Напоминание

"Брачные узы"


Автор: Святкина Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ СРЦН Сеченовского района
Населённый пункт: С. Сеченово Нижегородской области
Наименование материала: методическая разработка классного часа
Тема: "Брачные узы"
Раздел: среднее образование





Назад




ГКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Сеченовского района» Утверждаю. Директор ГКУ «СРЦН Сеченовского района» Киреева П.П._______ Социально-реабилитационное занятие тема: «Брачные узы» Разработала и провела воспитатель Святкина Наталья Александровна

с. Сеченово 2014 г.
Цель: расширить представление воспитанников о семье как о важнейшем социальном институте, имеющем высокую личностную и общественную значимость; побуждать молодых людей к прогнозированию своей семейной жизни, к воспитанию у себя качеств, необходимых для семейной жизни, к изучению и соблюдению законов о семье и браке, к уважению прав личности. Оборудование: Карточки с заданиями для 3-х групп (работа с понятиями): 1 группа Какое определение семьи вам кажется более точным и почему (читает): – Семья – это социальная группа людей, любящих и заботящихся друг о друге. – Семья – это "общность людей , связанных отношениями супружества, родительства и родства на основе совместного домохозяйства, которая выполняет функции воспроизводства населения и социализации детей, а также содержания (поддержания существования) членов семьи. 2 группа Русское слово "брак" происходит от слова "брать". Кого или что берут в браке? Мужа, жену, взаимные обязательства? Что сейчас называют «гражданским браком? Какие обязательства берут на себя в таком браке? 3 группа Супруги - значит «вместе спряженные», то есть два человека, которые тянут вместе свой жизненный воз. В каком случае эта «упряжка» приедет к счастливой семейной жизни? А при каких условиях будет буксовать?
План занятия: I. Вступительная беседа. II. Работа с понятиями. 1. Семья = семь «я» 2. Что берут в браке? 3. В одной упряжке. III. Дискуссия. «Гражданский брак – «за» и «против». IV. Заключительное слово.
Ход занятия:

Вступительное слово.

Воспитатель:
В России сейчас распадается каждый второй брак. Каждый третий ребенок рождается вне брака. Каждый седьмой ребенок воспитывается в неполной семье. На учете в милиции состоят 276 000 родителей. Ежегодно рассматривается 35 000 заявлений о лишении родительских прав, а среднестатистический россиянин – это человек, который, скорее всего, живет в гражданском браке. Эти данные – наглядная иллюстрация кризиса семьи в России. Как вы думаете, какие ценности у современных подростков на первом месте: богатство, здоровье, любовь, дружба, карьера и активная жизнь, семья? (Дети высказываются)
Воспитатель:
Несколько лет назад этот же вопрос задали российским подросткам ученые в ходе большого исследования. И, к удивлению ученых,
самой большой ценностью для подростков оказалась «счастливая семейная жизнь». Еще удивительней, что именно семейная жизнь попала и в число недостижимых ценностей. Ученые дали свое объяснение этому явлению. А как бы объяснили это вы? Примерные ответы детей: – У многих детей нет нормальной семьи. Родители с утра и до вечера зарабатывают на жизнь. – Многие родители даже в полных семьях общаются с детьми по принципу: «уйди, не до тебя!» – Сейчас много неполных семей, дети страдают от развода родителей, счастливая семейная жизнь им кажется недостижимым чудом. – Многие дети не верят, что смогут обеспечить семью. А без материальной базы, какое же счастье? – Подростки понимают, что они будут так же «вкалывать» на свои семьи, и так же точно будут далеки от своих детей.
Воспитатель:
Примерно такие объяснения дали этому феномену ученые: вечная занятость и усталость родителей, их нежелание и неспособность заниматься воспитанием собственных детей, отчуждение между членами семьи. Это очень остро ощущают современные подростки. Но самое грустное, что они не верят в возможность семейного счастья.
– Может быть, и не нужно к нему стремиться, может быть, институт семьи вообще стал анахронизмом? – Зачем вообще люди вступают в брак? Примерные ответы детей: – Для продолжения рода. – Чтобы вести совместное хозяйство (в старину). – Жить друг без друга не могут. – По традиции, чтобы быть не хуже других. – В поисках материальной выгоды. – Чтобы достичь каких-то благ (сделать карьеру, разбогатеть, получить квартиру).
Воспитатель:
Слово «брак» употребляется в другом смысле – как изъян, порок, неисправность. А любители каламбуров даже шутят, что «хорошее дело браком не называют». Попробуем разобраться. Что такое брак, каким он был раньше и каким должен быть в наше время.
I.

