Напоминание

Графический дизайн – одно из художественных направлений в современном изобразительном искусстве


Автор: Складанная Дина Алексеевна
Должность: учитель изо и черчения
Учебное заведение: МБОУ "ООШ № 2" п. Ханымей
Населённый пункт: п. Ханымей Пуровского района ЯНАО
Наименование материала: Статья
Тема: Графический дизайн – одно из художественных направлений в современном изобразительном искусстве
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 2» п. Ханымей Пуровского района ЯНАО
Статья

«Графический дизайн – одно из художественных направлений в

современном изобразительном искусстве».
Автор: Складанная Дина Алексеевна, учитель ИЗО и черчения МБОУ «ООШ № 2» п. Ханымей Пуровского района ЯНАО 2016 г.

Графический дизайн – одно из художественных направлений в

современном изобразительном искусстве.
Композиция – главное условие в создании графического дизайна. Если ученик не владеет композицией, то само по себе умение рисовать недостаточно при создании серьезного художественного произведения. Натюрморт, пейзаж, панно, логотип, да что угодно – все требует знания по композиции. Начинаем изучать композицию с упражнения на ритмы. Первое задание имеет ограниченное условие – на квадратах заданного формата (20х20 см) из спичечных палочек ученики выполняют произвольные вертикальные и горизонтальные композиции, работая над ритмом. В этом задании большое внимание уделяется пространству вокруг палочек, и это важно, потому что раньше они не думали об окружающем изображении пространства, а это и есть композиция. Любая точка, ее конкретное местоположение на плоскости – уже композиция. Второе задание – композиция из геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг и дополнительно любая другая фигура, которая привносит элемент творчества. Следующее задание на работу с силуэтом. При создании композиции особое внимание обращается на гармоничное взаимоотношение между фигурами, на пространство между ними и на логику заполнения поля. Размеры геометрических фигур ученики выбирают самостоятельно. Начали с ритма, продолжили силуэтом, это азы, которые необходимо знать и помнить в работе над графическим дизайном. Если вы заметили, что во всех заданиях выбран квадрат определенного формата, сделано это не случайно – таким образом, ученики ставятся в определенные рамки. Дети любят работать раскрепощено, а графический дизайн ставит конкретные условия, которые диктует формат объявления, плаката, книги и так далее. Четвертое задание – слово-образ. Задание направлено на выразительность знака, когда при помощи особого, оригинального написания буквы и шрифта в целом слово как бы одушевляется, проявляется его изначальное семантическое значение. В идеале происходит гармоническое единение образа, начертанного слова и предмета. Пятое задание – диалог. Диалог в понимании художника не разговорный жанр между двумя людьми, это «разговор» между предметами. Все, что нас окружает, находится в состоянии диалога между собой. Главное – это увидеть, понять, попытаться перенести на бумагу, профессионально облечь в художественную форму. Таким образом, выявляется, что рисовать легко и непринужденно умеют немногие. Школа учит рисунку, конкретности, похожести изображения. Школьникам дается возможность свободного творческого самовыражения. Система обучения все время находится в поиске и в развитии. Обязательное ознакомительное упражнение связано с композицией, то есть дело не в самом задании, а в самом подходе. Давая новое задание, прежде его я выполняю сама, что помогает найти тот путь, который ученики могли бы
пройти с наименьшими проблемами. Свою работу я демонстрирую детям как конечный результат, к которому они должны стремиться, и который они должны видеть до того как начнут действовать самостоятельно. Это очень важно, так как многие дети начинают творчески переосмысливать увиденное раньше, чем наступит срок для практической деятельности. Для зрительного ряда используются архивные работы, состоящие из лучших детских работ. Ученики младших классов смотрят на работы своих предшественников, изучают, анализируют увиденное, понимая доступность и возможность самим достичь хороших результатов в графическом дизайне - это и является лучшим стимулом к обучению. У детей есть возможность не просто трансформировать образцы, но преобразовать, видоизменить, усложнить идеи и создать уже что-то свое авторское: панно, рекламный плакат, агитационный лист…
Плакатно-рекламное творчество.
Сейчас часто говорят, что плакат умер, но это ошибочное мнение. Он просто видоизменился, стал не столько официальным и не столько жестко номенклатурным. Появилась свобода в его подаче, в его смысле и в его назначении. Плакатное мышление проявляется в чем угодно, в любой форме, на любом материале. Ученики охотно работают на такой форме как майка. Майка - это чистая графика, и каждый материал – лозунг жизни. Дети могут работать и в цвете, когда научаться работать в черно – белом варианте. Эти работы выполняются из газетной продукции, пока изучаются ритмы, размеры, закономерности подачи информации в черном тексте на белом фоне. Задания постоянно корректируются мною, особенно при переходе на выполнение коллажа в цвете из журнальной продукции. Ученикам предлагается красочный журнал, из которого используются надписи, яркие пятная, цветной фон и другие элементы, которые с помощью ножниц и клея переносятся на чистый лист. Путем монтажа, комбинирования и шаблонных накладок, собирается композиция плаката, отражая заданную тему. Дети любят экспериментировать, преобразовывать, макетировать, стилизовать, хотя не каждому это дается легко и быстро. Кто-то сразу видит совместимость цветовых пятен, форм, объемов, сочетание и ритмичность композиции, а другие постепенно вводят более сложные формообразующие детали, продвигаясь от более простых к более сложным. Начиная работать с нуля, приходится предвидеть эти резкие границы в процессе объяснения темы, что кто-то нетерпеливо ждет сигнала к началу творческого периода, а кто-то в страхе отодвигает этот период. Что бы не было разочарований на уроке, приходится готовить не только зрительный ряд, но и задания- заготовки для более слабых и неуверенных детей. Графический дизайн – это требование времени и состояние общества, когда реклама и визуальные взаимоотношения с миром идут через бумагу, компьютер и печать. Дизайн очень важен в культурной жизни общества и того пространства, в котором мы живем.
