Перспективный план для старшей группы по речевому развитию
Автор: Микова Александра Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ № 102 Населённый пункт: город Томск Наименование материала: Методическая разработка Тема: Перспективный план для старшей группы по речевому развитию Раздел: дошкольное образование
Тема: Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?».
Цель: Связная речь: учить выразительно, пересказывать текст.
Задачи: Словарь и грамматика: активизировать в речи глаголы, учить подбирать по смыслу глаголы к существительным;
учить образованию форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих названия детенышей
животных; формировать представление о том, что не все детеныши имеют название сходное по звучанию с названием
взрослых животных.
Оборудование: мяч, иллюстрации с изображением воздушных шаров (один, несколько, много), игрушки (котята, щенята,
лисята, карлсон).
Методы и приемы: 1. Чтение рассказа «Разве так играют?»; 2. Беседа по содержанию рассказа; 3. Загадывание загадки;
4. Игра «Один – много»; 5. Игра на внимание «Кто пропал?»; Игра «Назови ласково»; Итог НОД.
Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет», стр. 35.
СЕНТЯБРЬ 2 НЕДЕЛЯ
Наши любимые игры и игрушки
ОО «Речевое развитие»
Тема: Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки».
Цель: Связная речь: учить давать описание внешнего вида игрушки, рассказывать о том, как с ней можно играть, какие
игрушки есть дома.
Задачи: Словарь и грамматика: закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, пользоваться в
речи сложноподчиненными предложениями;
Звуковая культура речи: учить произносить слова со звуками (С) и (З) отчетливо и внятно, выделять эти звуки из слов, слова
с этими звуками из фраз; регулировать силу голоса.
Оборудование: игрушки (собака, слон, лиса, заяц, коза) .
Методы и приемы: 1. Беседа на тему: «Опиши свою игрушку»; 2. Игра «Назови ласково»; 3. Физкульминутка;
4. Разучивание чистоговорки; 5. Разучивание скорговорки; 6. Итог НОД.
Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет», стр. 29.
СЕНТЯБРЬ 3 НЕДЕЛЯ
Хлеб – всему голова!
ОО «Речевое развитие» Тема: Пересказ сказки «Лиса и рак».
Цель: Связная речь: учить связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя;
подвести к составлению описательного рассказа по картине «Лиса».
Задачи: Словарь и грамматика: учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, использовать в речи слова с
противоположным значением (большой - маленький, сильный - слабый, быстро-медленно);
Звуковая культура речи: развивать голосовой аппарат.
Оборудование: Картина «Лиса с лисятами», картинки с изображением лисы .
Методы и приемы: 1. Загадывание загадки; 2. Рассматривание картины «Лиса с лисятами», беседа по ней; 3. Чтение сказки
«Лиса и рак», беседа по сказке; 4. Физкультминутка; 5. Итог НОД.
Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет», стр. 21.
СЕНТЯБРЬ 4 НЕДЕЛЯ
Неделя безопасности.
ОО «Речевое развитие»
Тема: Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами».
Цель: Связная речь: учить составлять небольшой сюжетный рассказ по картине: рассказывать о событиях,
предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку.
Задачи: Словарь и грамматика: учить отличать и называть различия и сходства между кошкой и котятами на основе
сравнения их внешнего вида, поведения; подбирать точные слова для характеристики действий (активизация глаголов);
учить самостоятельно, образовывать клички животных; Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное
произношение звуков (С) и (З); учить дифференцировать эти звуки на слух; произносить их протяжно и с разной силой
голоса; закрепить умение самостоятельно подбирать нужное по смыслу слово, быстро и громко произносить его.
Оборудование: Картина «Кошка с котятами»; игрушка – котенок.
Методы и приемы: 1. Рассматривание картины и беседа по ней; 2. Придумывание рассказа по картине; 3.
