Автор: Святкина Наталья Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГКУ СРЦН Сеченовского района Населённый пункт: С. Сеченово Нижегородской области Наименование материала: методическая разработка классного часа Тема: "Брачные узы" Раздел: среднее образование
ГКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Сеченовского района»
Утверждаю.
Директор ГКУ «СРЦН
Сеченовского района»
Киреева П.П._______
Социально-реабилитационное занятие
тема: «Брачные узы»
Разработала и провела воспитатель
Святкина Наталья Александровна
с. Сеченово 2014 г.
Цель: расширить представление воспитанников о семье как о важнейшем
социальном институте, имеющем высокую личностную и общественную
значимость; побуждать молодых людей к прогнозированию своей семейной
жизни, к воспитанию у себя качеств, необходимых для семейной жизни, к
изучению и соблюдению законов о семье и браке, к уважению прав личности.
Оборудование:
Карточки с заданиями для 3-х групп (работа с понятиями):
1 группа
Какое определение семьи вам кажется более точным и почему (читает):
– Семья – это социальная группа людей, любящих и заботящихся друг о друге.
– Семья – это "общность людей , связанных отношениями супружества,
родительства и родства на основе совместного домохозяйства, которая
выполняет функции воспроизводства населения и социализации детей, а также
содержания (поддержания существования) членов семьи.
2 группа
Русское слово "брак" происходит от слова "брать". Кого или что берут в браке?
Мужа, жену, взаимные обязательства? Что сейчас называют «гражданским
браком? Какие обязательства берут на себя в таком браке?
3 группа
Супруги - значит «вместе спряженные», то есть два человека, которые тянут
вместе свой жизненный воз. В каком случае эта «упряжка» приедет к счастливой
семейной жизни? А при каких условиях будет буксовать?
План занятия:
I. Вступительная беседа.
II. Работа с понятиями.
1. Семья = семь «я»
2. Что берут в браке?
3. В одной упряжке.
III. Дискуссия. «Гражданский брак – «за» и «против».
IV. Заключительное слово.
Ход занятия:
Вступительное слово.
Воспитатель: В России сейчас распадается каждый второй брак. Каждый
третий ребенок рождается вне брака. Каждый седьмой ребенок воспитывается в
неполной семье. На учете в милиции состоят 276 000 родителей. Ежегодно
рассматривается 35 000 заявлений о лишении родительских прав, а
среднестатистический россиянин – это человек, который, скорее всего, живет в
гражданском браке.
Эти данные – наглядная иллюстрация кризиса семьи в России.
Как вы думаете, какие ценности у современных подростков на первом месте:
богатство, здоровье, любовь, дружба, карьера и активная жизнь, семья?
(Дети высказываются)
Воспитатель: Несколько лет назад этот же вопрос задали российским
подросткам ученые в ходе большого исследования. И, к удивлению ученых,
самой большой ценностью для подростков оказалась «счастливая семейная
жизнь». Еще удивительней, что именно семейная жизнь попала и в число
недостижимых ценностей. Ученые дали свое объяснение этому явлению. А как
бы объяснили это вы?
Примерные ответы детей:
– У многих детей нет нормальной семьи. Родители с утра и до вечера
зарабатывают на жизнь.
– Многие родители даже в полных семьях общаются с детьми по принципу:
«уйди, не до тебя!»
– Сейчас много неполных семей, дети страдают от развода родителей,
счастливая семейная жизнь им кажется недостижимым чудом.
– Многие дети не верят, что смогут обеспечить семью. А без материальной базы,
какое же счастье?
– Подростки понимают, что они будут так же «вкалывать» на свои семьи, и так
же точно будут далеки от своих детей.
Воспитатель: Примерно такие объяснения дали этому феномену ученые:
вечная занятость и усталость родителей, их нежелание и неспособность
заниматься воспитанием собственных детей, отчуждение между членами семьи.
Это очень остро ощущают современные подростки. Но самое грустное, что они
не верят в возможность семейного счастья.
– Может быть, и не нужно к нему стремиться, может быть, институт семьи
вообще стал анахронизмом?
– Зачем вообще люди вступают в брак?
Примерные ответы детей:
– Для продолжения рода.
– Чтобы вести совместное хозяйство (в старину).
– Жить друг без друга не могут.
– По традиции, чтобы быть не хуже других.
– В поисках материальной выгоды.
– Чтобы достичь каких-то благ (сделать карьеру, разбогатеть, получить
квартиру).
Воспитатель: Слово «брак» употребляется в другом смысле – как изъян, порок,
неисправность. А любители каламбуров даже шутят, что «хорошее дело браком
не называют». Попробуем разобраться. Что такое брак, каким он был раньше и
каким должен быть в наше время.
I.
Работа с понятиями («семья», «брак», «супружество»)
Все сказки обычно заканчиваются так: «жили они долго и счастливо, и умерли в
одни день». А что такое «долго» и «счастливо».
Категория «долго» в браках наших прадедов и в современной семье – это две
разные
вещи.
Тысячу
лет
назад
брак
был
другим.
Наряду
с
эволюцией
человечества, эволюции подвергался и брак.
