Автор: Скрипник Галина Николаевна Должность: преподаватель Учебное заведение: ГБПОУ "Кропоткинский медицинский колледж" Населённый пункт: г. Кропоткин Наименование материала: статья Тема: Методы обучения Раздел: среднее профессиональное
Скрипник Г.Н. - преподаватель
Государственное бюджетное профессиональное учебное заведение
«Кропоткинский медицинский колледж», г. Кропоткин
Методы обучения.
Каждый преподаватель испытывал не раз неудовлетворенность проведенным
занятием, его низкой продуктивностью, не заинтересованностью учащихся. Иногда
преподавателю трудно выбрать из подобранного большого материала самое важное,
необходимое, жаль отказываться от наработанного, собранного с большим трудом.
Большое значение для успешного проведения занятия имеет метод обучения. Ведь
от уровня педагогического мастерства преподавателя, его умения педагогически
правильно,
интересно
проводить
занятия
зависит
качество
преподавания,
эффективность
усвоения
учебного
материала
учащимися,
их
познавательная
активность.
А
способы
упорядоченной
взаимосвязанной
деятельности
преподавателя и учащимся принято называть методами.
Проблемное обучение по существу собственно не является новым методом
обучения,
все
же
как
дидактическая
система
методов,
приемов
и
средств
познавательной деятельности, направленной на творческое овладение учащимися
знаниями, рассматривается именно как современный метод.
Другими словами, проблемное обучение - это способ активного взаимодействия
преподавателя
и
учащихся,
в
процессе
которого
путем
создания
проблемной
ситуации
моделируются
условия
исследовательской
деятельности
и
развития
творческого
мышления.
При
этом
средством
управления
мышлением
учащихся
выступают проблемные и информационные вопросы.
Видами
проблемного
обучения
являются
проблемные
вопросы,
ситуации,
задачи.
Трудно
себе
представить,
чтобы
современный
педагог
не
чувствовал
эффективности этого метода, особенно его роли в организации самостоятельной
поисковой деятельности учащихся по овладению новым. Недаром говорят: «Плохой
учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить».
Практическая
значимость
проблемного
обучения
в
том,
что
оно
успешно
реализуется с учащимися разных возрастных групп, с различными познавательными
возможностями, по всем предметам и на всех этапах обучения.
Конкретная
методика
реализации
определяется
спецификой
предмета,
конкретной педагогической ситуацией.
Программированное
обучение
-
это
особый
вид
самостоятельной
работы
обучаемых над специально переработанным учебным материалом, заложенным в
программу. Назначение программы определяет специфику программирования.
Значение
программированного
обучения
многогранно.
Оно
направлено
на
развитие
логического
мышления
учащихся,
на
привитие
им
навыков
самостоятельного
добывания
знаний,
на
привитие
интереса
к
знаниям,
на
осуществление обратной связи.
Принципы программирования:
-линейное, когда обучаемый последовательного переходит от одного шага
- действия к другому;
-разветвленное - основанное на выборе правильного ответа обучаемым из
ряда предложенных.
Особый интерес практических работников учебных заведений вызывают виды
программированного:
конспекты,
рабочие
тетради,
опорные
плакаты,
опорные
сигналы, структурно-логические схемы.
Основой
составления
и
плана
занятия,
и
тезисов
является
конспект.
Опорные конспекты целесообразно - использовать как самому преподавателю при
подготовке к занятиям, так и учащимся.
К эффективным методам обучения относится разработка
рабочих тетрадей .
Особую
ценность,
представляют
рабочие
тетради
на
этапе
овладения
новым.
Общеизвестно, что особенно остро перед педагогической наукой встают вопросы
выявления
факторов,
способствующих
наилучшему
развитию
умственных
сил
обучаемых, активности их мышления, рациональной организации самостоятельной
работы каждого при подготовке к овладению новыми знаниями и в процессе их
изучения.
Нерешенной
проблемой
является
также
педагогическая
проблема
увеличения
объема
самостоятельных
умственных
и
практических
действий
обучаемых
на
этом
этапе
обучения,
создания
благоприятных
условий
для
формирования у них умений логически мыслить, самостоятельно анализировать
выводы, обосновывать свои практические действия.
Стремясь
повысить
активность
учащихся,
большинство
преподавателей
значительно увеличивают объем их самостоятельной работы на этапе ознакомления
с новым материалом и его первичным закреплении.
Но организуемая при традиционной методике на этапе ознакомления с новым
материалом и его первичного закрепления самостоятельная работа учащихся не дает
должного педагогического эффекта.
В ходе такой работы активно мыслят и действуют лишь отдельные ученики.
Остальная часть - пассивна, она без особых к тому усилий по-прежнему получает
уже готовые знания.
Стремясь восполнить этот пробел, преподаватель может использовать рабочие
тетради. Составленные рабочие тетради не исключают объяснение преподавателя,
работу
учащихся
по
стабильному
учебнику,
а
являются
дополнением
к
существующим методам обучения и должны использоваться наряду с ними.
Содержание рабочих тетрадей составляют контрольные задания для каждого
ученика, в ходе которых они выполняют те или иные умственные и практические
действия, обосновывают их и на основе этого самостоятельно делают выводы,
формируют новое правило.
Характерной особенностью данного дидактического материала является то, что
процесс выполнения заданий, а также результаты фиксируются тут же в материалах,
что позволяет преподавателю контролировать ход мысли ученика, своевременно
обнаружить пробел.
Для
привития
учащимся
навыков
самоанализа,
самоконтроля
материалы
предусматривают самопроверку. Ученики имеют возможность сравнивать свой ответ
или практическое действие с правилом или текстом, помещенным в справочной
части
пособия
-
самопроверке.
Такой
прием
способствует
формированию
у
учащихся
мыслительной
зоркости,
развивает
внимание,
наблюдательность,
мобилизует память, желание безошибочно выполнить задание.
Преподаватели
и
студенты
с
большой
заинтересованностью
отзываются
о
рабочих тетрадях, говоря о том, что они вносят полезное разнообразие в учебный
процесс, содействуют активизации внимания учащихся, повышению интереса к
выполняемым заданиям. Система составления и расположения заданий в материалах
приучает учащихся вдумчиво относиться к выполнению работы, нацеливает их
строго
следовать
определенной
последовательности
в
учебной
деятельности.
Повышает самостоятельность не только при формулировании выводов, правил, но и
применении
этих
правил.
Используя
рабочие
тетради,
самостоятельная
работа
протекает успешнее при разумном сочетании ее со сложившимися методами. Выбор
же того или иного метода зависит от конкретных условий: степени трудности
изучаемого
материала,
подготовленности
учащихся
к
самостоятельному
выполнению
той
или
иной
работы.
Так,
самостоятельную
работу,
в
процессе
которой учащиеся подводятся к усвоению новых понятий, правил целесообразнее
организовать
на
материале,
не
сопряженном
с
большими
трудностями,
чтобы
учащиеся сами были в состоянии разобраться с помощью вопросов, что и как
делать.
Используя на занятиях различные методы обучения, можно разнообразить не
только способы подачи учебного материала, но и виды выполнения домашней
работы, аудиторной, творческой самими студентами.