Напоминание

"Клуб веселых математиков"


Автор: Каюмова Муниба Абелкарамовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №4"
Населённый пункт: г.Альметьевск Республика Татарстан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Клуб веселых математиков"
Раздел: полное образование





Назад




Клуб веселых математиков. Цели игры: - расширить знания учащихся; развивать познавательный интерес; интеллект; - воспитать стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний; - формировать дружеские, товарищеские отношения, умение работать группой. Участники: 2 команды по 6 человек, учащиеся 8-9 классов. Ведущий 1. Ты нам, математика, даешь Для победы трудностей закалку. Учиться с тобою молодежь Развивать и волю, и смекалку. И за то, что в творческом труде Выручаешь в трудные минуты Мы сегодня искренне тебе Посылаем гром аплодисментов. Ведущий 2 Мы начинаем КВМ-для кого, для чего? Для кого же мы сегодня начинаем КВМ ? Конечно для вас, дорогие гости и участники нашей игры. Чтобы вы сегодня лучше узнали таланты и способности друг друга, подумали над вопросами и ответами, проявили солидарность с командами, повысили интеллект, заразились чувством здорового азарта и соревнования. В общем, провели время с пользой! Ведущий 1: А для чего мы начинаем КВМ? А для того, чтобы никто из вас не задавал такой знакомый всем учителям математики вопрос: «А зачем мне математика? Мне она в жизни не пригодится!» Слово математика пришло к нам из древнего языка, где «мантейн» означает «учиться и приобретать знания». И если есть упражнения для развития тела, то математика призвана развивать логическое мышление, внимание. Недаром ее называют «гимнастикой ума». Ведущий 2:Мы хотим, чтобы вы убедились, что математика –чудесная наука и что заниматься ею так же увлекательно, как и играть в КВМ! Вместе: Итак, мы начинаем КВМ! Но сначала позвольте представить вам наше многоуважаемое жюри.(Ведущие представляют жюри) Конкурс «Приветствие» Ведущий 1:А теперь пришло время познакомиться с командами. 1
Ведущий 2: И следующий наш конкурс –конкурс «Приветствие». Предоставляем слово командам. Конкурс «Разминка» Ведущий 1 Я попрошу выйти участников команд для проведения конкурса «Разминка». Отвечать надо быстро и правильно, за каждый правильный ответ-1 балл. Вопросы 1-й команде.(16 вопросов) 1.Половина диаметра –это (радиус). 2.Произведение буквенных и числовых множителей.(Одночлен). 3.Отношение sin а к cos а (tg а). 4.Создатель системы координат (Декарт). 5.График функции у=х 2 (Парабола ). 6.Что требует доказательства?(Теорема ). 7.Чья теорема помогает решать квадратичные уравнения? (Теорема Виета). 8.Треугольник, у которого все стороны равны. (Равносторонний). 9.Два в квадрате равно четырем, а чему равен угол в квадрате?(90 0 ). 10.Сумма всех сторон многоугольника. (Периметр). 11.1/60 часть градуса. (Минута). 12.График линейной функций. (Прямая). 13.Сотая часть числа .(Процент). 14.Числа, которые делятся на 2. (Четные). 15.Прямоугольный параллелепипед с равными измерениями (Куб). 16.Модуль числа не равен (отрицательному числу). Вопросы 2-й команде. 1.Равенство двух отношений (Пропорция). 2.Направленный отрезок (Вектор). 3.Утверждение, не требующее доказательства (Аксиома). 4.Сумма одночленов (Многочлен). 5.Его штаны во все стороны равны (Пифагора). 6.Независимая переменная (Аргумент). 7.Первая женщина –математик в России (Софья Ковалевская). 8.Числа, используемые при счете предметов (Натуральные). 9.Число, равное отношению длины окружности к длине ее диаметра (П). 2
10.Сторона, противолежащая прямому углу (Гипотенуза). 11.Наименьшее натуральное число (1). 12.Треугольник, у которого две стороны равны (Равнобедренный). 13.Обыкновенная дробь, у которой числитель меньше знаменателя (Правильная). 14.Чему равно произведение взаимно обратных чисел (1). 15.Угол, равный половине развернутого угла (Прямой). 16.Отношение двух натуральных чисел (Дробь). Ведущий2 Реклама-двигатель прогресса. И поэтому следующий наш конкурс- конкурс «Реклама». Это было домашнее задание для наших команд. Им было поручено прорекламировать какой-нибудь математический термин, фигуру, т.е. то, что связано с математикой. Итак, рекламная пауза 1-ой команды. Конкурс «Математический термин» Ведущий 1В математике, как и во многих других науках, очень много специальных терминов. Они встречаются и в математике, и в алгебре, и в геометрии. Задание для всех будет следующим: напишите на листочках математические термины, начинающиеся на букву «п». Выиграет та команда, которая напишет больше слов за 2 минуты. Ведущий 2 А сейчас предоставляем слово жюри. Ведущий 1 Рекламная пауза второй команды . Конкурс «Рассуждение». Ведущий 2 А теперь конкурс «Рассуждение». Конкурс заключается в следующем: вы должны отгадать о чем идет речь, вам будут прочитаны подсказки, если вы отгадайте с 1 ой подсказки, то на счет команды будет засчитано 4 балла, со 2 -ой 3 балла, после 3-й 2 балла, после 4-ой 1 балл. Подсказка для первой команды. 1.а) Это такая штука, в которой что-то не знаешь, а потом вдруг узнаешь, если захочешь это сделать – и сделаешь. б) Иногда задачи решаются только с его помощью. Я не люблю их решать, потому что плохо умею это. в) Не знаю, есть ли у него листья, но корни точно есть . Может один, а может больше. И только у некоторых нет корней. 3
