Автор: Гоцадзе Анна Леонидовна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МБОУ СОШ №29 Населённый пункт: р.п. Чунский Иркутской области Наименование материала: Методическая разработка открытого урока Тема: Природа и люди Древней Индии Раздел: среднее образование
Цель урока: продолжить изучение древних государств.
Задачи урока:
Образовательные:
-
формирование
предст авлений
учащихся
о
географическом положении, природе Древней Индии, знакомство с
основными
занятиями и религиозными представлениями ее жителей;
Развивающие: - создать условия для развития умений работы с текстом
учебника, анализа, расширения кругозора учащихся.
- создать условия для развития у учащихся монологической речи.
- способствовать развитию мыслительных операций учащихся.
- формирование навыков учащихся получать информацию от исторической карты.
Воспитательные: - развитие познавательного интереса к истории, мотивации
к учению.
-
приобщение
к
достижениям
древнеиндийской
цивилизации,
воспитание
уважительного отношения к истории, культуре и обычаям других народов.
Планируемые результаты:
Познавательные: выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую
историю и культуру, уметь структурировать материла, использовать приобретенные
знания, при выполнении заданий.
Личностные : формирование уважения к истории
Индии культурным и
историческим
памятникам
индийского
народа,
формирование
познавательных
интересов, направленных на изучение Древних государств.
Регулятивные:
оценка
своих
учебных
достижений,
показывать
на
карте
основные географические объекты Древней Индии,
Коммуникативные : взаимодействуют в ходе парной и
групповой работы,
использование
для
решения
поставленных
задач
различных
источников
информации.
Предметные: знание определений: джунгли, Индия, Индостан, Ганг, Инд и
т.д.
Умение
показывать
на
карте
основные
географические
объекты
Древней
Индии, характеризовать природу и климат Индии, основные занятия и верования
древних индийцев.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Межпредметные связи: география, литература, русский язык, биология.
Форма обучения: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: учебник"История Древнего мира" А.А. Вигасин, Г.И. Годер,
И.С. Свенцицкая. - М.: Просвещение, 2013 г., компьютер, мультимедиа проектор,
презентация, раздаточный материал (карточки),
Ход урока:
I. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
"
II.
Проверка
домашнего
задания:
На
прошлых
уроках
мы
уже
путешествовали с вами по Древним государствам. Давайте вспомним их историю.
У вас на столах карточки с историческими терминами. Вы работаете в парах. Ваша
задача - выбрать термины, которые относятся к государству, указанному в вашей
карточке и составить с помощью этих слов небольшой рассказ.
Слушаем ответы. (Приложение 1)
В течение урока мы будем заполнять индивидуальные листы самоконтроля.
(После каждого этапа урока ребята дают оценку своей работе по 5-ти бальной
шкале).
III. Целеполагание и мотивация.
Учитель: Ребята, вы заметили, что темы урока на доске не записана? Вы
должны сами догадаться о какой стране сегодня пойдет речь.
Эта страна – родина шахмат, родина арифметических чисел, которыми мы
привычно пользуемся сегодня. Там живут слоны, есть непроходимые леса. А еще
говорят, что мальчик Маугли тоже жил в этой стране. Жители этой загадочной
страны очень любят петь и танцевать. Послушайте небольшой отрывок из песни.
(Звучит индийская музыка).
Вопрос: Догадались ли вы, о какой стране идет речь?
Тема урока: Природа и люди Древней Индии . (записывают в тетрадь).
Вопрос:
Что
мы
должны
с
вами
узнать,
изучая
новое
государство?
(учащимися формируется план урока).
План:
1. Географическое положение и природа Древней Индии.
2. Хозяйство и жизнь древних индийцев.
3. Религиозные верования древних индийцев.
Помимо
этого,
мы
продолжаем
развивать
навыки
работы
с
картой,
с
учебником, учимся строить монологический ответ и слушать своего товарища.
IV. Изучение нового материала.
1. Географическое положение и природа Древней Индии.
Задание: стр. 95-97 " Страна между Гималаями и океаном". (3 мин).
Вопрос:
1.
Описать
географическое
положение,
природные
условия
и
климат
Индии.
Показать на карте: Индия, п-ов Индостан и т.д.
Записать в тетрадь определение "Индия".
2 ЭТАП.. Задание: заполнить пропуски в тексте.
Индия расположена на юге материка ____________________. Северной границей
Индии служат самые высокие горы в мире. Их название ________. Берега Индии с
запада, востока и юга омывает _____________ океан. Самые многоводные реки
Индии - это ____и __________.
Задание: работаем с. п. 2 стр. 97 "Джунгли на берегах Ганга".
Вопрос: Сделать вывод о природных и климатических условиях Индии.
Индия расположена в Южной Азии. Берега ее с запада, востока и юга омывает
Индийский океан. С севера ее границей служат Гималаи, самые высокие горы в
мире. Большую часть года в Индии очень жарко. Гималаи не дают проникнуть
холодным ветрам с севера. Самые широкие и полноводные реки Индии - Инд и
Ганг.
Они
берут
начало
в
Гималаях.
На
берегах
этих
рек
селились
древние
индийцы.