Моя задача – дать основные представления о важности, сложности и законах графического дизайна. Газеты, афиши, журналы, книги: все выстраивается по определенным художественным и смысловым законам. Важно дать ученикам возможность «пощупать» другой жанр, в котором художник может работать. Графический дизайн – равноправный вид искусства. Хорошо выполнять графический дизайн также почетно, как и живопись и станковую графику, главное, что это доступно детям, увлекательно и актуально.
Графическое макетирование.
Каждый человек живет в среде «второй природы», созданной практически архитектурой и дизайном. Занимаясь макетированием домов, улиц, детских площадок, фонтанов, ученики разрабатывают проекты архитектурного содержания, ландшафтного, комбинированного характера. Понятие дизайна уже само собой подразумевается в таких проектах. Что бы немного пофантазировать, разработать мини – проект на темы «Мой дом» или «Дизайн и архитектура моего сада» и т.д. ученик должен побыть в роли архитектора. То, что он создал в рисунке или на чертеже, можно изготовить в макете. Работа кропотливая, львиную долю по предварительной заготовке макета приходится выполнить учителю, так как не все дети знакомы с графическими знаниями и не имеют чертежных навыков, но это окупается тем результатом, который получается в итоге. Дети ценят результативный труд, тем более что он наглядный и познавательный. Любой рисунок можно промакетировать. Цветок, фрукт, дерево, насекомое превращается в игрушку, если выполнить по рисунку-чертежу макет. Бумажная пластика - нелегкое занятие, зато изделия получаются ажурные и выставочные. Их смело можно назвать авторскими, потому что все разрабатываются по собственным эскизам. Милые шляпки, сумочки, воротнички, декоративные очки, выполненные из белой бумаги, содержат в себе что-то трогательное и экзотическое.
Моделирование и конструирование.
Проектная деятельность – это модное новое направление в школьной жизни. Хотя есть и другие виды творческих работ, где моделирование необходимо, хотя программой и не предусмотрено. Например, выполнение макетов геометрических тел усеченной формы на уроках черчения. Сколько неожиданных и наглядных форм получается для завершения разделов «Преобразование форм предметов», «Развертка геометрических тел», «Пересечение геометрических тел», «Перенос точек на последующие проекции». Ведь это все увлекательно и интересно, и чем не дизайнерские приемы, скажете вы, заложены в данное проектирование. Конструирование динамичных кукол – задача не из простых. Придумывается образ, выполняется эскиз, затем разрабатывается ряд шаблонов, они наносятся контурно на лист картона и прорисовываются окончательно. Следующий этап - соединение деталей с помощью ниток,
бисера, блесток. Завершающий этап – крепление нитей для движения частей тела. Много конструктивных решений необходимо выполнить учащимся, поэтому немногие берутся за такую хлопотную работу. Но результат получается великолепный. Дети видят результат своего труда и главное – готовое изделие. Существует хорошая привычка у людей собирать фотографии, посвященных каким-то событиям, знаменательным датам. Как хранить их, оформлять и пользоваться ими, такой курс учебы мы решаем с учениками на своих занятиях. Разрабатываем различной формы рамки – паспарту, систематизируем фотографии по темам, оформляем папки – раскладушки, которые удобно хранить и удобно использовать в выставках на мероприятиях, удобно транспортировать.
Графический дизайн в народном искусстве.
Декоративно – прикладное искусство содержит огромный пласт по осмыслению народного искусства от момента его возникновения до использования в настоящее время. Реформа в декоре, в смысловой нагрузке, с определенных символах и условностях, дает понятие о самоорганизации целых коллективов до авторского производства изделий, художественных образов, произведений искусств. Что–то появлялось раньше, что-то позже, а что-то совсем недавно, но есть еще ниша для создания нового декоративного образа, новой технологии декора, новой идеи. Это прекрасная задача в продолжении любой из тем этого объемного раздела. По-новому моделируется семеновская матрешка, создается альтернативная игрушка из движущихся рук и ног по авторскому методическому пособию «Динамичная игрушка». Снимается программа «Сказка матрешек» с помощью ТРК «Луч», в которой дети сами озвучивают матрешек и одновременно являются кукловодами. Эта программа демонстрируется детям на уроках, когда изучается раздел «Связь времен в народном искусстве». Компьютерные технологии позволили составить программу ученикам пятого класса под названием «Русские узоры» к итоговому уроку по обобщению темы «Роль народных художественных промыслов в современной жизни». Дети работали увлеченно, и большую помощь в оформлении компьютерных версий, в подборе музыкального сопровождения, в презентациях помогли родители, потому что на разработку таких проектов необходимо продолжительное время. Интересный проект в компьютерном оформлении получился у ребят на тему: «Школьные принадлежности», где удачно демонстрируется полный набор необходимых товаров для школьника. Так же музыкально оформлены были проекты, в которых красочно трактуется материал, помогающий ученикам приобретать основные атрибуты школьного инвентаря, необходимые школьникам на уроках ИЗО и на дополнительных занятиях по предмету. В проектных работах ярко демонстрируется оформительская часть рекламы товара и прослеживается графический дизайн в красивых и нужных вещах.

