Напоминание

Перспективно-календарное планирование художественно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) в соответствии с требованиями ФГОС ДО


Автор: Крончева Наталья Анатольевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Буратино"
Населённый пункт: г. Надым ЯНАО
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Перспективно-календарное планирование художественно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование





Назад





Перспективно-календарное планирование

художественно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного

возраста (от 5 до 7 лет)

в соответствии с требованиями ФГОС ДО
В соответствии с требованиями ФГОС ДО образовательная работа с детьми должна обеспечивать их всестороннее развитие и осуществляться в форме игры, познавательно- исследовательской, изобразительной деятельности, воспитывать такие необходимые для успешного человека качества, как целеустремленность, любознательность, трудолюбие, умение одновременно делать несколько дел (слышать, видеть, действовать руками, двигаться, думать). В связи с этим в МДОУ «Детский сад «Буратино» г. Надыма», с целью формирования ключевых компетенций дошкольников, определено одно из основных направлений работы Центра развития исследовательской деятельности воспитанников - развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования с изобразительными материалами. В основе инновационной работы с детьми используется личностно-ориентированный и системно-деятельностный подход, предполагающий умение педагога формировать знания у воспитанников посредством создания специальных условий для экспериментирования в художественной деятельности, в которой дети, опираясь на приобретенные умения и навыки, самостоятельно обнаруживают проблему, осмысливают и выдвигают гипотезы, решают поставленные задачи, делают выводы. Накопленный опыт по реализации данного направления представлен в виде перспективно-календарного планирования по художественно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) в соответствии с требованиями ФГОС ДО (далее по тексту Планирование). Планирование составлено с учетом принципов:  содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;  поддержка инициативы детей в художественно-экспериментальной деятельности;  формирование познавательных интересов и познавательных действий в художественной деятельности;  опора на развитие умений самостоятельного поиска информации. Планирование разработано на период с сентября по май в соответствии с тематическими неделями образовательной работы с детьми старшей и подготовительной групп; состоит из 7 разделов: «Песочные фантазии», «Каменная сказка», «В царстве Воды», «В поисках льда и воздуха», «Секреты наших растений», «Волшебный магнит и тайны бумаги», «Свет-цвет, зеркало-стекло» Содержание Планирования построено на интеграции художественной и познавательной видов деятельности, включает место в режиме дня, тему художественно-экспериментальной деятельности, методы познавательной деятельности, задачи, используемый материал. Представленное Планирование может быть использовано педагогическими работниками в группах старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) общеразвивающей направленности.

Место в режиме

дня

Период

Старшая группа

Тема

художественно-

эксперимента

льной

деятельности

Методы

познавательной

деятельности

Задачи

Материал

Сентябрь

Песочные фантазии
1 неделя Совместная деятельность До м и к и д л я песочных человечков Лабораторный опыт «Из ч е го состоит песок и можно ли из него лепить?» Способствовать формированию у детей умение изучать свойства песка: состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, слипается, мокрый темнее сухого, можно лепить фигуры из влажного песка. Развивать творческое воображение в изображении домов разной формы и выполнении объемных композиций Песок, вода, лотки или разносы; микроскоп, тарелочки, сито, песочные часы, лупы, дощечки, мерные стаканчики, прозрачные ёмкости, трубочки из бумаги, полиэтиленовые бу т ы л к и , банка, палочки, формочки, совочки, сито, мельницы, лейки, воронки 2 неделя Индивидуальная работа Украшения для моих друзей Эксперимент «Сыпучие в е щ е с т в а и пластилин» Учить детей с помощью исследовательских действий выявить способ изготовления поделки (миниатюры) из пластилина с использованием сыпучих в е щ е с т в : смешивать песок с другими сыпучими веществами, просеивать через сита разных видов. Создавать «украшения» (миниатюры) способом налепа Песок, манка, пшено, рис, сита разных видов, лотки и ли разносы, пластилин 3 неделя Совместная деятельность Разгадаем тайну следа Наблюдение «На к а к о м п е с к е остается четкий след?» Способствовать формированию новых знаний - при изменении влажности песка песчинки прилипают друг к другу, он становится плотным и на нем остается четкий след. Р азв иват ь ф а н т а з и ю , графические навыки при дорисовывании отпечатков Песок, вода, лейки, лотки или р а з н о с ы ; разные предметы, о с т а в л я ю щ и е ч е т к и й фактурный след, деревянные палочки 4 неделя Самостоятельная деятельность в Центре воды и песка Картина из песка Эксперимент « М о ж н о л и рисовать песком?» З а к р е п и т ь у м е н и е д е т е й экспериментальным путем самостоятельно определять способы рисования песком: рисовать сухим песком можно пальцами, Песочные столы, б о л ь ш и е клеенки, расстеленные на полу, цветной картон для фона, сухой песок
щепоткой, струйкой, симметрично двумя руками, подушечками пальцев и т.д.
Октябрь