Физкультминутка; 4. Игра «Комары и осы»; 5. Игра «Эхо»; 6. Игра «Что такое звук, слово, предложение?»; 7. Игра «Что вы
видите вокруг?»; 8. Чтение стих-я И. Токмаковой «Плим»; 9. Итог НОД.
Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет», стр. 23.
ОКТЯБРЬ 1 НЕДЕЛЯ
Овощи.
ОО «Речевое развитие» Тема: Составление рассказа по скороговорке.
Цель: Связная речь: формировать навыки связной речи.
Задачи: Словарь и грамматика: учить использовать в речи сложноподчиненные предложения; называть игрушки, предметы,
подбирать слова, близкие по смыслу; Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков (С) и
(Ц), учить дифференцировать эти звуки на слух и в собственной речи, отчетливо произносить слова и фразы с этими звуками;
произносить фразы в различном темпе, с разной силой голоса.
Оборудование: 6 пирамидок (елочек, кубиков), предметы и игрушки – яйцо, кольцо, пуговица, перец, огурец, слива, собака,
цыпленок, слон (в названиях предметов должны быть звуки (С) и (Ц).
Методы и приемы: 1. Игра «Скажи какой?»; 2. «Угадай звук»; 3. Загадывание загадки; 4. Проговаривание чистоговорки; 5.
Игра «Угадай на слух»; 6. Разучивание скороговорки; 7. Игра «Угадай на ощупь; 8. Игра «Найди точное слово»; 9. Итог НОД.
Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет», стр. 30.
ОКТЯБРЬ 2 НЕДЕЛЯ
Фрукты.
ОО «Речевое развитие» Тема: Составление сюжетного рассказа по картине «Мы играм в кубики. Строим дом».
Цель: Связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картине; придумывать продолжение сюжета и название картины;
Задачи: Словарь и грамматика: воспитывать умение подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий
персонажей. Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков (Ш) и (Ж), учить
дифференцировать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками, делить двусложные слова на части и
произносить каждую часть слова; показать последовательность звучания слогов в слове.
Оборудование: картина «Строим дом»; медведь – игрушка; картинки с изображением животных (предметов), в названии
которых есть звуки (Ш) и (Ж); сетные палочки.
Методы и приемы: 1. Рассматривание картины «Строим дом», беседа по картине; 2. Игра «Эхо»; 3. Игра «Найди точное
слово; 4. Игра «Назови одним словом»; 5. Прослушивание стих-я Е. Серовой «Подскажи словечко»; Итог НОД.
Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет», стр. 38.
ОКТЯБРЬ 3 НЕДЕЛЯ
Грибы. Ягоды.
ОО «Речевое развитие» Тема: Составление рассказов на темы стихотворений.
Цель: Связная речь: учить рассказывать связно, не отступая от заданной темы;
Задачи: Словарь и грамматика: упражнять в образовании названий детенышей животных в именительном и родительном
падежах множественного числа. Закрепить представление о том, что не все детеныши имеют специальное название;
активизировать в речи сложноподчиненное предложение; Звуковая культура речи: учить выделять из предложений слова со
звуками (Ш) и (Ж), четко произносить фразы, насыщенные данными звуками; произносить фразы с различной громкостью;
учить делить трехсложные слова на части, произносить каждую часть слова, определять порядок слогов в слове
Оборудование: плюшевый медведь; счетные палочки.
Методы и приемы: 1. Чтение стих-я Т. Волжиной «Где чей дом?»; 2. Хоровые или индивидуальные договаривания;
3. Загадывание загадок, беседа по ним; 4. Игра «Найди звук»; 5. Игра «Кто у кого»; 6. Итог НОД.
Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет», стр. 41.
ОКТЯБРЬ 4 НЕДЕЛЯ
Осенние изменения в природе. Труд людей осенью. Осенние праздники.
ОО «Речевое развитие»
Тема: Составление рассказа на заданную тему.
Цель: Связная речь: учить составлять короткий рассказ на заданную тему.
