 НЕДЕЛЯ
Первоцветы.
БЕЗОПАСНОСТЬ.
Тема:
« Встреча с незнакомцем ».
Цель: Способствовать формированию у детей знаний о безопасном поведении при встрече с незнакомыми людьми.
Задачи: Объяснить, к каким последствиям могут привести необдуманные действия. Развивать волевые качества.
Воспитывать умение сказать слово «нет».
Оборудование: Иллюстрации к сказке «Лиса в заячьей шкуре».
Методы и приемы: Беседа по теме; Чтение стих-я «Встреча с незнакомцем»; 3. Беседа по вопросам; 4. Чтение сказки «Лиса
в заячьей шкуре; 5. Беседа по сказке.
Литература: Т.А. Шорыгина, «Беседы об основах безопасности», стр.50.
АПРЕЛЬ 4 НЕДЕЛЯ
Наша Родина – Россия.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ.
Тема:
« Наша родина - Россия ».
Цель: Дать детям представление о родине – России, ее столице.
Задачи: Развивать у детей умение ориентироваться по карте, глобусу, находить свою страну, город, в котором живут;
воспитывать любовь к своей родине, чувство гордости за свою страну.
Оборудование: Глобус, карта мира, Рассказ Н.Ф. Виноградовой «Что такое Родина?»,
Методы и приемы: 1. Слушание рассказа; 2. Беседа о Родине; 3. Работа по карте и глобусу; 4. Обсуждение вопроса: как
нужно относиться к родине?
Литература: Ф. Горбатенко, «Комплексные занятия с детьми старшего возраста», стр. 67.
МАЙ 1 НЕДЕЛЯ
Наш город. Моя улица.
ТРУД.
Тема:
« Я и взрослые люди ».
Цель: Углубить знания детей о различение взрослых по возрасту, профессиям, эмоциональному состоянию.
Задачи: Воспитывать желание и необходимость помогать взрослым в трудной ситуации; дать детям представление о том, что
внешность незнакомого человека означает его намерения.
Оборудование: Иллюстрации с изображением людей разного возраста, иллюстрации с изображением людей разных
профессий; картинки с изображением предметов - результата взрослых.
Методы и приемы: 1. Беседа по картинкам; 2. Игра «Кому, что нужно для работы?»; 3. Игра «Почта»; 4. Игра – рассуждение
«Как помочь?»; 5. Беседа «Чем опасен незнакомый человек».
Литература: О.Ф. Горбатенко, «Комплексные занятия с детьми старшего возраста», стр. 96.
МАЙ 2 НЕДЕЛЯ
День Победы.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ.
Тема:
« Благодарим мы деда «Спасибо за победу!»
Цель: Формировать представления детей о победе русского народа в Великой Отечественной войне
Задачи: Объяснить, как нужно благодарить ветеранов за эту победу: выражать эти чувства повседневно не только словами, но
и поступками. Развивать желание оказывать посильную помощь тем, кто в ней нуждается. Воспитывать уважение к ветеранам.
Оборудование: Презентация на тему «9 мая».
Методы и приемы: 1. Упражнение «Благодарю за…!»; 2. Беседа и разучивание стих-я М. Пожаровой «Заюшка»; 3. Анализ и
пересказ народной сказки «Почему кот моется после еды».
Индивидуальная работа:
Литература: Л.Б. Фесюкова, «Комплексные занятия по воспитанию нравственности», стр. 124.
МАЙ 3 НЕДЕЛЯ
Насекомые.
БЕЗОПАСНОСТЬ.
Тема:
«Муха- Грязнуха».
Цель: Способствовать формированию у детей знаний о безопасном поведении при контакте с насекомыми.
Задачи: Объяснить, к каким последствиям могут привести неосторожные действия. Развивать познавательные интересы.
Воспитывать бережное отношение к насекомым.
Оборудование:
Методы и приемы: 1.Беседа на тему «Опасно ли быть неряхой»; 2. Чтение сказки «Муха – Грязнуха»; 3. Беседа по
содержанию сказки; 4. Разучивание правил «Содержите дом в чистоте».
Индивидуальная работа:
Цель: Формировать рефлексию ценностных ориентиров, определяющих целевой компонент поведения.
Задачи: Рассказать об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах, вирусах). Довести до сознания детей о важности
соблюдения гигиенических процедур; научит бережному отношению к своему здоровью и здоровью близких.
Оборудование: Иллюстрации с изображением микробов и вирусов; изображения здоровых и больных людей.
Методы и приемы: Беседа по теме; 2. Признаки здорового и больного человека; 3. Чтение сказки «Микробы и вирусы»;
4. «Запомни несколько правил».
Литература: М.А. Фисенко «ОБЖ – разработки занятий для старшей группы», стр. 34.