Песочные фантазии
1 неделя Совместная деятельность в Центре воды и песка Свет и след Наблюдение « С л е д ы н а песочном столе с подсветкой» Формировать у детей умение наблюдать за изменениями на песочном столе и делать выводы об отпечатках следов на песке разных предметов. Вызвать интерес к художественному экспериментированию через изображение разных линий в зависимости от фактуры используемых материалов Песочный стол с подсветкой, ф о р м ы , о с т а в л я ю щ и е разнообразные следы 2 неделя Индивидуальная работа Песочная радуга Эксперимент «Можно ли поменять цвет песка?» Способствовать формированию у детей умения проводить эксперименты по окрашиванию песка. Учить анализировать полученные данные и делать выводы о свойствах пе ска при ок ра ш и ва н и и , изменении цвета в зависимости от интенсивности краски при использовании акварели и гуаши, времени высыхания П е с о к , лотки или разносы; песочные часы, гуашь, акварель 3 неделя Совместная деятельность Узор в стакане Лабораторный опыт «Цветные песчаные слои» Расширить знания детей о форме песчинок, перемещении потоков песка с помощью воронки и ложки: слои песка, и отдельные песчинки передвигаются относительно друг друга, создавая причудливые узоры Лупы, микроскопы, лотки или разносы; прозрачные стаканы, цветной песок, воронки, ложки 4 неделя Самостоятельная деятельность Живые узоры Эксперимент «Какие предметы можно использовать для изменения песчаные слои» В ы з в ат ь ж е л а н и е с а м о с т о я т е л ь н о экспериментировать с материалами – выбранным по цвету песком, шпажками и т.д. (аккуратно видоизменять линии). Р а з в и в а т ь в о о б р а ж е н и е , п а м я т ь , цветовосприятие Разнообразные прозрачные емкости, лотки или разносы; ц в е т н о й п е с о к , д л и н н ы е шпажки, воронки, ложки и другие предметы по выбору детей
Ноябрь

Каменная сказка
1 неделя Совместная деятельность О чем могут рассказать камни? Исследование «Какими бывают камни?» Учить детей проводить исследование камней. Сформировать представление о разнообразии внешнего вида и свойствах камней. Закреплять умение использовать разнообразие цвета, формы, размера, особенности рисунка (трещины, узоры, Коллекция камней, горных пород, лупы, акварель, гуашь, бумага
крупинки) при составлении у з о р о в («браслет», «бусы»), развивать чувство ритма и композиции 2 неделя Совместная деятельность Каменные художники Эксперимент « М о ж н о л и рисовать камнем?» З а к р е п и т ь у м е н и е д е т е й экспериментальным путем проверять, оставляют ли разные камни следы на черной и белой бумаге, фольге, кальке, стекле; пачкают ли руки? Коллекция камней, горных пород, бумага белая и черная, фольга, калька, стекло, ткань 3 неделя Индивидуальная работа Панно для морских жителей Эксперимент «Твердый камень и мягкий пластилин» Сформировать представление о твердости камня (не мнется при сжимании, стучит, не оставляет царапин, на нем не получается о т п еч ат о к ) . Р а з в и в ат ь т в о р ч е с ко е в о о б р а ж е н и е в х у д о ж е с т в е н н о м экспериментировании с камешками и пластилином (отпечатки) Камешки гладкие, п л о с к и е , пластилин, монеты 4 неделя Совместная деятельность Разноцветная палитра на воде Лабораторный опыт «Тонут - не тонут, меняют ли цвет в воде?» Экспериментальным путем подвести к выводам: тяжелые камни тонут, легким, пористым, не дает утонуть воздух, который находится в них; мокрые камни меняют цвет ( с т а н о в я т с я т е м н е е ) ; п о - р а з н о м у о к р а ш и в а ю т с я в в од е с р а з н ы м и красителями (акварель – пищевая краска) Микроскоп, лупа, морские и речные камешки, ку сочки гранита и пемзы, прозрачные с о с уд ы с в о д о й ; пустые емко ст и, лейки с в о д о й , акварель, пищевая краска, кисти, салфетки; клеенка на столе, клеенчатые фартуки
Декабрь

В царстве Воды
1 неделя Индивидуальная работа Красочные брызги Эксперимент «С водой и без воды» Подвести к пониманию свойства воды – «вода-растворитель». Вызвать желание экспериментировать с изобразительными материалами в создании необычного фона Клеенка на стол, фартуки, баночки с водой, акварельные к р а с к и , з у б н ы е щ е т к и , д е р е в я н н ы е п а л о ч к и , щетинистые кисти, салфетки 2 неделя Совместная деятельность (утро)/прогулка Ш а р и к и с секретом Эксперимент «Вода – лед» Расширить знания детей об агрегатном состоянии воды – льдом (может заполнить любое пространство, принимает форму сосуда, в котором застывает, не льется). Заинтересовать детей окрашиванием воды, получением разных оттенков, путем с м е ш и в а н и я о с н о в н ы х ц в е т о в , Емкость с водой, клеенка на столе, клеенчатые фартуки, воздушные шарики разной формы, пищевые красители, краски акварельные и гуашь, пипетки, кисти, п а л и т р ы , воронки
замораживанием окрашенной воды в воздушных шариках, отличающихся по форме 3 неделя Индивидуальная работа Рисование на запотевшем стекле Эксперимент «Почему окна «плачут»?» Расширить знания детей об агрегатном состоянии воды – пар (при закипании вода превращается в пар). Способствовать открытию нового знания – пар, оседая на холодном стекле, конденсируется и заново превращается в воду (оседает на нем капельками и иногда стекает струйками). Предложить для рисования на запотевшем стекле ватные палочки и кисти. Сравнить с изображениями на листе бумаге после обработки его паром Эле кт р и ч е с к и й ч а й н и к с г о р я ч е й в о д о й / т е р м о с , н а с т о л ь н ы й с т е к л я н н ы й мольберт, ватные палочки, кисти, бумага 4 неделя Самостоятельная деятельность Цветок расцвел Эксперимент «Как вода влияет на бумагу?» Закрепить умение детей самостоятельно экспериментальным путем раскрыть свойство воды изменять форму предметов, сделанных из бумаги (в воде волокна бумаги разбухают – цветы «распускаются») Бумага, ножницы, емкости с в од о й , с т ол с к л е е н ко й , клеенчатые фартуки
Январь

