"Формирование познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивных игр"
Автор: Тарская Светлана Андреевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №69 "Брусничка" Населённый пункт: с. Маган, Республика Саха (Якутия) Наименование материала: статья Тема: "Формирование познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивных игр" Раздел: дошкольное образование
Формирование познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста
посредством интерактивных игр
Тарская Светлана Андреевна
Воспитатель
МБДОУ Детский сад №69 «Брусничка»
с.Маган, Республика Саха (Якутия)
Актуальность. Требования
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования
(ФГОС
ДО)
к
результатам
освоения
программы
представлены
в
виде
целевых
ориентиров
на
этапе
завершения
уровня
дошкольного
образования.
Один
из
целевых
ориентиров
предполагает
развитие
у
детей:
«любознательности,
самостоятельности,
инициативы
и
познавательной
мотивации».
Достижение этого невозможно без главного стимула деятельности – познавательного
интереса.
Познавательный интерес является наивысшей формой проявления потребности в
познании у детей дошкольного возраста.
Проявление познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
выражается в постепенном изменении, в котором ребенок переходит к более высокому
уровню.
Таким образом, для того чтобы познавательный интерес детей постоянно рос,
необходимо создавать условия.
Исследования
показали,
что
формирование
познавательного
интереса
у
детей
старшего
дошкольного
возраста,
возможно
посредством
использования
современных
информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).
Использование интерактивных игр в непрерывной образовательной деятельности
(НОД) является одним из эффективных способов формирования познавательного интереса
у детей старшего дошкольного возраста.
НОД
с
применением
интерактивных
игр
очень
интересны
детям
старшего
дошкольного возраста. Красочность и динамичность, музыкальное оформление, игровая
форма,
общая
атмосфера
доброжелательности
позволяет
ребёнку
играть
увлечённо,
испытывать радость познания, открывать новое.
Использование
интерактивных
игр
в
НОД
позволяет
обогащать
и
закреплять
имеющиеся
знания
детей,
совершенствовать
умения.
Содержание
НОД
включает
совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие
детей
с
учетом
их
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
по
основным
направлениям.
Цель работы: определение эффективности интерактивных игр в формировании
познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста.
Для
дошкольника
характерен
повышенный
интерес
ко
всему,
что
происходит
вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы и явления, стремятся узнать
не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами
наблюдаемых явлений.
Развитие любознательности, потребности узнать новое - одна из задач воспитания
дошкольника, подготовки его к обучению в школе. Постановка и постепенное усложнение
данной задачи ведет к формированию у детей познавательных интересов, что оказывает
влияние на их умственное развитие.
Анализ научной, методической, педагогической литературы позволил определить
становление познавательных интересов, на различном уровне развития и в различной
степени выраженности. В исследованиях Н.Г. Морозовой и Г.И. Щукиной определены
следующие стадии развития познавательного интереса:
1.
Любопытство
- элементарная
стадия,
обусловленная
внешними,
подчас
неожиданными и необычными обстоятельствами, привлекающими внимание ребенка.
2.
Любознательность
-
ценное
состояние
личности,
характеризующееся
стремлением человека проникнуть за пределы увиденного.
3.
Познавательный
интерес
характеризуется
познавательной
активностью,
ценностной мотивацией.
Дети, включаясь по собственному побуждению в деятельность, наталкиваются на
трудности
и
сами
начинают
искать
причины
неудачи.
Любознательность,
становясь
устойчивой чертой характера, представляет большую ценность для развития личности.
Е.Э. Кригер выделяет условия, соблюдение которых способствует формированию,
развитию и укреплению познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста:
Первое условие - максимальная опора на активную мыслительную деятельность
ребенка. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей, являются
ситуации
решения
познавательных
задач,
ситуации
активного
поиска,
догадок,
размышления, ситуации мыслительного напряжения, столкновений различных позиций, в
которых необходимо разобраться самому, встать на определённую точку зрения.
Второе условие - вести процесс развития, обучения и воспитания на оптимальном
уровне
развития
детей.
Это
условие
обеспечивает
укрепление
и
углубление
познавательного интереса на основе того, что обучение систематически и оптимально
совершенствует деятельность познания, её способы и умения.
Третье
условие - эмоциональная
атмосфера.
Благополучная
эмоциональная
атмосфера
сопряжена
с
двумя
главными
источниками
развития:
с
деятельностью
и
общением,
которые
рождают
многозначные
отношения
и
создают
тонус
настроения
ребенка.
Четвертым условием является благоприятное общение. К этому следует добавить
некоторые индивидуальные особенности самого ребенка, переживание успеха и неудач,
его склонности, наличие других сильных интересов и многое другое.
