Использование эстетической функции русского языка в современной школе
Автор: Моисеева Галина Владимировна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "Школа № 7"Русская классическая школа" Населённый пункт: г. Рязань Наименование материала: Статья Тема: Использование эстетической функции русского языка в современной школе Раздел: полное образование
в современной школе
(Из опыта работы учителя русского языка и литературы
МБОУ " Школа № 7"Русская классическая школа"
Моисеевой Г.В.)
В современной школе наблюдается тенденция к переосмыслению традиционного
урока русского языка: на нем решаются не только практические задачи обучения, но и
постигаются истоки выразительности русской речи, осознаются языковые механизмы
создания образности высказывания. Изучение эстетической функции языка в современной
школе
является
важным
аспектом
в
преподавании
русского
языка.
Важная
роль
в
раскрытии
эстетической
функции
языка
принадлежит
изобразительно-выразительным
средствам. Работа над ними воспитывает у учащихся внимание к слову, понимание его,
помогает увидеть красоту русской речи, русского слова.
Эстетическое воспитание опирается на эстетическое развитие детской личности в
процессе
преподавания
всех
предметов
школьного
цикла
и
организации
всех
видов
деятельности учащихся. Реализация эстетической функции языка начинается с создания
определенного запаса элементарных эстетических впечатлений и знаний, без которых не
могут возникнуть склонность и интерес к эстетически значимым предметам и явлениям,
их звуковым, колористическим качествам. На основе полученных впечатлений и знаний
эстетическая
функция
формирует
разносторонние
способности
эмоционально-
чувственной жизни и ценностного отношения к миру.
Перед до мною как учителем русского языка и литературы стоит задача привития
учащимся эстетической функции языка, формирования основ эстетического воспитания,
гражданской позиции обучающегося через формирование нравственных качеств личности,
его культуры общения и коммуникативных навыков, мировоззренческих позиций, чувства
сопричастности к историческому прошлому края.
Главное в моей работе - заложить в школьнике чувство единения с родной землей,
природой, вызвать интерес к истории края, воспитать ответственное отношение к делам и
поступкам. Воспитание учащегося осуществляется в ходе всего учебного процесса, но
основой
системы
воспитания
является
язык.
Урок
русского
языка
таит
в
себе
неограниченные возможности воспитания в ребенке любви к прекрасному.
Овладеть речью, научиться мыслить - значит приобщиться к роду человеческому,
его культуре. Сущность индивидуального развития и заключается в присвоении культуры,
всего того, что вырабатывало человечество в долгом и трудном пути своего движения к
современности.
На
своих
уроках
я
даю
понять
детям,
что
язык
-
одна
из
прекраснейших
способностей человека. Он позволяет вступить в контакт с другими людьми, понять их,
выразить себя, глубину своих чувств. Освоение языка необходимо не только в целях
общения с себе подобными, но и для самовыражения, для познания мира и себя. Как
1
отмечал В. А. Сухомлинский: "Важно, чтобы красота слова и красота той частицы мира,
которую это слово отражает, пробуждало интерес к тем рисункам, которые
передают
музыку звуков человеческой речи".
Вместе с открытием мира учащимся открывается яркость, образность, чувственная
зримость
того
или
иного
слова.
Если
же
слово
оторвано
от
мысли,
оно
умирает,
превращается в правописание вне всякого смысла. Эстетическое воспитание на уроках
русского языка должно исходить из того основного принципа, что человек отличается от
животного. Мышление невозможно без языка, речи, слова. Я объясняю детям, что вне речи
нет мышления. Многообразная деятельность человека требует от него не только знания
значений слов, правил правописания, но и живой, образной речи, овладение различными
речевыми стилями. Учащиеся должны почувствовать потребность в овладении красивой
речью.
Я пытаюсь воспитывать у детей негативное отношение к штампам, засоренности
речи. Эту работу начинаю после того, как сформировалась потребность в правильном и
красивом
выражении
мыслей.
На
фоне
этого
достижения
школьники
начинают
чувствовать
музыкальность
и
пластичность
слова.
Неточно
выбранное,
а
тем
более
жаргонное
слово
предстает
уже
во
всей
своей
убогости,
воспринимается
как
несоответствие,
как
нечто
недостойной
человека.
В
связи
с
этим
словарный
запас
учащихся становится богаче, они шире овладевают различными речевыми стилями.
