Напоминание

"Формирование познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивных игр"


Автор: Тарская Светлана Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №69 "Брусничка"
Населённый пункт: с. Маган, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивных игр"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Формирование познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста

посредством интерактивных игр
Тарская Светлана Андреевна Воспитатель МБДОУ Детский сад №69 «Брусничка» с.Маган, Республика Саха (Якутия)
Актуальность.
Требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования. Один из целевых ориентиров предполагает развитие у детей: «любознательности, самостоятельности, инициативы и познавательной мотивации». Достижение этого невозможно без главного стимула деятельности – познавательного интереса. Познавательный интерес является наивысшей формой проявления потребности в познании у детей дошкольного возраста. Проявление познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста выражается в постепенном изменении, в котором ребенок переходит к более высокому уровню. Таким образом, для того чтобы познавательный интерес детей постоянно рос, необходимо создавать условия. Исследования показали, что формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, возможно посредством использования современных информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Использование интерактивных игр в непрерывной образовательной деятельности (НОД) является одним из эффективных способов формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. НОД с применением интерактивных игр очень интересны детям старшего дошкольного возраста. Красочность и динамичность, музыкальное оформление, игровая форма, общая атмосфера доброжелательности позволяет ребёнку играть увлечённо, испытывать радость познания, открывать новое. Использование интерактивных игр в НОД позволяет обогащать и закреплять имеющиеся знания детей, совершенствовать умения. Содержание НОД включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям.
Цель работы:
определение эффективности интерактивных игр в формировании познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста. Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы и явления, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Развитие любознательности, потребности узнать новое - одна из задач воспитания дошкольника, подготовки его к обучению в школе. Постановка и постепенное усложнение данной задачи ведет к формированию у детей познавательных интересов, что оказывает влияние на их умственное развитие. Анализ научной, методической, педагогической литературы позволил определить становление познавательных интересов, на различном уровне развития и в различной
степени выраженности. В исследованиях Н.Г. Морозовой и Г.И. Щукиной определены следующие стадии развития познавательного интереса: 1. Любопытство - элементарная стадия, обусловленная внешними, подчас неожиданными и необычными обстоятельствами, привлекающими внимание ребенка. 2. Любознательность - ценное состояние личности, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. 3. Познавательный интерес характеризуется познавательной активностью, ценностной мотивацией. Дети, включаясь по собственному побуждению в деятельность, наталкиваются на трудности и сами начинают искать причины неудачи. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, представляет большую ценность для развития личности. Е.Э. Кригер выделяет условия, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста: Первое условие - максимальная опора на активную мыслительную деятельность ребенка. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, встать на определённую точку зрения. Второе условие - вести процесс развития, обучения и воспитания на оптимальном уровне развития детей. Это условие обеспечивает укрепление и углубление познавательного интереса на основе того, что обучение систематически и оптимально совершенствует деятельность познания, её способы и умения. Третье условие
-
эмоциональная атмосфера. Благополучная эмоциональная атмосфера сопряжена с двумя главными источниками развития: с деятельностью и общением, которые рождают многозначные отношения и создают тонус настроения ребенка. Четвертым условием является благоприятное общение. К этому следует добавить некоторые индивидуальные особенности самого ребенка, переживание успеха и неудач, его склонности, наличие других сильных интересов и многое другое. Соблюдение всех этих условий способствует формированию познавательного интереса детей в процессе определенной деятельности. Учитывая, все вышесказанное, следует всегда помнить, что активизация познавательной деятельности ребенка без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему необходимо постоянно систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес детей. Исследования показывают, что формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста возможно посредством использования современных информационных технологий. В настоящее время ИКТ активно внедряются в образовательный процесс ДОО. Использование ИКТ является одним из приоритетов современного образования. Согласно новым требованиям ФГОС ДО внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Применение ИКТ в ДОО становится все более актуальным. Так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развивать логическое мышление, формировать познавательный интерес детей. Новые ИКТ позволяют строить познавательный процесс более высокого уровня на основе интерактивной доски. Для оптимального использования интерактивной доски в работе с дошкольниками требуется соблюдение методических рекомендаций:
1. Интерактивная доска должна использоваться в работе с детьми дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических и психолого- педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций. 2. Применяемые информационно-дидактические пособия должны быть адекватными. 3. Организация и методика проведения НОД с интерактивной доской, соответствует методике проведения традиционным принципам дошкольной педагогики. НОД включает в себя несколько частей, и только одна часть посвящается работе с интерактивной доской. 4. Интерактивные игры должны быть незначительными по времени. Отдаем предпочтение небольшим по объему играм либо играм, предполагающим выполнение задания по определенным этапам с последующим сохранением полученных результатов. 5. Интерактивная доска должна быть дидактическим средством. 6. Обязательно использовать в НОД с интерактивной доской традиционную предметно-пространственную развивающую среду (игрушки, игры, демонстрационный материал и т.д.). Интерактивная игра – это активный метод обучения, одна из продуктивных педагогических технологий, создающих оптимальные условия развития ребенка. Использование интерактивной игры в НОД имеет ряд преимуществ: - усиливает подачу материала; - обеспечивает наглядность, которая способствует лучшему запоминанию и усвоению материала; - электронные средства обучения передают информацию быстрее, чем традиционные; - движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка; - способствует повышению мотивации к обучению; - дети начинают понимать более сложные моменты в результате более ясной и динамичной подачи материала; - помогает педагогу находиться в постоянном взаимодействии с детьми; - проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самой игрой являются стимулом познавательной активности детей; - предоставляет возможность индивидуализации обучения. При проведении НОД с использованием интерактивных игр помним, что каким бы положительным, огромным потенциалом они не обладали, но заменить живое общение педагога с ребенком они не могут и не должны. Таким образом, интерактивные игры являются незаменимым средством формирования познавательных интересов. Именно благодаря наличию игровых ситуаций в интерактивных играх, применяемых в НОД, делают обучение более увлекательным, содержательным и эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание, мышление, работоспособность, умение обобщать и анализировать, повышает интерес к новым знаниям. Список литературы: 1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильевой М.А. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. – М.: Мозаика - Синтез, 2015. – 368 с. 2. Годовикова Д.Н. Формирование познавательной активности / Д.Н. Годовикова // Дошкольное воспитание. – 2007. – №8. - 19 – 20 с. 3. Гризик Т.А. Познаю мир: методические рекомендации по познавательному развитию // Дошкольное воспитание. – 2003. – №2. - 32–38 с. 4. Комарова И. И. Использование информационных технологий в совершенствовании системы образования. // Народное образование. - 2006. - №2. 157 – 159 с.
5. Кригер Е.Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Барнаул, 2000. - 32 с. 6. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. - М.: Просвещение,1999. - 95 с. 7. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 2008. – 208 с. 8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования № 1155 от 2013г.


В раздел образования