Напоминание

"Новый мир новых технологий"


Автор: Складанная Дина Алексеевна
Должность: учитель изо и черчения
Учебное заведение: МБОУ "ООШ № 2" п. Ханымей
Населённый пункт: п. Ханымей Пуровского района ЯНАО
Наименование материала: Статья
Тема: "Новый мир новых технологий"
Раздел: среднее образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Основная общеобразовательная школа № 2»
Статья

«Новый мир новых технологий»
Автор: Складанная Дина Алексеевна, учитель ИЗО и черчения МБОУ «ООШ № 2» п. Ханымей Пуровского района ЯНАО 2016 г.

Новый мир новых технологий
Стремление учителя сделать богаче духовный мир сегодняшнего школьника, воспитать его достойным гражданином своей страны, добиться того, чтобы духовное богатство, моральная чистота и физическое совершенство стали достоянием и потребностью каждого из них. Учитель и ребенок должны шагать в ногу со временем. Новые технологии необходимы в учебном пространстве, а особенно в изобразительном творчестве. Искусство – один из очень действенных каналов, по которому осуществляется эстетическое развитие школьника. Поэтому необходимо использовать этот канал постоянно. Эстетическое воспитание человека начинается с воспитания его сенсорной культуры, ибо эстетическое восприятие действительности обязательно включает эмоциональную оценку, хотя и не ограничивается ею. Известный психолог и художник Н.Н.Волков пишет: «Восприятие человека определяется, прежде всего, всей суммой сигналов, действующих непрерывно на различные рецепторы человека (глаз, ухо и т. д.). Однако мы воспринимаем всегда дольше, чем сумму сигналов, действующих сейчас на рецепторы. Восприятие определяется всем предшествующим опытом, длительно накопленной и непосредственно предшествующей информацией о внешнем мире. Сумма сигналов восполняется памятью. Установившимися связями. Благодаря этим связям сумма сигналов превращается в цельный осмысленный образ. Мы видим предметы, а не цветовые раздражители; действия, а не только перемещение людей; гнев и радость, а не бессмысленные гримасы. До какой степени это положение важно по отношению к восприятию искусства, ясно без доказательств. Восприятие человека целенаправленно. Оно определяется жизненной задачей: характером деятельности, вообще практикой людей. Художник видит мир иначе, чем не художник; наш современник - иначе, чем человек прошлого столетья. Разные задачи создают разный опыт». Приобщая учеников к изобразительному искусству, приводит меня к следующим выводам, что индивидуальность восприятия школьника тех или иных знаний зависит от следующих факторов: 1. от общего уровня развития, 2. от эстетического уровня развития. 3. от возраста, 4. от общего типа высшей нервной деятельности (от темперамента), 5. от различий в специальных типах высшей нервной деятельности ученика. Эти факторы и будут учтены в применении новых знаний, навыков при решении творческих задач, поставленных перед учениками. Как нет стерильно – копированных людей по внешности, по характеру, по эмоциональному настрою, по восприятию информации, по качеству здоровья и т. д., так не может существовать преподавание предмета на единичный тип человека, на определенный уровень школьника. Идеальные условия
желательны, но практика работы заставляет более гибче работать с ученической аудиторией, уметь предугадывать заранее, в какой форме объяснить новый материал, как сделать его увлекательным, понятным и продуктивным для каждого ученика. Каждый ребенок хочет быть успешным. Чем можно увлечь ученика к творческой деятельности, помочь ему преодолеть страх, неуверенность, допущение однообразных ошибок, неточностей, разочарований? Ответ один – это постоянная поисковая работа самого учителя. Шаблон должен существовать, он действительно существует, но сколько рядом может находиться оттенков идей, находок, приемов, техник при выполнении одной только темы или задания. В этом как раз и состоит задача учителя предложить ученику сделать выбор с учетом его возрастных возможностей, личных способностей, уровня обученности и творческой самореализации. Акт творчества является событием глубоко лично стным. Коммуникативные, особенно достаточно богатые связи способны его инициировать, однако его нельзя вызвать, ему нельзя обучить, оно является самостоятельным проявлением личности, которой даны определенные культурные, мотивированные, ценностные основания. Продуктивность-творчество всегда находит свое выражение и завершение в каком-то конкретном предмете или продукте. Без этого творчество не является завершенным. Исходя из изложенных представлений, можно представить следующую схему творческого процесса. 1 этап характеризуется включением ребенка в некую культурно- деятельную среду. Используются основы культурных традиций в той или иной области, ресурсное обеспечение, обучение некоторым технологическим навыкам, созданием коммуникационных связей внутри некоторого перечня организационных форм образовательной деятельности (классные занятия, студийные занятия, экскурсии, посещение выставок и т. д.). Этот этап формирует мотивацию – главную предпосылку активности, создает вектор удовлетворения собственных познавательных потребностей на максимально эмоциональном, ассоциативно богатом уровне, вызывает стремление к творчеству. На втором этапе происходит собственно акт творчества. Этот этап, как было сказано выше, является глубоко личностным, у кого-то он не происходит никогда, у кого-то достаточно часто, у кого-то он единовременен, у кого-то достаточно растянут во времени. И третий этап характеризуется приведением явившейся сущности к общепонятным формам, выражением ее в определенном культурном смысле. Задача воспитания творческой активности как культурного качества личности сводится к проектированию образовательной среды, задачи которой стояли бы в зоне ближайшего развития учащегося, обучению техникам работы с материалом, высвечиванию предмета деятельности с исторических, предметных, культурологических и других позиций.