Задачи: Словарь и грамматика: закрепить умение образовывать названия детенышей животных в именительном и
родительном падежах множественного числа; активизировать в речи сложноподчиненные предложения;
Звуковая культура речи: учить подбирать слова сходные по звучанию.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением детенышей разных животных (по количеству детей); лисят, щенков,
крокодильчиков, обезьянок, детенышей жирафа и др.; скворечник.
Методы и приемы: 1. Чтение стих-я И. Токмаковой «Где спит рыбка»; 2. Беседа по содержанию; 3. Игра «Кто, где спит?»;
4. Физкультминутка; 5. Игра «Домик»; 6. Итог НОД.
Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет», стр. 45.
НОЯБРЬ 1 НЕДЕЛЯ
Лес. Деревья.
ОО «Речевое развитие»
Тема: Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята».
Цель: Связная речь: учить выразительно, пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя.
Задачи: Словарь и грамматика: учить придумывать загадки; подбирать по смыслу прилагательные и глаголы; согласовывать
прилагательные с существительными в роде и числе;
Звуковая культура речи: учить пользоваться восклицательной интонацией.
Оборудование: Иллюстрации с изображением животных и их детенышей.
Методы и приемы: 1. Слушание рассказа Е. Чарушина «Лисята», беседа по содержанию; 2. Загадывание загадок; 3. Итог
НОД.
Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет», стр. 47.
НОЯБРЬ 2 НЕДЕЛЯ
Я – человек!
ОО «Речевое развитие»
Тема: Составление рассказа по картине «Ежи».
Цель: Связная речь: учить составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных
(ежей).
Задачи: Словарь и грамматика: активизировать в речи сложноподчиненные предложения; формировать умение понимать
смысл образных выражений в загадках; Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков (Ч*)
и (щ*); учить различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить звуки (Ч*) и (щ*), выделять их в словах.
Оборудование: Картина «Ежи»; предметы и игрушки – иголка, мяч, ключ, ручка, щетка, клещи; щипцы; мешочек или
большая салфетка.
Методы и приемы: 1. Загадывание загадки; 2. Беседа по вопросам; 3. Игра «Угадай предмет»; 4. Итог НОД.
Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет», стр. 49.
НОЯБРЬ 3 НЕДЕЛЯ
Неделя этикета «Ежели вы вежливы». Посуда.
ОО «Речевое развитие» Тема: Составление описательного рассказа о предметах посуды.
Цель: Связная речь: учить составлять короткий рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды.
Задачи: Словарь и грамматика: учить сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя
названия качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый), активизировать употребление слов противоположного
значения (антонимов) (глубокая – мелкая, большой – маленький, высокий – низкий) многозначных слов (глубокий, мелкий);
закреплять умения классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный); учить
образовывать по аналогии названия предметов посуды (хлебница, сахарница, сухарница).
Оборудование: тарелки (глубокая и мелкая); вилка, ложка (чайная и столовая, деревянная, металлическая, пластмассовая);
стаканы (высокий и низкий, стеклянный и пластмассовый); две пластмассовые игрушки, мяч; картинки с изображением
предметов посуды: чашки, блюдца, тарелки, чайник, сахарница, хлебница и др.
Методы и приемы: 1. Чтение стих-я С. Капустикян «Маша обедает», беседа по содержанию; 2. Рассматривание посуды,
беседа по вопросам; 3. Физкультминутка; 4. Игра «Отвечай быстро». 5. Итог НОД.
Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет», стр. 55.
НОЯБРЬ 4 НЕДЕЛЯ
Неделя правовых знаний.
ОО «Речевое развитие» Тема: Составление описательного рассказа на тему «Зима».
Цель: Связная речь: учить при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые,
распространенные и сложные)
Задачи: Словарь и грамматика: Учить подбирать определения к заданным словам; совершенствовать синтаксические
навыки, используя ситуацию «письменной речи»
Звуковая культура речи: добиваться четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки (Ц) и (Ч`), приучать правильно
пользоваться вопросительной интонацией, делить трехсложные слова на слоги.