Наши предки не были счастливее нас в браке, у них просто было меньше
возможностей жить долго вместе. Брак в среднем длился около 7 лет, т.к. средняя
продолжительность жизни человека была короткой и была не развита медицина.
Супруги не успевали долго прожить вместе, как сегодня – 15 и больше лет.
Следовательно, у них не возникало тех трудностей, которые возникают сейчас у
супругов. В связи с эволюцией человечества и брака изменились и трудности,
переживаемые современной семьей. Сегодняшние отношения между мужчиной
и женщиной характеризуются наличием повышенных требований и обвинений
по отношению друг к другу: ты меня недостаточно ценишь, любишь; мало
уделяешь
мне
внимания;
мало
проводишь
со
мной
времени;
делаешь
меня
несчастной (ым) и т.д. Давайте попробуем разобраться, что же такое брак и в
чем его сущность?
Воспитатель: Говоря о семье, мы употребляем такие слова: «семья», «брак»,
«супружество». Предлагаю уточнить смысл этих слов в результате групповой
работы (делит класс на группы).
1. Семья = семь «я»
Воспитатель: Первая группа поработает со словом «семья». Какое определение
семьи вам кажется более точным и почему (читает):
– Семья – это социальная группа людей, любящих и заботящихся друг о друге.
- Семья – это "общность людей , связанных отношениями супружества,
родительства и родства на основе совместного домохозяйства, которая
выполняет функции воспроизводства населения и социализации детей, а также
содержания (поддержания существования) членов семьи.
2. Что берут в браке?
Воспитатель: Вторая группа подумает о значении и происхождении слова
«брак».
Русское слово "брак" происходит от слова "брать". Кого или что берут в браке?
Мужа, жену, взаимные обязательства? Что сейчас называют «гражданским
браком? Какие обязательства берут на себя в таком браке?
3. В одной упряжке.
Воспитатель: Третья группа раскроет смысл слова «супружество». Супруги -
значит «вместе спряженные», то есть два человека, которые тянут вместе свой
жизненный воз. В каком случае эта «упряжка» приедет к счастливой семейной
жизни? А при каких условиях будет буксовать?
(В течение 5 минут дети обсуждают вопросы)
Воспитатель: Слушаем представителей групп.
(Учитель дает слово представителям групп . Дети высказываются . )
Примерные ответы:
1-я группа:
– Первое определение слишком широкое, под него попадают и пары с
нетрадиционной ориентацией, второе определение более точное.
2-я группа:
– В браке супруги берут взаимные обязательства, которые при свидетелях
скрепляются их росписью и печатью госучреждения. Гражданский брак – это
совместная жизнь мужчины и женщины без официальной регистрации брака. В
гражданском браке люди не берут на себя никаких обязательств.
3-я группа:
– Брак будет крепким, когда они вместе тянут ОБЩИЙ груз, идут в ОДНОМ
направлении, объединены ОБЩИМИ целями и задачами, если цели в жизни у
них разные, направления движения разные, взгляды на жизнь разные, семейная
повозка будет «буксовать»
Воспитатель: Считаете ли вы, что, вступая в брак, создавая семью, будущие
супруги должны договориться о терминах, выяснить, что они понимают под
словами брак, семья, супружество?
Примерные ответы:
–Конечно , если они будут считать , что семья – это просто совместное
проживание , а брак – только штамп в паспорте , супруг – просто синоним слова
«муж» или «жена», то они быстро разбегутся.
Воспитатель: Семья, брак, супружество – это необходимые составляющие
формулы семейного счастья, когда мужчина и женщина объединены общими
«понятиями» семьи, общими целями супружества и взаимными официальными
обязательствами брака.
III. Дискуссия. «Гражданский брак – «за» и «против».
Воспитатель: В наше время семьи зачастую создаются без оформления брачных
отношений, а браки - без создания семьи.
Прочитайте тему нашего занятия. В ней заключена двусмысленность.
Супружество без брака. Как можно понимать это словосочетание?
(Супружество без изъянов, без ошибок и супружество без обязательств)
– В каком смысле это словосочетание применимо к понятию «гражданский
брак»?
(Супружество без обязательств)
– Когда-то гражданским браком называли именно брак, зарегистрированный в
государственном учреждении - в противовес церковному. Сейчас так называют
совместную жизнь мужчины и женщины без официальной регистрации брака.
Хорошо это или плохо? Предлагаю высказать аргументы «за» и против»
гражданского брака.
Сначала послушаем защитников гражданского брака.
Примерные ответы:
– Это дает возможность присмотреться друг к другу, проверить чувства
– Это вроде теста, справишься ли ты с ролью мужа или жены?
– Если у молодых нет денег на свадьбу, можно жить гражданским браком.
– В гражданском браке люди живут именно по любви, а не из-за штампа в
паспорте, когда любовь закончится, разбегутся – полная свобода!
Воспитатель: Теперь слово противникам.
Примерные ответы:
– Браком это можно назвать только в смысле «ошибка», «изъян», потому что
никто не берет ответственности, никаких обязательств, а значит, никакого брака
там нет.