Способность к творчеству во многом определяется внутренним стремлением человека оказываться в творческой ситуации, или творческой активности. Как же развить это стремление ребенка к творческой деятельности, к решению творческих задач? Каждый урок или занятие должны нести элементы новизны, интриговать свежей информацией, секретом непременного конечного успеха, доступностью и возможностью исполнения. Педагогика будущего должна быть приближена к нашему времени. Все зависит от того, в какой мере и с какой эффективностью внедряются в широкий педагогический обиход методологические принципы и конкретные технологии преподавания. Это не обязательно чтобы работа ученика начиналась с чистого листа бумаги. Зная индивидуальные возможности каждого ученика, мною учитываются художественные способности детей в изобразительном искусстве. В работе используются технологии опережающего обучения, метод проектов, музейная педагогика, технологии коллективных дел, игровые технологии, компьютерные технологии. Занятия проводятся на пленэре, в краеведческом музее, в компьютерном кабинете. Зрительный ряд готовится учителем и детьми, поэтому этот ряд всегда насыщен доступным информационным материалом. На занятиях используется раздаточный и дидактический материал, который подобран по темам и разделам программы. Образцы декоративно – прикладной росписи, академического рисунка, знаков, символов, эмблем, газетной и журнальной аппликации и мн. др. разрабатывались мною для изучения материала. Эти образцы выполняют еще нравственную, учебную и эстетическую роль. В рисунке решают ся задачи по компоновке на л и с т а х , пропорциональность и перспектива в станковой композиции, освещенность и удаленность предметов. В живописи используются классические приемы письма, смешанные техники, решаются задачи по сочетанию цветов, по подбору сближенных тонов, комплиментарных, контрастных и нюансных цветов. Изучается разная техника мазка для достоверной передачи предметов, явлений, образов. В графических работах – силуэтная графика, графическое декорирование, ажурная пластика, газетная аппликация, лаковая графика. Составление коллажей на определенную тематику, выполнение витражных панно, использование новых художественных материалов в декоративно – прикладном искусстве. В кабинете работает сменный стенд, который постоянно обновляется, служит то познавательным, то выставочным, то рекламным экраном. На нем отражается жизнь коренного населения, события поселка. Района, округа, периодично выставляются работы с детским творчеством. В подготовке стенда принимают участие учащиеся кружка, что помогает им решать оформительские задачи. Авторскую программу дополнительных занятий по ИЗО «Юный художник» я составила, основываясь на свой многолетний опыт работы с творческими группами школьников разного возраста. Учитывался их
интересы, запрос времени, требования современного развития ребенка с опережающим обучением, разработала занятия на три года обучения с 5 по 8 классы. Это тот возраст детей, который обладает большим потенциалом познавательных интересов, фантазией, смелостью, творче ской самореализацией, любознательностью и эмоциональностью. Данная программа видоизменяется год от года, шагая в ногу с новыми требованиями и реформами в школьном пространстве. Новые технологии, новые нетрадиционные техники рисования, новые методики в образовании дополняют и развивают ту основу программы, которая однажды была заложена как познавательно-развивающая и личносто-ориентированная технология. Почти десять лет назад к данной программе были разработаны методические пособия «Чум – дом и семья в нем», «Графическое декорирование в прикладной композиции», «Динамичная игрушка». На то время эти новые эксперименты оказались более чем удачливыми. В IX всероссийском конкурсе методических разработок «Сто друзей» за методическое пособие «Чум – дом и семья в нем» я получила I место в номинации «Материалы к уроку». Данное пособие было опубликовано в «УГ», №43 от 23 октября 2007 г. в разделе «Методическая кухня». На X всероссийский конкурс «Сто друзей» я отправила методическое пособие «Графическое декорирование в прикладной композиции» в номинации «Организация внеклассной работы по предмету» и в рубрике «Итоги» была дана положительная характеристика данному пособию с предложением его применения в малых формах см. «УГ» №4-5 от 29.01.08 г., стр.35. Позаимствовав многое из предыдущего пособия, я разработала урок «Графическое декорирование в прикладной композиции» и выслала в Центр педагогических инноваций им К.Д.Ушинского «Новое образование», где стала Лауреатом 1степени во Всероссийском конкурсе «Лучшая методическая разработка»-2015. В «УГ» напечатаны статьи «Дом без фундамента», «Птица счастья», «Чум – дом и семья в нем», «Без дела не останетесь», «Неприятная новость», в которых я поднимаю вопросы по обучению, воспитанию и творческому развитию школьников. Некоторые статьи опубликованы под девизом «Актуально!» Мною были разработаны два мастер – классы по рукоделию (работа с бумагой). Первая работа – это игрушка-сувенир «Русская красавица» и вторая работа - панно из цветной бумаги «Городецкие узоры». Эти работы были опубликованы на Международном образовательном сайте ped- kopilka. Настоящее свидетельство выдано за опубликованый материал на сайте ped- kopilka. Название и адрес публикации: Мастер-класс по рукоделию (работа с бумагой). Игрушка «Русская красавица». Свидетельство о публикации материала на сайте ped-kopilkausers/DINA2014. Панно из цветной бумаги «Городецкие узоры». Мастер – класс. Дата 19.02.2015 г. № 11430. Свидетельство о публикации материала «Городецкие узоры» также имеется с указанием данного сайта.

