Напоминание

"Развитие пространственных представлений у дошкольников"


Автор: Шупта Ирина Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 1 "Рябинка"
Населённый пункт: город Нефтеюганск, ХМАО-Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие пространственных представлений у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад





КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТЕТЕЛЙ

«Игры и упражнения

для развития у детей

пространственных представлений»
ПОДГОТОВИЛА: учитель-логопед Шупта И.Ю.
2016 год

Пространственная ориентировка – это особый вид восприятия, который обеспечивается единством работы зрительного, слухового и кинестетического анализаторов. Кроме того, необходим определенный уровень развития аналитического мышления. Отношения и взаимосвязи между предметами и явлениями принято считать их пространственными характеристиками. При этом различаются следующие параметры: величина предметов и их изображений, форма, расположение предметов относительно воспринимающего объекта и относительно друг друга и т.д. Каждый дошкольник к моменту поступления в первый класс должен уметь: - ориентироваться в схеме собственного тела; - определять расположение предметов в ближнем и дальнем пространстве; - моделировать пространственное расположение предметов; - определять направление движения; - ориентироваться на поле листа бумаги. При этом важно научить ребенка понимать значение слов и использовать соответствующую терминологию: далеко-близко, здесь-там, вверх-вниз, справа-слева, впереди-сзади, вокруг и т.д. При выявлении уровня развития навыков пространственной ориентировки у детей обследуются следующие параметры.
ОБСЛЕДОВАНИЕ ОРИЕНТИРОВКИ В СХЕМЕ СОБСТВЕННОГО ТЕЛА

Направление

Задания
Обследование умения выделять правую руку (для детей с л е в ы м д о м и н а н т н ы м полушарием) - покажи правую руку; - покажи правой рукой игрушку; - возьми игрушку в правую руку; - покажи руку, которой ты держишь карандаш (ложку и т.д) Обследования дифференциаций п р а в ы х и л е в ы х ч а с т е й собственного тела - покажи правую (левую) руку, назови ее; - покажи правую (левую) ногу, назови ее; - покажи правый (левый) глаз, назови его; - покажи правое (левое) ухо, назови его. Обследование перекрестной о р и е н т а ц и и в с х е м е с о б с т в е н н о г о т е л а ( с использованием пробы Хеда) (выполняются по показу и словесной инструкции) - покажи правой рукой левый глаз; - покажи правой рукой левое ухо; - покажи левой рукой правую ногу. Оценивается: - умение выделять ведущую руку и словесно ее обозначать; - умение дифференцировать правые и левые части тела и называть их; - уровень сформированности перекрестной дифференциации правых и левых частей собственного тела.
ОБСЛЕДОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ

ПРЕДМЕТОВ

Направление

Задания
Обследование узнавания и в о с п р о и з в е д е н и я в отраженной речи величины предметов - покажи большой (маленький) мяч; - покажи широкую (узкую) ленту; - покажи длинный (короткий) карандаш; - покажи высокий (низкий) дом;
- ответь на вопрос: Каков предмет по величине? Обследование узнавания и в о с п р о и з в е д е н и я в отраженной речи формы предметов - покажи круг (овал, квадрат, треугольник); - назови форму предмета. О б с л е д о в а н и е у м е н и я с о о т н о с и т ь ф о р м у изображенного предмета с геометрическим образцом. - подбери к трафаретам геометрических фигур (прямоугольник, круг, треугольник, овал) похожую картинку (изображения: мяч, пирамидка, яблоко, баклажан, яйцо, книга и т.д.) Оценивается: - узнавание и воспроизведение в отраженной речи величины и формы предметов; - уровень сформированности перцептивных действий.
ОБСЛЕДОВАНИЕ ОРИЕНТИРОВКИ В ОКРУЖАЮЩЕМ ПРОСТРАНСТВЕ

