Напоминание

Как воспитать доброго человека


Автор: Ермакова Виктория Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка - д/с "Гармония"
Населённый пункт: Иркутская область, город Тулун
Наименование материала: Эссе
Тема: Как воспитать доброго человека
Раздел: дошкольное образование





Назад





Как воспитать доброго человека
Доброта – великая сила. Писатель и мыслитель Генри Торо сказал «Самые нежные растения прокладывают себе путь через самую жесткую землю, через трещины скал. Так и доброта. Ничто не сравниться с силой доброго, искреннего человека! Ничто не может противостоять ему». Ставя своей целью воспитание доброго человека важно помнить, что маленький человечек должен быть не просто добрым, а добрым безгранично и бескорыстно. Творящий добро не должен рассчитывать на то, что станет свидетелем радости других и услышит их похвалу. Добрые дела сами по себе должны доставлять ребенку удовольствие, и при этом, давая что-то другим или помогая им, он не должен ожидать награды. Такова настоящая доброта. Воспитывая доброту важно помнить, что она представляет собой сплав различных качеств, составляющих нравственный мир человека. Каждое из них движет поведением человека в той или иной ситуации. Чтобы поведение ребенка с раннего возраста было добрым в любой ситуации, нужно из системы «двигателей» человеческой души выделить главный. Таким определяющим элементом являются нравственные потребности человека. Воспитать развитые нравственные потребности — главнейшая задача. Нужно воспитывать ребенка в любви к людям, всех людей надо любить и ко всем хорошо относиться. Чтобы воспитать доброго человека нужно помнить что, доброта это и отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро. И ее воспитание осуществляется, прежде всего, в родительском доме. Тёплая, дружественная атмосфера в семье, уважительное, заботливое отношение её членов друг к другу и к людям вообще, целенаправленность
воздействия родителей способствуют формированию человека, готового совершать добрые дела и ценить добро. Доброта порождается и питается добротой. Малыш стремится к эмоционально-нравственному общению со взрослыми, ждёт от них ласки и охотно отвечает тем же. Родителям при этом необходимо быть предельно внимательными к ребёнку, не оскорблять его равнодушием, раздражительностью. При воспитании доброты нужно учить детей брать ответственность на себя, когда этого требует ситуация, устанавливать социально приемлемые нормы поведения дома и на улице, кропотливо разъясняя их смысл. Такое воспитание необходимо тогда, когда малыши впервые начинают осознавать свою обособленность от других, отличие своей боли от чужой, когда они либо проявляют заботу о людях, либо эгоистически проходят мимо чужих страданий. Как показывают исследования, дети, умеющие заботиться о других в два с половиной года, проявляют это качество и в семь лет. Формирование доброты начинается еще с дошкольного возраста, когда взрослый проявляет по отношению к ребёнку любовь, ласку, часто употребляет нежные слова, поглаживает, хвалит малыша за каждое проявление доброжелательности, обучает способам сочувствия и внимания. В младшем дошкольном возрасте важно, чтобы социальный опыт малыша пополнился множеством единичных положительных поступков. Он ещё не способен самостоятельно сделать обобщение, но постепенно благодаря оценкам взрослых начинает понимать, что такое хорошо и что такое плохо. В возрасте 4−5 лет происходит постепенное осознание ребёнком нравственных ценностей. Он уже способен к элементарному обобщению личного опыта, накопленного ранее. Закрепляются представления о характере и способах проявления положительного отношения ко взрослым, детям, природе. Задачу воспитания
доброжелательного отношения к окружающим на этом этапе можно считать выполненной, если у ребёнка появляются элементарные самостоятельные обобщения и желание «быть хорошим», похожим на положительного героя. В старшем дошкольном возрасте дети способны не только на обобщение своего опыта отношений, но и на их анализ, на объяснение причин замеченных в них недостатков. Следует подчеркнуть и то, что в этом возрасте закладываются основы нравственного воспитания. Жизненный опыт со временем или утвердит его в положительном отношении к окружающим, или заставит измениться. На развитие у ребёнка представлений о морали оказывают влияние одновременно семья, дошкольное учреждение, окружающие. Юрий Куклачёв писал, что «Доброта – это не просто чувство, а состояние души, которое преобразует мир и подчиняется только высшему закону нравственности». Дети чутко реагируют на проявления доброты, недоброжелательного отношения к ним, искренне тянутся к людям отзывчивым. С умения понять другого начинается путь к добру и справедливости. Воспитатель должен обратить особое внимание именно на первые, порой незаметные попытки ребёнка проявить сочувствие к окружающим его людям, он должен поддержать его добрые намерения. В период дошкольного детства ребёнок переживает и сопереживает особенно искренне. Поэтому важно не упустить момент, не дать застыть быстро развивающейся душе малыша. Одобрение взрослых помогает ребёнку убедиться в правильности своих поступков, вызывает желание повторять их, у малыша пробуждается стремление быть хорошим, стать ещё лучше. Сказанное вовремя, внушительно обязательно находит отклик в душе ребёнка. Учить детей сочувствию следует как на положительных, так и на отрицательных примерах. Только при сравнении хорошего и доброго с плохим и злым формируются нравственные качества.
По материалам эссе можно сделать вывод, чтобы воспитать доброго человека его нужно любить — и ежедневно говорить ему об этом. Любить — и обязательно доказывать свою любовь объятиями, словами и делами, вниманием и строгим воспитанием. В результате воспитания добрый человек обязательно будет обладать ощущением безграничной любви, знанием ценности каждого человека, умением ценить людей просто за то, что они люди, пониманием своих эмоций, как позитивных, так и негативных, доверием к миру, твердым убеждением в том, что его любят.

Список литературы
1. Акулова О.В., Сомкова О.Н. Диагностика познания и понимания ребёнка. – М.: Педагогика, 2010. 2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под редакцией Гогоберидзе А.Г., Солнцевой О.В. – СПб.: Питер, 2013. 3. Зеньковский В. В. Основы христианской философии. - М.: Канон, 2006. 4. Куклачёв Ю. Уроки доброты: Пособие для самых маленьких о самом важном. – М.: Приор, 2016. 5. Митрошенков О.А. Гуманизм как форма жизненной практики человечества. – СПб.: Нева, 2012. 6. Покровский Н. Е. Генри Торо. — М.: Мысль, 1983. 7. Черноземова Е. Н. Развивая, воспитывать. – М.: Знание, 2016.


В раздел образования