Автор: Алиханова Мира Гаджиевна Должность: воспитатель Учебное заведение: Государственный республиканский детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Населённый пункт: Карачаево-Черкесская республика, г. Усть-Джегута Наименование материала: Беседа Тема: Дружба-бесценный дар. Раздел: среднее образование
Цель: воспитание добрых качеств, умение дружить и бережно относиться
друг к другу; формирование у детей понятия о дружбе и правилах дружбы;
формирование добрых взаимоотношений между детьми.
Задачи: - способствовать расширению знаний о взаимоотношениях людей, о
дружбе через мудрые сказки, игровые и жизненные ситуации;
- содействовать развитию эмоционально-чувственной сферы
личности ребенка через музыкальное сопровождение;
- способствовать развитию памяти, внимания, самодисциплины через
игры и игровые задания;
- создать условия для творческого взаимодействия взрослых и детей
при подготовке к мероприятию.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, фотоаппарат, видеокамера.
Наглядный
материал:
рисунки
детей,
плакаты
с
изображением
героев
мультфильмов, шары, ромашки цветы, смайлики, цветные вырезанные буквы,
дерево дружбы.
Форма проведения: беседа с игровыми и музыкальными элементами (песни,
танцы).
Ход
мероприятия.
(Идет
презентация
на
доске-фотографии
детей-
воспитанников, в зале звучит вальс, танцует пара).
Вед: Поговорим?
Ученица: О чем?
Вед: - О разном и о прочем
О том, что хорошо
И хорошо не очень
Ученица: Поговорим!
Вед: Поговорим, вдруг будет интересно.
1
Вед:
Здравствуйте
ребята!
Мы
собрались
здесь
с
вами
для
того,
чтобы
поговорить на одну очень важную тему. А вот на какую, вы сейчас сами
догадаетесь, послушав одну очень хорошую сказку и вы сразу поймете, о чем
мы сегодня будем говорить.
Притча
.
Вед: Итак, ребята , о чем же мы с вами сегодня будем говорить?
Дети: О дружбе.
Вед: Совершенно
верно.
Молодец!
Итак,
как
же
нам
узнать,
что
такое
дружба? Каждый знает? Может быть и спрашивать смешно? Слово "Дружба
что обозначает?" Может быть в поход вдвоем в кино? Ну а все же,
что
обозначает это слово? Значит что оно?
Однозначных ответов на эти вопросы не существуют, но задуматься над ними
должен каждый.
Внимание на экран:
(Видео ролик что такое дружба).
Какое теплое слово "Дружба". Произносишь его и сразу вспоминаешь
своего друга, с которым тебе интересно играть, читать новую книгу или
секретничать
о
чем-то
своем.
Произносишь
слово
"Дружба"-
и
сразу
вспоминаешь веселых героев мультфильмов. Мир кино, мир книги, наш мир
в
котором
мы
живем,
который
дарит
нам
общение
с
другом.
Друг-
это
любимая
книга,
которую
ты
читаешь
и
тебе
интересно
с
ней,
друг-это
взрослый, который обязательно поможет тебе в трудную минуту, друг-это
школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний, друг-это
старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя,
когда тебе будет плохо.
"Самый прекрасный подарок после мудрости, которым могла ты
одарить нас природа-эта Дружба". (Ларошфуко - французский писатель).
Представьте себе весы, на одной чаше дружба, а на другой богатство.
Как вы думаете- какая чаша перевесит? Что важнее?
2
Конечно, дружба перевесит чашу весов, потому что рано или поздно деньги
закончатся, а дружба останется навсегда.
В словаре Даля "дружба-это бескорыстная стойкая приязнь".
Народная мудрость гласит-"Друг познается в беде, а лучший друг в радости".
Сейчас я вас познакомлю с одной старой и мудрой притчей. А вам, ребята,
нужно вспомнить пословицу, которая очень точно выражает смысл притчи.
Притча о богатом хозяине овчарни.
Ну а теперь скажите, какая пословица больше по смыслу подходит к этой
притче?