Направление

Задания
О б с л е д о в а н и е у м е н и я определять пространственное расположение предметов относительно воспринимающего объекта. - покажи предмет, который находится справа (слева) от тебя; - положи игрушку справа (слева) от себя; - ответь на вопрос: Где находится предмет? О б с л е д о в а н и е у м е н и я определять пространственное отношение между предметами - возьми утенка правой рукой и положи его справа от себя; - возьми петушка левой рукой и положи его слева от себя; - ответь на вопрос: Где находится утенок: справа или слева от петушка?; - поставь утенка справа от Буратино, петушка – слева от Буратино, корову – перед Буратино, поросенка – позади Буратино, ответь на вопрос: Кто находится слева (справа, впереди, сзади) Буратино? Кто находится между петушком и утенком? О б с л е д о в а н и е у м е н и я определять пространственные о т н о ш е н и я м е ж д у изображениями предметов - рассмотри лист с картинками (9 предметных картинок расположены следующим образом: восемь из них по четырем сторонам листа и одно - в центре) и назови, что нарисовано вверху (внизу, слева, справа, в середине, в верхнем правом углу, в нижнем левом углу и т.д.) листа. Оценивается: - умение определять пространственное расположение предметов и их изображений относительно разных точек отсчета и обозначать их в речи.
ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ

Направление

Задания
Обследование конструктивного праксиса - сложи разрезанную на пять частей картинку (выполняется сначала с опорой на образец, затем без него). О б с л е д о в а н и е у р о в н я - нарисуй домик, рядом с ним человечка и елочку
графической деятельности Изучение ориентировки в схеме лица - приложи к овалу лица, вырезанному из картона, контурные изображения глаз, бровей, ресниц, носа, рта. Оценивается: - способ выполнения проб конструктивного праксиса (зрительное соотнесение, сочетание зрительного соотнесения с частичным «примериванием», использования метода «примеривания»); - особенности графомоторной деятельности; - умение определять недостающие части лица и их положение.
ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ ЛОГИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ

Направление

Задания
Обследование понимания логико-грамматических конструкций с предлогами и наречиями, отражающими пространственные отношения - ответь на вопрос: Где находится игрушка? (например: на столе, в столе, над столом, под столом, за столом, перед столом и т.д.); - нарисуй в центре листа круг, слева от него – квадрат, выше круга – треугольник, ниже круга – прямоугольник, над треугольником - два маленьких кружка, под треугольником – один маленький кружок. Обследование понимания обектно-инструментальных отношений, выражаемых флексиями - покажи карандашом тетрадь, ручкой карандаш и т.д. Обследование конструкций атрибутивного родительного падежа - посмотри на картинку и покажи: Где хозяин собаки? Где собака хозяина? Где мама дочки? Где дочка мамы? Обследование понимания конструкций, отражающих временные отношения - скажи, как правильно: Лето перед весной или Весна перед летом; - скажи, что было раньше: Петя умылся после того как сделал зарядку Обследование понимания а кт и в н ы х и п а с с и в н ы х конструкций с прямым и инвертированным порядком слов - скажи, как правильно: Рабочими строится дом или Домом строятся рабочие; - скажи, кто приехал: Петю встретил Миша. Оценивается: - уровень понимания логико-грамматических конструкций (полное понимание, частичное понимание, непонимание).
Игры для развития ориентировки в схеме собственного тела

Игра «Помоги ученику»
Цели: формировать умение выделять ведущую (правую) руку и на его основе выделять другую руку (левую), а также закреплять их обозначения в речи.
Ход игры
Педагог читает детям стихотворение: Стоял ученик На развилке дорог. Где право.
Где лево - Понять он не мог. Но вдруг ученик В голове почесал Той самой рукою. Которой писал, И мячик кидал, И страницы листал, И ложку держал, И полы подметал. ≪ Победа! ≫ - раздался Ликующий крик. Где право. Где лево - Узнал ученик. (В. Берестов ) После этого детям предлагается ответить на вопросы и выполнить задания. - Чего не знал ученик? - Покажите руку, которой вы пишете, кидаете мячик, в какой руке держите ложку, какой рукой подметаете пол. Как называется эта рука? - Покажите другую руку. Назовите ее. - Скажите, а вы похожи на этого ученика или нет? Почему? - Рассмотрите картинку. Правой рукой укажите изображения тех предметов, с помощью которых она выполняет различные действия. - Левой рукой укажите объект, находящийся в левой части тела человека. 
Упражнение