Творческие

игры

и

головоломки

или

нетрадиционные

техники

рисования
Работа по-сырому или мокрая акварель- одна из техник живописи. Ребенку предлагается заготовка из различных размытых пятен, на которой он путем доработки, домысливания, завершает её, предлагая свой конечный вариант. Ученик дополняет образы, проявляет еле уловимые формы, вводит свои детали, моделирует так композицию, как ему позволяет его фантазия и творческие возможности. Конечно, он имеет право обратиться за помощью и за советом к учителю, устно обсудить свои идеи и предположения по выполнению задания. Головоломка заключается в выискивании образов из неопределенных формообразований, полученных путем слияния акварели на увлажненном листе ватмана. Выполнение гуашевых композиций с помощью кусочков картона вместо кисточек. Выполнение работ с нанесением оттисков листьев и веточек травы, смоченных в краске. В этом направлении существует целый ряд заданий, состоящих из пейзажей, натюрмортов, явлений природы, архитектуры, фантастических представлений. Игра цвета, контуров, рельефов подсказывает идею, текст будущей композиции. Следующее задание по преобразованию плоских предметов в объемные на примере натюрморта. Использование знаний по освещенности, удаленности, линейной и воздушной перспективе, рефлексов, бликов, видов мазков, разновидностей теней и формируется объем предметов. Задания по созданию парных рисунков с некоторыми отличиями. Эти занятия вырабатывают усидчивость, наблюдательность и развивают наблюдательность у детей в творческих работах.
Музейная педагогика.
Многие уроки удобно проводить в историко – краеведческом музее. Несколько залов работают постоянно на темы: русская изба, ненецкое стойбище, история поселка. Часто идет смена залов, согласно программы музея, когда наступает знаменательная дата или событие, которое отмечается соответствующей выставкой и наполняется иллюстрациями, информацией по данному факту. Мною делается запрос в музей, когда группа учащихся посетит ту или иную выставку с проведением занятий по ИЗО. Музейные работники, учитель и дети готовят материал для сообщений и часто завершают урок творческой работой. Удобно выполнять рисунки, используя музейные чучела, одежду, утварь, предметы старинного быта, фрагменты интерьера. Музей предлагает и литературу, и музыку, и архивный материал по запросу учителя, помогает в оформлении выставок, художественных работ, поделок, изделий. Многолетнее сотрудничество помогает в оперативном решении многих вопросов, по использованию залов для работы, по представлению материала на вынос, на корректировку режима работы самого музея. Музей вывозил в район свои экспонаты и рисунки учащихся нашей школы. Часто дети принимают участие в конкурсах, организованных
музеем на различные темы и как результат, многие из них становятся победителями этих конкурсов.
Демонстрационный материал в помощь ученику и учителю
В такой области творческой деятельности как изобразительное искусство основную нагрузку по передаче информации берет на себя зрительный ряд. Тут уместно такое выражение, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Зрительный ряд должен нести не запугивающую роль, а поэтапно обучающую. В процессе моделирования творческой деятельности учащиеся равняются на некий эталон, постигают его структуру, закономерности, внутреннее содержание, просматривая образцы зрительного ряда, которые подбираются согласно теме урока, определенной технике исполнения, вариативности выбора. Зрительный ряд может состоять:
из репродукций произведений изобразительного искусства,

