Автор: Палаткина Ольга Федоровна Должность: воспитатель Учебное заведение: Центр содействия семейному воспитанию № 2 Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: Конспект Тема: Дикие и домашние животные Раздел: дошкольное образование
Цель :
Обогащать представление детей о животных. Отмечать
характерные признаки животных. Уточнить, что каждому
животному необходимо жилище, пища, тепло, определенная среда
обитания. Развивать интерес у детей к живой природе,
эмоциональную отзывчивость. Уметь различать разных животных
по характерным особенностям.
Ход занятия:
-
Ребята, кто скажет, какое сейчас время года? (зима)
Какой месяц? (январь). Докажите мне пожалуйста, что сейчас зима.
(Дети рассказывают, что на улице холодно, лежит снег, дети одели
шубы, шапки, валенки и варежки).
Раздается стук в дверь. Появляется маленький зайчик.
- Ребята к нам в гости пришел удивительный малыш. Но почему же
ты такой грустный и заплаканный? Что случилось?
( Зайчик рассказывает детям, что потерялся, а так как он еще
маленький, он забыл кто он такой и какая у него мама. Он только
помнит, что зовут его Степашка.)
- Ребята, как же нам Степашке помочь? Сначала нужно разобраться,
кто же он такой. Как вы ребята думаете, кто он? (Зайчонок)
- Молодцы ребята, скажите Степашке кто он. ( Дети общаются с
зайчиком, говорят ему кто он.)
Зайчонок радуется, благодарит детей, но потом опять огорчается,
ведь он не знает, кто его мама и где он живет.
- Степашка, ты сядь на стульчик, а мы с ребятами постараемся тебе
помочь. Ребята, я сейчас загадаю вам загадки, а вы отгадайте, кто
это.
1. Я скачу туда – сюда
По деревьям ловко,
Не пустует никогда
У меня кладовка.
( белка )
2. День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет,
Ходит – бродит он молчком,
Уши серые – торчком.
( волк )
3. Что за елочка такая
Это елочка живая
В серенькой одежке
Ходит по дорожке.
( ежик )
4. Мордочка усатая
Спинка полосатая
Щурит глазки
Мурлычет сказки.
( кошка )
5. Маленький рост,
Длинный хвост,
Собирает крошки,
Прячется от кошки.
( мышка )
6. Громко лает во дворе
Отдыхает в конуре
Стережет хозяйский дом
И виляет нам хвостом.
( собака )
7. В магазине не была,
На базаре не была,
А домой пришла
Молоко принесла.
Молока кому?
Хозяину своему.
( корова )
8. Рыжая с пушистым хвостом
Живет в лесу под кустом.
( лиса )
9. Зимой – белый,
Летом – серый.
( заяц )
10. Хвост колечком
Живет под крылечком
С человеком дружит
Дом сторожит.
( собака )
11. Длинное ухо, белое брюхо,
Прыгает ловко, любит морковку.
( заяц )
- Молодцы, про всех загадки отгадали. Ребята, а кто знает, как
можно назвать всех одним словом? (животные)
Какие особенности у животных? (лапы, копыта, рога, хвост,
шерсть)
- Ребята, вот карточки, выберите из них те, которые относятся к
животным.
- Так, то, что наш Степашка животное мы убедились, и он это
запомнил. А вот где он живет, он не знает. (ответы детей: в лесу, на
поляне, на лугу)
- Правильно, зайчик живет в лесу. Как называются животные,
которые живут в лесу? (дикие)
- Ребята, у нас есть « чудесная книга», давайте раскроем ее и
найдем в ней диких животных и познакомим с ними Степашку.
( Дети с воспитателем находят в книге диких животных,
рассматривают их и показывают зайчику его маму.)
- Ребята, но зайчик еще не знает, что кроме диких животных, есть
еще животные, которые живут рядом с домом человека. Как
называют таких животных? (домашние)
- Давайте Степашку познакомим с домашними животными, найдем
их в книге. (Рассматривают домашних животных)
- Ребята, как вы думаете, все животные заботятся о себе сами:
строят себе жилье, добывают пищу? (Нет, не все. Домашние
животные не могут заботиться о себе сами, о них заботиться
человек.)
- Правильно, человек заботиться о своих домашних животных,
строит им жилище: корове – коровник, свинье – свинарник, лошади
– конюшню, собаке – будку.
- Ребята, давайте расскажем Степашке как люди ухаживают за
домашними животными. (Кормят, поят)
- За это домашние животные помогают человеку в жизни: корова –
дает молоко, кошка – ловит мышей, лошадь – возит грузы, собака –
охраняет дом.
Физкультминутка
- Ребята, мы познакомили зайчика с жизнью домашних животных.
А как вы думаете, у диких животных в лесу есть дома, где они
живут? (разные ответы детей)
- У нас есть волшебный автомобиль, я предлагаю вам ребята сесть в
него вместе с зайчиком и проехать в лес. В лесу посмотреть у какого
дикого животного какой дом. Возможно, там мы встретим маму
нашего зайчика.
- Пока мы будем ехать в лес, я расскажу вам подробнее о рождении
маленького зайчика. ( рассказ воспитателя о зайчонке -
листопадничке)
- Вот мы и приехали в лес. Посмотрите, как красиво кругом, какие
большие деревья. А теперь посмотрите вокруг и вспомните, какое
дикое животное где живет. У каждого животного есть свой дом в
лесу, только эти дома все разные, где кому удобно: лиса – в норе,
медведь – в берлоге, ежик – в норке, белка – в дупле.
- Ребята, посмотрите, сколько различных следов на снегу. Как вы
думаете, куда ходили дикие звери, они гуляли? (нет, они искали
себе пищу)
- Дикие животные добывают себе корм сами, о них никто не
заботится. Чем же питаются дикие животные?
Зайчик – травой, корой; белка – грибами, орехами; лиса – мышами;
волк – дичью.
- Ребята, посмотрите на эти следы, они напоминают следы зайчика.
Наверняка здесь пробегала зайчиха – мама в поисках своего
зайчонка. Давайте мы оставим его на этой тропинке, зайчиха –
мама вернется и найдет его. Попрощаемся с зайчиком, пожелаем
ему счастливо перезимовать в лесу и больше не теряться. Ведь
теперь он знает кто он, где живет и кто его мама.
- Сейчас, ребята, давайте сядем в наш автомобиль и вернемся
домой. (дети высказывают свои впечатления о лесе)
- Ребята, я хочу, чтобы вы на память о нашем путешествии
нарисовали рисунки и изобразили то, что вам больше всего
запомнилось.
Литература:
1.
В. Н. Волчкова , Н. В.Степанова «Развитие и воспитание детей
дошкольного возраста»;
2.
Журнал «Ребенок в детском саду» №6-2001 г.