Дети: Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Вед: Молодцы вы правильно поняли смысл этой притчи.
Вед: Народом создано много пословиц о дружбе- срочно требуется помощь
друзей (кто-то из ребят рассыпал пословицы, помогите их собрать).
Ученица проводит с детьми игру "Продолжи пословицу".
-Друг познается-(в беде)
-Старый друг-(лучше новых двух)
-Крепкую дружбу( и топором не разрубишь)
-Дружба -(дороже золота)
-Верному другу-(цены нет)
-Человек без друзей-(что дерево без корней)
-Один за всех-(и все за одного)
А сейчас у нас музыкальный номер в исполнении младших воспитанниц:
Танец "Барбарики".
Вед: "Нет в мире радости сильней
Чем лицезренье близких и друзей.
3
Нет на земле мучительнее муки
Чем быть с друзьями в разлуки"-Рудаки.
Умению дружить , общаться с людьми надо учиться с детства. Нельзя быть
равнодушными к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живет
один раз на Земле, поэтому каждый день нужно творить добро.
Послушайте стихотворение.
Ученик.
-Друг напомнил мне вчера, сколько делал мне добра.
Карандаш мне дал однажды, я в то день забыл пенал.
В стенгазете, чуть не в каждой, обо мне упоминал.
Я упал и промок. Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка не жалел и пирожка.
Откусить мне дал когда-то, а теперь представил счет.
Не влечет меня, ребята, больше к другу не влечет.
(Можно ли назвать этого героя стихотворения настоящим другом).
Вед: Дружба нужна и взрослым и детям в любой жизненной ситуации. - А
как вы думает, с чего начинается дружба?
Дети: Дружба начинается с улыбки.
Вед: Точно
также
считает
поэт
Пляцковский
и
композитор
В.Шаинский
(видеоролик "Улыбка").
Вед: Что такое дружба? Расскажет нам ученица 2.
"Что такое дружба" - спросила я у птицы,
"Это когда коршун летает вместе с синицей".
Спросила я у зверя: "Что такое дружба?"
"Это когда зайцу лисицы бояться не нужно".
А после спросила я у девочки: "Дружба - что такое?"
"Это что-то огромное, радостное и большое,
4
Это когда ребята все сразу и все вместе играют.
Это когда мальчишки девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете, и звери, и птицы, и дети".
Вед: Дружба- это когда люди хотят быть вместе, когда вместе играют и не
ссорятся. Друзья - это люди, с которыми нам интересно и комфортно. Но, к
сожалению, мы часто наблюдаем как дети ссорятся, говорят грубые слова
друг другу.
Ученица: - Слова "До свидания", "Спасибо", "Простите",
Щедро дарите, дарите прохожим,
Друзьям и знакомым,
В троллейбусе, в парке,
И в школе, и дома
Слова эти очень важны они человеку, как воздух нужны
Без них не возможно на свете прожить
Слова эти нужно с улыбкой дарит.
Вед: И вы тоже почаще говорите эти слова взрослым, друзьям, прохожим.
Дело в том, что эти слова особенные. Они обладают оздоровительной силой.
Пусть девизом нашего мероприятия будут такие слова:
-Давайте дружно будем жить,
-И нашей дружбой дорожить
И никогда не ссорится,
Тогда дела все спорятся.
Вед: Давайте мы с вами проведем словесную игру"Игра с рифмой".
Ученица: Друзья! задам я вам вопрос,
А вы над ним подумайте,
Подумайте, одно из двух--
5
Да или нет ответьте вслух.
Коль вы настойчивы сполна,
Поможет рифм, но она
Настолько хитрая у нас,
Что может с толку сбить подчас.
Игра:
-Скажи, приветствуя рассвет, поет ли сом усатый?(Нет)
-А рассекая гладь пруда, умеют гуси плавать?(Да)
-Ответь, а может резеда цвести в саду зимою?(Нет)
-А крокодил собрать букет из белых лилий сможет?(Нет)
-А тех, кто трудится всегда, в народе уважают?(Да)
-Верблюд способен, дай ответ, идти 3 дня без пищи?(Да)
-В конце спросить пришла пора- а вам понравилась игра?