Оборудование: Иллюстрации с изображением зимы.
Методы и приемы: 1. Рассматривание иллюстраций с изображением зимы; 2. Беседа по вопросам; 3. Физкультминутка;
4. Игра «Живые слова»; 5. Итог НОД.
Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет», стр. 76.
ДЕКАБРЬ 1 НЕДЕЛЯ
Зима пришла.
ОО «Речевое развитие» Тема: Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок».
Цель: Связная речь: учить передавать художественный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов
воспитателя.
Задачи: Словарь и грамматика: учить подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прилагательных);
закрепить умение употреблять трудные формы родительного падежа множественного числа существительных; обратить
внимание на формы изменения глагола хотеть.
Звуковая культура речи: привлечь внимание к громкости и четкости произношения слов.
Оборудование: кукольная одежда – ботинки, чулки, варежки, тапочки, носки.
Методы и приемы: 1. Чтение стих-я И. Сурикова «Зима»; 2. Беседа по стих-ю; 3. Игра «В снежки»; 4. Игра «Чего не стало?»;
5. Игра «лето – зима».
Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет», стр. 58.
ДЕКАБРЬ 2 НЕДЕЛЯ
Зимующие птицы.
ОО «Речевое развитие»
Тема: Составление рассказа по картине «Река замерзла».
Цель: Связная речь: учить составлять рассказ по картине, при описании событий указывать время и место действия;
Задачи: Словарь и грамматика: тренировать умение понимать оттенки значения слова; учить согласовывать в роде глагол
прошедшего времени с существительным;
Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков (с) и (ш), учить различать эти звуки, произносить их
протяжно, на одном выдохе; отчетливо и внятно произносить слова со звуками (с) и (ш); закрепить умение делить слова на
части – слоги.
Оборудование: картина «Река замерзла», игрушки (картинки): автобус, машина, лиса, собака, кошка, мышка.
Методы и приемы: 1. Рассматривание картины, беседа по ней; 2. Игра «В снежки»; 3. Игра «Игла – пила».
Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет», стр. 61.
ДЕКАБРЬ 3 НЕДЕЛЯ
Зимние забавы.
ОО «Речевое развитие»
Тема: Составление рассказа на тему «Игры зимой».
Цель: Связная речь: учить составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыта, не отступая от заданной темы;
Задачи: Словарь и грамматика: учить употреблять предлоги с пространственным значением;
Звуковая культура речи: учить отчетливо и внятно произносить фразы, насыщенные словами со звуками (с) и (ш), говорить с
разной громкостью голоса, изменять темп речи, выделять голосом из фразу отдельные слова.
Оборудование: картина «Медвежья семья».
Методы и приемы: 1. Составление рассказа «Игры зимой»; 2. Физкультминутка; 3. Игра «Чей нос?»; 4. Игра «Хочу
погладить».
Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет», стр. 64.
ДЕКАБРЬ 4 НЕДЕЛЯ
Новогодний хоровод.
ОО «Речевое развитие»
Тема: Составление рассказа не тему скороговорок.
Цель: Связная речь: учить самостоятельно, составлять короткий рассказ на темы скороговорок.
Задачи: Словарь и грамматика: закрепить представления о многозначности слова и словах, протиположных по смыслу;
учить образованию форм родительного падежа множественного лица существительных;
Звуковая культура речи: учить различать на слух звуки (з) и (ж); подбирать слова с этими звуками и выделять их на слух из
связной речи; произносить изолированные звуки (з) и (ж) протяжно, четко, с различной силой голоса.
Оборудование: игрушки или картинки: заяц, коза, зубр, жираф медвежонок, журавль.
Методы и приемы: 1. Игра «Эхо»; 2. Игра «Про ежей, про елки»; 3. Игра «кто как двигается».
Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет», стр. 67.
ЯНВАРЬ 2 НЕДЕЛЯ
Домашние животные и их детёныши.
ОО «Речевое развитие»
Тема: Составление рассказа на тему «Домашнее животное»
Цель: Связная речь: учить рассказывать о своих личных впечатлениях; воспитывать умение отбирать для рассказа
интересные факты и события.
Задачи: Словарь и грамматика: учить употреблению трудных форм родительного падежа множественного числа
существительных; воспитывать умение задавать друг другу вопросы;
Звуковая культура речи: учить выделять во фразах слова со звуками (Ч*) и (щ*), находить слова с тремя слогами, находить
заданный звук, произносить слова громко и тихо.
Оборудование: предметные картинки (ботинки, чулки, носки, тапочки, рукавички).
Методы и приемы: 1. Составление рассказа «Домашнее животное»; 2. Игра «Картина – корзина»; 3. Игра «Едем, летим,
плывем»; 4. Игра «Коза – стрекоза».
Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет», стр. 52.
ЯНВАРЬ 3 НЕДЕЛЯ
Домашние птицы.
ОО «Речевое развитие»
Тема: Составление рассказа на тему «Как цыпленок заблудился».
Цель: Связная речь: учить самостоятельно продолжать и завершать рассказ, начатый воспитателем.
Задачи: Словарь и грамматика: формировать умение составлять из данного предложения новое путем последовательной
замены слов;
Звуковая культура речи: закреплять представления о слоге и ударении.
Оборудование: Картинка – цыпленок» (игрушка).
Методы и приемы: 1. Чтение сказки; 2. Беседа по сказке; 3. Физкультминутка; 3. Игра «замени слово».
Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет», стр.89.
ЯНВАРЬ 4 НЕДЕЛЯ
Дикие животные и их детёныши.
ОО «Речевое развитие»
Тема: «Приключения зайца».
Цель: Связная речь: учить придумывать сказку по предложенному плану, не отступая от темы, не повторяя сюжетов
товарищей.
Задачи: Словарь и грамматика: учить подбирать прилагательные и глаголы к существительному ЗАЯЦ; учить согласовывать
прилагательные с существительными в роде и числе;
Звуковая культура речи: добиваться внятного и четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки (с), (с*), (щ*), учить
выделять слова с данными звуками из фраз; закрепить представления об ударных и безударных слогах.
Оборудование: Игрушка - заяц.
Методы и приемы: 1. Загадывание загадки; 2. Игра «Какой заяц?»; 3. Физкультминутка; 4. Итог НОД.
Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет», стр. 98.
ФЕВРАЛЬ 1 НЕДЕЛЯ
Транспорт. Профессии на транспорте.
ОО «Речевое развитие»
Тема: Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик».
Цель: Связная речь: учить связно, рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей; соблюдать
композицию сказки.
Задачи: Словарь и грамматика: учить понимать и объяснять смысл поговорок; ориентировать на звучание грамматических
форм, при помощи которых образуются новые слова, подводить к усвоению способов словообразования.
Оборудование: Иллюстрированная книжка.
Методы и приемы: 1. Чтение сказки В Сутеева Кораблик», беседа по сказке; 2. Чтение Ю. Тувма «про пана Трулялинского; 3.
Игра «Доскажи рифму»; 4. Выполнение заданий.
Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет», стр. 108.
ФЕВРАЛЬ 2 НЕДЕЛЯ
Профессии взрослых.
ОО «Речевое развитие»
Тема: Пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик».
Цель: Связная речь: учить пересказывать текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует, взрослый записывает).
Задачи: Словарь и грамматика: подвести к образованию названий профессий исходя из занятий; активизировать в речи
названия профессий и действий, учить называть предметы, необходимые людям той, или иной профессии;
Оборудование: Иллюстрации на тему «Профессии».