В царстве Воды
1 неделя Индивидуальная р а б о т а н а прогулке Снежное тесто Эксперимент «Из к а к о г о с н е г а можно с д е л ат ь скульптуры» Способствовать формированию умения выдвигать и проверять экспериментальным путем гипотезы: снег сухой - рассыпчатый и не лепится, если снег смешать с водой, получится смесь, из которой можно создавать снежные постройки, с помощью цветной воды декорировать их Снег, вода, ведерки, совочки, палочки, пульверизаторы с разноцветной водой (пищевые красители), резиновые перчатки 2 неделя Совместная деятельность Забавы на воде Наблюдение «Р и с о ва н и е н а воде» Сформировать представление о том, что у жидкостей разная плотность (вода обычная и к р а х м а л ь н о - к л е е в а я ) , и н е ра с т воря ю щ и е с я к ра с к и н е т о н у т, удерживаются на поверхности и создают т о н к у ю п л е н к у. В ы з в ат ь ж е л а н и е экспериментальным путем выявить, какой след/линию на пленке оставляют разные предметы Вода, крахмал, канцелярский клей, пластиковые тарелки, м а с л я н ы е к р а с к и ( н е растворяющие ся в в о д е ) , разноцветный лак для ногтей, п ло с к и е к и с т и , п а л о ч к и , з у б о ч и с т к и , г р е б е н к и , пластиковые вилки, бумага (акварельная или плотная,
шероховатая), салфетки 3 неделя Совместная деятельность Волшебные капельки Эксперимент «Промокает - не промокает» Экспериментальным путем подвести к выводу: что жидкость по-разному ведет себя на разных поверхностях и материалах, оставляет разные следы (быстро/медленно растекается, впитывается, собирается в капли). Использовать полученные знания в технике рисования по мокрому листу, «монотипия» Емкости с водой, пипетки, кисти, гуашь, акрил, пищевые красители, салф е т к и и л и бумажные полотенца, бумага разной плотно сти, л и с т ы о р г с т е к л а и п л а с т и к а , деревянные дощечки
Февраль

В поисках льда и воздуха
1 неделя Совместная деятельность Радужные льдинки Эксперимент «При каких условиях вода превращается в лед» Сформировать у детей умение проводить эксперимент по выявлению условий перехода воды из жидкого состояния в твердое. Анализировать р е зул ьт ат ы эксперимента и делать выводы о свойствах и признаках льда (холодный, твердый, не льется, скользкий, гладкий, блестит, в тепле тает, превращаясь в воду, хрупкий, - его можно разбить, если ударить чем-нибудь твердым). Закрепить умение окрашивать льдинки (раскрашивание готовых форм), изготовлять цветной лед в разные цвета спектра. Т е р м о м е т р , в о д а , разнообразные формы для льда, краски акварельные и гуашь, пищевые красители, кисти, кусочки поролона, разносы, салфетки 2 неделя Индивидуальная работа Прогулка (вечер) Льдинки с секретом Украшение снежных построек на участке Эксперимент «Как предмет со в с е х с т о р о н покрыть льдом» Способствовать развитию интереса к творческому экспериментированию путем внесения дополнительных материалов для изготовления цветного льда (вмораживание предметов) Развивать чувство композиции Вода, разнообразные формы для льда, мелкие предметы и игрушки, краски акварельные и гуашь, пищевые красители, Совочки, ведерки с ледяными фигурками 3 неделя Совместная деятельность Воздух- невидимка Эксперимент «Свойства воздуха» Закрепить знания детей о свойствах воздуха: невидимый, прозрачный, без цвета, без запаха, легкий, бывает теплым и холодным, не имеет размера и формы, движется. Вызвать желание изготовить и украсить Тр у б оч к и д л я к о к т е й л я , п о л и э т и л е н о в ы й п а к е т , вентилятор, фен, веер, листы бумаги, картона. Разнообразный изобразительный материал:
свой флюгер или вертушок, используя разнообразный изобразительный материал печатки, ватные палочки, губки, р а з н о ц в е т н ы е к у с о ч к и самоклеящейся пленки, краски, ф л о м а с т е р ы , ш а б л о н ы флюгеров и вертушков 4 неделя Индивидуальная работа Воздух- художник Эксперимент «Как с помощью воздуха нарисовать картину?» Способствовать открытию нового знания – направление движения воздуха можно увидеть. Развивать творческое воображение в технике «кляксографии» Трубочки для коктейля, листы бумаги, цветная тушь, краски а к в а р е л ь н ы е , п и п е т к и , салфетки
Март

Секреты наших растений
1 неделя Самостоятельная деятельность Растения помощники Исследование «Рисование растениями?» Учить детей при проведении исследования растений определять проблему, выдвигать гипотезу, находить пути решения проблемы, делать выводы о применении растений в рисовании. Л ист ват мана, с а л ф е т к и ; кусочки овощей, ягод, фруктов для экспериментирования 2 неделя Самостоятельная деятельность С а м ы й я р к и й отпечаток Эксперимент «Из к а к и х о в о щ е й можно с д е л ат ь штампы, трафареты» Закреплять умения детей самостоятельно находить ответ на вопрос – сырые или вареные овощи оставляют яркий след на бумаге. Способствовать проявлению фантазии при вырезывании штампов и трафаретов из овощей Сырые и вареные овощи, листы бумаги, салфетки, стеки 3 неделя Индивидуальная работа Отпечатки л и с т ь е в н а б у м а г е и соленом тесте Наблюдение «Строение листьев» Закрепить знания детей о строении листьев: листовая пластина, черешок, жилки. Р а з в и в ат ь и н т е р е с к в ы п о л н е н и ю предметного изображения или сюжетной композиции отпечатками листьев Л и с т ь я р а з н о й ф о р м ы ( ж е л ат е л ь н о с т о л с т ы м и жилками), листы бумаги тонкие ( д л я р а з г л а ж и в а н и я окрашенного листа), плотная бумага (для отпечатка), гуашь, к и с т и , ба н оч к и с в о д о й , салфетки 4 неделя Совместная деятельность Тайное письмо Эксперимент «Лимон- невидимка» Содействовать формированию у детей исследовательских действий при изучении свойств лимона. Закреплять умение делать выводы о свойствах лимона: лимонный сок оставляет на бумаге невидимый след, проявляющийся при нагревании Половинки лимона, ватные палочки, чашка воды, пипетки, листы бумаги, включенная настольная лампа
Апрель

