работы "Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию"
Автор: Соколова Алена Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ Школа №648 Населённый пункт: Москва Наименование материала: Методологический аппарат исследования в области начального образования Тема: работы "Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию" Раздел: дошкольное образование
Методологический аппарат исследования в области начального
образования по теме «
Преемственность в работе детского сада и
школы как условие успешной адаптации детей к школьному
образованию»
Соколова Алена Анатольевна.
С началом обучения ребенка в школе у него меняется социальный
статус, так как появляется новая социальная роль - «ученика».
Данный
период считается рождением нового «Я» ребенка на определенном этапе его
социализации. Следовательно, процесс изменения внешней позиции влечет за
собой по факту изменение в самосознании личности ребенка, в результате
чего, происходит общая переоценка ценностей. В этой связи, в психике
ребенка постепенно происходит ряд изменений, которые необходимо сделать
благотворными для дальнейшего благоприятного развития личности, в ходе
успешной адаптации к обучению в школе. Необходимо отметить, что процесс
адаптации
младшего
школьника
весьма
сложен
как
физически,
так
и
психологически. Данному вопросу уделяли большое внимание такие педагоги
и
ученые
как
Л.П.
Баданина,
М.М.
Безруких,
В.В.
Давыдов,
И.М.
Осмоловская,
С.Л.
Рубинштейн,
К.Д.
Ушинский,
Л.П.
Уфимцева,
и
ряд
других
исследователей,
которые
видели
в
проблематике
преемственности
дошкольного
и
школьного
образования
большое
воспитательное
и
образовательное значение.
Актуальность
данной
работы
заключается
в
том,
преемственность
заложена в самой природе обучения и воспитания. Под преемственностью
понимается
последовательный
переход
от
одной
ступени
образования
к
другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания,
форм, методов, технологий обучения и воспитания. Исходя из особенностей и
природы
преемственности,
создаются
условия
для
эффективного
и
безболезненного перехода детей из дошкольного учреждения в начальную
школу, с целью максимально эффективной адаптации ребенка на начальном
этапе обучения, так как от этого зависит эффективность дальнейшей учебной
деятельности.
Объектом
исследования
являет ся
проблема
о р г а н и з а ц и и
преемственности в работе детского сада и школы как условия успешной
адаптации в учебной деятельности младших школьников.
Предметом
исследования
является
рассмотрение
использования
различных методов по адаптации младших школьников к обучению в школе.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что адаптация
к
обучению
в
школе
будет
более
успешной,
если
будут
выявлены
и
учитываться в работе эффективные формы организации работы со старшими
дошкольниками.
Цель данной работы состоит в том, чтобы определить эффективные
методы и средства в работе детского сада и школы для повышения адаптации
учащихся младшего школьного возраста после детского сада.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи :
1.
Проанализировать
понятие
«адаптации»
и
раскрыть
психолого-
педагогические подходы к процессу адаптации первоклассников.
2.
Изучить
специфику
адаптационного
периода
первоклассника
и
раскрыть основные компоненты данного периода.
3.
Выявить
факторы
успешной
адаптации
детей
к
школьному
образованию.
4. Рассмотреть основные формы работы со старшими дошкольниками.
5. Разработать методические рекомендации по организации работы со
старшими дошкольниками с целью эффективной их адаптации к школе.
Методы
исследования: теоретические (анализ
педагогической,
психологической, методической литературы, федерального государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
о б р а зо ва н и я ) ;
эмпирические (педагогическое наблюдение, беседы).
Практическая
значимость
исследования
о п р е д е л я е т с я
возможностью
использовать
разработанную
систему
адаптационных
мероприятий в практической деятельности учителей начальной школы.