Напоминание

СКАЗКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ


Автор: Герасимова Анна Сергеевна
Должность: педагог дошкольного образования
Учебное заведение: МБДОУ № 161
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: СКАЗКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Раздел: дошкольное образование





Назад





СКАЗКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
В современном мире образование является целенаправленным процессом обучения и воспитания, а также предполагает формирование и развитие знаний, умений и навыков с учетом требований современной жизни и деятельности. Отсюда вытекает вопрос о том, какие технологии использовать с детьми дошкольного возраста в качестве обучающих? Сегодня из самых приоритетных направлений педагогики является задача развития творчества. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведет к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах. Детский возраст – это период бурной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Поэтому сказка – один из наилучших методов развития творческих способностей у детей. Ведь здесь так же задействовано воображение – это один из важнейших качеств творческой личности. Потребность ребенка проявлять себя в творчестве велика. Это выражается в желании создать что-нибудь в игре, музыке, рисунке, разыгрывании спектаклей. Если обратиться к педагогическому словарю, педагогической технологией является совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Отсюда вытекает цель, поставленная мною в работе с детьми дошкольного возраста: это развитие творческих способностей ребенка и развитие его как личности творческой, способную находить выход из любых трудных ситуаций, принимая творческий, нестандартный подход к ее решению. Для достижения поставленной цели мною были обозначены следующие задачи:  Раскрытие роли сказок в развитии творческих способностей детей;
 Воспитание творческой личности дошкольника с помощью сказки;  Формирование навыков творческой работы дошкольников, используя воображение, нестандартное мышление, индивидуальный подход;  Формирование умения включаться в игровую задачу;  Развитие чувства раскрепощенности. В решении всех типов поставленных мною задач незаменимую роль грает конечно же сказка. Ведь сказка – это жанр литературного творчества. Сказки бывают фольклорные и литературные, но все они это эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов, включающих в себя разно жанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. Сухомлинский считает, что сказочные образы ярко и эмоционально окрашены, а ребенок мыслит образами. «Благодаря сказке, - пишет В. А. Сухомлинский, - ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости». Существуют различные методы нетрадиционной работы со сказкой, используемые мною в работе. Все это методы развивающего обучения, способствующих развитию творческих качеств личности дошкольника. Сущность этих методов заключается в том, что детям не дается готовая информация, а наоборот ребенок ставится в такую ситуацию, в которой он решает проблему, задачу и делает для себя открытие. Итак, первый метод, это метод проблемных ситуаций. Здесь дети учатся представлять ситуацию и ищут способы ее разрешения (например, чтобы произошло, если бы…звери не построили зимовье?). Второй метод – это метод моделирования. Он учит детей использовать условные модели для разыгрывания сказок (например, геометрические фигуры, различные фишки, карточек различные по цвету и величине). Третьим методом является метод «мозгового штурма». Он помогает снять психологическую бездеятельность и получить
максимальное количество идей за короткое время (например, как избежать ситуации, чтобы не заблудиться в лесу сказка «Маша и Медведь»). Четвертым методом является метод разрешения противоречий. Он учит детей выявлять противоречивые свойства явлений предметов, а также разрешать эти противоречия (например, что хорошего в том, что начал таять снег? Что плохого в том, что начал таять снег?). последний из методов – это метод эмпатии. С помощью него дети учатся передавать эмоции через вхождение в образ сказочного героя. Это метод, используемый непосредственно в театрализованной деятельности (постановка мини-спектаклей; разыгрывание миниатюр, сценок; проигрывание сюжетно-ролевых игр). Творческая активность детей после использования этих методов может примениться так же в художественном направлении. Например, в рисовании – это решение вопросов цветового и графического отображения действительности. В лепке – дети лепят на занятиях с натуры, по памяти, по представлению контрастные образы, что зародилось в душе у ребенка во время просмотра сказки или мультфильма. В использовании аппликации дети знакомятся с основными приемами вырезания, когда нужно передать особенности поверхности некоторых предметов: пушистый мех, снег, облако, гребни волн и т.д. в конструировании, создавая любую конструкцию, детям приходится обдумывать замысел, выполнять эскиз в виде рисунка на бумаге, решать оформление предмета не только в отношении формы, дополнительных деталей, но и цвета. Творчество, как уже было сказано выше, характеризуется двумя показателями. Оно должно представлять общественную ценность и давать совершенно новую продукцию. Соответствуют ли этим критериям детские сказки? Конечно! Ведь сказка учит жить. Без сказки у ребенка нет ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются все желания. Сказка является самым эффективным средством не только интеллектуального развития, но и нравственного воспитания. Ведь кто как не сказка позволит ребенку пофантазировать, кто есть я? Каким бы я хотел себя видеть? Что бы я сделал, обладая волшебством? Сказки составляют для ребенка особый мир, некий
театрик, отделенный от нас плотным занавесом. Примечательно, что, когда детство вступает в реалистическую пору, когда важнее всего содержание, сказка перестает интересовать ребенка. Результатом используемой мною работы является отсутствие у детей страха перед чем-то новым; умение детьми решать проблемные ситуации; а также высокий уровень творческого воображения и нестандартного креативного мышления. Итогом наших работ со сказками, являются театрализованные мини- спектакль. Здесь дети, надевая костюмы, перевоплощаются в различных сказочных персонажей и демонстрируют свои навыки активной творческой деятельности приглашенным гостям – родителям, либо детям из других групп. И подводя итог, я могу сказать следующее, что дети, воспитывающиеся на добрых сказках, сумеют преодолеть все страхи, и в дальнейшей своей жизни будут творчески относиться к любой своей жизненной ситуации, которая у них сложится. А может быть, даже попытаются изменить мир к лучшему.
Список литературы:
1. Сухомлинский В.А. сердце отдаю детям. – Изд.: Народная аскета, 1982.-407 с. 2. Краткий словарь современной педагогики/ под ред. Л. Н. Юмсуновой. Изд-е 2-е, 2001. – 100с. 3. Фесюкова Л.Б. воспитание сказкой. – Изд-во: Фолио, АСТ, 2000. – 464 с. 4. Макушина Е. придумываем истории и сказки// Ребенок в детском саду. – 2005. - № 6. 5. Замольская. Урок чтения по сказке// Начальная школа. – 2004. - № 9. 6. Селевко Г.К. современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.


В раздел образования