Волшебный магнит и тайны бумаги

1 неделя Самостоятельная деятельность Следы на бумаге и от бумаги Исследование «Виды бумаг» Формировать представления о свойствах бумаги в зависимости от ее вида. Развивать умение обследовать фактуру бумаги, устанавливать причинно-следственные с в я з и , д е л а т ь в ы в о д ы н а о с н о в е эксперимента. Обратить внимание на свойство наждачной бумаги оставлять яркий след от цветного карандаша и акварельного мелка, вызвать желание применит ь полученное знание в творческой работе Б у м а г а р а з н ы х в и д о в : наждачная, салфетки, обои, т у а л е т н а я , глянцевая, фотобумага, гофрированная, шершавая, к а л ь к а , бархатная, старые газеты и те т р а д и, картон; карандаши восковые, а к в а р е л ь н ы е , ц в е т н ы е , графитные 2 неделя Совместная деятельность Волшебная бумага (копировальная) Эксперимент « М о ж н о л и в д е т с к о м с а д у изготовить копировальную бумагу?» С п о с о б с т в о в ат ь о с в о е н и ю д е т ь м и представлений о свойстве копировальной бу м а г и – точное копирование рисунка, четкость отпечатка в зависимости от изобразительного материала и нажима. Экспериментальным путем «превратить» обычную бумагу в ко п и р о ва л ь н у ю («графитный отпечаток») Копировальная бумага, листы белой бумаги, шариковые ручки, карандаши восковые, акварельные, графитные разной мягкости/жесткости, фломастеры 3 неделя Индивидуальная работа Летающая бабочка Эксперимент «Взаимодействие м а г н и т а и бумаги» Дать знания детям о магните и магнитной с и л о й в п р о ц е с с е т в о р ч е с к о г о экспериментирования с материалами (вырезать из бумаги бабочку, прикрепить к ней скрепку, к скрепке – нитку; взяв в одну руку нитку, а в другую магнит, сделать вывод - магнит притягивает скрепку, и бабочка поднимается, «летает») Л и с т ы ц в е т н о й б у м а г и , ножницы, скрепки, нитки, магниты 4 неделя Индивидуальная работа Подарок для Снегурочки и Лета Эксперимент «Магнитная сила» Экспериментальным путем подвести детей к выводу - магнит действует с разной силой через разные материалы. Упражнять в группировке скрепок (теплые, холодные оттенки), составлении из них орнаментов и узоров Емкость с песком, магниты разного цвета и р а зм е р а , м а г н и т н ы е п л а с т и н ы , квадратный лист бу м а г и , картон, пенопласт, железная крышка, деревянная ложечка, пластмасса, р азно цвет ны е скрепки (холодных и теплых оттенков)
Май

Свет-цвет, зеркало-стекло

1 неделя Совместная деятельность (вечер) Превращения пятен Наблюдение «Окружающий м и р ч е р е з цветные стекла» Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла. Упражнять в работе на палитре – основные и составные цвета и их оттенки. Развивать познавательный интерес Цветные стекла, белые листы бумаги формата А3, гуашь, к и с т и , ба н оч к и с в о д о й , салфетки, палитры 2 неделя Индивидуальная работа М о с т и к и д л я красок и радуга в стаканах Лабораторный опыт « Ж и д к и е красители» Закрепить умение детей проводить опыт по с м е ш и в а н и ю к р а с о к с п о м о щ ь ю лабораторного оборудования: микроскоп, мерные ложки, пипетки. Помочь запомнить последовательность цветов спектра в изображении цветов радуги акварелью по мокрому листу бумаги и смешиванию жидких красителей. Микроскоп, мерные ложки, пипетки, акварель, жидкий пищевой краситель желтого, красного и синего цветов; листы белой бумаги, баночки с водой, широкие кисти, по 5 прозрачны х с т а к а н ч и ко в , салфетки 3 неделя Совместная деятельность Свет повсюду. Наблюдение «Свет и тень» Дать знания детям о значении света; объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, ко с т е р ) , искусственные, изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча). Познакомить с о б р а з о ва н и е м т е н и от п р е д м е т о в , установить сходство тени и объекта. Формировать исследовательские действия детей через создание очертаний предметов (тень) в зависимости от направления светового пучка. П р е д м е т ы с ч е т к и м и очертаниями (ваза, матрешка, источники света: фонарики, свеча, настольная лампа и др. Мольберты с прикрепленными на них листами белой бумаги, м а р к е р ы , ч е р н а я г у а ш ь , ножницы 4 неделя Индивидуальная работа Стеклышки- художники Наблюдение «Цветные капли и пластилин» Дать знания детям о свойствах пластилина и цветных капель: при надавл ивании стеклышками расплющивается (пластилин) и растекается, смешивается, образуя другие цвета (капли) Прозрачные куски оргстекла 25X25 (или меньше), цветной пластилин, жидкий пищевой к р а с и т е л ь / к р а с ка р а з н ы х цветов, пипетки, клеенки на столах, клеенчатые фартуки, влажные салфетки