Работа с понятиями («семья», «брак», «супружество»)
Все сказки обычно заканчиваются так: «жили они долго и счастливо, и умерли в одни день». А что такое «долго» и «счастливо».
Категория «долго» в браках наших прадедов и в современной семье – это две разные вещи. Тысячу лет назад брак был другим. Наряду с эволюцией человечества, эволюции подвергался и брак. Наши предки не были счастливее нас в браке, у них просто было меньше возможностей жить долго вместе. Брак в среднем длился около 7 лет, т.к. средняя продолжительность жизни человека была короткой и была не развита медицина. Супруги не успевали долго прожить вместе, как сегодня – 15 и больше лет. Следовательно, у них не возникало тех трудностей, которые возникают сейчас у супругов. В связи с эволюцией человечества и брака изменились и трудности, переживаемые современной семьей. Сегодняшние отношения между мужчиной и женщиной характеризуются наличием повышенных требований и обвинений по отношению друг к другу: ты меня недостаточно ценишь, любишь; мало уделяешь мне внимания; мало проводишь со мной времени; делаешь меня несчастной (ым) и т.д. Давайте попробуем разобраться, что же такое брак и в чем его сущность?
Воспитатель:
Говоря о семье, мы употребляем такие слова: «семья», «брак», «супружество». Предлагаю уточнить смысл этих слов в результате групповой работы (делит класс на группы). 1. Семья = семь «я»
Воспитатель:
Первая группа поработает со словом «семья». Какое определение семьи вам кажется более точным и почему (читает): – Семья – это социальная группа людей, любящих и заботящихся друг о друге. - Семья – это "общность людей , связанных отношениями супружества, родительства и родства на основе совместного домохозяйства, которая
выполняет функции воспроизводства населения и социализации детей, а также содержания (поддержания существования) членов семьи. 2. Что берут в браке?
Воспитатель:
Вторая группа подумает о значении и происхождении слова «брак». Русское слово "брак" происходит от слова "брать". Кого или что берут в браке? Мужа, жену, взаимные обязательства? Что сейчас называют «гражданским браком? Какие обязательства берут на себя в таком браке? 3. В одной упряжке.
Воспитатель:
Третья группа раскроет смысл слова «супружество». Супруги - значит «вместе спряженные», то есть два человека, которые тянут вместе свой жизненный воз. В каком случае эта «упряжка» приедет к счастливой семейной жизни? А при каких условиях будет буксовать? (В течение 5 минут дети обсуждают вопросы)
Воспитатель:
Слушаем представителей групп. (Учитель дает слово представителям групп . Дети высказываются . )
Примерные ответы: 1-я группа: – Первое определение слишком широкое, под него попадают и пары с нетрадиционной ориентацией, второе определение более точное. 2-я группа: – В браке супруги берут взаимные обязательства, которые при свидетелях скрепляются их росписью и печатью госучреждения. Гражданский брак – это совместная жизнь мужчины и женщины без официальной регистрации брака. В гражданском браке люди не берут на себя никаких обязательств. 3-я группа: – Брак будет крепким, когда они вместе тянут ОБЩИЙ груз, идут в ОДНОМ направлении, объединены ОБЩИМИ целями и задачами, если цели в жизни у них разные, направления движения разные, взгляды на жизнь разные, семейная повозка будет «буксовать»
Воспитатель:
Считаете ли вы, что, вступая в брак, создавая семью, будущие супруги должны договориться о терминах, выяснить, что они понимают под словами брак, семья, супружество? Примерные ответы: –Конечно , если они будут считать , что семья – это просто совместное проживание , а брак – только штамп в паспорте , супруг – просто синоним слова «муж» или «жена», то они быстро разбегутся.

Воспитатель:
Семья, брак, супружество – это необходимые составляющие формулы семейного счастья, когда мужчина и женщина объединены общими «понятиями» семьи, общими целями супружества и взаимными официальными обязательствами брака.
III. Дискуссия. «Гражданский брак – «за» и «против».

Воспитатель:
В наше время семьи зачастую создаются без оформления брачных отношений, а браки - без создания семьи. Прочитайте тему нашего занятия. В ней заключена двусмысленность. Супружество без брака. Как можно понимать это словосочетание? (Супружество без изъянов, без ошибок и супружество без обязательств) – В каком смысле это словосочетание применимо к понятию «гражданский брак»? (Супружество без обязательств) – Когда-то гражданским браком называли именно брак, зарегистрированный в государственном учреждении - в противовес церковному. Сейчас так называют совместную жизнь мужчины и женщины без официальной регистрации брака. Хорошо это или плохо? Предлагаю высказать аргументы «за» и против» гражданского брака. Сначала послушаем защитников гражданского брака. Примерные ответы:
– Это дает возможность присмотреться друг к другу, проверить чувства – Это вроде теста, справишься ли ты с ролью мужа или жены? – Если у молодых нет денег на свадьбу, можно жить гражданским браком. – В гражданском браке люди живут именно по любви, а не из-за штампа в паспорте, когда любовь закончится, разбегутся – полная свобода!
Воспитатель:
Теперь слово противникам. Примерные ответы: – Браком это можно назвать только в смысле «ошибка», «изъян», потому что никто не берет ответственности, никаких обязательств, а значит, никакого брака там нет. – И супругами нельзя назвать тех, кто живет в гражданском браке: они не в одной упряжке, каждый держится за свою свободу. – Если, к примеру, эта пара живет в квартире мужа, и вдруг с ним что-то случилось, жена просто окажется на улице. Но если он не хочет об этом думать, то какая же это любовь? Тут и проверять нечего. – А вдруг в этом браке появится ребенок, а партнеры уже решили, что не подходят друг другу? – Это нельзя назвать браком, потому что в этом союзе, как правило, никто не берет особых обязательств в отношении того, с кем живет. И ни перед кем в такой ответственности «не расписывается». – При появлении ребенка мужчина не чувствует ответственности за его жизнь, он даже может усомниться, его ли это ребенок, ведь в этом браке все было основано на свободе, клятвы верности никто не давал.