Методы и приемы: 1.Чтение рассказа «Послушный дождик», беседа по нему; 2. Физкультминутка; 3. Игра «Профессии».
Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет», стр. 103.
ФЕВРАЛЬ 3 НЕДЕЛЯ
День Защитника Отечества. Военные профессии
ОО «Речевое развитие»
Тема: Пересказ сказки «Петух да собака».
Цель: Связная речь: учить пересказывать сказку без помощи вопросов воспитателя, выразительно передавая диалог
действующих лиц.
Задачи: Словарь и грамматика: учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным лиса и собака; учить
использовать сложноподчиненные и вопросительные предложения; ориентироваться на окончания слов при согласовании
существительных и прилагательных в роде; образовывать формы родительного падежа множественного числа
существительных;
Звуковая культура речи: подбирать слова сходные по звучанию в заданном ритме.
Оборудование: собака из театра бибабо.
Методы и приемы: 1. Загадывание загадок; 2. Беседа по вопросам; 3. Игра «Высокий – низкий»; 4. Физкульминутка; Итог
НОД.
Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет», стр. 71.
ФЕВРАЛЬ 4 НЕДЕЛЯ
Комнатные растения.
ОО «Речевое развитие»
Тема: Ознакомление с предложением.
Цель: Словарь и грамматика: дать представления о последовательности слов в речи; ввести термин «предложение»; учить
составлять и распространять предложение, правильно «читать его»; закреплять умение называть слова в предложении
последовательно и вразбивку.
Задачи: Звуковая культура речи: учить подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном воспитателем ритме; учить
произносить чистоговорки с разной силой голоса.
Оборудование:
Методы и приемы: 1. Игра «Живые слова»; 2. Физкультинутка; 3. Игра «Угадай слово»; 4. Чтение стих-я Е. Серовой
«Поскажи словечко»; 5. Итог НОД.
Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет», стр. 81.
МАРТ 1 НЕДЕЛЯ
День 8 марта. Профессии наших мам.
ОО «Речевое развитие»
Тема: Составление рассказа набору игрушек.
Цель: Связная речь: учить составлять сюжетный рассказ, выбирая для него соответствующих персонажей (игрушки); давать
описание и характеристику персонажей, вводить в повествование диалог.
Задачи: Словарь и грамматика: учить подбирать определения к заданным словам; учить составлять предложения из набора
слов с помощью воспитателя и из двух – трех слов – самостоятельно;
Звуковая культура речи: учить различать на слух звуки (с) (с*), (щ*) в словах, четко произносить слова с этими звуками.
Оборудование: игрушки – кукла, зайчонок, котенок, щенок, медвежонок, елочка; картинки – сова, поросенок, слоненок,
щенок, щегол, щетка.
Методы и приемы: 1. Игра «Состав рассказ»; 2. Физкультминутка; 3. Игра «Живые слова»; 4. Итог НОД.
Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет», стр. 96.
МАРТ 2 НЕДЕЛЯ
Моя семья
ОО «Речевое развитие»
Тема: Составление рассказа на тему «Как Сережа нашел щенка»
Цель: Связная речь: учить составлять рассказ по предложенному плану, образно описывая место действия, настроение героя.
Задачи: Словарь и грамматика: учить построению сложных предложений в ситуации письменной речи; давать задание на
образование слов – названий профессий.
Оборудование: Картинка «Мальчик со щенком».
Методы и приемы: 1. Составление рассказа на предложенную тему; 2. Беседа по вопросам; 3. Физкульминутка; 4. Итог НОД.
Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет», стр. 107.
МАРТ 3 НЕДЕЛЯ
Приход весны. Весенние изменения в природе. Перелетные птицы.
ОО «Речевое развитие»
Тема: Составление рассказа на предложенную тему.
Цель: Связная речь: учить составлять рассказ, используя предложенный сказочный сюжет.
