Автор: Шукшина Ольга Валентиновна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ школа № 1133 дошкольное отделение детский сад №700 Населённый пункт: город Москва Наименование материала: статья Тема: Особенности развития детей 6-7 лет Раздел: дошкольное образование
Одной из важнейших особенностей данного возраста является проявление
произвольности всех психических процессов.
Развития психических процессов.
Восприятие продолжает развиваться. Однако и у детей данного возраста
могут
встречаться
ошибки
в
тех
случаях,
когда
нужно
одновременно
учитывать несколько различных признаков.
Внимание. Увеличивается устойчивость внимание- 20-25 минут, объём
внимания составляет 7-8 предметов. Ребёнок может видеть двойственные
изображения.
Память. К концу дошкольного периода (6-7 лет) у ребёнка появляются
произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать
предметы,
может
вести
целенаправленное
наблюдение,
возникает
произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной
памяти.
Произвольная
память
проявляется
в
ситуациях,
когда
ребёнок
самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Можно с уверенностью
сказать, что развитие произвольной памяти начинается с того момента, когда
ребёнок самостоятельно выделил задачу на запоминание. Желание ребёнка
запомнить
следует
всячески
поощрять,
это
залог
успешного
развития
не
только
памяти,
но
и
других
познавательных
способностей:
восприятия,
внимания,
мышления,
воображения.
Появление
произвольной
памяти
способствует
развитию
культурной
(опосредованной)
памяти
-
наиболее
продуктивной
формы
запоминания.
Первые
шаги
этого
(бесконечного
в
идеале)
пути
обусловлены
особенностями
запоминаемого
материала:
яростью, доступностью, необычностью, наглядностью и т. д. Впоследствии
ребёнок
способен
усилить
свою
память
с
помощью
таких
приёмов,
как
классификация,
группировка.
В
этот
период
психологи
и
педагоги
могут
целенаправленно
обучать
дошкольников
приёмам
классификации
и
группировки в целях запоминания.
Мышление.
Ведущим
по-прежнему
является
наглядно-образное
мышление,
но
к
концу
дошкольного
возраста
начинает
формироваться
словесно-логическое
мышление.
Оно
предполагает
развитие
умения
оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно
потребуется
помощь
взрослых,
так
как
известна
нелогичность
детских
рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В
дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Полностью словесно-
логическое,
понятийное,
или
абстрактное,
мышление
формируется
к
подростковому
возрасту.
Старший
дошкольник
может
устанавливать
причинно-
следственные
связи,
находить
решения
проблемных
ситуаций.
Может
делать
исключения
на
основе
всех
изученных
обобщений,
выстраивать серию из 6-8 последовательных картинок.
Воображение. Старший
дошкольный
и
младший
школьный
возрасты
характеризуются
активизацией
функции
воображения
–
вначале
воссоздающего
(позволявшего
в
более
раннем
возрасте
представлять
сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается
принципиально
новый
образ).
Этот
период
–
сензитивный
для
развития
фантазии.
Речь. Продолжают
развиваться звуковая
сторона
речи,
грамматический
строй, лексика, связная речь. В высказываниях детей отражаются как все
более богатый словарный запас, так и характер обобщений, формирующихся
в
этом
возрасте.
Дети
начинают
активно
употреблять
обобщающие
существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате
правильно организованной образовательной работы у детей оказываются
хорошо развиты диалогическая и некоторые виды монологической речи. В
подготовительной группе завершается дошкольный возраст. Его основные
достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой
культуры;
дети
осваивают
формы
позитивного
общения
с
людьми,
развивается
половая
идентификация,
формируется
позиция
школьника.
К
концу
дошкольного
возраста
ребёнок
обладает
высоким
уровнем
познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем
успешно обучаться в школе.
Основные компоненты психологической готовности к школе
Начало
систематического
обучения
детей
в
школе
выдвигает
цель
ряд
важных
задач.
От
того,
как
ребёнок
подготовлен
к
школе
всем
предшествующим
дошкольным
периодом
развития,
будут
зависеть
успешность
его
адаптации,
вхождение
в
режим
школьной
жизни,
его
учебные
успехи,
его
психологическое
самочувствие.
Психологическая
готовность к школьному обучению
многокомпонентна. Можно выделить
несколько
параметров
психического
развития
ребёнка,
наиболее
существенно влияющих на успешное обучение в школе.
Личностная
готовность
к
школе
включает
формирование
у
ребёнка
готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего
круг
важных
обязанностей
и
прав,
занимающего
иное
по
сравнению
с
дошкольниками
положение
в
обществе.
Эта
готовность
выражается
в
отношении ребёнка к школе, учителям и учебной деятельности.
Мотивационная
готовность.
Ребёнок,
готовый
к
школе,
хочет
учиться
и
потому, что у него уже есть потребность занять определённую позицию в
обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости
(социальный
мотив
учения),
и
потому,
что
у
него
есть
познавательная
потребность, которую он не может удовлетворить дома (познавательный
мотив учения).
Интеллектуальная готовность. Под интеллектуальной зрелостью понимают
дифференцированное восприятие, концентрацию внимания, аналитическое
мышление,
выражающееся
в
способности
постижения
основных
связей
между
явлениями;
возможность
логического
запоминания,
умение
воспроизводить
образец,
а
также
развитие
тонких
движений
руки
и
сенсомоторную
координацию.
Можно
сказать,
что
понимаемая
таким
образом
интеллектуальная
зрелость
в
существенной
мере
отражает
функциональное созревание структур головного мозга.
Волевая
готовность
(произвольная
сфера)
заключается
в
способности
ребёнка напряженно трудиться, делая то, что от него требуют учёба, режим
школьной жизни.