Воспитатель:
Скептики презрительно кивают на «штампик в паспорте», который не является гарантией любви. Но такая малость , как «штампик в паспорте», защищает имущественные и прочие права супругов и их детей. Каковы последствия гражданского брака для личности и общества? Примерные ответы: – Плавно перетекает в официальный брак. – Этот брак распадается, и партнеры вступают в официальный брак с другими. – Потерянное время, разочарование в семейной жизни, ненависть к представителям противоположного пола, одиночество – Сокращение населения, нехватка рабочей силы, приток мигрантов, активизация фашизма.
Воспитатель:
В России сейчас распадается каждый второй брак. А сколько разрушается незарегистрированных союзов – этого уже никто не считал. Что делать, чтобы укрепить семью, уменьшить количество гражданских браков? Примерные ответы: – Нужно давать молодым дешевые кредиты, чтобы можно было купить дом, машину, все необходимое для семейной жизни. – Нужно хорошо платить мужчинам, чтобы женщина не работала, а воспитывала детей. – Нужно объявлять выговоры, штрафовать. – Вернуться к истокам, к вере. – Просвещать молодежь, родителей, повышать престиж нормальной семьи.

Воспитатель:
Брачные отношения между супругами - это, прежде всего обязательства. Следовательно , отказывающиеся от брака, в супружестве, отказываются, прежде всего, от взаимной ответственности.
Воспитатель:
Прежде чем послать экипаж на орбиту, космонавтов проверяют на психологическую совместимость. А супругам, которые впряглись в семейный воз, приходится выстраивать отношения по ходу движения, когда семейный корабль уже вышел на орбиту. Ведь об одних семьях говорят: «живут душа в душу», «понимают друг друга с полуслова», а о других говорят: «живут как кошка с собакой», «тянут воз в разные стороны. Способность к взаимопониманию, взаимоуважение. Именно на этих качествах держится семья. Недаром лучшее пожелание молодоженам – «Совет да любовь!» От этих неуловимых качеств зависит и благополучие, и моральный климат в семье. У кого-то это получается лучше, у кого-то хуже, а кто-то учится этому всю жизнь.
IV. Заключительное слово.

Воспитатель:
Как-то мне попалась фраза одного православного священника, который сказал: «Мне кажется удивительным не то, что семья терпит такой кризис, а то, что она у нас все еще сохраняется. Я не верю в такие прогнозы, что через 50 лет в России будет 50 миллионов человек (к тому же пенсионеров), а в соседней Турции – 150 миллионов молодых ребят. Я верю, что такие прогнозы не исполнятся». Виновником всех своих «несчастий» в современной семье мы считаем другого, но не себя. Интересно получается, что я испытываю внутри себя дискомфорт, а причину ищу вне себя, в другом. Выходит, что задача другого человека, который живет рядом со мной, заключается в том, чтобы делать меня счастливой (ым), удовлетворять мои желания и стремления. Смысл жизни другого – жить для меня .
Эгоизм заставляет нас требовать, чтобы мой партнер был «заточен» под меня. В результате скандал, развод, одиночество и дети в неполных семьях. Выходит, что отношениями управляю не я и не мой партнер, а наши эгоизмы. Что делать? Если я хочу быть счастливым в отношениях, то есть единственный рецепт: приподняться над эгоизмом. Но это возможно, только если супруги договорились между собой о выполнении такого правила: вместо того, чтобы предъявлять требования друг другу, предъявлять их к себе. Современные подростки уже мечтают о счастливой семейной жизни. Но недаром же говорят, что мечты материальны. Если очень сильно захотеть, они обязательно сбудутся. А значит, к середине 21 века в России будут миллионы счастливых многодетных семей. Используемая литература: 1. Татков О.В. Некоторые экологические и социальные аспекты, влияющие на здоровье и продолжительность жизни россиян//Наука. Технологии. Инновации. – №2-3. – 2004 2. Кривцова С.В. и др. Подросток на перекрестке эпох. - М.Генезис. 2000г. 3. Антонов А.И. Семья как институт среди других социальных институтов / Семья на пороге третьего тысячелетия. Институт социологии РАН, Центр общечеловеческих ценностей. М. 1995.


В раздел образования