из

фотографий

произведений

декоративно



прикладного

и

народного искусства,

из произведений дизайна и памятников архитектуры,

из художественных фотографий явлений и деталей природы,

из художественных рисунков и иллюстраций,

из

методических

рисунков,

из

детских

работ

для

примера

выполнения творческих заданий,

и з

п р о с м о т р а

р а зл и ч н ы х

д и с ко в

с

п р о г р а м м а м и

п о

изобразительному искусству,

из тематических презентаций с пояснениями и видами работ в

новых технологиях.
В учебный обиход внедряется специальные практико–ориентировочные задания, направленные на инициирование творческой активности учащихся. Выявление личностно – профессиональной мобильности как необходимого условия самореализации в современных условиях. Основные функции базового образования состоят в формировании веры в действительно высшую ценность максимально возможной самореализации и создания условий для самоопределения личности, самопознания собственных способностей, желаний, интересов, реальных возможностей, приобретению учащегося знаниями, умениями и навыками для дальнейшего его развития. «Нам надо в учебных предметах идти принципиально другим путем, - пишет Б.М.Неменский.- Не обрубать ветви, а поставить задачу. «Свернуть» знания науки «в семечко», чтобы в этом маленьком предмете заключалась подлинная жизнеспособность – возможность прорости и развернуться в живое дерево, чтобы в этом семечке можно было прозреть не деталь, а целостный образ всего цветущего дерева с корнями, уходящими в прошлое, и растущей в будущее кроной». Анализ структуры педагогической деятельности со всей очевидностью показывает, что педагогическое действие, доведенное до умения достаточно
высокого уровня обобщенности, позволяет переносить его на решение широкого круга конкретных педагогиче ских задач. К т а к и м общепедагогическим умениям следует в первую очередь отнести умение педагогически мыслить и действовать, что обозначает умение наблюдать и самостоятельно анализировать педагогический процесс, т.е. расчленять явления на составляющие их элементы (условия, причины, мотивы и т.п.) Таким образом, умение педагогически мыслить и действовать, неразрывно связано с умением наблюдать и анализировать педагогические факты, иными словами. Осуществлять сложный процесс перехода от конкретного к абстрактному, который может протекать на интуитивном, эмпирическом и теоретическом уровнях. Педагогическая задача в любой области педагогической деятельности выступает как разрешение конкретного противоречия, т.е. когда из определенного исходного состояния субъект учебно-воспитательного воздействия переходит на новый качественный уровень. Это могут быть как стратегические задачи, рассчитанные на длительный период времени, так и тактические, входящие в общую структуру стратегической задачи и представляющие собой последовательность этапов на пути ее решения. Умение выявлять и решать педагогические задачи связано прежде всего, с проявлением познавательной и профессиональной направленности учителя. Так как данное общепедагогическое умение, обладающее по существу универсальным характером, включает в себя теоретическое обобщение практического опыта и перенос результатов обобщений на поиск оптимальных путей прогнозируемого результата. Любой педагогический процесс диалектичен, в нем постоянно появляются все новые условия, которые требуют творческих инновационных приемов и методов преподавания. В то же время действия, связанные с решением типичных, стереотипных задач. Подлежат алгоритмизации, т.е. выявлению общих закономерностей и принципов их решения. В детском творчестве можно выделить два творческих периода. Первый – когда он не способен передавать правильность пропорций, перспективу и др. характеристики, но передает действие персонажей рисунка. Например: ребенок рисует траекторию летящего снежка. Если ребенок сам удовлетворен своим рисунком, то не следует критиковать его работу, это приведет его к разочарованию. Второй период – когда ребенок обогащает свои знания о природных явлениях тем, что он видит и наблюдает. Наступает конфликт между тем, что он видит, и тем, что он знает. Период разочарований, поскольку ребенок не может правильно изобразить то, что представляет себе в воображении. В данном случае нужны такие занятия, где бы теоретические задания подкреплялись практическими: Рисование после проведения наблюдения за явлением или событием; Работа в цвете; Рисование натуры; Рисование элементов природы;
Изучение перспективы; Рисование пейзажа; Рисование фигуры человека, его частей тела; Композиционная деятельность; Прикладной дизайн; Рисование для механики и т.д. Если ребенок рисует без желания и без улыбки, то что–то изначально неверно в педагогическом подходе. В этом случае очень важно найти причину этого, а ведь природное желание рисовать есть в каждом человеке. Многие дети боятся работать красками, потому что сочетание многих составляющих приводят детей к растерянности. Ребенок извлекает из набора один цвет за другим и не находит нужного, или замечает, что бумага при увлажнении скручивается, или кисточки не соответствуют технике мазка и т.д. Здесь очень важно подобрать все и бумагу, и цветовую гамму и номера кисточек для работы с красками. Каким бы материалом не пользовался художник – акварельной или акриловой краской, гуашью, чернилами или пастелью, цвет является основой его творчества. С помощью цвета можно передать форму и текстуру, размер и состояние изображаемого объекта. Цвет играет ключевую роль в создании композиции, перспективы и атмосферы художественного произведения. Как сформировать свою палитру, как выбрать подходящий оттенок и с чего вообще нужно начинать? В процессе творчества ребенок вынужден постоянно принимать решения, руководствуясь не только практическими, но и экономическими соображениями. Смешивая цвета, ученики должны применять знания, полученные на протяжении ряда лет и большого количества уроков, где учителем велось объяснение по цветоведению. Немецкий художник Кристоф Леблон (1671-1741) писал: «Все видимые объекты в живописи можно изобразить с помощью трех цветов – желтого, красного и синего. Все прочие цвета можно получить смешиванием трех вышеперечисленных». Леблон был первым, кто начал отличать пигмент изобразительного материала от неосязаемого цвета световой волны. Работа с цветом – один из самых интригующих аспектов изобразительного искусства. Точно так же, как не существует двух идентичных отпечатков пальцев, нельзя найти людей, которые одинаково воспринимали бы или использовали в своем творчестве тот или иной цвет. Цветовой круг является диаграммой, с помощью которой можно проиллюстрировать некоторые основные положения теории цвета. Ученики узнают на уроках ИЗО, что такое первичные цвета, вторичные цвета, нейтральные цвета, производные цвета, дополнительные цвета; изучают оттенки, тональность, глубину цвета, прозрачность, нюанс, яркость, насыщенность, гармонию, комплементарность и т. д. Энциклопедия «Как смешивать краски» Яна Сидуэй является хорошим методическим учебником при изучении данного раздела по смешиванию цветов. Этих знаний недостаточно в работе живописью, потому что многие дети не сразу могут усвоить, что смешивая правильно цвета, они не получают