Аист
≫ Ц е л и : формировать представления о правых и левых частях тела, учить дифференцировать их между собой и правильно обозначать в речи.
Ход упражнения
Педагог, изображая аиста, читает детям стихотворение и вместе с ними выполняет описываемые в нем движения: Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу. Машут руками, изображая движения крыльев Топай правою ногой, Топают правой ногой. Потом левою ногой, Топают левой ногой. Снова правою ногой. Топают правой ногой. Снова левою ногой. Топают левой ногой. Вот тогда придешь домой. Идут на месте. 
Упражнение

Водичка, водичка
≫ Цель: закреплять знание схемы лица, умение обозначать части лица в речи.
Ход упражнения
Педагог и ребенок садятся перед зеркалом так, чтобы видеть лица друг друга. Педагог читает стихотворение и вместе с ребенком выполняет легкие массажные движения. Водичка, водичка, Поглаживают лоб. Умой мое личико. Чтобы глазки блестели, Поглаживают область вокруг глаз. Чтобы щечки краснели. Поглаживают щеки. Чтоб смеялся роток Поглаживают область вокруг рта. Да кусался зубок. Поглаживают подбородок. После этого ребенку предлагается выполнить задания. - Посмотри на меня и скажи, что я сейчас умываю. (Педагог имитирует умывание лба, щек, носа и т.д.) - Поочередно умывайте части лица и называйте их.
Формирование пространственных представлений с опорой на правую руку


Игра «На лугу»
Цель: закрепить понятия ≪ справа ≫ и ≪ слева ≫ и их речевые обозначения.
Ход игры.
Педагог показывает детям изображения луга с цветами и вырезанное контурное изображение жука, а затем читает рифмовку: Жук летает над лужком: Он устал ходить пешком. (Т.Виеру) После этого ребенку предлагается «посадить жука отдожнуть» на цветок справа, а затем – на цветок слева. Затем педагог сажает жука на один из цветков и просит детей сказать, где сидит жук – справа или слева. 
Игра

Рыбки
≫ Цель: учить определять пространственное направление движения объекта, закрепить понятия «направо» - «налево», «слева направо» - «справа налево».
Ход игры:
Педагог показывает детям рисунок аквариума, вырезанное контурное изображение рыбки и говорит: - Посмотрите внимательно на картинку. Расположите рыбку в аквариуме так, чтобы она плыла направо, а затем - налево. После этого педагог размещает контурные изображения рыбок так, чтобы часть из них плыла направо, а часть – налево, и просит детей ответить на вопрос: - Скажите, сколько рыбок плывут в аквариуме справа налево? А сколько слева направо? 
Игра «Медвежата и ежата»
Цель: учить понимать схематичные изображения направление движения и обозначать их в речи.
Ход игры.
Педагог раскладывает на столе картинки с изображениями ежат и медвежат, а затем читает стихотворение: Не знали медвежата. Что колются ежата. И давай с ежатами Играть, как с медвежатами. (Э. Котляр) Педагог говорит детям: - Укололись медвежата, испугались ежата и разбежались все в разные стороны. А кто куда побежал, мы сейчас узнаем. Логопед кладет под изображениями животных схемы направления движения ( - направо, - налево) и просит детей сказать, в какую сторону убежал каждый из медвежат и ежат.
Развитие восприятия пространственных отношений между предметами и

группами предметов

Упражнение «Помоги кукле Маше»
Цель: учить воспроизводить пространственные отношения между предметами по образцу.
Ход упражнения
Педагог показывает детям куклу и объясняет, что кукла Маша ждет гостей и просит их помочь накрыть на стол. Детям предлагается расставить на столе игрушечную посуду по образцу. 
Игра

Что это?

