Напоминание

Использование эстетической функции русского языка в современной школе


Автор: Моисеева Галина Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 7"Русская классическая школа"
Населённый пункт: г. Рязань
Наименование материала: Статья
Тема: Использование эстетической функции русского языка в современной школе
Раздел: полное образование





Назад





Использование эстетической функции русского языка

в современной школе
(Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ " Школа № 7"Русская классическая школа" Моисеевой Г.В.) В современной школе наблюдается тенденция к переосмыслению традиционного урока русского языка: на нем решаются не только практические задачи обучения, но и постигаются истоки выразительности русской речи, осознаются языковые механизмы создания образности высказывания. Изучение эстетической функции языка в современной школе является важным аспектом в преподавании русского языка. Важная роль в раскрытии эстетической функции языка принадлежит изобразительно-выразительным средствам. Работа над ними воспитывает у учащихся внимание к слову, понимание его, помогает увидеть красоту русской речи, русского слова. Эстетическое воспитание опирается на эстетическое развитие детской личности в процессе преподавания всех предметов школьного цикла и организации всех видов деятельности учащихся. Реализация эстетической функции языка начинается с создания определенного запаса элементарных эстетических впечатлений и знаний, без которых не могут возникнуть склонность и интерес к эстетически значимым предметам и явлениям, их звуковым, колористическим качествам. На основе полученных впечатлений и знаний эстетическая функция формирует разносторонние способности эмоционально- чувственной жизни и ценностного отношения к миру. Перед до мною как учителем русского языка и литературы стоит задача привития учащимся эстетической функции языка, формирования основ эстетического воспитания, гражданской позиции обучающегося через формирование нравственных качеств личности, его культуры общения и коммуникативных навыков, мировоззренческих позиций, чувства сопричастности к историческому прошлому края. Главное в моей работе - заложить в школьнике чувство единения с родной землей, природой, вызвать интерес к истории края, воспитать ответственное отношение к делам и поступкам. Воспитание учащегося осуществляется в ходе всего учебного процесса, но основой системы воспитания является язык. Урок русского языка таит в себе неограниченные возможности воспитания в ребенке любви к прекрасному. Овладеть речью, научиться мыслить - значит приобщиться к роду человеческому, его культуре. Сущность индивидуального развития и заключается в присвоении культуры, всего того, что вырабатывало человечество в долгом и трудном пути своего движения к современности. На своих уроках я даю понять детям, что язык - одна из прекраснейших способностей человека. Он позволяет вступить в контакт с другими людьми, понять их, выразить себя, глубину своих чувств. Освоение языка необходимо не только в целях общения с себе подобными, но и для самовыражения, для познания мира и себя. Как 1
отмечал В. А. Сухомлинский: "Важно, чтобы красота слова и красота той частицы мира, которую это слово отражает, пробуждало интерес к тем рисункам, которые передают музыку звуков человеческой речи". Вместе с открытием мира учащимся открывается яркость, образность, чувственная зримость того или иного слова. Если же слово оторвано от мысли, оно умирает, превращается в правописание вне всякого смысла. Эстетическое воспитание на уроках русского языка должно исходить из того основного принципа, что человек отличается от животного. Мышление невозможно без языка, речи, слова. Я объясняю детям, что вне речи нет мышления. Многообразная деятельность человека требует от него не только знания значений слов, правил правописания, но и живой, образной речи, овладение различными речевыми стилями. Учащиеся должны почувствовать потребность в овладении красивой речью. Я пытаюсь воспитывать у детей негативное отношение к штампам, засоренности речи. Эту работу начинаю после того, как сформировалась потребность в правильном и красивом выражении мыслей. На фоне этого достижения школьники начинают чувствовать музыкальность и пластичность слова. Неточно выбранное, а тем более жаргонное слово предстает уже во всей своей убогости, воспринимается как несоответствие, как нечто недостойной человека. В связи с этим