Природный материал –

разнообразие графического дизайна.
Дети с удовольствием ходят на экскурсии в лес и набирают природный материал впрок. На дополнительных занятиях учимся составлять букеты, моделируем их по цветовой гамме, по величине веток, по форме ваз и т.д. Цветы имеют свойство через время увядать, засыхать и менять цвет, поэтому при моделировании икебан используются для сочности и яркости цветные ленточки, искусственные бабочки, колоски пшеницы, мох, покрытые лаком сухие ветки деревьев. Засушенный материал используется в оформлении панно, опять же в рекламно-выставочной композиции – икебаны, декоративной лиане и т.п. Хорошие аппликации, панно и поделки из листьев и перьев получаются у детей в небольших композициях на тематику работ о малой родине. Собранные букеты из северных трав и цветов отличный натюрморт для рисунка. Некоторые натюрморты, выполненные из зрительного ряда, которым служил местный природный материал, вошли в детский сборник детского творчества «С любовью к тебе, Ханымей!» Графические стилизованные формы из природного материала – это хороший пласт работы для дизайнерских задумок и проектов. В заключение статьи хочется сказать, что здесь включены самые разнообразные направления графического дизайна. Его можно увидеть, оформить и изготовить из большего числа примеров в изобразительном искусстве. Главное что надо запомнить в таком рода деятельности – это составление уравновешенной композиции. Нахождение в ней соразмерности, уравновешенности и единства в целом.


В раздел образования