Цель: учить понимать описание пространственного местоположения предмета.
Ход игры
Педагог размещает вокруг одного из детей 3-4 игрушки, загадывает одну из них и предлагает остальным детям ее угадать, например; - Игрушка лежит перед мальчиком. - Игрушка лежит сзади мальчика. - Игрушка лежит справа от мальчика. - Игрушка лежит слева от мальчика. 
Упражнение «Где находится?»
Цель: учить определять на слух пространственные отношения между изображенными на картинке предметами.
Ход упражнения
Педагог просит детей внимательно рассмотреть картинку с изображением звездочки, домика, мяча, кораблика и елочки, а затем ответить на вопросы: - Где нарисована звездочка (домик, мячик, кораблик, елочка)? - Где нарисован кораблик - слева или справа от елочки? - В каком углу нарисован домик? И др. 
Упражнение «Загадочные палочки»
Цель: учить конструировать фигуры по образцу и по памяти.
Ход упражнения
Педагог просит детей рассмотреть изображения фигур, после чего убирает их и просит выложить такие же фигуры из счетных палочек по памяти. В случае затруднений дети выполняют задание с опорой на образец.
Формирование пространственной ориентировки в объектах, развернутых на 180

градусов

Упражнение «Помоги Незнайке»
Цель: формировать навыки мысленного перемещения объектов и трансформации зрительных образов.
Ход упражнения
Педагог показывает детям несколько разрезанных на 5-6 частей картинок и объясняет, что Незнайка взялся собирать разрезные картинки. Часть из них он сложил правильно, другие - перевернул вверх ногами, а некоторые картинки и вовсе не смог собрать. Детям предлагается найти картинки, которые собраны неправильно, и исправить их, а затем помочь Незнайке правильно собрать оставшиеся изображения. 
Упражнение

Близнецы
≫ Цель: закрепить умение определять правые и левые части тела другого человека.
Ход упражнения
Педагог показывает детям картинку с изображением двух одевающихся мальчиков и говорит: - Это Саша и Юра. Они близнецы и очень похожи. Юра - в синей рубашке, Саша - в белой. Мальчики собираются гулять, они одеваются и обуваются. Найдите на рисунке правый ботинок. Чей он – Юрин или Сашин? На какую руку не успел надеть варежку Юра? А Саша? И т.д. 
Упражнение «На скамейке»
Цель: формировать умение определять пространственное расположение объектов по отношению к сидящему напротив человеку.

Ход упражнения
Педагог показывает детям картинку с изображением сидящих на скамейке мамы и двух сыновей и читает стихотворение: На скамейку мама села. Справа - Сева, Слава - слева. После этого детям предлагается выполнить задания. - Покажи правую (левую) руку мамы. - Покажи мальчика, который сидит справа (слева) от мамы. - Сева сидит справа от мамы. Покажи Севу. - Слава сидит слева от мамы. Покажи Славу. - Скажи, где сидит Сева, где сидит Слава?
Развитие восприятия пространственных признаков предметов (формы и

величины) в процессе развития зрительного восприятия

Упражнение «Какие предметы спрятаны в рисунке?»
Цель: учить определять изображение предмета среди нескольких, наложенных друг на друга.
Ход упражнения
Педагог показывает детям картинку с наложенными друг на друга изображениями предметов и просит найти и назвать предметы, которые художник Карандаш спрятал в своей картине. 
Упражнение «Собери урожай»
Цели: учить находить предметы одинаковой формы; закрепить знание геометрических форм «круг» и «овал».
Ход упражнения
Педагог показывает детям картинку с изображением овощей и двух корзин и просит их «сложить» круглые овощи правой рукой в корзину справа, овальные - левой рукой 
Упражнение «Сравни предметы»
Цели: учить сравнивать предметы по признаку величины; закрепить в речи обозначения величины предметов.
Ход упражнения
Педагог раскладывает предметные картинки и просит детей показать: - картинку с изображением самой большой чашки; - картинку с изображением самой маленькой елки; - картинку с изображением самого низкого забора; - кисточку, которая длиннее других; - самую узкую ленту; - картинку с изображением самого короткого карандаша; - картинку, на которой гриб изображен ниже цветка; - картинку, на которой береза изображена выше ели; - картинку, на которой линейка изображена шире ластика; - картинку, на которой кисточка изображена короче карандаша; - картинку, на которой мальчик изображен выше девочки; - картинку, на которой ваза больше, чем графин; - картинку, на которой дорога изображена уже речки. 
Упражнение «Назови фигуры»
Цели: учить выделять основные части предметов и обозначать в речи геометрические фигуры, из которых они состоят.