Место в режиме

дня



Период

Подготовительная группа

Тема

художественно-

эксперимента

льной

деятельности

Методы

познавательной

деятельности

Задачи

Материал

Сентябрь

Песочные фантазии
1 неделя Совместная деятельность Угадай, что я слепила Наблюдение «Песок и глина» Уточнить представления детей о свойствах песка и глины, определить отличия (глина вязкая, влажная; песок сыпучий) Песок, вода, лотки или разносы; глина, глиняные предметы; тарелочки, сито, песочные часы, лупы, дощечки, мерные с т а к а н ч и к и , п р о з р а ч н ы е ёмкости, трубочки из бумаги, полиэтиленовые бу т ы л к и , банка, палочки, формочки, совочки, сито, мельницы 2 неделя Совместная деятельность Следы на песке Эксперимент «Рассеянный песок» Установить свойство рассеянного песка (плотность) Песок, вода, разные предметы, сито, палочки, ключи, лотки или разносы 3 неделя Совместная деятельность в Центре воды и песка Юные кондитеры Лабораторный о п ы т « Т а к о й разный песок» Формировать у детей умение выявлять сходства и различия в свойствах обычного мокрого песка и кинетического (н е сыплется, невозможно просеивать, играть в мельницы, большие куличики не держат форму, рассыпают ся, р а с с ы п а н н ы е песчинки легко собираются с помощью песчаного комка – частички прилипают к нему, как железки к магниту; легко принимает заданную форму). Развивать фантазию, творчество при вырезании стеком и выкладывании барельефных форм и фигурок «печенья» Песочные столики с мокрым и кинетическим песком, стеки, сита разного размера, формочки для песка и кондитерских и з д е л и й , с к а л к и д л я раскатывания 4 неделя Совместная деятельность Разноцветный песок Эксперимент «Окрашивание песка» П р о д о л ж а т ь у ч и т ь д е т е й экспериментальным путем находить способы окрашивания сухого пе ска темперой, пищевыми к р а с и т е л я м и , П е с о к , лотки или разносы; темпера, растертая в порошок, пищевые красители, акриловые краски, цветной мел
акриловыми красками, мелом. Обогащать представления о цветовых изменениях песка, сравнивать полученные результаты и делать выводы
Октябрь

Песочные фантазии
1 неделя Индивидуальная работа Волшебные фигурки Эксперимент «Кто/что может п ол у ч и т ь с я и з этих следов?» П р од о л ж ат ь р а з в и в ат ь и н т е р е с к экспериментированию с с ы п у ч и м и веществами - смешивать, просеивать, пересыпать, взвешивать. Упражнять в изображении «следов» разными способами: пальцами, щепотками, кулаками, всей кистью и материалами, дорисовывании их до узнаваемого образа Прозрачные емкости разной формы и размеров, с и т о , воронки, мерные ложки, весы, песок, соль, манка, молотый кофе 2 неделя Самостоятельна я деятельность Можно ли рисовать песком? Эксперимент «Цветной песок и кляксография» Создать условия для самостоятельного экспериментирования с материалами, объединения в рисунке двух техник – кляксографии и рисования цветным песком (смешанная техника) Цветной песок, белые листы плотной бумаги или картона, цветная тушь, трубочки для коктейля, клей-карандаш 3 неделя Совместная деятельность Осень Эксперимент «Песок и клей» Вызвать интерес у детей к творческому э кс п е р и м е н т и р о ва н и ю с п е с ком и к о н т у р н ы м и и з о б р а ж е н и я м и , выполненными клеем и кусочками скотча. Подвести к пониманию основной причины скрепления материалов – клеевой основы. Песок, лотки или разносы, клей ПВА в тюбике или емкости с у з к и м н о с и к о м , с к о т ч , ножницы, ватные палочки, цветные листы картона 4 неделя Совместная деятельность Песочная сказка Эксперимент «Пе сок – к а ко й он?» Закрепить умения детей обобщать и делать выводы о свойствах песка при создании коллективных работ (на песке или песком по выбору детей) Песок обычный и цветной, разнообразный материал по выбору детей
Ноябрь