Задачи: Словарь и грамматика: учить самостоятельно, соотносить названия объектов с их изображениями на картинках;
Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков (л), (л*), (р), (р*), изолированных, в словах и
фразах; учить различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками;
учить правильно отгадывать загадки.
Методы и приемы: 1. Загадывание загадок; 2. Игра «Назови звук»; 3. Физкульминутка; 4. Итог НОД.
Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет», стр. 100.
МАРТ 4 НЕДЕЛЯ
Зоопарк. Животные севера. Животные жарких стран.
ОО «Речевое развитие»
Тема: Составление рассказа по картине «Северные олени».
Цель: Связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя свои знания о внешнем виде и жизни
животных.
Задачи: Словарь и грамматика: учить подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных;
активизировать в речи антонимы; упражнять в образовании названий детенышей животных с уменьшительными суффиксами;
Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков (ч*) и (ц); учить различать эти звуки,
отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками.
Оборудование: картина «Северные олени».
Методы и приемы: 1. Рассматривание картины, беседа по ней; 2. Чтение рассказа «Олени»; 3. Физкультминутка; 4. Итог
НОД.
Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет», стр. 73.
АПРЕЛЬ 1 НЕДЕЛЯ
Мой дом. Мебель.
ОО «Речевое развитие»
Тема: Составление рассказа на заданную тему.
Цель: Связная речь: учить составлять рассказ на тему предложенную воспитателем; учить сравнивать предметы, точно
обозначая словом черты сходства и различия; находить смысловые несоответствия в тексте стихотворения и аргументировать
свои суждения.
Задачи: Словарь и грамматика: уточнить значение слов «мебель» и «посуда»; учить самостоятельно, образовывать названия
посуды; формировать умение строить предложения.
Оборудование: Игрушки – зайчик, кукольная мебель (стол, стул, кровать); посуда (чашка, кружка, стакан) карандаш, бумага.
Методы и приемы: 1. Создание проблемной ситуации; 2. Беседа по вопросам; 3. Игра «Путаница; 4. Итог НОД.
Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет», стр. 91.
АПРЕЛЬ 2 НЕДЕЛЯ
Тайны космоса.
ОО «Речевое развитие»
Тема: Пересказ сказки «Лиса и кувшин»
Цель: Связная речь: учить рассказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно.
Задачи: Словарь и грамматика: объяснить значение слова ЖИТЬ, учить подбирать синонимы к глаголам, составлять
предложения к заданным словам, правильно сочетая их по смыслу; учить в игре из отдельных слов составлять предложение;
читать предложения после перестановки каждого слова;
Звуковая культура речи: учить произносить предложении с разными оттенками интонации ( сердитая, просительная,
ласковая).
Оборудование: Иллюстрации к сказке «лиса и кувшин».
Методы и приемы: 1. Чтение сказки «Лиса и кувшин»; 2. Беседа по сказке ; 3. Физкультминутка; 4. Игра «Угадай, какое
слово заблудилось».
Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет», стр. 85.
АПРЕЛЬ 3 НЕДЕЛЯ
Первоцветы.
ОО «Речевое развитие»
Тема: Составление рассказа по картине «Лошадь с жеребенком»
Цель: Связная речь: учить составлять описательный рассказ по картине, используя наиболее точные слова для определения
цвета, величины.
Задачи: Словарь и грамматика: закреплять в игре умение строить предложение из заданных слов, менять порядок слов в
предложении;
Звуковая культура речи: формировать умение отчетливо произносить скороговорки в разном темпе и с разной силой голоса.
Оборудование: Картина «Лошадь с жеребенком».
Методы и приемы: 1. Рассматривание картины, беседа по ней; 2. Чтение рассказа «Лошадка», беседа по содержанию; 3.
Физкультминутка; 4. Игра «Какое слово заблудилось?».
Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет», стр. 87.
АПРЕЛЬ 4 НЕДЕЛЯ
Наша Родина – Россия.
ОО «Речевое развитие»
Тема: Составление рассказа по картине «Зайцы».
