Автор: Федорова Ирина Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №76 "Здоровейка" Населённый пункт: город Чебоксары Наименование материала: Эссе Тема: "Развитие творчества детей в рисовании". Раздел: дошкольное образование
ЭССЕ
На тему «Развитие творчества детей в рисовании».
Выполнила:
Фёдорова Ирина
Николаевна
Воспитатель
МБДОУ «Д/с № 76»
г. Чебоксары
Чебоксары
2016
ПЛАН.
1.
Введение.
2.
Основная часть.
3.
Заключительная часть.
2
В основу ФГОС заложен один из принципов: реализация Программ в формах,
специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме
игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме
творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое
развитие ребенка ( ФГОС. 1.2.). Осуществление этого принципа невозможна
без развития творчества детей. Великий педагог В. А. Сухомлинский говорил:
«Дети должны жить в мире красоты, игры, рисунка, фантазии, творчества».
Что такое творчество? Творчество это создание новых по замыслу
культурных, материальных ценностей. Желание творить – внутренняя
потребность, она отличается чрезвычайной искренностью. Любой вид
художественного творчества основывается на развитии эстетического
восприятия, образных представлений, образного мышления, воображения.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что
художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую
функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая
нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение,
обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее художественно
эстетическое развитие – залог будущих успехов, а так же содержание
Программы включает образовательную область – художественно-
эстетическое. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие
предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений
искусства(словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
становление эстетического отношенияк окружающему миру; формирование
элементарных представлений о видах искусства; реализацию
самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,
конструктивной, музыкальной и другой).(ФГОС. 2.6.) ”. Систематическое
развитие художественно - эстетических навыков обеспечивает детям радость
творчества и их всестороннее развитие (интеллектуальное, нравственно-
трудовое, физическое). Оно позволяет плодотворно решать задачи
подготовки детей к школе. Как утверждают многие педагоги - все дети
талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти
таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить
их на практике, в реальной жизни. Психологи и педагоги пришли к выводу,
что раннее художественно эстетическое развитие – залог будущих успехов.
Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности,
3
ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то
неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания
объекта.
Я считаю, что проблема развития детского творчества является актуальной,
как в теоретическом, так и в практическом отношении, ведь речь идет о
важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности
уже на первых этапах её становления. Мы, взрослые, должны помочь
ребенку развивать способности, которые помогут ему стать личностью.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития
знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной
практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у
ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие,
художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и
развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы,
ориентирование в пространстве. Также развиваются специальные умения и
навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя,
ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его
может лишь он.
Изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей,
позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и
выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования
испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому
изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть
трудности.
Рисование как форма деятельности включает в себя многие компоненты
психических процессов и является важным фактором формирования
личности. В процессе хорошо организованной непосредственно
образовательной деятельности развиваются наблюдательность,
воображение, зрительная память, фантазия. Под воздействием занятий
рисованием происходят существенные изменения в поведении
воспитанников. Они становятся более сдержанными, собранными,
аккуратными и внимательными. Особую роль играет цвет в изобразительном
творчестве. Эмоциональное отношение ребёнка к цвету как к украшению
4
создаёт дополнительные возможности для эстетического воспитания детей.
Занятие рисованием и другими видами изобразительной деятельности
активизируют сенсорное развитие ребёнка, его моторику, пространственное
восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, а в
целом помогают ребёнку развиваться.
Занятия рисованием способствуют развитию математических представлений.
Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших
геометрических форм, получают представление о пространственном
положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и
величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в
процессе создания декоративного узора, орнамента или при изображении
отдельных предметов. Изобразительная деятельность тесно связана с
познанием окружающей жизни. Вначале это непосредственное знакомство
со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т. д.),
познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок
продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и
оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен
стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления
от окружающего мира.
О значении рисования для умственного развития писал М. И. Калинин:
«Человек, который научился и привык рисовать, особо подойдет к каждому
новому предмету. Он прикинет с разных сторон, нарисует такой предмет, и у
него будет уже образ в голове. А это значит, что он глубже проникнет в самую
суть предмета». В процессе изобразительной деятельности уточняются и
углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах.
