Напоминание

Здоровьесбеоегающие технологии в работе учителя физической культуры


Автор: Бондаренко Елена Владимировна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: Муниципальное образовательное учреждение "Средняя школа № 140 Советского района Волгограда"
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Здоровьесбеоегающие технологии в работе учителя физической культуры
Раздел: полное образование





Назад




Статья: «Здоровье сберегающие технологии в работе учителя физической культуры». Учитель физической культуры муниципального образовательного учреждения «Средней школы № 140 Советского района Волгограда» Бондаренко Елена Владимировна. Здоровье – это если не главный, то, по крайней мере, один из важнейших аспектов в жизни человека. Именно состояние здоровья определяет, как много мы сможем успеть сделать в своей жизни, насколько хватит наших жизненных сил. Сама радость жизни вряд ли возможна, если человек болен, слаб. Безусловно, одно здоровье счастья не принесет, но при его отсутствии оно не будет полным. «Здоровье — не всё, но всё без здоровья — ничто», — сказал великий древнегреческий мыслитель Сократ. Он говорил, что без телесного здоровья не может быть здоровья духовного. Многие совершали массу ошибок, не уделяя должного внимания своему физическому здоровью. Они думали, что это не повлияет на умственные способности. Однако физическая слабость приводит к нарушению мыслительной деятельности. Сократ считал, что человек постоянно должен следить за своим здоровьем, за тем, что он ест и пьет, делать физические упражнения, учиться здоровому образу жизни у тех, кто в этом лучше понимает. Личность человека формируется и развивается под воздействием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек выступает как субъект своего собственного формирования и развития. Формирование знаний человека о здоровье еще не гарантирует, что он будет, следуя им, вести здоровый образ жизни. Для этого необходима стойкая мотивация. В настоящее время меняется отношение педагогов к проблемам сохранения и приумножения здоровья детей, содержанию образования, в конечном итоге — к воспитанию здорового человека. Жан-Жак Руссо писал: Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении! Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. Интенсивность учебного труда учащихся очень высокая, что является существенным фактором ослабления здоровья и роста числа различных отклонений в состоянии организма. Причинами этих отклонений являются малоподвижный образ жизни (гиподинамия), недостаточное количество положительных эмоций, отсутствие психо-эмоциональной разрядки. Современный этап развития образования отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса. В этих условиях, особую актуальность приобретает проблема здоровье сбережения учащихся, которая отражает новые подходы в деле сохранения здоровья подрастающего поколения. Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны. В этой связи следует отметить, что Закон Российской Федерации «Об образовании» и программы реформирования образования определяют в качестве решающего условия успешности преобразований создание двух главных социальных ориентиров: развитие образовательных систем, обеспечивающих высокое качество образования и
сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов, работающих в режиме инновационных, экспериментальных технологий. Актуальность заявленной темы заключается в том, что: - здоровье школьников относится к приоритетным направлениям в сфере образования; - увеличение числа учеников, имеющих различные функциональные отклонения в состоянии здоровья; - снижение двигательной активности школьников; - физическая культура может компенсировать отрицательные явления. Цель здоровье сберегающей педагогики – обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Если забота о здоровье учащихся является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива и осуществляется на профессиональной основе, то только тогда можно говорить о реализации в школе здоровье сберегающих технологий. Результатом их внедрения будет защита здоровья учащихся и педагогов от воздействия негативных факторов, в первую очередь связанных с образовательным процессом. На уроках физической культуры здоровье сберегающие технологии – это основа основ. Деятельность учителя физической культуры по сохранению здоровья детей является одной из составляющих качества результата. Сущность здоровье сберегающего урока в том, что он: обеспечивает ребёнку сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока; - позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни. В этой связи главная роль отводится учителю физической культуры, которая заключается в том, чтобы обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. Для этого необходимо: - сформировать у учащихся необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни; - научить школьников использовать полученные знания в повседневной жизни; - обучить школьников приемам мобилизации, релаксации и д у хо в н о го самосовершенствования; - формировать ценностное отношение к своему здоровью; - формировать потребность в здоровом образе жизни. Задачи здоровье сберегающего урока: - формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приёмами базовых видов спорта; - формирование знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни; - обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно- оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями; - воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности; - укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма. Принципы здоровье сберегающего урока: Принцип двигательной активности Принцип оздоровительного режима.