Вед: Музыкальный номер - Танец "Друзья".
Лишь тот не на год-
Счастлив навсегда...
Кто дружбу пронесет
Честно через года.
Прекрасно когда у человека есть настоящий
друг. Представляем вашему
вниманию небольшую зарисовку о дружбе.
Стих "Требуется друг".
-Все живут не тужат, а со мной не дружат.
Предлагаю Ильиной:"Ты дружи со мной одной".
Есть разряд у Ильиной и девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной- стану знаменита
Все пятерки до одной у Светловой Нади
6
Я прошу :"Дружи со мной! Подружись хоть на день!
Будешь ты меня спасать - дашь контрольную списать.
А девчонка на дыбы! Говорит:"Молчала бы!"
Не вставать же на колени, уговаривать подруг.
Напишу я объявление:"Срочно требуется друг"
(Обсуждение
стихотворения)Закончить
стихотворение
можно
словами
С.Михалкова:
-Когда живется дружно,
Что может лучше быть!
И ссориться не нужно,
А можно всех любить.
Притча"Три сита Сократа".
Вед: И взрослые и дети все любят сказки.
В сказочной стране живут много сказочных героев, которые дружат между
собой. Игра словесная "Назови друга сказочного героя". Мы будем называть
сказочного героя, а вы хором называете его друга.
-Белоснежка...(и семь гномов)
-Чип...(и Дейл)
-Русалка...( и принц)
-Крокодил Гена...(и Чебурашка)
-Винни Пух...(и Пятачок)
-Маша...(и медведь)
-Дюймовочка...(и ласточка)
Вед: В детском доме никогда
Не бывает скучно
Ждут нас новые дела
7
Делаем все дружно!
Всех друзей мы соберем,
И песенку для них споем.
(Песня"Дорогою добра").
Вед: "Кто не ищет дружбы с близким, тот себе заклятый враг"-писал еще в 12
веке Шота Руставели. По своему происхождению слово "Дружба" - тесно
связано с такими понятиями, как родственная близость: выражение "Друзья"
и "Братья" некогда звучало почти идентично. Дружба предполагает взаимную
помощь и сходство чувств.
Если формула "Ты мне, Я тебе" присутствует в мыслях головы, это уже не
дружба.
Вот как об этом сказал великий Шекспир:
"Настоящий друг везде верен:
И в счастье и в беде,
Грусть твоя его тревожит
Ты не спишь- он спать не может,
И во всем, без дальних слов
Он тебе помочь готов"!
Вед: Ребята! Чтобы дружба была настоящей и крепкой, нужно соблюдать
правила: Вот некоторые из них:
Правила дружбы:
1.Помогай другу в беде.
2.Умей с другом разделить радость.
3.Не смейся над недостатком друга.
4.Останови друга, если он делает что-то плохое.
5.Не обманывай друга.
6.Умей признавать свои ошибки.
8
7.Не предавай друга своего.
8.Относись к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к
тебе.
Вед: Ребята! За время
проведения нашего мероприятия у нас выросло
дерево"Дружбы", посмотрим с этого ли дерева листья.
На листьях написаны нравственные качества, которыми должен обладать
настоящий друг. Я буду читать, а вы будете говорить с этого ли дерева
лепесток.
А сейчас внимание на экран - Самый добрый ролик на Земле"
Дети: Давайте будем
Дружить друг с другом,
Как птица- с небом,
Как ветер-с лугом,
Как парус-с морем,
Трава с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми с нами.
Вед: Впереди у нас длинная дорога жизни , и пусть на вашем жизненном
пути встречаются друзья, чьи сердца будут наполнены добротой.
Давайте
в
заключении
нашего
праздника
в
честь
настоящей
дружбы,
проведем праздничный салют. На слово "Красный"-хлопают дети. На слово
"Желтый" - взрослые. На слово "Зеленый"-хлопают все.
На этом наше мероприятие подошло к концу. Спасибо всем за внимание.
9