Соблюдение
всех
этих
условий
способствует
формированию
познавательного
интереса детей в процессе определенной деятельности.
Учитывая,
все
вышесказанное,
следует
всегда
помнить,
что
активизация
познавательной
деятельности
ребенка
без
развития
его
познавательного
интереса
не
только
трудна,
но
практически
и
невозможна.
Вот
почему
необходимо
постоянно
систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес детей.
Исследования показывают, что формирование познавательного интереса у детей
старшего
дошкольного
возраста
возможно
посредством
использования
современных
информационных технологий.
В настоящее время ИКТ активно внедряются в образовательный процесс ДОО.
Использование ИКТ является одним из приоритетов современного образования.
Согласно новым требованиям ФГОС ДО внедрение инновационных технологий призвано,
прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению
новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Применение ИКТ в ДОО становится
все более актуальным. Так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной
и
привлекательной,
игровой
форме
развивать
логическое
мышление,
формировать
познавательный интерес детей.
Новые ИКТ позволяют строить познавательный процесс более высокого уровня на
основе интерактивной доски.
Для оптимального использования интерактивной доски в работе с дошкольниками
требуется соблюдение методических рекомендаций:
1. Интерактивная доска должна использоваться в работе с детьми дошкольного
возраста
при
безусловном
соблюдении
физиолого-гигиенических
и
психолого-
педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.
2.
Применяемые
информационно-дидактические
пособия
должны
быть
адекватными.
3. Организация и методика проведения НОД с интерактивной доской, соответствует
методике проведения традиционным принципам дошкольной педагогики. НОД включает в
себя несколько частей, и только одна часть посвящается работе с интерактивной доской.
4.
Интерактивные
игры
должны
быть
незначительными
по
времени.
Отдаем
предпочтение небольшим по объему играм либо играм, предполагающим выполнение
задания по определенным этапам с последующим сохранением полученных результатов.
5. Интерактивная доска должна быть дидактическим средством.
6.
Обязательно
использовать
в
НОД
с
интерактивной
доской
традиционную
предметно-пространственную развивающую среду (игрушки, игры, демонстрационный
материал и т.д.).
Интерактивная
игра –
это
активный
метод
обучения,
одна
из
продуктивных
педагогических
технологий,
создающих
оптимальные
условия
развития
ребенка.
Использование интерактивной игры в НОД имеет ряд преимуществ:
- усиливает подачу материала;
-
обеспечивает
наглядность,
которая
способствует
лучшему
запоминанию
и
усвоению материала;
-
электронные
средства
обучения
передают
информацию
быстрее,
чем
традиционные;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
- способствует повышению мотивации к обучению;
- дети начинают понимать более сложные моменты в результате более ясной и
динамичной подачи материала;
- помогает педагогу находиться в постоянном взаимодействии с детьми;
- проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самой игрой
являются стимулом познавательной активности детей;
- предоставляет возможность индивидуализации обучения.
При проведении НОД с использованием интерактивных игр помним, что каким бы
положительным, огромным потенциалом они не обладали, но заменить живое общение
педагога с ребенком они не могут и не должны.
Таким
образом, интерактивные
игры
являются незаменимым
средством
формирования познавательных интересов. Именно благодаря наличию игровых ситуаций в
интерактивных
играх,
применяемых
в
НОД,
делают обучение
более
увлекательным,
содержательным
и эмоциональным,
помогают
повысить
произвольное внимание,
мышление, работоспособность, умение обобщать и анализировать, повышает интерес к
новым знаниям.
Список литературы:
1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильевой М.А. От рождения до школы. Основная
образовательная программа дошкольного образования. – М.: Мозаика - Синтез, 2015. – 368
с.
2. Годовикова Д.Н. Формирование познавательной активности / Д.Н. Годовикова //
Дошкольное воспитание. – 2007. – №8. - 19 – 20 с.
3.
Гризик Т.А. Познаю
мир:
методические
рекомендации
по
познавательному
развитию // Дошкольное воспитание. – 2003. – №2. - 32–38 с.
4.
Комарова
И.
И.
Использование
информационных
технологий
в
совершенствовании системы образования. // Народное образование. - 2006. - №2. 157 – 159
с.
5. Кригер Е.Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей
старшего дошкольного возраста. Барнаул, 2000. - 32 с.
6. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. - М.: Просвещение,1999. -
95 с.
7.
Щукина
Г.И. Педагогические
проблемы
формирования
познавательных
интересов учащихся. – М.: Педагогика, 2008. – 208 с.
8.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования № 1155 от 2013г.