ожидаемых оттенков. Проблема состоит в том, какое количество краски участвовало при смешивании, сколько воды вошло в данный состав, какого качества были используемые краски. Все приходит с опытом работы, но дети хотят хорошего результата добиться сразу.
Раздаточный материал для ускоряющего творческого процесса.
Работа с водой – цветная отмывка прямоугольников. Выполняется заготовка в виде нескольких прямоугольников, нарисованных простым карандашом на альбомном листе. Ученикам предлагается выполнить несколько цветных растворов из смешанных цветов или из любого одного цвета. Раствор должен быть насыщенным. Увлажняем прямоугольник чистой водой, чтобы смыть жирные пятна и подсушиваем его. После этого переходим к следующему прямоугольнику и т.д. Теперь широкой кисточкой в горизонтальном направлении заливаем прямоугольник раствором одного цвета, а следующий можно залить раствором из смешанных цветов, можно скомбинировать заливку. Остатки раствора удаляем кисточкой и подсушиваем лист. Выполнение такой работы требует решения задач на скорость, потому что увлажненный лист быстро подсыхает и за несколько минут надо точно нанести акварель нужного цвета, достаточного по количеству и проследить его растекание. Где-то нужно добавить сухой краски, а где-то промокнуть лишней влаги или неточного растекания. За одно занятие получается от трех до пяти работ, которые удачными могут и не оказаться. Следующая задача предлагается по доработке этих композиций, а она выглядит так. Густыми насыщенными цветами корректируется рисунок, используя при этом тонкие кисточки и минимум воды. Начинается дорисовка работ только после тщательной просушки листа. Раздаточный материал помогает детям сокращать время на подготовку к более серьезной работе, например: раздается детям заготовка из круга диаметром на весь альбомный лист и равномерных лучей, выходящих из центра круга. На такой заготовке дети составляют схему ажурного рисунка салфетки, снежинки, подноса, блюда из орнаментальных рядов и т.д. Раздается шаблон графина, кружки, кувшина, кухонной доски для выполнения декоративно-прикладной работы. Нравится детям такой раздаточный материал, как распашонка ненецкой игрушки «Чум – дом и семья в нем», где главные герои – папа, мама и др. члены семьи составляют маленькие чумики. Дети работают на них в различных техниках: роспись, графическое декорирование, аппликация, коллаж. Матрешка в шаблонном исполнении раздается детям для составления коллажа. Дети находят парные элементы, цветастый фон для сарафана, лица из журналов, однотонные под цветовую гамму сарафана косынки, вырезают с помощью шаблонов, а затем соединяют детали в единую форму матрешку. Завершают своеобразный коллаж ажурными ленточками, выполненными из белых полос бумаги. Закладываются и сгибаются по горизонтальному направлению две пары лент и фигурно вырезаются узоры, затем
расправляются и наклеиваются на косынку, сарафан, рукава кофты, передник узорные белые полоски. Матрешка получается нарядная и завершенная. Мною приобретены папки с раздаточным материалом животных, птиц, рыб; имеются журналы-папки с различными видами декоративной славянской росписи, открытки по живописи, пособия по народной росписи на русских народных игрушках, на предметах быта и мн. др. Имеются трафареты фабричного изготовления, а так же изготовленные детьми и учителем. Используя их, можно применять новые оформительские техники. Во время летних каникул вместе с учениками собираем образцы местных трав, листьев, мхов. Составили гербарий и по засущенным экспонатам выполняем зарисовки, эскизы будущих композиций. Мною оформлены фотоальбомы, где состоялись мои встречи с коренными жителями Севера на их факториях или в период прохождения праздников в честь Дня оленевода. Нарядная праздничная одежда, орнаментальные украшения на головных уборах, в национальных костюмах ненцев и ханты, на различных изделиях быта и промысла, отражены на этих фотографиях. По фотосюжетам ученики составляют рисунки, пользуясь достоверным материалом в области изучения местного колорита, условий жизни аборигенов, изучения местной флоры и фауны.
Проектная технология.
В педагогическом контексте термин «проект» впервые появился в 1890 году в США в области дошкольного и школьного образования. Некоторые российские исследователи полагают, что отличительной чертой нашего столетия является «всепроникающая проектность». Проектная культура является, как бы обшей формой реализации культуры планирования, прогнозирования, созидания, исполнения и оформления. Проектная культура призвана объединить два до сих пор, не пересекающихся направления образования: гуманитарно-художественное и научно-техническое. С педагогической точки зрения проектирование – это творческая учебная деятельность, проблемная по форме представления материала, практическая по форме его применения, интеллектуально – напряженная по содержанию, протекающая в условиях постоянного конкурса мнений, предложений. Проект не просто предполагает деятельность учащихся по решению новых для них задач, но преследует в качестве основной конечной цели развитие творческих способностей. Творение собственных рук и разума нам всегда дорого по-особенному. Педагог должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств: глаз, ухо, голос, мускульное чувство, даже обоняние и вкус, приняли участие в процессе выполнения проектных заданий. Зрительная наглядность, музыкальное сопровождение придадут любому проекту живость, яркость и целостность восприятия. Представляется целесообразным выделить пять стадий работы над проектным заданием: разработка проектного задания, разработка проекта, реализация проекта. Общественная презентация, рефлексия.