словарный запас учащихся становится богаче, они шире овладевают различными речевыми стилями. Конечно, в школьном возрасте эстетические чувства не имеют еще полной формы выражения, поэтому они могут развиваться только при правильной постановке всего процесса эстетического воспитания ребенка. Для изучения эстетической функции языка я использую произведения и местных авторов - как на уроках русского языка, так и на уроках литературы. Это позволяет, во- первых , реализовать требование Образовательного стандарта включения регионального материала в процесс изучения русского языка и литературы, во-вторых, познакомить детей с творчеством местных художников слова более основательно, в-третьих, развивать патриотические чувства любви к малой родине, в-четвертых, понять эстетическую функцию родного языка. Опишу фрагменты уроков, на которых я знакомлю учащихся с эстетической функцией языка (на примере творчества местных авторов г. Ряжска). На уроке русского языка в пятом классе при повторении изученного я использую для анализа следующее стихотворение: Живет под самым сердцем у России Старинный русский тихий городок. Один из малых, чье судьба вместила Великую историю веков. 2
От града-крепости у крепостного вала, От лет, давно минувших, на века От пращуров в герб города достались Ряж рубленный да синяя река. (Г. Соломатина) Вопросы и задания: Чему посвящено стихотворение? Почему же наш город так называется? Наша речь состоит из предложений, а предложения из слов. Докажите это на примере стихотворения. С чем сравнивается город? Какие образные средства помогают описать наш город? Как вы понимаете выражения: "Ряж рубленный","от пращуров достались". Комментарий учителя: Для того чтобы красиво и образно можно было описать предмет, часто используется эпитет. Эпитет - это образное яркое, красочное определение. Запишете определение в тетрадь. Эпитет не просто характеризует предмет, а украшает его, подчеркивает его неповторимость, уникальность. Например, красна девица, добрый молодец. - Очень часто для яркого описания предметов используется другой прием - метафора. Метафора - это перенесение названия, свойств одного предмета (явление или аспекта бытия) на другой, на основе их сходства. Запишите определение в тетрадь. - Например, когда говорят головка лука, иголки сосны, то называют один предмет вместо другого по сходству формы. А когда говорят хвост поезда, шляпка гвоздя, переносят название с одного предмета на другой по сходству расположения предметов (точнее, их частей). Очень часто используется перенос свойств окружающего мира свойствам человека. - Опишите наш город при помощи метафор и эпитетов. Обратите внимание, как красив наш язык. Благодаря использованию образных средств мы делаем нашу речь красивее, ярче. При изучении творчества местных поэтов и писателей я использую следующие приемы работы над изобразительными средствами языка: a) обнаружение в тексте "образных" слов; б) объяснение значений слов и оборотов речи, найденных в тексте самими учащимися указанных учителем; в) иллюстрирование, словесное рисование, воссоздание образа по вопросу учителя: какую картину ты представляешь себе? г) использование проанализированных и понятных образов в пересказе, в собственном рассказе, в письменном сочинении или изложении; д) отработка интонации, подготовка к выразительному чтению художественных текстов; e) специальные упражнения на подбор сравнении, эпитетов, составление загадок и т.п. 3
Язык художественных произведений, в том числе и рязанских авторов, служит прекрасным образцом для детей: на основе чтения, анализа, заучивания отрывков формируется речь учащихся, развивается их языковое чутье, вкус. При работе над изобразительно-выразительными средствами языка, я стремлюсь к тому, чтобы работа учащихся органически вплеталась в систему идейно-художественного анализа произведений, подчеркивая их содержание. Работа над изобразительными средствами языка воспитывает и внимание к слову, чуткость, понимание оттенков его значения. Таким образом, школьники приобщаются к стилистике художественной речи, сами овладевают ее простейшими средствами. Изобразительно-выразительные средства языка делают нашу речь ярче, красочнее, на это я обращаю внимание учащихся, учу их самостоятельно использовать тропы в речи. Таким образом, работа над изобразительно-выразительными средствами языка помогает учащимся в раскрытии эстетической функции русского языка. 4


В раздел образования