СКАЗКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Автор: Герасимова Анна Сергеевна Должность: педагог дошкольного образования Учебное заведение: МБДОУ № 161 Населённый пункт: г. Иркутск Наименование материала: статья Тема: СКАЗКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ Раздел: дошкольное образование
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
В современном мире образование является целенаправленным процессом
обучения и воспитания, а также предполагает формирование и развитие знаний,
умений и навыков с учетом требований современной жизни и деятельности.
Отсюда
вытекает
вопрос
о
том,
какие
технологии
использовать
с
детьми
дошкольного возраста в качестве обучающих? Сегодня из самых приоритетных
направлений педагогики является задача развития творчества. Обучение через
творчество, через решение нестандартных задач ведет к выявлению талантов,
развивает способности детей, их уверенность в своих силах.
Детский возраст – это период бурной деятельности воображения и важный
период для развития этого ценного качества. Поэтому сказка – один из наилучших
методов
развития
творческих
способностей
у
детей.
Ведь
здесь
так
же
задействовано
воображение
–
это
один
из
важнейших
качеств
творческой
личности.
Потребность
ребенка
проявлять
себя
в
творчестве
велика.
Это
выражается в желании создать что-нибудь в игре, музыке, рисунке, разыгрывании
спектаклей.
Если обратиться к педагогическому словарю, педагогической технологией
является
совокупность
средств
и
методов
воспроизведения
теоретически
обоснованных
процессов
обучения
и
воспитания,
позволяющих
успешно
реализовывать
поставленные
образовательные
цели.
Отсюда
вытекает
цель,
поставленная
мною
в
работе
с
детьми
дошкольного
возраста:
это
развитие
творческих
способностей
ребенка
и
развитие
его
как
личности
творческой,
способную находить выход из любых трудных ситуаций, принимая творческий,
нестандартный подход к ее решению.
Для
достижения
поставленной
цели
мною
были
обозначены
следующие
задачи:
Раскрытие роли сказок в развитии творческих способностей детей;
Воспитание творческой личности дошкольника с помощью сказки;
Формирование
навыков
творческой
работы
дошкольников,
используя
воображение, нестандартное мышление, индивидуальный подход;
Формирование умения включаться в игровую задачу;
Развитие чувства раскрепощенности.
В решении всех типов поставленных мною задач незаменимую роль грает
конечно же сказка. Ведь сказка – это жанр литературного творчества. Сказки
бывают
фольклорные
и
литературные,
но
все
они
это
эпический
жанр
письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о
вымышленных событиях в фольклоре разных народов, включающих в себя разно
жанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел.
Сухомлинский
считает,
что
сказочные
образы
ярко
и
эмоционально
окрашены,
а
ребенок
мыслит
образами.
«Благодаря
сказке,
-
пишет
В. А. Сухомлинский, - ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не
только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира,
выражает
свое
отношение
к
добру
и
злу.
В
сказке
черпаются
первые
представления о справедливости и несправедливости».
Существуют
различные
методы
нетрадиционной
работы
со
сказкой,
используемые
мною
в
работе.
Все
это
методы
развивающего
обучения,
способствующих развитию творческих качеств личности дошкольника. Сущность
этих методов заключается в том, что детям не дается готовая информация, а
наоборот ребенок ставится в такую ситуацию, в которой он решает проблему,
задачу и делает для себя открытие.
Итак, первый метод, это метод проблемных ситуаций. Здесь дети учатся
представлять
ситуацию
и
ищут
способы
ее
разрешения
(например,
чтобы
произошло, если бы…звери не построили зимовье?). Второй метод – это метод
моделирования. Он учит детей использовать условные модели для разыгрывания
сказок
(например,
геометрические
фигуры,
различные
фишки,
карточек
различные по цвету и величине). Третьим методом является метод «мозгового
штурма».
Он
помогает
снять
психологическую
бездеятельность
и
получить
максимальное
количество
идей
за
короткое
время
(например,
как
избежать
ситуации, чтобы не заблудиться в лесу сказка «Маша и Медведь»). Четвертым
методом
является
метод
разрешения
противоречий.