Ход упражнения
Педагог показывает детям рисунки с аппликациями кошки, ракеты и девочки, составленными из геометрических фигур различной величины. Детям предлагается рассмотреть аппликации и сказать, из каких геометрических фигур они состоят. 
Игра «Отгадай и нарисуй»
Цель: формировать навыки графического изображения предметов, состояших из простых геометрических фигур.
Ход упражнения
Педагог читает детям загадки и просит их нарисовать отгадки: Сам алый, сахарный. Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз.) Стоит Антошка На одной ножке. (Гриб.)

Упражнение «Укрась шарик узором»
Цели: учить выполнять графические диктанты; развивать навык самоконтроля.
Ход упражнения
Педагог говорит детям: - Старуха Шапокляк подарила крокодилу Гене и Чебурашке по шарфу. Чебурашке достался красивый шарф с узором, а крокодилу Гене - без него. Чтобы Гена не расстраивался, Чебурашка решил сам украсить для друга шарф. Давайте все вместе поможем Чебурашке. Под диктовку педагога дети рисуют на листе бумаги геометрические фигуры разной величины, после чего сравнивают полученный узор с образцом и исправляют ошибки.
Развитие понимания логико-грамматических структур языка

Упражнение «Послушай и ответь»
Цель: учить понимать общий смысл текста и овечать на вопросы педагога о его содержании с использованием слов, обозначающих предмет и его действие.
Ход упражнения.
Педагог показывает детям сюжетную картинку, читает текст и задает к каждому предложению вопрос.
Миша и грачонок
Миша нашел под деревом грачонка (Кого нашел Миша?) . Грачонок был черный, носатый (Кто был черным? Какой был грачонок?). Летать грачонок не умел (Кто не умел летать?) . Миша кормил его червяками (Чем кормил грачонка Миша?). У грачонка отросли крылья, и он улетел (У кого отросли крылья? Что сделал грачонок? ).
Работа с предлогами

Упражнение «Покажи на картинке»
Цель: учить понимать конструкции атрибутивного родительного падежа с опорой на действия.
Ход упражнения
Педагог показывает детям картинку с изображением мамы и девочки и говорит: - Мама дочки. Кто это? После этого детям предлагается ответить на вопросы и выполнить задания: - О ком говорится в предложении? (О маме.) Кто? (Мама.) Обозначь слово «мама» фишкой. Мама чья? (Дочки.) Дочка чья? (Мамы.) Покажи маму дочки. Покажи дочку мамы. Покажи дочкину маму. Покажи мамину дочку. В случае затруднений можно воспользоваться фишкой.
Работа с инверсионными конструкциями
Ребенку предлагается выполнить следующие задания:
- Скажи, как правильно:
Телега везет лошадь. - Лошадь везет телегу. Кошка поймала мышку. - Мышка поймала кошку.
- Ответь на вопросы:

