Напоминание

Путешествие в зиму


Автор: Марковская Нина Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ ДСОВ№5
Населённый пункт: г Лангепас
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Путешествие в зиму
Раздел: дошкольное образование





Назад





Занятие по развитию речи

в старшей группе "Путешествие в зиму"

Образовательная область: Познавательное развитие.

Вид деятельности:
непосредственно-образовательная
Возрастная группа: старшая группа

Тема:
«Волшебный зимний сон»
Цель:
Развитие интереса и познавательной мотивации к особенностям зимних природных явлений.
Программное содержание
Образовательные задачи: - Обобщить и систематизировать знания детей о зиме; - Уточнить признаки зимы; - Упражнять в подборе слов-признаков, родственных слов. Развивающие: - Развивать внимание, память, мышление; Воспитательные: - Воспитывать эстетический вкус.
Предварительная работа:
- Чтение художественной литературы о зиме; - Наблюдение с детьми за природными явлениями.
Словарная работа:
Сосулька, метель, сугробы, снежный ком, снежок, снежинка, снегопад, снежки, снегири; белая, холодная, нежная, резная, , короткая, морозная, долгая, вьюжная, снежная, прозрачная, звонкая, круглая, хрупкая.
Материалы и оборудование:
Волшебная палочка, картинки сосулек, снежинок, снеговика, снежного кома; снежинки на ниточках; серия картин по теме «Зима».
Ход занятия

Воспитатель:
Здравствуйте, девочки! – Здравствуйте! Здравствуйте, мальчики! – Здравствуйте! Здравствуйте, взрослые! – Здравствуйте!
Здравствуйте, здравствуйте, все! Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики. (Дети садятся). Сегодня мне приснился сказочный сон, но то, что в нем происходило, было очень запутано. Я вам сейчас расскажу, а вы помогите мне разгадать сон. Представьте себе красавицу, волшебницу, королеву, в белом наряде с длинными снежно-белыми волосами. И вот идет она к нам, укрывая все вокруг холодным белым покрывалом. Вокруг укутанные снегом деревья, кусты, дома. А как подует ветер, как заметет, закружит метель, оставляя высокие сугробы. Реки, ручьи, озера скованны льдом. Интересно, кто же эта красавица, волшебница и королева?
Дети:
- Зима.
Воспитатель:
- А точно это зима? А может, это весна?
Дети:
- Зима одевается в белые наряды, покрывает землю холодным покрывалом..
Воспитатель:
- Молодцы, догадались. Благодарю, что помогли мне разобраться в моем сне. А вы знаете, что у зимы есть очень много друзей. Давайте назовем их! (
Подбор «зимних» слов
)
Дети:
- Снег, метель, лед, сосулька, снеговик, снежный комочек…
Воспитатель:
- Вы знаете, ребята, мне зима дала вот эту волшебную палочку, чтобы мы с вами сегодня вспомнили о ней и ее друзьях. А вот и первая ее подружка – сосулька.
Дидактическая игра «Подберите признаки»
(к кому дотронется палочка, тот и отвечает).
Воспитатель:
Сосулька (какая?)
Дети:
– длинная, короткая, холодная, прозрачная, звонкая, круглая, хрупкая…(дети отвечают полным ответом)
Воспитатель:
Зима (какая?)
Дети:
– Снежная, холодная, морозная, долгая, вьюжная…
Воспитатель:
- А вот еще один ее друг – «снежок».
Пальчиковая гимнастика «Снежок».
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному) Мы во двор пошли гулять. («Идут» по столу указательными и средними пальчиками) Бабу снежную лепили, (Лепят комочек двумя ладонями) Птичек крошками кормили,
(Крошащие движения всеми пальчиками) С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки) А еще в снегу валялись. (Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной) Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки) Съели суп, и спать легли. (Движения воображаемой ложкой; руки – под щеку).
Воспитатель: -
Ребята, вы сказали, что зима холодная, морозная, значит, она всех морозит, сейчас мы с вами попробуем укрыть елочку от холода снежными словами. Я вам буду читать стихотворение, а вы добавлять слова и каждым снежным словом мы будем укрывать елочку. А слова я попрошу запомнить, чтобы ответить на вопрос.
Дидактическая игра «Доскажите словечко».
На поселки, на лужок – Все снижается… (снежок). Вот веселье для ребят – Все сильнее… (снегопад). Все бегут вперегонки, Все хотят играть в … (снежки). Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик). Рядом – снежная фигурка. Это девочка - … (Снегурка). На снегу-то, посмотри – С красной грудкой… (снегири). Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил… (снег).
Воспитатель:
Молодцы, а теперь давайте вспомним, каким словами мы укрывали елочку.
Дети:
повторяют еще раз слова. Загадка: Появился во дворе он в холодном декабре, Неуклюжий и смешной. У катка стоит с метлой. К ветру зимнему привык. Наш приятель… (Снеговик)
Воспитатель:
Снеговику скучно одному, давайте, слепим друзей ему снеговиков.
(Физминутка). Раз – рука, два – рука, Лепим мы снеговика. Мы скатаем снежный ком – Вот такой, А потом поменьше ком – вот такой, А наверх поставим мы маленький комок. Вот и вышел снеговик – Снеговичок. Снег, ведерко и морковка, Да уменье, да сноровка – И готов снеговичок. Очень милый толстячок! (В. Бурдин)
Воспитатель: -
А вот еще одна подружка зимы – снежинка. Но что-то она очень грустная. Что же могло с ней случиться? Кто, что может предложить? укрывали елочку.
Дети:
- Может у нее нет друзей; - может, на день рождение не получила подарок…
Воспитатель:
- Давайте ее развеселим. Как же ее развеселить?
Дети:
- Спеть веселую песенку; - подарить что-то, найти друзей, рассказать смешную историю.
Воспитатель:
- А может ей рассказать, какая она?
Дети:
- Легкая, белая, холодная, нежная, резная, красивая, грустная.
Воспитатель: -
Посмотрите, все равно снежинка осталась грустной. А может, с ней поиграть?
(Упражнение на дыхание – развитие длительного, плавного выдоха – на нитке прикреплена

снежинка, нужно дуть на снежинку, щеки не раздувать).

Воспитатель:
- Вот, какая она стала веселая. Ей понравилось с нами играть. У снеговика еще есть для нас задание: снежинки с вопросами.

Вопросы:
- Какое время года наступает после осени?
Дети:
- После осени наступает зима. - Чем покрыты деревья зимой?
Дети:
- Все деревья покрыты пушистым белым снегом. -Как одеваются люди зимой?
Дети:
-Зимой люди тепло одеваются: в теплые шапки, шубы, кожаные сапоги, вязаные рукавички.
Воспитатель:
Давайте поблагодарим снеговика за все и будем его ждать в гости следующей зимой.


В раздел образования