Стадия разработки проектного задания.
Это предполагает методическую и научную подготовку за рамками учебного времени. Разработчики проекта – это педагоги и психологи, объединенные в творческие группы. Задача группы – определить учебные, развивающие, воспитательные цели проектной работы и содержание проекта.
Стадия разработки проекта.
На этой стадии формируются идей, проблемы, цели проекта. Проговаривается то, что должно получиться в итоге. Продумывается структура, построение и оформление проекта. Главная задача этого этапа – заинтересовать учащихся и побудить их к работе.
Стадия реализации проекта.
Объединяются и координируются действия всех участников в исполнении проекта. Ведущая роль в приеме окончательного решения отводится все-таки учителю, потому что знаниями и навыками в проектной деятельности у последнего больше. Мне нравиться такой вид творчества, потому что имею архитектурное образование и многолетнюю практику работы в должности архитектора. Правильность выполнения работы, ее оформление, определенный объем сопроводительной документации требует большой затраты времени, вложения немалых сил и терпения.
Стадия общественной презентации.
Чаще всего для этих целей используются выставки, смотры, конкурсы, шоу, в которых и происходит защита проекта.
Стадия рефлексии.
Данная стадия предполагает осмысление проделанной работы, оценку и самооценку результатов индивидуальной и коллективной работы. Проектные задания, будучи средством развития межпредметных связей формируют творческие способности, активизируют познавательные интересы и резервные возможности личности обучаемого. На уроках ИЗО и черчения дети выполняют различные проекты от динамичных игрушек до архитектурных ансамблей. В каждом проекте есть свои тонкости при их исполнении и в их защите. С куклами легче выступить перед школьной аудиторией, предложив любую сказку. В арсенале нашей защиты кукол имеются три сказки «Мы за здоровый образ жизни», «Сказка матрешек», «Сказка снеговиков». Изготовлен макет целого микрорайона из многоэтажных домиков.
Эксперимент в натюрморте.
Натюрморт – один из увлекательнейших жанров изобразительного искусства. Самый удобный жанр для эксперимента, потому что мы имеем дело с «мертвой натурой», где мы более раскованы и свободны. На протяжении веков натюрморт был связан с образом жизни и мировоззрением людей своей эпохи. Уравновешенность и цельность композиции, ритм, сопоставление объемов, соотношение внутреннего покоя и движения, чувственная осязаемость отдельных предметов – присутствуют в каждой работе, где должны передаваться фактура предметов, пространство,
многообразие цветовых оттенков, глубина и звучание натюрморта в целом. Целостное единство достигается согласно замыслу преподавателя и ученика и зависит от той задачи, которую они перед собой поставили. Существует масса приемов и техник для достижения и передачи готовой композиции. Живописные работы имеют множество своих техник написания мазком, различных подмалевок, прописывания, монотипии или многоцветия и колористики. Используются такие методы и приемы как гризайль, коллаж, графика, аппликация, смешанная техника, оттиск, поролоновая набивка, декорирование, рисунок, можно бесконечно интерпретировать и разнообразить творческие задачи. Элементы взаимопроникновения этих техник порождают неожиданные эффекты. Акварельная работа будет иметь совсем другую отличительную фактурную основу, чем гуашевая. Коллажная работа всегда будет выглядеть нетрадиционно, многофункционально решаемая. Все зависит от исходного материала и от задуманной композиции, которую можно выполнять по выкройке, а можно импровизировать. Графический натюрморт может иметь также несколько решений. Черно – белое исполнение красками, газетной аппликацией, а еще в техниках: гризайль, коллаж, набрызг, графическое декорирование. Иногда цвет становится мощнейшим средством восприятия детского рисунка, а иногда рельефность или наоборот размытость форм придает завершенной работе особый шарм.
Пейзажные мотивы.