Учитель наказал мальчика. Кто провинился? Собаку укусила оса. Кто кусался? Мама зовет домой дочку. Кто дома? Кто на улице? Володю ждет Лена. Кто задержался? Витю слушал учитель. Кто говорил?
- Скажи, как правильно:
Я взял зонт, потому что шел дождь. - Шел дождь, потому что я взял зонт. Зима пришла, потому что река замерзла. - Река замерзла, потому что пришла зима. Светит солнце, потому что на улице тепло. - На улице тепло, потому что светит солнце.
- Послушай предложения и ответь на вопросы:
Ваня шел впереди Пети. Кто шел позади? Автобус ехал впереди грузовика. Что ехало позади? Кошка больше собаки. Кто меньше? Мальчик ниже девочки. Кто выше? Дуб выше березы. Что ниже?
- Послушай предложения и скажи, что я сделал раньше:
Я позавтракал после того, как нарубил дров. Я выпил чаю после того, как пришел с улицы. Прежде чем пойти в школу, я позавтракал.
Ежедневные задания и упражнения для развития пространственных

представлений для детей с 3 лет

Индивидуальные

1.

"38 попугаев".
Ребенку предлагается вспомнить мультфильм про слоненка, мартышку и удава. Затем предлагается измерить несколько предметов или расстояний при помощи различных частей своего тела. Вслед за этим ребенку дают мелкие предметы (буквы, цифры) и просят разложить их так, чтобы между ними было расстояние в его ладонь, а от каждого из них до края стола - его указательный палец. Рекомендуется предложить как можно большее количество вариантов расположения предметов (на расстоянии стопы, от колена до пятки, от локтя до кисти и т. д.). 2 .
"Маркеры".
Маркируется левая рука ребенка при помощи браслета, колокольчика, яркой тряпочки и т. п. 3. Каждое из направлений закрепляется определенным движением. Например: "вверх" - прыжок, "вниз" - присесть, "вправо" - прыжок с разворотом направо, "влево" - прыжок с разворотом налево. 4.
"Зеркало".
Упражнение выполняется либо в паре с ведущим, либо двумя детьми. На первом этапе упражнение выполняется в положении сидя на коленях и на пятках. Сначала ведущий совершает медленные движения одной рукой, затем другой, затем двумя. Ребенок зеркально повторяет движения ведущего. Когда упражнение освоено, можно переходить в положение стоя и подключать движения всего тела. 5 .
"Телевизор".
Это упражнение аналогично предыдущему, только движения повторяются той же рукой, какой показывает ведущий (если ведущий берется правой рукой за левое ухо, ребенок тоже берется правой рукой за левое ухо). 6.
"Найди клад".
В комнате прячется игрушка или конфета. Ребенок должен найти ее, ориентируясь на команды ведущего (ведущий говорит: "сделай два шага вперед, один направо..." и т. п.). Найденная ребенком вещь дарится ему. 7. Графические диктанты на листочках в клеточку.
8. Копирование нарисованных фигур разной степени сложности. 9. Составление ребенком планов (комнаты, квартиры и т. д.) 10. Педагог рисует план, по которому ребенок должен найти предмет в комнате или здании.
Групповые.
1. Любые игры по типу "Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри". 2 .
"Ритм по кругу".
Дети садятся в круг на колени и на пятки. Число участников в кругу не должно быть кратно трем. Первый ребенок хлопает в ладоши один раз, следующий - два раза, следующий - три раза, следующий опять один раз и т. д. Ведущий задает различный темп игры, меняет направление игры (то по часовой стрелке, то против). Далее упражнение усложняется. Дети садятся полукругом. Педагог отстукивает какой-то ритм. Дети по команде его повторяют (по отдельности или все вместе). Когда ритм освоен, дети получают команду: "Давайте прохлопаем этот ритм следующим образом. Каждый по очереди отбивает по одному хлопку заданного ритма. Слева направо. Когда ритм закончится, следующий по кругу выжидает короткую паузу и начинает сначала. И так до команды "Стоп". Опоздавший со своим хлопком, не выдержавший паузу, сделавший лишний хлопок получает штрафное очко". 3.
"Слепой скульптор".