Каменная сказка
1 неделя Совместная деятельность Рисующие камни Эксперимент «Мел и уголь» Учить детей сравнивать мел и уголь по внешнему виду и свойствам (маркие – оставляют след на руках; уголь блестящий, чёрный, а мел шероховатый, белый, матовый). Способствовать формированию и с с л е д о в а т е л ь с к и х д е й с т в и й п р и изображении различных линий мелом и углем. Листы белого картона, мел, уголь, влажные салфетки
2 неделя Самостоятельна я деятельность Домики для поросят Исследование «Самый прочный камень» Упражнять детей в самостоятельном проведении исследования свойств камней, сделать вывод о самом прочном камне. З а к р е п л я т ь у м е н и е о с у щ е с т в л я т ь исследовательские действия: проверить воздействие на камни: трения (потереть камни друг о друга, металличе ской палочкой по камню); воды (опустить в емкость с водой); силы удара (постучать молоточком). М е л , у г о л ь , к р и с т а л л ы крупной/морской соли, речная галька, камешки г р а н и т а ; м е т а л л и ч е с к и е п а л о ч к и , стаканчики с водой, молоточки; листы бумаги, графитный карандаш 3 неделя Индивидуальная работа Превращения отпечаток на камне Наблюдение « Р е ч н ы е и морские камни» Научить видеть отличие речных камней от морских (речные имеют разную форму, иногда острые углы; морские - всегда округлой формы, гладкие) , обследовать, называть их свойства, о с о бе нно с ти (крепкий, твердый, неровный/шероховатый, гладкий, тяжелый, и др.). Поддерживать и н т е р е с к х у д о ж е с т в е н н о м у экспериментированию – наносить краску на гладкую поверхность камни, делать отпечаток и дорисовывать его, «превращая» в знакомое изображение; делать отпечатки на камнях мелкими предметами, используя разные виды красок, лак для ногтей Речная и морская г а л ь к а средних размеров, лупы, гуашь, кисти разной толщины, баночки с водой, бумага белая, салфетки 4 неделя Совместная деятельность Мелковые отпечатки Исследование «Разные камни» С о з д а т ь у с л о в и я д л я п р о в е д е н и я исследования групп камней природного и искусственного происхождения, учить отличать их по внешнему виду, делать в ы в о д ы . З а к р е п л я т ь у м е н и е экспериментировать в создании отпечатков пастельными мелками (изображение на поверхности бумаги лежащего под ней предмета). Обратить внимание на качество отпечатков в зависимости от рельефа предмета и силы нажима на мелок Коллекция камней разного размера и формы: природные – речная и морская г а л ь ка , гранит, гравий, мрамор, щебень и другие; и искусственные - керамзит, кусочки асфальта, кирпича, бетонной плиты, большие пастельные мелки. Толстый пергамент или цветная бумага, предметы с я р ко выраженной текстурой для оттисков – нитки п р я ж и , наждачная бумага, листья,
кусочки ткани, приклеенные на картон, прочие плоские или рельефные предметы
Декабрь

В царстве Воды
1 неделя Индивидуальная работа Таинственные картинки Эксперимент «Рисование н а молоке» Экспериментальным путем подвести детей к открытию нового знания: молоко - это ж и д ко с т ь , с о с т о я щ а я и з равномерно распределенных в водной среде капель молочного жира. (При добавлении в молоко жидкости для мытья посуды молекулы моющего средства начинают «гоняться» за жиром, который равномерно распределен в ж и д к о с т и . П о э т о м у м о л о к о «самоперемешивается» - э т о д о в о л ь н о тонкий процесс, практически невидимый, если предварительно не добавить цвета пищевым красителем или красками). Развивать творче ское во о б р а же н и е , фантазию в рисовании на молоке. Плоские тарелки/неглубокие лотки, молоко (жирностью не менее 6%) или сливки, жидкий п и щ е в о й к р а с и т е л ь , разбавленная гуашь, цветная тушь, пипетки, жидкое мыло или жидко сть для м ытья по суды, ватные п а л оч к и , з у б о ч и с т к и , п л о т н а я шероховатая бумага. 2 неделя Совместная деятельность Волшебные капельки Эксперимент « Ж и д ко с т и н а поверхности предметов» Экспериментальным путем закрепить полученные знания детей о том, ч то жидкость по-разному ведет себя на разных поверхностях и материалах, оставляет р а з н ы е с л е д ы ( б ы с т р о / м е д л е н н о растекается, впитывается, собирается в капли). Использовать полученные знания в технике рисования «батик» Емкости с водой, пипетки, кисти, гуашь, акрил, пищевые красители, салф е т к и и л и бумажные полотенца, светлая хлопковая и шелковая ткань, бумага разной плотности, листы оргстекла и пластика, пяльцы 3 неделя Индивидуальная работа Мраморная бумага Наблюдение «Вода, краски и п е н а д л я бритья/крем». Формировать познавательный интерес к художественно-творческому э кс п е р и м е н т и р о ва н и ю – с о з д а н и ю «мраморной» бумаги путем взаимодействия акварельной краски, крема, воды. Б у м а ж н ы е л и с т ы , широкая емкость, картон или другая деталь для скребка, акварельные краски, пена для бритья/крем, вода, пипетки 4 неделя Самостоятельна я деятельность Рисования н а воде «Эбру» Эксперимент « К а к с о з д а т ь рисунок на воде?» Упражнять детей в умении создавать рисунок на воде и отпечатывать его на лист бумаги в технике «Эбру ». Развивать творческое воображение - умение видеть в абстрактном изображении различные Пластиковые тарелки, кисти, краски, листы акварельной бумаги (вырезанные по размеру т арелок), клей, к р а х м а л , палитра, вилки одноразовые
образы: узоры, паутинки, цветы и т.д.
Январь

В царстве Воды
1 неделя Индивидуальная работа Блестящий рисунок Наблюдение «Рисование нитью» Расширить представления детей об изготовлении блестящей краски (жидкая темпера, кукурузный сироп, жидкость для м ы т ь я п о с уд ы ) . В ы з в ат ь ж е л а н и е использовать полученную краску для р а б о т ы в т е х н и к е « н и т е г р а ф и и » («блестящие узоры», «оберточная бумага») Жидкая темпера, кукурузный сироп 4 столовые л ож ки, жидкость для мытья посуды 1 ½ чайной ложки; листы картона, кисти, ложки, н е б ол ь ши е емкости 2 неделя Совместная деятельность Чудеса на влажной бумаге Лабораторный опыт «Краски, спирт и соль» Вызвать интерес к созданию удивительного художественного эффекта на влажной бумаге с нарисованным акварельными красками изображением, добавленными к нему каплями спирта и соли. Плотная бумага, приклеенная к столу липкой лентой, большие кисти, вода, а к ва р е л ь н ы е к р а с к и , с п и р т, п и п е т к и , каменная или столовая соль 3 неделя Индивидуальная работа Волшебные морозные узоры Эксперимент «Воск и вода» Экспериментальным путем подвести детей к открытию свойства воды отталкиваться от поверхности, покрытой воском. Развивать творческое воображение. Емкости с водой, клеёнка на с т о л , л и с т ы бу м а г и д л я акварели, тонкие восковые с в е ч и , б е л ы е в о с к о в ы е карандаши, кисти разного размера, краски акварельные, салфетки
Февраль