г) Во втором классе они простые, в седьмом – линейные, в восьмом – квадратные, а в десятом –тригонометрические. (Уравнения) Ведущий 1 Подсказка для второй команды. 2.а) Это такая геометрическая фигура, интересная, красивая, у которой нет начала и конца. б) Это фигура используется и применяется везде: в быту, в технике, в архитектуре и других отраслях. в) Если пойдешь по нему, то говорят, сколько бы ни шел, все равно придешь туда же, откуда ушел. г) А еще можно его увидеть на кораблях, катерах, пароходах. Он там называется спасательным. ( Круг) Ведущий 2 Подсказка для первой команды. 3.а) Это такая кривая, уходящая в бесконечность. б) Если взять нитку или веревку двумя руками так, чтобы они провисли, то тоже получим ее. в) Люди давно ее знают и используют, когда подковывают лошадей. Ведь подкова- тоже ее часть. г) Эта красивая кривая–график одной из функций, а точнее сказать – квадратичной функции. (Парабола) Ведущий 1 Подсказка для второй команды. 4) а) Она названа по фамилии ученого. Ученый этот известный, его знают даже те, кто ее еще не изучал . б) В ней говорится про одну фигуру, которую тоже все знают с детства . И мы узнаем в ней о сторонах этой фигуры . в) Ее нужно доказывать, А зачем ? Ведь он ее уже доказал давным давно . г) А над самим ученым часто смеются, говорят, что у него штаны во все стороны равны. (Теорема Пифагора) Конкурс «Отвечаю я один». Ведущий 2 Каждому участнику команды задается вопрос, отвечает только тот, кому адресован вопрос. На первый вопрос отвечает первый член команды, на второй второй член и т.д .Подсказывать нельзя, совещаться нельзя. Вопросы для первой команды. 4
1.Как называется наука, изучающая свойства фигур на плоскости.(Планиметрия) 2.Как называется прибор для измерения отрезков?(Линейка) 3.Чему равно произведение всех целых чисел от -5 до 5 (0). 4.Равенство, содержащее неизвестное (Уравнение). 5.Прямоугольник с равными сторонами (Квадрат). 6.Часть прямой, ограниченная двумя точками (Отрезок) Ведущий 1 Вопросы для второй команды. 1.О какой науке сказано, что она «ум в порядок приводит?» (О математике). 2.Как называется точка пересечения диаметров окружности?(Центр окружности) 3.Какая дробь меньше единицы? (Правильная) 4.Что больше -5 или -10 (-5). 5.Что представляет график функции y =kx +b (Прямая). 6.Как называется множитель в буквенном выражении?(Коэффициент) Предоставим слово жюри. Конкурс капитанов. Ведущий 2 Как песня не может прожить без баяна, Команда не может без капитана. Ведущий 1 На сцену приглашаются капитаны команд. Ведущий 2 Если смогут капитаны подсказку нашу понять, Что в ящиках этих находится Сумеют они отгадать.(На сцену выносятся ящики. На прочитывание и обдумывание ответа отводится 3 минуты ) Задание к первому ящику. То, что лежит в черном ящике, изобрел очень талантливый юноша, который придумал гончарный круг, первую в мире пилу. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы .В нашей стране это было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде. В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а уж умение решать задачи с его помощью – признаком высокого положения в обществе и большого ума. Этот предмет незаменим в архитектуре, в строительстве и на уроках геометрии. За многие сотни лет конструкции этого предмета не изменилась. В настоящее время им 5
умеет пользоваться любой старшеклассник. Внимание, вопрос! Что лежит в черном ящике? (Циркуль) Задание ко второму ящику. Эта плоская фигура считалась в школе Пифагора символом дружбы, была чем – то вроде талисмана, который одаривали друзей, тайным знаком, по которым пифагорейцы узнавали друг друга. Красота внешней формы этой фигуры связана с необычайным пропорциональным строением. Здесь есть среднее арифметическое, среднее геометрические и среднее гармоническое. Она имеет 5 осей симметрии, ее никто не изобретал, ее только скопировали с натуры. Вид этой фигуры имеют многие создания природы. Она пропорциональна, а значит красива. Не случайно и сегодня она имеет большое символическое значение. Она не изучается в курсе средней школы, несмотря на это знакома всем с детства. Внимание, вопрос! Какая фигура лежит в черном ящике?(Пятиконечная звезда или пентаграмма) Конкурс художников и конкурс болельщиков. Ведущий 1Следующий конкурс –конкурс художников. Команды за определенное время должны, используя различные математические фигуры, нарисовать какое – нибудь живое существо. Ваши произведения потом оценит жюри. Ведущий 2 А сейчас Сейчас для болельщиков конкурс у нас, Они пусть покажут смекалку и класс. Вопросы болельщикам. 1.Раздел геометрии, изучающий свойства фигур в пространстве. (Стереометрия ) 2.Что легче 1 кг пуха или 1 кг железа? (Одинаково) 3.Сколько граней у куба? (6) 4.Наибольшее двузначное число.(99) 5.Другое название миллиарда. (Биллион.) 6.Первая из координат точки на координатной плоскости. (Абсцисса) 7.Независимая переменная. (Аргумент) Подведение итогов и награждение победителей. 6


В раздел образования