Водящему завязывают глаза. Одного из участников игры педагог ставит в любую позу. Это - натурщик. Водящий должен ощупать предложенную ему фигуру и "слепить" из другого ребенка точно такую же (не зеркальную). Затем можно увеличивать число натурщиков (составлять скульптурные группы из двух - трех человек). Очень важно, чтобы после окончания своей работы "скульптор" с открытыми глазами мог поправить допущенные ошибки. 4.
"Зоопарк".
Ребенок изображает различных животных или птиц. Остальные члены группы должны отгадать изображаемое животное. 5. Дети стоят в кругу; через одного надо то приседать, то подпрыгивать, то наклоняться в быстром темпе. 6.
"Ладушки".
Дети встают друг напротив друга в парах, согнутые в локтях руки поднимаются к плечам таким образом, что ладони обеих рук "смотрят" на ладони партнера. Дети выполняют сначала хлопок своими руками, возвращают руки в исходное положение. Затем хлопок по рукам партнера. Исходное положение. Хлопок своими руками. И.п. Хлопок правой рукой по правой руке партнера. И.п. Хлопок своими руками. И.п. Хлопок левой рукой по левой руке партнера. Повторять цикл, постепенно увеличивая темп, пока кто-либо из партнеров не перепутает последовательность. 7. Этюды по "Согласованным действиям": пилка дров, гребля, перемотка ниток, перетягивание каната, игра в воображаемый мячик и т. д. Детям необходимо постоянно помнить о согласованности действий и о целесообразности распределения движений. Данные этюды отрабатываются сначала парами, затем всей группой. 8.
"Хлопки".
Дети свободно двигаются по комнате. На один хлопок ведущего они должны подпрыгнуть, на два - присесть, на три - встать с поднятыми вверх руками (или любые другие варианты движений). 9
. "Канон".
Дети стоят друг за другом таким образом, что руки лежат на плечах стоящего впереди. Услышав первый сигнал (по договоренности), первый ребенок поднимает правую руку. На второй сигнал второй ребенок поднимает левую руку, на третий - третий поднимает правую и т. д. Затем аналогично руки опускаются вниз.
10.
"Передай мяч".
Игра проводится в форме командного соревнования. Дети в каждой команде стоят в затылок друг другу на расстоянии вытянутой руки. Первый передает мяч второму сверху над головой, второй третьему - снизу между ногами и т. д. Другой вариант - передача мяча сбоку с поворотом корпуса то вправо, то влево. Третий вариант - комбинированный. 11.
"Паровоз".
Дети разбиваются на команды по 4-5 человек, выстраиваются паровозиком в затылок друг другу (стоящий сзади держит стоящего впереди за талию). Все закрывают глаза, кроме первых, которые медленно начинают движение. Их задача - аккуратно, молча вести "паровоз", огибая препятствия, не сталкиваясь с другими; задача остальных - максимально "прислушиваться" к стоящему впереди, наиболее точно повторять изменения в его движениях, тем самым обеспечивая точную передачу информации стоящим сзади. По команде педагога дети останавливаются, первый встает в конец паровоза и т. д., пока каждый не побывает в роли ведущего. Усложнение упражнения: дети становятся друг за другом на четвереньки, держа того, кто впереди, за щиколотки. Двигается одновременно правая рука и правая нога, затем левая рука и левая нога. "Головной" сначала дает команды вслух, затем продолжает движение молча. Выигрывает та команда, чьи движения были более согласованными. 12. Показ стихов. Участник группы показывает в пантомиме известное стихотворение или басню, остальные должны отгадать название произведения. 13. Дети разбиваются на две команды. Первый ребенок с закрытыми глазами ощупывает предложенный ему предмет или слово из нескольких букв (используются буквы от детской магнитной азбуки). Затем с помощью пантомимы показывает следующему члену команды, какой предмет ему предъявили. Следующий ребенок называет данный предмет третьему члену команды, тот опять показывает его с помощью пантомимы четвертому, а четвертый с закрытыми глазами находит этот предмет из предложенных или составляет слово - название данного предмета. Участники команды постоянно меняются местами. Выигрывает команда, правильно отгадавшая большинство предметов.


В раздел образования