В поисках льда и воздуха
1 неделя Прогулка Ледяная мозаика Эксперимент «Свойства льда» Уточнить знание о свойстве льда - хрупкости (его можно разбить, если ударить чем-нибудь твердым). Экспериментальным путем получить осколки разной формы, ц в е т а и с о з д а т ь к о л л е к т и в н у ю композицию/орнамент/узор, украшающую небольшую снежную постройку на участке Разноцветный лед в ведерках, молоточки, мелкие предметы для декорирования, совочки 2 неделя Индивидуальная работа Льдинки-«огонь ки» Эксперимент «Гирлянда и з о льда» Закрепить знания об агрегатном состоянии воды – лед (на морозе замерзает; принимает форму сосуда, в котором застывает, плотно сжимает, фиксирует предметы п р и з а м е р з а н и и ) . В ы з в а т ь ж е л а н и е экспериментировать с мате ри а ла ми , создавать гирлянды, елочные игрушки. Развивать цветовосприятие при создании Вода, разнообразные формы для льда, краски акварельные и гуашь, пищевые красители, пипетки, тесьма, ножницы, салфетки
оттенков разных цветов и чередовании их в гирлянде 3 неделя Совместная деятельность Разноцветная фантазия Лабораторный о п ы т « В о с к и тепло» О пы т но-э ксперимент а ль ны м п у т е м подвести детей к открытию свойства горячего воздуха расплавлять воск (плавим восковые мелки горячим феном) Цветной плотный картон, клей ПВА, фен мощный, клеенка на стол, клеенчатые фартуки, к у с о ч к и и с т р у ж к и восковых/масляных карандашей 4 неделя Самостоятельна я деятельность Пузырьки воздуха Эксперимент «Мыльная пена» Способствовать развитию познавательного интереса, умению видеть удивительное в окружающем, делать самостоятельные открытия о свойствах мыльной пены (разноцветные пузырьки в стакане с водой, мыльные пузыри и разноцветная пена, создание фона мыльной пеной) Клеенка на стол, клеенчатые ф а р т у к и , л и с т ы бу м а г и , трубочки для коктейля, емкости с водой, жидкость для мытья посуды, акварель, пищевые красители, «мыльные пузыри», салфетки
Март

Секреты наших растений
1 неделя Индивидуальная работа Как п ол у ч и т ь зеленую воду? Лабораторный опыт «Краска из зеленых листьев» Показать детям, как из зеленых листьев можно выделить хлорофилл, зеленый краситель растений, он помогает растениям «питаться» солнечной энергией. Когда жидкость остынет, предложить вытащить пинцетом обесцветившиеся листья, а получившимся изумрудно-зеленым цветом нарисовать все, что бывает зеленым Свежие листья любого зеленого растения, тонкостенный стакан, н е м н о г о с п и р т а / в о д к и , кастрюля с горячей водой (водяная баня) с деревянной подставкой внутри, пинцет, клеенки на столах, клеенчатые фартуки; белая бумага, кисти, салфетки 2 неделя Совместная деятельность Получение природных к р а с и т е л е й и окрашивание ткани Исследование « К р а с к и и з растений» Раскрыть детям секреты природы и найти натуральные растения-красители Соковыжималка, белая ткань, морковь, клюква, шиповник, черника, листья березы и т.д. 3 неделя Индивидуальная работа Лук п ом о г а е т творить чудеса Эксперимент «Луковые краски» С о зд ат ь у с л о в и я д л я в о п л о щ е н и я творческих идей при окрашивании яиц отваром луковой шелухи Коричневая/красная луковая шелуха (можно и готовый отвар), мелкие листья, кусочки липкой ленты, толстые нитки, сеточка для фруктов, яйца, емкость с горячей водой, ложки, разносы, тканевые салфетки 4 Совместная Вторая ж и зн ь Наблюдение Показать детям, как при помощи щетки Сухие листья растений, зубные
неделя деятельность засушенных растений «Сухие листики» м о ж н о п о л у ч и т ь с к е л е т л и с т и к а ( « с к е л е т и р о в а н и е » ) . П р е д л о ж и т ь самостоятельно сделать ажурную сеточку из п р ож и л о к и и с п о л ь з о в ат ь е е п р и составлении коллективной композиции в технике «набрызг» щетки, лист ватмана, кисти, краски, баночки с вод о й , салфетки
Апрель