Принцип формирования правильной осанки и навыков рационального дыхания. Принцип реализации эффективного закаливания. Принцип психологической комфортности. Принцип опоры на индивидуальные особенности ребёнка. Для реализации данных принципов выбраны и систематизированы педагогические методы и приёмы обучения, которые мы называем современные образовательные технологии. Здоровье сберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В эту систему входит: 1. Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными. 2. Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности учащихся. 3.Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации данной технологии. 4. Использование разнообразных видов здоровье сберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья и работоспособности. Здоровье сберегающие технологии имеют:  образовательную направленность,  оздоровительную направленность,  воспитательную направленность. Образовательная направленность:  обучение по темам: лёгкая атлетика, плавание, баскетбол, волейбол, футбол, гимнастика.  использование принципа наглядности, постепенности, доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей учащихся;  использование методики чередования интенсивности и релаксации в обучении;  учёт физической подготовленности детей и развития физических качеств. Оздоровительная направленность:  Защита от влияния неблагоприятных условий внешней среды, а также ТБ, проверка инвентаря и оборудования.  Укрепление здоровья (развитие и укрепление дыхательной, сердечно-сосудистой, мышечной, нервной систем). Создание условий для нормальной работы всех органов и систем организма.  Повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным условиям путём закаливания.  Взаимосвязь с медицинским персоналом и использование их методических рекомендаций (распределение школьников на медицинские группы: основная, подготовительная, специальная). Воспитательная направленность:  учет психологических особенностей учащихся согласно их возрастным особенностям;  создание эмоционально положительного фона в обучении и общении (спортивные, подвижные игры и игровые упражнения);  стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание поддержки и помощи ребенку в выполнении упражнений;
 развитие речи, психических процессов (восприятие, внимание, представление, мышление, память, воображение), а также умственных способностей (наблюдение, сравнение, обобщение);  получение знаний в различных видах спортивной деятельности. Отличительные особенности здоровье сберегающих технологий:  использование уровневой дифференциации, индивидуального обучения, групповых и игровых технологий, развивающего обучения;  применение активных методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся;  рациональная организация труда учителя и учеников; создание комфортного психологического климата;  соблюдение СанПиН и правил охраны труда;  чередование разных видов деятельности на уроке;  наличие эмоциональных разрядок и физкультминуток. Группы здоровье сберегающих технологий, применяемых в системе образования:  медико-гигиенические технологии;  физкультурно-оздоровительные технологии;  экологические здоровье сберегающие технологии;  технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности;  здоровье сберегающие образовательные технологии. Медико-гигиенический аспект здоровье сберегающих технологий включает в себя систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха, что способствует п р е д у п р е ж д е н и ю о б р а з о в а н и я в р е д н ы х п р и в ы ч е к , функциональных нарушений заболеваний, включает в с ебя п с и хо г и г и е н у и психопрофилактику учебно-воспитательного процесса, использование оздоровительных факторов окружающей среды. Физкультурно-оздоровительный компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии. Кроме того, этот компонент содержания воспитания обеспечивает закаливание организма, высокие адаптивные возможности. Физкультурно- оздоровительный компонент направлен на освоение личностно-важных жизненных качеств, повышающую общую работоспособность, а так же навыков личной и общественной гигиены. Экологический аспект учитывает то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает личность определёнными биологическими, экономическими и производственными ресурсами. Рассмотрение природной среды как предпосылки здоровья личности позволяет нам внести в содержание воспитания формирование умений и навыков адаптации к экологическим факторам. Здоровьесберегающий аспект включает систему соблюдения режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек, функциональных нарушений заболеваний. Обеспечения безопасности жизнедеятельности – создание благоприятных условий для здоровье сберегающей деятельности, соблюдение правил безопасного поведения и техники безопасности на уроках физической культуры, а так же санитарных норм и правил. Собственно здоровье сберегающий компонент направлен на формирование ценностно-ориентированных установок на здоровье, здоровье сбережение как неотъемлемую часть жизненных ценностей и мировоззрения. В этом процессе у человека