Чем интересен пейзаж? Тем, что он может передавать время и эпоху, а может не иметь временных ограничений. Одно обстоятельство он передает и это точно – сезонное состояние: лето, осень, зиму или весну. Если натюрморт легче и правильнее изображать, работая с натурой, то работая над пейзажем, достаточно иметь хорошую зрительную память, хороший этюдный материал и творческое воображение. Как часто художники для себя выбирали это творческое направление и становились пейзажистами на протяжении долгого времени, а то и на всю жизнь. Как в натюрморте, так и в пейзаже применимы те же техники, методы и приемы художественного оформления работ. Если натюрморт выполняется в салонных условиях, то для выполнения пейзажа требуется какое-то время хотя бы изучения его на пленэре. Ребенок должен усвоить многие природные явления, изучить линейную и воздушную перспективу, освещенность, контрастность. Переменчивость и многое другое. Пейзажные мотивы могут включать в композицию события какого-то дня, времена года, суток. Это может быть сельский, городской, чисто ландшафтный или космический пейзаж. Каждый будет иметь свою задачу, свою композиционную основу и свое качество исполнения. Урок проходит быстро и одного часа часто не хватает для завершения живописной работы, поэтому хорошо используется прием коллажа. Фигурки человека, зверей, насекомых можно наклеить на готовый рисунок, можно ввести какое-то строение, архитектурный объект, если он будет удобно
вписываться в данную композицию. Решение такой задачи улучшает качество рисунка и дает ребенку возможность довести работу до завершения.
Графическое декорирование в новом формате .
Это одна из любимейших техник в моей практике. Первый опыт и знакомство с этим видом искусства я получила в 2003 году на занятиях у Н.А. Талавиры ленинградской художницы, состоящей в союзе художников России, в период прохождения курсов в г. Ноябрьске. Текстильная техника увлекла меня простотой и доступностью. Использование новых материалов в декоративной работе могло стать новым направлением в моей и в детской творческой деятельности. Я решила расширить применяемость этой техники и попробовать ее использовать в изготовлении рамок-паспарту, в декоративных панно и в изготовлении национальной игрушки. По местному и районному телевидению ТРК «Луч» была показана программа, где я рассказывала о создании национальной игрушки и о методах ее росписи, знакомила зрителей с методическим пособием, с работами детей пользующихся этим пособием на занятиях, с применением в росписи игрушки метод графического декорирования. Дети с большим удовольствием переключаются на выполнение заданий в технике графического декорирования. Декоративно оформляют листочки, бабочки, цветы, деревья, насекомые, животных, людей. Придумывают различной формы декоративные линии, чередования, ритмы точек, завитков. Кажется, что нет предела новым открытиям в изобретении новых графических решений: разнообразных сеток, решеток, паутинок, бисерных дорожек, разводов различных форм и утолщений, затушевок, сгущений и т.д. Данный вид творчества обновился за счет использования компьютерных технологий. Есть доступ к поиску новых идей и композиций в данной технике рисования. Нами придумана новая технология «Графическая мозаика», которая набирает новый виток раскрутки идеи в творческих проектах.
Семейная тема в творчестве.
В настоящее время в искусстве становится важным изображение семьи как мини-ячейки общества. Новый взгляд на взаимоотношения людей в обществе одной семьи, дает большой художественный образ человека в изобразительном искусстве. Многообразность человека не только как труженика, но и как семьянина, наставника, учителя жизни раскрывает его новые грани, которые имеют место быть отражены в детских творческих работах. Часто семейные фотографии теряются в кипе ненужных бумаг, редко когда в семье кто–то их оформляет и следит за хроникой жизни. На дополнительных занятиях дети с удовольствием оформляют альбомы для фотографий, подбирая их по заданной тематике, например: 8 Марта – праздник мамы; Наш семейный праздник; Профессии моих родителей;
Мы на море; Мой выходной день. Вначале на альбомных листах дети вырезают «окошки» под фотографию, затем выполняют красочное оформление рамки, с обратной стороны с помощью липкой ленты крепят фотографию и в завершении соединяют альбомные листы в определенном порядке друг с другом. Таким образом получается папка – раскладушка. Изготавливают дети и газеты к семейным праздникам в виде коллажей, используя газетную и журнальную продукцию. Рисунки для мам, пап, сестер и братьев, бабушек и дедушек дети выполняют с большой охотой, зная, что в лице родных они найдут настоящих ценителей их творчества. Используют разнообразные формы техник, приемов в создании своих работ-подарков. Живопись и бумажная пластика, аппликация и графика, смешанная техника рисунка, открытка с загадкой, письмо-плакат и т.д. Плакат-подарок получил среди школьников большой спрос на его изготовление. Ряд карманчиков, подрезных полос, в которые продеваются ленточки, шнурочки, тесемочки, лаковые разрисованные пятна, объемные бабочки и жучки - создают парадность плакату, содержат интригу и тайну. Такие плакаты выполняются и в одиночку, и большой группой детей.
Северная тематика.