Цель: Связная речь: учить составлять рассказ по картине по предложенному плану, включать в рассказ описание внешнего
вида персонажей и их характеристику.
Задачи: Словарь и грамматика: учить образовывать существительные от глаголов (продавать – продавец) и прилагательных
(веселый – весельчак);
Звуковая культура речи: учить определять ударение в двухсложном слове.
Оборудование: картины - «Зайцы», «На рыбалке».
Методы и приемы: 1. Рассматривание картины «зайцы», беседа по ней; 2. Чтение стих-я С. Маршака «Почта»; 3.
Физкультминутка; 4. Рассматривание картины «На рыбалке»; 5. Беседа по картине.
Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет», стр. 105.
МАЙ 1 НЕДЕЛЯ
Наш город. Моя улица.
ОО «Речевое развитие»
Тема: Пересказ Л. Толстого «Пожарные собаки»
Цель: Связная речь: учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без наводящих
вопросов.
Задачи: Словарь и грамматика: учить подбирать по смыслу определения, слова, близкие и противоположные по смыслу;
учить составлять предложения-путаницы и заменять слова в этих предложениях;
Звуковая культура речи: развивать чувство ритма и рифмы (составление шуток-чистоговорок).
Оборудование: Иллюстрации к рассказу «Пожарные собаки».
Методы и приемы: 1. Чтение рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки», беседа по нему; 2. Физкультминутка; 3. Игра
«Путаница»; 4. Итог НОД.
Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет», стр. 94.
МАЙ 2 НЕДЕЛЯ
День Победы.
ОО «Речевое развитие»
Тема: Составление текста-поздравления
Цель: Связная речь: учить составлять текст-поздравление.
Задачи: Словарь и грамматика: закрепить правильное произношение звуков (С) и (Ш), научить дифференцировать на слух и
в произношении; отчетливо и внятно с различной громкостью и скоростью произносить слова и фразы с этими звуками,
правильно использовать вопросительную интонацию и утвердительную интонацию.
Оборудование: игрушки – музыкальные инструменты: барабан, балалайка, гармонь, дудочка, колокольчик. Картинки - собака,
слон, лиса, кошка, мышка, лошадка и т.д.).
Методы и приемы: 1. Игра «Закончи предложение»; 2. Загадывание загадок; 3 . Итог НОД.
Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет», стр. 147.
МАЙ 3 НЕДЕЛЯ
Насекомые.
ОО «Речевое развитие»
Тема: Составление текста-рассуждения
Цель: Связная речь: учить употреблению сложноподчиненных предложений.
Задачи: Словарь и грамматика: учить подбирать определения к заданным словам; учить согласовывать прилагательные с
существительными в роде и числе; учить подбирать однокоренные слова.
Оборудование: картинка с изображением зайцев.
Методы и приемы: 1. Рассматривание картинки, беседа по ней; 2. Составление текста – рассуждения на т6ему: «Почему
зайца называют трусливым»; 3. Итог НОД.
Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет», стр. 136.
МАЙ 4 НЕДЕЛЯ
Лето.
ОО «Речевое развитие»
Тема: Составление сказки на тему «День рождения зайца»
Цель: Связная речь: развивать умение связывать в единое целое отдельные части рассказа, передавая текст точно,
последовательно, выразительно.
Задачи: Словарь и грамматика: давать задание на подбор синонимов, антонимов к прилагательным и глаголам;
Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков (З) и (Ж), учит дифференцировать их в
словах, произносить скороговорку с этими звуками в разном темпе: быстро, умеренно, медленно.
Оборудование: Иллюстрированная книжка «Приключения Ежика и медвежонка».
Методы и приемы: 1. Чтение сказки «Тилимилитрямдия»; 2. Беседа на тему «День рождения зайца»; 2. Игра «кто больше
увидит и назовет»; 3. Итог НОД.
Литература: О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет», стр. 152.