Конечно, в школьном возрасте эстетические чувства не имеют еще полной формы
выражения, поэтому они могут развиваться только при правильной постановке всего
процесса эстетического воспитания ребенка.
Для изучения эстетической функции языка я использую произведения и местных
авторов - как на уроках русского языка, так и на уроках литературы. Это позволяет, во-
первых , реализовать требование Образовательного стандарта включения регионального
материала в процесс изучения русского языка и литературы, во-вторых, познакомить детей
с
творчеством
местных
художников
слова
более
основательно,
в-третьих,
развивать
патриотические
чувства
любви
к
малой
родине,
в-четвертых,
понять
эстетическую
функцию родного языка.
Опишу
фрагменты
уроков,
на
которых
я
знакомлю
учащихся
с
эстетической
функцией языка (на примере творчества местных авторов г. Ряжска).
На уроке русского языка в пятом классе при повторении изученного я использую
для анализа следующее стихотворение:
Живет под самым сердцем у России
Старинный русский тихий городок.
Один из малых, чье судьба вместила
Великую историю веков.
2
От града-крепости у крепостного вала,
От лет, давно минувших, на века
От пращуров в герб города достались
Ряж рубленный да синяя река. (Г. Соломатина)
Вопросы
и
задания: Чему
посвящено
стихотворение?
Почему
же
наш
город
так
называется? Наша речь состоит из предложений, а предложения из слов. Докажите это на
примере стихотворения. С чем сравнивается город? Какие образные средства помогают
описать
наш
город?
Как
вы
понимаете
выражения:
"Ряж
рубленный","от
пращуров
достались".
Комментарий учителя: Для того чтобы красиво и образно можно было описать предмет,
часто используется эпитет. Эпитет - это образное яркое, красочное определение. Запишете
определение
в
тетрадь.
Эпитет
не
просто
характеризует
предмет,
а
украшает
его,
подчеркивает
его
неповторимость,
уникальность.
Например,
красна
девица,
добрый
молодец.
- Очень часто для яркого описания предметов используется другой прием - метафора.
Метафора - это перенесение названия, свойств одного предмета (явление или аспекта
бытия) на другой, на основе их сходства. Запишите определение в тетрадь.
- Например, когда говорят головка лука, иголки сосны, то называют один предмет вместо
другого по сходству формы. А когда говорят хвост поезда, шляпка гвоздя, переносят
название с одного предмета на другой по сходству расположения предметов (точнее, их
частей).
Очень
часто
используется
перенос
свойств
окружающего
мира
свойствам
человека.
- Опишите наш город при помощи метафор и эпитетов. Обратите внимание, как красив
наш язык. Благодаря использованию образных средств мы делаем нашу речь красивее,
ярче.
При изучении творчества местных поэтов и писателей я использую следующие приемы
работы над изобразительными средствами языка:
a) обнаружение в тексте "образных" слов;
б) объяснение значений слов и оборотов речи, найденных в тексте самими учащимися
указанных учителем;
в) иллюстрирование, словесное рисование, воссоздание образа по вопросу учителя: какую
картину ты представляешь себе?
г) использование проанализированных и понятных образов в пересказе, в собственном
рассказе, в письменном сочинении или изложении;
д) отработка интонации, подготовка к выразительному чтению художественных текстов;
e) специальные упражнения на подбор сравнении, эпитетов, составление загадок и т.п.
3
Язык художественных произведений, в том числе и рязанских авторов, служит
прекрасным
образцом
для
детей:
на
основе
чтения,
анализа,
заучивания
отрывков
формируется
речь
учащихся,
развивается
их
языковое
чутье,
вкус.
При
работе
над
изобразительно-выразительными средствами языка, я стремлюсь к тому, чтобы работа
учащихся
органически
вплеталась
в
систему
идейно-художественного
анализа
произведений, подчеркивая их содержание. Работа над изобразительными средствами
языка воспитывает и внимание к слову, чуткость, понимание оттенков его значения. Таким
образом, школьники приобщаются к стилистике художественной речи, сами овладевают ее
простейшими средствами.
Изобразительно-выразительные средства языка делают нашу речь ярче, красочнее, на
это я обращаю внимание учащихся, учу их самостоятельно использовать тропы в речи.
Таким образом, работа над изобразительно-выразительными средствами языка
помогает учащимся в раскрытии эстетической функции русского языка.
4