развивается эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях. Здоровье сберегающие технологии основываются на:  на возрастных особенностях познавательной деятельности детей;  обучении на оптимальном уровне трудности (сложности);  вариативности методов и форм обучения;  оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок;  обучении в малых группах;  использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации;  создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе (“педагогика успеха”);  на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья. Здоровье сберегающие технологии предусматривают:  создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния;  творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения;  обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребёнок должен быть эмоционально вовлечён в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы головного мозга не в ущерб здоровью;  построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций. Прежде всего, имеется в виду переход от совместных действий к самостоятельным, переход от развёрнутых поэтапных действий к автоматизированным.  обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряжённой активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимы во избежание переутомления детей.  обеспечение прочного запоминания через систему научно обоснованного повторения – как необходимого условия здоровье сберегающих технологий. Методологическим основанием воспитательной деятельности, направленной на реализацию здоровье сберегающих технологий, формирование здорового образа жизни, может стать личностный подход. Личностный п о д х о д я в л я е т с я м е т о д о л о г и ч е с к о й о с н о в о й воспитательной деятельности, направленной на реализацию здоровье сберегающих технологий, формирование здорового образа жизни. В основе личностно-ориентированного обучения лежит признание индивидуальности, самобытности, ценности каждого человека, его развития не как «коллективного субъекта», но прежде всего как индивида. Личностно ориентированное образование смещает основные акценты вос - питательной работы в сторону усилий самого ребенка. В этом аспекте воспитание понимается как процесс формирования ценностно ориентированных установок на здоровье и здоровый образ жизни, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и общекультурного мировоззрения. В процессе воспитания здорового образа жизни у учащихся развивается устойчивое и, вместе с тем, осознанное отношение к
здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях, стремление к совершенствованию собственного здоровья и к бережному отношению к здоровью окружающих людей, к развитию своего здоровья, творчества и духовного мира. Цель личностно-ориентированного образования: не формировать и даже не воспитывать, а поддерживать, развивать человека в человеке, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытной личности Личностно-ориентированное образование включает следующие подходы: • разноуровневый; • дифференцированный; • субьективно-личностный; • индивидуальный. Разноуровневый подход предусматривает ориентацию на разный уровень сложности программного материала, который доступен ученику. Дифференцированный подход заключается в выделении групп детей на основе внешней дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения. Индивидуальный подход осуществляется на основе возрастных, физических и психологических особенностей ребёнка, а так же с учётом его личных интересов. Субъективно-личностный – отношение к каждому ребенку, как к уникальности, неповторимости. В реализации этого подхода, во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения, во-вторых, нужна особая образовательная среда в виде учебного плана, организации условий для проявления индивидуальной избирательности каждого ученика, в-третьих, нужен специально подготовленный учитель, который понимает и разделяет цели и ценности личностно-ориентированного образования. Универсальные черты личностно-ориентированной технологии:  сотрудничество; Сотрудничество включает в себя идеи совместной развивающей деятельности детей и взрослых, в процессе которой они связаны взаимопониманием и проникновением в духовный мир друг друга, совместным желанием анализа хода и результатов этой деятельности.  диалогичность; Диалог здесь будет рассматриваться как специфическая среда, создающая благоприятные условия для принятия личностью нового опыта. Важнейшая функция личности состоит в обосновании своего отношения к определенной жизненной ситуации, в выявлении ее смысла. Личностно ориентированная ситуация создается посредством диалога, специально направленного на накопление учащимся опыта реализации ценностного выбора, критического восприятия, творческого решения волнующих проблем.  деятельностно-творческий характер; Деятельностно-творческий характер заключается в ориентировании ребенка не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на овладение способами физкультурно- оздоровительной деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала.  поддержка индивидуального развития ученика; Поддержка индивидуального развития ребёнка состоит в совместном определении его интересов, целей, возможностей и путей решения проблем, помощь ему в достижении
позитивных результатов обучения, предоставление ученику свободы выбора содержания и способов учения.  предоставление ученику свободы для выбора содержания и способов учения и поведения; Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.  сотворчество учителя и учащихся Исключение методов принуждения к учению и применение только таких методов, которые включают детей в общий процесс овладения физической культурой, вызывают радость от занятий и от достижения результата, способствуют движению вперед и развитию. Таким образом основное правило личностно-ориентированного образования:  подвергать ревизии традиционные методы, формы и средства, так как они разрабатывались для других целей и в других социально-экономических условиях;  хорошо понимать себя, свои сильные и слабые стороны;  формировать положительную самооценку ученика, предоставлять возможности для самоутверждения;  исключить методы, унижающие личность;  безусловно, понимать и принимать любого ученика с его интересами и переживаниями. Перед каждым учителем физической культуры возникают вопросы: - Как организовать деятельность школьников на уроке, чтобы дать каждому ученику оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? - Как развивать интерес учащихся к урокам физкультуры, потребность в здоровом образе жизни, учитывая появление более сильных интересов в жизни школьников? - Как сделать привлекательным урок физкультуры для всех детей? - Как достичь на уроке оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности? - Как сделать, чтобы предмет “Физическая культура” оказывал на школьников ц е л о с т н о е в о зд е й с т в и е , с т и м ул и р уя и х с о з н ат е л ь н о е с а м о р а з в и т и е , самосовершенствование, самореализацию. Поэтому возникает проблема, актуальная как для педагогической науки, так и для практики: как эффективно организовать учебный процесс без ущерба здоровью школьников? Ответить на него можно при условии подхода к организации обучения с позиции трех принципов: сохранение, укрепление и формирование здоровья. Успех работы по реализации здоровье сберегающих технологий зависит от нескольких составляющих: • активного участия в этом процессе самих учащихся; • создание здоровье сберегающей среды; • высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов; • планомерной работы с родителями; • тесного взаимодействия с социально-культурной сферой. Для достижения целей здоровье сберегающих технологий необходимо учитывать следующие условия:  первое условие оздоровления это создание на уроках физической культуры гигиенического режима. В мои обязанности входит умение и готовность видеть и определить явные нарушения требований, предъявляемых к гигиеническим условиям проведения урока и, по возможности изменить их в лучшую сторону – самой, с помощью администрации, медицинского работника, классных руководителей  второе условие – использование оздоровительных сил природы, которое оказывает существенное влияние на достижение целей здоровье сберегающих технологий на уроках.
Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, повышают общую работоспособность организма, замедляет процесс утомления и т.д.  самым важным условием является обеспечение оптимального двигательного режима на уроках физической культуры, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели. Специфика личностно-ориентированного подхода в здоровье сберегающей деятельности учителя физической культуры обусловлена: - формированием потребностей, мотивов и целей учащихся; - эффективностью процесса их продвижения к здоровому образу жизни, ценностям здоровья, его сохранению, саморазвитию в целом на основе приоритетной физкультурно- оздоровительной деятельности. Здоровье сберегающие технологии образовательно-воспитательной деятельности учителя физической культуры - это комплексный инновационный процесс, основанный на изменениях ценностей в отношении к здоровью учащихся, их учебной деятельности, педагогическом взаимодействии всех участников педагогического процесса. Таким образом проектирование здоровье сберегающей деятельности в учебно- воспитательной работе учителя физической культуры будут реализованы наиболее эффективно, если:  личностный подход будет рассматриваться как основной, приоритетный (доминирующий) компонент в стратегии учебно-воспитательной здоровье сберегающей деятельности учителя физической культуры;  в процессе работы учителя физической культуры будет моделироваться специфическая система способов (структурно-динамическая модель) реализации личностно-ориентированной здоровье сберегающей педагогической технологии;  личностно-ориентированный образовательный процесс будет проектироваться учителем физической культуры на основе диагностики здоровья учащихся и собственной профессиональной готовности к реализации здоровье сберегающих личностно- ориентированных технологий.
Список литературы
1. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. — М.: 1993.
2. Алямовская В. Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания. 3. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально- ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28. 4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2007. 5. Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. — М.: 2001. 6.Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. /Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. — М.: 2002. 7. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. — М.: 2002. 8. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. — М.: АРКТИ, 2003. 9. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.29 – 34.


В раздел образования