Напоминание

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными


Автор: Гапархоева Надежда Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Асаковская СОШ
Населённый пункт: д.Чупряково Московская область Одинцовский район
Наименование материала: конспект
Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными
Раздел: среднее образование





Назад





Урок русского языка в 9 классе.

Учитель: Гапархоева Надежда Михайловна.

Тема: Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.

Цели урока:

I. Познавательные:
 повторить признаки СПП;  продолжить знакомство со строением и значением СПП на примере СПП с придаточными изъяснительными;
II. Практические:
 давать синтаксическую характеристику СПП по его схеме;  опознавать СПП с придаточными определительными и изъяснительными среди других СПП;  формировать умение строить СПП;
Задачи урока:
Обучающая – строить СПП с придаточными изъяснительными. Развивающая – воспринимать новую информацию в обобщённом виде, находить закономерности в построении СПП с разными видами придаточных. Воспитывающая – гуманистическая направленность обучения.
Ход урока

1.Организационный момент
(эмоциональный настрой на работу) 1. Словарный диктант Пассивный, чрезвычайный, режиссер, обыграть, популярный, призадуматься, оптимист, гостиная, коллективный, исподлобья, бессмысленный, нелепый. Задания: 1. Найти слова с двумя приставками. 2. Сделать разбор по составу следующих слов: призадуматься, исподлобья
2
.
Готовимся к ГИА. Проверка практических навыков.
 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Когда мальчику исполнилось одиннадцать лет, (1) к его отцу приехал приятель,(2) генерал Ганнибал,(3) которого Пушкин увековечил под именем «арапа Петра Великого». Василий Иванович со вздохом поведал о причудах и упорстве сына, (4) и,(5) заинтересовавшись,(6) гость прошел к мальчику.
Ответ: 1 3  В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. -Надо найти старушку,(1) которой мы отдали кота,(2) – решили мы. Но легко сказать найти,(3) а где ее сыщешь теперь,(4) когда столько дней прошло. Эта неудача была совершенно естественна,(5) так как Демосфен имел очень слабый голос,(6) говорил невнятно,(7) заикался,(8) картавил,(9) да и вообще он совершенно не умел держаться перед публикой Ответ: 9 3
3. Подготовка к ОГЭ
(синтаксическая пятиминутка, работа по карточкам): 
в приведенных предложениях расставьте знаки препинания, найдите СПП
1 Когда в пять утра в ваш единственный выходной вас будит будильник вы хватаете телефон звоните другу и говорите что ни на какую рыбалку не сможете пойти. 2. Была та смутная пора когда Россия молодая в бореньях силы напрягая мужала с гением Петра. 3 По тому как отец встретил меня и как посмотрел на меня я понял что он очень переживает 4.Несмотря на слепящую вьюгу и холод девушка шла смело и твердо и только подойдя к подъезду княжеского дома несколько смутилась услышав голос отворявшего ей дверь швейцара  составьте схему 1 предложения.  в 3 предложении выделите грамматическую основу 
Взаимопроверка работы по карточкам

-Как связаны задания карточки с темой нашего урока?

-Попробуем сформулировать цели урока, исходя из темы.

4.Фронтальный опрос:

- Перед тем как перейти к новому материалу, вспомним ранее изученный материал

о СПП.
o - Какие группы СПП вы знаете? o - Как определить значение придаточного? o - С помощью чего присоединяется придаточное к главному? o - Как отличить союзы от союзных слов? o - Как обозначаются на схеме главное и придаточное предложения?
5. Изучение нового материала:
А
. Самостоятельное

чтение

учебника
Б.
Ответить на вопросы по плану (записан на доске):
o - На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные? o - Какие слова в главном предложении поясняются придаточными изъяснительными? o - Как связано придаточное изъяснительное с главным предложением? o - Есть ли указательные слова в придаточном изъяснительном? В.
Беседа по прочитанному материалу по плану.
Г
.Составление опорной схемы СПП с придаточным изъяснительным:


[ х слово ], ( союз, союзное слово, ЛИ)

6.ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Комментированное письмо, составление схем предложений:
1 Уже вечером он точно решил,
что
завтра с друзьями не встретится 2 Разговаривая с подругами, она не знала ,
куда
спрятать свои глаза 3. Судите ж вы,
какие
розы нам заготовит Гименей. 4. Ему показалось,
будто
кто-то стучит в дверь 
Среди предложений найдите сложноподчиненное с придаточным изъяснительным.
1.Есть ли еще поэт, которому вещи так раскрывались бы в своей красоте? 2. Именно потому Пушкин – поэт действительности.
3.
Пушкин почти всегда любил то, о чем писал, и делал прекрасно все, к чему прикасался. 4. Это его чудесное свойство, которое понял Белинский.
7. Самостоятельное составление СПП ( работа в парах)
 из данных слов составить и записать сложноподчиненное предложение 1. знать, часть, состоять, по,
что
, три, из, язык, мы, экзамен, русский 2. известно, мы, изложение
, что
, три, передать, в, микротемы, надо 3. посоветовать, мы, сочинение, третий, учитель,
чтобы
, выбирать, вариант 4. слово, в, который, из, надо, тест, записать, тринадцать, задание, состоять, ответ. 5. сдать, мы,
что
, успешно, надеяться, экзамен.  Какое из этих предложений лишнее и почему?
8 Работа с учебником

Различение придаточных определительных и изъяснительных.
- упр. 322 (устно, фронтальная работа) - упр. 325 (последний абзац: найти СПП, записать, определить вид придаточного, составить схему)
9. Домашнее задание:
Написать эссе « Для чего нам нужно изучать СПП? « (5-6 предл) Упр. 317 (четные)
10. Подведение итогов урока:
- что узнали нового? - что закрепили? - что было интересным? - выставление оценок


В раздел образования