Национальный компонент.
Учитель и ученики собирают мини – библиотеку о быте, традициях, культуре и жизни коренного населения. С ненецких традиционных праздников сделаны фотографии и оформлены альбомы с фотоматериалом. Этим накопительным материалом удобно пользоваться при выполнении творческих работ, так как наглядно изучается культура народов Севера, национальный праздничный костюм, предметы быта, оформление жилища, образ и уклад жизни кочевого народа. Ненецкие орнаменты, узоры, панно, пейзажи на северную тематику выполняются детьми часто не только для выставки рисунков по ИЗО, но и по краеведению, и в период проведения окружного фестиваля «Все краски Ямала», мероприятий по предметным неделям. Оформлены папки – раскладушки с ненецкими узорами и орнаментами. Открытые занятия и мероприятия проводятся на базе краеведческого музея в этнографическом зале.
Итог статьи.
Мир не стоит на месте. Новому миру подчиняются новые условия жизни. Учить и учиться - актуально для каждого времени и для каждого человека. Новый мир новых технологий – это не обязательно что-то из ряда вон выходящее. Новые технологии нас только ориентируют и направляют в прогнозируемое будущее. Для всего нового нужны крепкие базовые знания, умения, навыки. Нужна во всем крепкая основа, вот тогда мы сможем оттолкнуться от предыдущих знаний и достичь новых горизонтов.


В раздел образования