Он
учит
детей
выявлять
противоречивые
свойства
явлений
предметов,
а
также
разрешать
эти
противоречия (например, что хорошего в том, что начал таять снег? Что плохого в
том,
что
начал
таять
снег?).
последний
из
методов
–
это
метод
эмпатии.
С
помощью него дети учатся передавать эмоции через вхождение в образ сказочного
героя.
Это
метод,
используемый
непосредственно
в
театрализованной
деятельности
(постановка
мини-спектаклей;
разыгрывание
миниатюр,
сценок;
проигрывание сюжетно-ролевых игр).
Творческая
активность
детей
после
использования
этих
методов
может
примениться так же в художественном направлении. Например, в рисовании – это
решение вопросов цветового и графического отображения действительности. В
лепке
–
дети
лепят
на
занятиях
с
натуры,
по
памяти,
по
представлению
контрастные образы, что зародилось в душе у ребенка во время просмотра сказки
или мультфильма. В использовании аппликации дети знакомятся с основными
приемами вырезания, когда нужно передать особенности поверхности некоторых
предметов: пушистый мех, снег, облако, гребни волн и т.д. в конструировании,
создавая любую конструкцию, детям приходится обдумывать замысел, выполнять
эскиз
в
виде
рисунка
на
бумаге,
решать
оформление
предмета
не
только
в
отношении формы, дополнительных деталей, но и цвета.
Творчество,
как
уже
было
сказано
выше,
характеризуется
двумя
показателями.
Оно
должно
представлять
общественную
ценность
и
давать
совершенно
новую
продукцию.
Соответствуют
ли
этим
критериям
детские
сказки? Конечно! Ведь сказка учит жить. Без сказки у ребенка нет ни мечты, ни
волшебной
страны,
где
сбываются
все
желания.
Сказка
является
самым
эффективным
средством
не
только
интеллектуального
развития,
но
и
нравственного
воспитания.
Ведь
кто
как
не
сказка
позволит
ребенку
пофантазировать, кто есть я? Каким бы я хотел себя видеть? Что бы я сделал,
обладая
волшебством?
Сказки
составляют
для
ребенка
особый
мир,
некий
театрик,
отделенный
от
нас
плотным
занавесом.
Примечательно,
что,
когда
детство вступает в реалистическую пору, когда важнее всего содержание, сказка
перестает интересовать ребенка.
Результатом используемой мною работы является отсутствие у детей страха
перед
чем-то
новым;
умение
детьми
решать
проблемные
ситуации;
а
также
высокий
уровень
творческого
воображения
и
нестандартного
креативного
мышления.
Итогом
наших
работ
со
сказками,
являются
театрализованные
мини-
спектакль.
Здесь
дети,
надевая
костюмы,
перевоплощаются
в
различных
сказочных
персонажей
и
демонстрируют
свои
навыки
активной
творческой
деятельности приглашенным гостям – родителям, либо детям из других групп.
И подводя итог, я могу сказать следующее, что дети, воспитывающиеся на
добрых сказках, сумеют преодолеть все страхи, и в дальнейшей своей жизни будут
творчески
относиться
к
любой
своей
жизненной
ситуации,
которая
у
них
сложится. А может быть, даже попытаются изменить мир к лучшему.
Список литературы:
1.
Сухомлинский
В.А.
сердце
отдаю
детям.
–
Изд.:
Народная
аскета, 1982.-407 с.
2.
Краткий
словарь
современной
педагогики/
под
ред.
Л.
Н.
Юмсуновой. Изд-е 2-е, 2001. – 100с.
3.
Фесюкова Л.Б. воспитание сказкой. – Изд-во: Фолио, АСТ, 2000.
– 464 с.
4.
Макушина
Е.
придумываем
истории
и
сказки//
Ребенок
в
детском саду. – 2005. - № 6.
5.
Замольская. Урок чтения по сказке// Начальная школа. – 2004. -
№ 9.
6.
Селевко
Г.К.
современные
образовательные
технологии:
Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.