Волшебный магнит и тайны бумаги
1 неделя Совместная деятельность Ночное небо Эксперимент « М о ж н о л и копировальной бумагой сделать фон?» Расширение представлений о свойствах копировальной бумаги - создание цветного отпечатка/фона. Использовать данное свойство для создания фона (затемнения листа бумаги) при выполнении творческого задания – изобразить «ночное небо»/«небо на закате» Копировальная бумага разных ц в е т о в , л и с т ы б у м а г и , карандаши, картонные скребки, толстые палочки 2 неделя Совместная деятельность Картина из фольги Эксперимент «Как создать изображение на фольге?» Создать условия для экспериментирования с мет а лличе ской бумагой ( ф о л ь г о й ) , определения ее свойств: непроницаемость, легкость, прочность, термостойкость, способность сохранять форму, на ней можно рисовать. Вызвать интерес к созданию и з о б р а ж е н и й н а ф о л ь г е м е т о д о м продавливания («чеканка»). Познакомить с новым способом изображения: нарисовать карандашом на картоне контурный крупный рисунок, густым клеем обвести его, наложить поверх картона с клеевым высохшим рисунком фольгу, подворачивая её края и углы под картон, обвести выпуклые «клеевые контуры», чтобы стали объёмными; промазать гуашью ве сь рисунок, после высыхания протереть бумажной салфеткой (гуашь на выпуклых частях сотрется, в углублениях останется) Листы А4 для эскиза, простые карандаши для рисования контура и п р од а вл и ва н и я («чеканки» обоими концами), густой клей в баночках с узким носиком, кисти, гуашь темного цвета, картон, фольга, бумажная салфетка . 3 неделя Индивидуальная работа Магнит- художник Эксперимент «Танцующие железные опилки и разноцветные Создать условия для того, чтобы дети экспериментальным путем познакомились со свойством магнита притягивать железные опилки, создавая причудливые узоры. Магниты разной формы и размера, металлические опилки, листы картона с изображением ночного неба; цветная тушь,
капли воды» Р а з в и в ат ь и н т е р е с к т в о р ч е с ко м у экспериментированию с разноцветными каплями воды, магнитами и шариками- подшипниками пипетки, картонные коробки с невысокими бортиками (от конфет), несколько маленьких магнитов, шарики-подшипники 4 неделя Совместная деятельность Магнитный лабиринт и танцующие скрепки Эксперимент « М а г н и т и скрепки» Учить детей применять полученное знание о свойстве магнита притягивать железные п р ед м е т ы п р и и з гото вл е н и и и г р ы «Лабиринт танцующих скрепок» (на картонном круге с небольшим отверстием в центре по спирали налепить тонкий жгутик из пластилина – дорожка для скрепки) Белый, цветной и декоративный картон, ножницы, пластилин, магниты, железные скрепки, дощечки для лепки, влажные салфетки,
Май

Свет-цвет, зеркало-стекло
1 неделя Совместная деятельность Зеркальное отражение Эксперимент « З е р к а л о и краски» П о з н а к о м и т ь д е т е й с п о н я т и е м «отражение», предложить найти предметы, с п о с о б н ы е от р а ж ат ь . П р е д л о ж и т ь поэкспериментировать - разложить на зеркале разные декоративные предметы по своему вкусу, нарисовать или написать что- то кисточками или пальчиками, «закрасить» рисунок красками или пеной для бритья, выложить мозаику из бусин, создать симметричное изображение-отражение. Р а з л и ч н ы е п р е д м е т ы , обладающие от ражающим свойством: ложки, стеклянная вазочка, алюминиевая фольга, н о в ы й в о з д у ш н ы й ш а р , сковорода и т.д. Зеркала, губки, краски, мелки, кисти, мыльная вода, крем для б р и т ь я ; кофейные з е р н а ; фигурные макароны, пуговицы, мелкая галька и ракушки; к у к у р у з н ы е з е р н ы ш к и и тыквенные семечки; маркеры (которые можно стереть со стекла); стеклянные камушки; мягкая тряпочка ( с т и р ат ь рисунки). 2 неделя Индивидуальная работа Волшебные картинки Лабораторный опыт «Исчезающий след» Способствовать открытию нового знания – рисунок ватной палочкой, обмакнувшейся в отбеливатель, приводит к исчезновению цвета на цветных салфетках. Подложив под салфетку листы белой или цветной бумаги, можно увидеть соответствующего цвета след Ватные палочки, цветны е салфетки (желательно темные, однотонные), листы белой и цветной бумаги, устойчивая емкость с 1 столовой ложкой жидкого отбеливателя, клеенка на столе, клеенчатые фартуки 3 Индивидуальная Окрашивание Эксперимент Формировать у детей познавательный Цветные салфетки 3-4 цветов,
неделя работа салфетками «Изменчивый цвет салфеток» интере с к экспериментированию и выполнению творческого задания – разложить на картоне кусочки разорванных салфеток, разбрызгать на них воду (можно использовать мокрую кисть для получения более насыщенного цвета) и, удалив к у с о ч к и с а л ф е т о к , п о л ю б о в а т ь с я результатом (бумага под ними окажется окрашенной). После высыхания можно добавить другие цвета. листы белого картона, кисти большого размера, вода в чашках, пульверизатор с водой, клеенка на столе, клеенчатые фартуки, тазик с водой и жидким мылом для мытья рук, полотенце 4 неделя Совместная деятельность Отражение на стеклянном мольберте Исследование « Н о в ы е в и д ы рисования» С п о с о б с т в о ват ь с а м о с т о я т е л ь н о м у открытию новых способов рисования: крем – шпатель (имитация рисования на запотевшем стекле); отпечаток на бумаге (гуашь – пульверизатор с водой – бумага), точечный рисунок ватной палочкой и гуашью (перпендикулярно к стеклу); «рисуем вместе» (зеркальное отображение); многократное использование стекла для рисования. Развивать навыки ориентирования на вертикальной плоскости. Формировать творческую активность, коммуникативные навыки, развивать творческие способности. Стеклянный мольберт, густой к р е м ( л у ч ш е д е т с к и й ) , пластмассовый «шпатель» (можно использовать обычную школьную п л а с т ма с с о ву ю линейку для распределения крема), пульверизатор с водой, гуашь, листы бумаги формата А3, бумажные салфетки; ватные палочки, кисти


В раздел образования