В долине Ганга жарко и влажно. Джунгли - густые и труднопроходимые леса.
От густой листвы даже днем в джунглях бывало темно. В вечнозеленом лесу
круглый год распускались яркие, душистые цветы. Питаться можно было бананами,
плодами манго, кокосовыми орехами и т.д. Но в джунглях человека со всех сторон
подстерегали опасности - хищные звери, ядовитые насекомые и змеи.
Вывод: Природа Индии богата и разнообразна.
V. Физкультминутка (+ аудиосопровождение "звуки джунглей")
Учитель: Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения:
1) Заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза -
о т к р ы в а е м
( н е с к о л ь к о
р а з ) .
2) Идем по тропинке (ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг
нам
встретится
змея
(ходьба
на
месте
с
высоким
подниманием
бедра).
3)
Увидели
птицу
слева,
справа
(поворот
головы
влево
вправо).
4)
Впереди
увидели
красивый
цветок,
послушаем
его
прекрасный
аромат
( в ы т я г и в а я
ш е ю
в п е р е д ,
в т я г и в а е м
в о з д у х
н о с о м ) .
5)
Раздвигаем
лианы
на
пути
(разводим
руками:
правой,
левой,
двумя).
6) Вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх
руками (потягивания).
2. Хозяйство и жизнь древних индийцев.
Задание: стр. 97-98 " п. 3 Деревня среди джунглей"
Вопросы:
1.
Выписать главные занятия индийцев.
2.
Как вы думаете, как особенности географического положения Индии влияли
на жизнь ее населения?
3.
Какую
пользу
приносили
джунгли
жителям
Индии,
какие
опасности
подстерегали там человека?
Основным занятием индийцев было земледелие. Чтобы подготовить участок
для
поселения,
индийцам
приходилось
выжигать
или
вырубать
лес.
В
заболоченных
долинах
рек
индийцы
сажали
рис.
Выращивали
хлопчатник
и
сахарный тростник. Там, где было суше, сеяли пшеницу, ячмень. Деревни были
окружены джунглями. Индийцы ходили туда за плодами и дровами для очага, на
лесных
опушках
пасли
коров
и
коз.
Вооружившись
луком,
они
охотились
в
джунглях на диких зверей, сетями ловили птиц.
Основные занятия древних индийцев:
1.
земледелие (рис, хлопчатник, сахарный тростник, пшеница, ячмень)
2.
скотоводство (коровы, овцы)
3.
охота
3. Религиозные верования древних индийцев.
Учитель: А сейчас, ребята, я буду перечислять вам факты, а вы в свою
очередь на основе фактов делать выводы и записывать их в свои тетради.
Факт 1. Индийцы поклонялись богам Ганеше, Шиве, Брахме и др.
Вывод: индийцы поклонялись многим богам, значит, они были язычниками.
Факт
2. Бог
Ганеша
был
с
головой
слона,
других
богов
индийцы
представляли
в
образе
льва
или
хитроумной
обезьяны;
с
особым
почтением
индийцы относились к корове, в связи, с чем не ели говядины, а того, кто убивал
корову, считали самым страшным преступником, с которым и разговаривать никто
не смел.
Вывод: особенное
отношение
у
индийцев
было
к
животным,
даже
некоторым животным они поклонялись как божеству.
Факт 3. Индийцы верили, что звери, птицы и насекомые думают, чувствуют и
разговаривают между собой, совсем как люди. Когда кто-нибудь умирает, он на
самом деле не перестает жить, а только меняет свой внешний облик, превращаясь в
другое существо. Человек может после смерти родиться животным, а животное –
человеком.
Вывод: индийцы не просто верили в загробную жизнь, а верили в переселение
душ.
VI. Закрепление: Давайте проверим, на сколько хорошо мы узнали Индию.
– На каком полуострове расположена страна Индия?
– Какие главные реки протекают в стране?
– Перечислите основные занятия индийцев.
– Назовите религию древних индийцев.
Отрабатываем понятия, вставляя пропущенные буквы: И_д_йс_ий ок_ан,
Г_м_лаи, р. Ин_, р. Г_нг, п-ов Инд_ст_н, Дж_нгли, з_мл_делие.
VII. Подведение итогов, оценка результатов деятельности : Вот и подходит
наше сегодняшнее путешествие к концу...
VIII. Рефлексия
Инструктивная карточка. Ребята подсчитывают баллы по итогу заполнения
индивидуального листа самоконтроля, сверяют результат и ставят итоговую оценку
за урок:
От 23 до 25 баллов – «5»
От 18 до 22 баллов – «4»
До 17 баллов – «3»
IX. Домашнее задание: §20, задания в контурной карте стр. 7 (1, 2, 6) +
дополнительно кроссворд (по желанию). (Приложение 2).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Карточки
1 ряд:
Оценка
1
Проверка домашнего задания (работа в парах).
2
Географическое
положение
и
природа
Древней
Индии.
Выполнение задания в тетради.
3
Хозяйство и жизнь древних индийцев. Работа с учебником.
4
Религиозные верования древних индийцев. Формулировка
выводов на основе фактов.
5
Итоговые вопросы, работа с понятиями.
Итого баллов: