КОНКУРЕНТНОСПОСОБНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ И ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ГРАЖДАНСКИЕ КАЧЕСТВА
Автор: Горбунова Елена Николаевна Должность: преподаватель специальных дисциплин Учебное заведение: Куртамышский филиал ФГБОУ ВО Курганская ГСХА им.Т.С.Мальцева Населённый пункт: город Куртамыш, Курганская область Наименование материала: статья Тема: КОНКУРЕНТНОСПОСОБНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ И ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ГРАЖДАНСКИЕ КАЧЕСТВА Раздел: среднее профессиональное
КОНКУРЕНТНОСПОСОБНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ И ЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ГРАЖДАНСКИЕ КАЧЕСТВА
Профессионализм – это мера и степень совершенства, которых достигает
человек в своей деятельности. Профессиональная компетентность – степень
проявления профессионализма, глубокое доскональное знание своего дела и
способность делать его хорошо и эффективно. Можно заметить, что престижная
и интересная работа достается людям общительным и оптимистичным, которые
способны быстро, легко и непринужденно устанавливать контакты с другими
людьми; способны к точной передаче своих мыслей и чувств. Все дело в том, что
наша
работа
напрямую
зависит
от
наших
отношений
с
людьми,
от
нашей
коммуникативной
компетентности
(культуры
общения),
от
нашей
психологической гибкости.
Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на
основе
практического
опыта,
умения
и
знаний
при
решении
задач
профессионального рода деятельности;
Личностная
компетенция
(эффективность)
–
набор
психологических
качеств,
обеспечивающих
эффективное
поведение
человека
в
определенной
деловой ситуации (например, «лидерство», «стрессоустойчивость» и т.п.)
Большим дефицитом при трудоустройстве может быть общеделовая
компетенция - желание трудиться, внимательно и добросовестно относиться к
делу, стремиться достичь реального результата, при этом адекватно оценивая
собственные способности и их стоимость на рынке труда.
А так же наблюдается нехватка общих компетенций - воспитанности,
умения
себя
вести,
доброжелательности
в
общении,
умения
подобрать
адекватный внешний вид для различной обстановки.
В большем дефиците находятся навыки целесообразной самоорганизации:
пунктуальность, способность правильно распоряжаться своим временем (тайм-
менеджмент), умение решать проблемы, умение ставить цели и достигать их.
Здесь
важно
отметить,
что
учебное
заведение
играет
огромную
роль
в
формирование
этого
элемента
личностной
компетенции:
умение
вовремя
мобилизоваться,
учиться
и
переобучаться,
адекватно
воспринимать
и
анализировать информацию, выбрасывая из нее все не нужное и четко выделяя
нужное.
Развитие
личностных
компетенций
не
является
целью
любого
профессионального учебного заведения, но, безусловно, в процессе обучения,
формируются навыки самоорганизации, общеделовые компетенции.
К
факторам,
усугубляющим
в
настоящее
время
проблемы
занятости
молодежи,
можно
отнести:
низкий
уровень
заработной
платы
молодых
специалистов;
бесперспективность
решения
их
социальных
потребностей,
прежде
всего,
возможности
приобретения
жилья;
отсутствие
практических
навыков и недостаточная квалификация, несоответствие профиля полученной
профессии,
специальности
потребностям
рынка
труда;
превалирующая
ориентация
выпускников
на
занятость
в
непроизводственной
сфере,
с
установкой на высокую заработную плату и недостаточная информированность
о тенденциях на рынке труда и навыков поведения на нем.
Программа
начального
и
среднего
профессионального
образования
базовой
подготовки
направлена
на
освоение
общих
и
профессиональных
компетенций,
обеспечивающих
готовность
к
реализации
основных
видов
профессиональной деятельности в соответствии с получаемой квалификацией
специалиста
среднего
звена.
Влияние
профессиональных
и
гражданских
качеств выпускников училища при поступлении на работу рассматривается как
должное, поэтому на сегодняшний день работодатель знает какие требования
предъявлять
молодому
специалисту
на
рынке
труда.
Все
выпускники
образовательного
учреждения
должны
соответствовать
профессиональным
и
гражданским качествам заявленных работодателями, ведь они начинают свою
трудовую деятельность впервые, и от того, как себя зарекомендуют, зависит
многое на старте профессиональной карьеры.
Среди причин, мешающим молодым специалистам трудоустроиться,
работодатели отмечают отсутствие профессионального опыта, высокие амбиции,
несоответствие уровня профессиональной подготовки требованиям рынка труда,
слабую мотивацию к труду, перенасыщение рынка труда специалистами данного
профиля и др. Основы профессионализма закладывает в молодого человека
общество, которое постоянно обучает его в течение всей жизни в разных формах
профессионального образования. Но окончательно формирует и шлифует себя
как
профессионал
сам
человек,
вырабатывая
определенные
для
себя
индивидуальные эталоны и стратегии профессионального поведения и развития.
Профессионализм – это не только высший уровень знаний, умений и результатов
труда специалиста в данной области, а определенная системная организация
психики человека с определенной социальной направленностью, отношением к
внешнему
миру,
к
людям,
к
себе,
к
представлению
о
своем
месте
в
профессиональной
общности.
Но,
не
смотря
на
профессиональные
компетенции, у специалистов выпускников есть обязательная необходимость
гражданских
качеств,
так
как
современный
гражданин
должен
обладать:
работоспособностью,
трудолюбием,
честностью,
пунктуально стью,
добросовестностью,
ответственностью,
внимательностью,
выносливостью,
сообразительностью,
коммуникабельностью,
находчивостью,
аккуратностью,
усидчивостью, энергичностью, активностью, решительностью, объективностью,
вести здоровый образ жизни, и т.д.
Формирование
и
развитие
профессиональных
компетенций
и
гражданских качеств будущих специалистов осуществляется в образовательном
процессе
на
всех
этапах
обучения:
при
изучении
общего
гуманитарного
социально-экономического
цикла,
математического
и
естественнонаучного
цикла,
профессионального
цикла,
вариативного
цикла
в
период
учебной
и
производственной практики при помощи воспитательных приемов обучения.
Модель выпускника той или иной специальности строится на основе модели
специалиста (модели личности специалиста, модели трудовой
деятельности
специалиста,
модели
компетентности
специалиста),
современнойи
прогнозируемой.
Основными
параметрами
моделей
служат:
требования
к
специалисту,
предъявляемые
его
рабочим
местом
и
характером
решаемых
производственных задач; необходимые для его деятельности знания и умения;
специфические
социальные
и
психологические
качества,
обеспечивающие
эффективность деятельности.
С
учетом
всех
этих
факторов
необходимо
сконструировать
систему
обучения
и
воспитания,
в
которой
бы
был
предусмотрен
обязательный
развивающий эффект и возможность студентам приобрести опыт творческой
профессиональной деятельности и опыт конструктивного профессионального
общения,
то
есть
конкурентоформирующее
открытое
образовательное
пространство.
Наиболее благоприятной средой для этого является учебное заведение.
Обучение в учебном профессиональном заведении является важным периодом в
жизни
молодежи,
в
котором
происходит
профессиональное
становление
и
завершается
личностное
самоопределение.
Исходя
из
этого,
учреждения
профессионального образования призваны осуществлять не только подготовку
специалистов, но и формирование, и развитие у студентов, вне зависимости от
получаемой профессии, гражданских качеств. Гражданские качества являются
предельно
важным
аспектом
при
приеме
на
работу
и
при
перемещении,
продвижении сотрудников внутри организации и их развитии.
Чтобы
формировать
конкурентоспособных
специалистов,
в
программы
необходимо включить курсы по развитию гражданских качеств. Так, диплом
престижного образовательного учреждения не гарантирует хорошей работы и
заработка. Отсюда важность развития компетенций, как профессиональных, так
и
гражданских,
что
позволит
повысить
конкурентоспособность
молодых
специалистов.
Конкурентоспособный специалист – это не только продукт
производства учебного заведения, но и личность, обладающая определенными
качествами. Когда речь идет о конкурентоспособности специалиста, то имеется
в
виду
не
только
высокое
качество
результатов
ее
деятельности,
но
и
ее
способность выстоять и победить в конкурентной борьбе.
На
формирование
конкурентоспособного
специалиста
влияет
его
внутренняя среда, активность и потребность в саморазвитии и самореализации,
способность
к
быстрому
освоению
нового
дела,
способность
к
самообразованию. Учебная и трудовая деятельность учащихся должны быть
связаны, обучающиеся должна осознавать, что полученные знания необходимы в
их деятельности на практике. Только в этом случае они смогут рассчитывать на
успех в информационном обществе.
Конкурентоспособный специалист – это специалист, способный достигать
поставленные цели в разных, быстро меняющихся ситуациях за счет владения
методами
решения
большого
класса
профессиональных
задач
и
наличия
определенных гражданских качеств.
Таким образом, личностные компетенции являются предельно важным
аспектом при приеме на работу и при перемещении, продвижении сотрудников
внутри
организации
и
их
развитии.
Ситуацию
с
подготовкой
молодых
специалистов можно улучшить, если целенаправленно работать над развитием
личных компетенций в учебном процессе. Специальные методики существуют и
широко
применяются
–
например,
тренинги,
которые
предлагают
психологические
центры.
Чтобы
формировать
конкурентоспособных
специалистов, в учебные программы необходимо включить курсы по развитию
личных
компетенций,
аналогичные
курсам
по
самосовершенствованию
в
различных психологических центрах (управление эмоциями, тайм-менеджмент,
коммуникативные
навыки
и
др.).Разрушение
действовавшей
ранее
системы
государственного
регулирования
трудоустройства
молодых
специалистов
заставило
учебные
профессиональные
заведения
взять
под
свой
контроль
процесс
трудоустройства
своих
выпускников.
В
результате
разрабатываются
различные программы содействия трудовой занятости выпускников.
Библиографический список
1. Арановская И. Подготовка специалиста как социокультурная проблема //
Высшее образование в России, 2007. № 4. - с. 115 -119.
2.
Баланов
В.,
Румянцев
В.,
Селифанова
Е.
Студенческое
научное
творчество и рыночная экономика // Высшее образование в России, 2009.-№1.-с.
58-61.
3.
Безрукова
B.C.
Словарь
нового
педагогического
мышления.
—
Екатеринбург: СиПИ, 2008. 93 с.
4. Белов В. Система оценки качества образования // Высш. образ, в России,
2002.-№1-с. 44-49.
5. Беляев A.B., Брановский Ю.С., Беляева A.B. Самостоятельная работа
студентов в условиях классического университета: организация, управление,
перспективы компьютеризации: Учеб. Пос. Ставрополь: издательство СГУ, 2007.
- 116 с.
6. Выбор методов обучения / Под. Ред. Ю.К.Бабанского, М., 2007.
7.
Жуков
В.И.
Российское
образование:
перспективы
и
проблемы
развития.-М.: 2008.
8. Ильин Г. Проективное образование и становление личности // Высш.
образование в России 2010.- №4.- с. 85-92.
9.Анисимов В.Е., Пантина Н.С. Методологические вопросы разработки
моделиспециалиста // Советская педагогика. 1977. № 5.100-1083