– И супругами нельзя назвать тех, кто живет в гражданском браке: они не в
одной упряжке, каждый держится за свою свободу.
– Если, к примеру, эта пара живет в квартире мужа, и вдруг с ним что-то
случилось, жена просто окажется на улице. Но если он не хочет об этом думать,
то какая же это любовь? Тут и проверять нечего.
– А вдруг в этом браке появится ребенок, а партнеры уже решили, что не
подходят друг другу?
– Это нельзя назвать браком, потому что в этом союзе, как правило, никто не
берет особых обязательств в отношении того, с кем живет. И ни перед кем в
такой ответственности «не расписывается».
– При появлении ребенка мужчина не чувствует ответственности за его жизнь,
он даже может усомниться, его ли это ребенок, ведь в этом браке все было
основано на свободе, клятвы верности никто не давал.
Воспитатель: Скептики презрительно кивают на «штампик в паспорте»,
который не является гарантией любви. Но такая малость , как «штампик в
паспорте», защищает имущественные и прочие права супругов и их детей.
Каковы последствия гражданского брака для личности и общества?
Примерные ответы:
– Плавно перетекает в официальный брак.
– Этот брак распадается, и партнеры вступают в официальный брак с другими.
– Потерянное время, разочарование в семейной жизни, ненависть к
представителям противоположного пола, одиночество
– Сокращение населения, нехватка рабочей силы, приток мигрантов,
активизация фашизма.
Воспитатель: В России сейчас распадается каждый второй брак. А сколько
разрушается незарегистрированных союзов – этого уже никто не считал. Что
делать, чтобы укрепить семью, уменьшить количество гражданских браков?
Примерные ответы:
– Нужно давать молодым дешевые кредиты, чтобы можно было купить дом,
машину, все необходимое для семейной жизни.
– Нужно хорошо платить мужчинам, чтобы женщина не работала, а воспитывала
детей.
– Нужно объявлять выговоры, штрафовать.
– Вернуться к истокам, к вере.
– Просвещать молодежь, родителей, повышать престиж нормальной семьи.
Воспитатель: Брачные отношения между супругами - это, прежде всего
обязательства. Следовательно , отказывающиеся от брака, в супружестве,
отказываются, прежде всего, от взаимной ответственности.
Воспитатель: Прежде чем послать экипаж на орбиту, космонавтов проверяют на
психологическую совместимость. А супругам, которые впряглись в семейный
воз, приходится выстраивать отношения по ходу движения, когда семейный
корабль уже вышел на орбиту.
Ведь об одних семьях говорят: «живут душа в душу», «понимают друг друга с
полуслова», а о других говорят: «живут как кошка с собакой», «тянут воз в
разные стороны. Способность к взаимопониманию, взаимоуважение. Именно на
этих качествах держится семья. Недаром лучшее пожелание молодоженам –
«Совет да любовь!» От этих неуловимых качеств зависит и благополучие, и
моральный климат в семье. У кого-то это получается лучше, у кого-то хуже, а
кто-то учится этому всю жизнь.
IV. Заключительное слово.
Воспитатель: Как-то мне попалась фраза одного православного священника,
который сказал: «Мне кажется удивительным не то, что семья терпит такой
кризис, а то, что она у нас все еще сохраняется. Я не верю в такие прогнозы, что
через 50 лет в России будет 50 миллионов человек (к тому же пенсионеров), а в
соседней Турции – 150 миллионов молодых ребят. Я верю, что такие прогнозы
не исполнятся».
Виновником всех своих «несчастий» в современной семье мы считаем другого,
но не себя. Интересно получается, что я испытываю внутри себя дискомфорт, а
причину ищу вне себя, в другом. Выходит, что задача другого человека, который
живет рядом со мной, заключается в том, чтобы делать меня счастливой (ым),
удовлетворять мои желания и стремления. Смысл жизни другого – жить для
меня .
Эгоизм заставляет нас требовать, чтобы мой партнер был «заточен» под меня. В
результате скандал, развод, одиночество и дети в неполных семьях. Выходит, что
отношениями управляю не я и не мой партнер, а наши эгоизмы. Что делать?
Если я хочу быть счастливым в отношениях, то есть единственный рецепт:
приподняться
над
эгоизмом.
Но
это
возможно,
только
если
супруги
договорились между собой о выполнении такого правила: вместо того, чтобы
предъявлять требования друг другу, предъявлять их к себе.
Современные подростки уже мечтают о счастливой семейной жизни. Но недаром
же говорят, что мечты материальны. Если очень сильно захотеть, они
обязательно сбудутся. А значит, к середине 21 века в России будут миллионы
счастливых многодетных семей.
Используемая литература:
1.
Татков О.В. Некоторые экологические и социальные аспекты, влияющие
на здоровье и продолжительность жизни россиян//Наука. Технологии.
Инновации. – №2-3. – 2004
2.
Кривцова С.В. и др. Подросток на перекрестке эпох. - М.Генезис. 2000г.
3.
Антонов А.И. Семья как институт среди других социальных институтов /
Семья на пороге третьего тысячелетия. Институт социологии РАН, Центр
общечеловеческих ценностей. М. 1995.