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач
эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности
активно формируется зрительная память ребенка. Занятия рисованием,
способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и
пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе.
Трудовые навыки, приобретаемые детьми в процессе изобразительной
деятельности, также развивают руку и глаз ребенка и могут быть
использованы в разных видах труда. Во время занятий вырабатывается
правильная учебная посадка, так как изобразительная деятельность почти
всегда связана со статическим положением и определенной позой.
5
В процессе изобразительной деятельности уточняются и углубляются
зрительные представления детей об окружающих предметах. Особую роль
играет цвет в изобразительном творчестве. Эмоциональное отношение
ребёнка к цвету как к украшению создаёт дополнительные возможности для
эстетического воспитания детей. Систематическое развитие художественно-
эстетических навыков обеспечивает детям радость творчества и их
всестороннее развитие (интеллектуальное, нравственно-трудовое,
физическое).
Таким образом, я считаю занятия изобразительным искусством являются
важным средством всестороннего развития детей.
Работая с детьми дошкольного возраста я поставила следующие цели:
Формировать у детей умение отбирать изобразительные материалы и
инструменты.
Формировать элементарное представление о видах искусства.
Формировать эстетическое отношение к окружающему миру.
Развивать внимание, пространственную координацию, мелкую
моторику рук
Развивать воображение детей, учить видеть форму в расплывчатом
изображении.
Воспитывать положительный эмоциональный отклик на произведения
искусства.
Воспитывать уважение, как к своим, так и чужим продуктам труда.
В работе с детьми учитываю образовательные потребности и интересы
детей. Для поддержания интереса и лучшего усвоения программного
содержания использую традиционную технику, но часто использую
нетрадиционную технику:
1.
Тычок жесткой полусухой кистью.
2.
Рисование пальчиками.
3.
Рисование ладошкой.
4.
Оттиск поролоном.
5.
Восковые мелки и акварель.
6.
Свеча и акварель.
7.
Отпечатки предметов.
8.
Печать.
9.
Изонить.
10.Гравюра.
6
Для рисования так же использую бумагу разной фактуры:
1.
Альбомную.
2.
Мраморную.
3.
Тонированную.
4.
Мокрую.
Работу с детьми по совету Казаковой Т. Г.(Казакова Т. Г. «Детское
изобразительное творчество» с. 9-10) осуществляю поэтапно:
Первый этап – возникновение замысла;
Второй этап – процесс создания художественного образа;
Третий этап – анализ результатов творчества взрослым и детьми.
В процесс рисования стараюсь включать детей в ситуацию реального
действия: привязать шарики, чтобы не улетели, отремонтировать машину,
«поставив» новое колесо, обрадовать ежика, «подарив» яблоко, помочь
Золушке, нарисовав ей карету. Придерживаясь принципа проведения
занятий в форме игры, сохраняю атмосферу игры, которая помогает понять
все мои указания. На занятиях интегративного характера предоставляю
возможность самостоятельно выбирать цвета, материал (краски. Карандаши
и т.д.).
Завершая свое эссе, я бы хотела еще раз сделать акцент на то, что
дошкольный период является наиболее благоприятным для развития
творчества детей в рисовании. Мир вокруг нас кардинально изменился.
Глобальная информатизация, формирование информационно-
коммуникационной среды требует создания в России
конкурентноспособного человека. Осознание человеком своего «Я» ,
правильное отношение к миру, окружающим людям, сохранение его
уникальности и самоценности – все это зависит от того, насколько
добросовестно, с пониманием и любовью, грамотно воспитатель строит свою
работу с детьми. Воспитатель осуществляя образовательную деятельность
должен сделать ребенка субьектом образования, а не объектом. Мы,
взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить
способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность –
это достояние всего общества.
Использованная литература:
7
1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования».
2.Казакова Т. Г. Детское изобразительное творчество. – М.: «Карапуз
дидактика», 2006. – 192.
3.Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. –
«Карапуз дидактика», 2007. – 144 с.
4. Ушакова Ирина Ивановна. Сайт: Консультации для воспитателей.
«Разработка образовательных областей по ФГОС дошкольного
образования для написания образовательной программы для ДО»
(Интернет)
8