Интегрированное занятие в подготовительной группе. "Человеческий организм – дирижер и исполнитель".
Автор: Ставцева Елена Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Светлячок" Населённый пункт: р. п. Юрты, Иркутская область, Тайшетский район Наименование материала: Методическая разработка Тема: Интегрированное занятие в подготовительной группе. "Человеческий организм – дирижер и исполнитель". Раздел: дошкольное образование
Интегрированное занятие в подготовительной группе.
Тема: «Человеческий организм – дирижер и исполнитель».
Воспитатель: Ставцева Е.В.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-
коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Программное содержание: закрепить знания детей о внешнем строении человека и познакомить
детей с внутренним строением человека, с функциями внутренних органов; продолжать
формировать способности анализировать результаты наблюдений и экспериментов;
совершенствовать технику аппликации: симметричное вырезывание силуэта человека по контору
из бумаги, сложенной вдвое; развивать интерес к познанию своего тела. Сформировать стремление
к здоровому образу жизни и осознанное отношение к собственному здоровью.
Словарная работа : пополнить словарный запас детей словами: скелет, ребра, череп, легкие,
пищевод, желудок, кишечник, печень, почки, мочевой пузырь.
Предварительная работа: беседы «Мой организм»; «Наши помощники»; рассматривание
энциклопедий; чтение стихов Г. Остера; разбор пословиц и поговорок о здоровье.
Материалы и оборудование: ; интерактивный экран; презентация «Путешествие по организму»;
таблица «Внутреннее строение человека», воздушные шарики, тонированная бумага, шаблоны
«Человека», простые карандаши, ножницы, клей, клеёнка, салфетки, подносы; половинки грецкого
ореха; воздушные шарики; модель пищеварительной системы на магнитах.
Ход образовательной деятельности
1.Организационный момент.
Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам в детский сад по электронной почте пришло письмо от
ведущей передачи «Здоровье» Елены Малышевой, которая приглашает вас к себе на передачу. Как
вы думайте, о чем пойдет речь в этой телепередачи? Правильно, о здоровье человека. А здоровье
зависит от того, как работают различные органы нашего организма. Человеческий организм – это
дирижер или исполнитель? Вы хотите в этом разобраться? Значит, нам необходим пропуск. А
пропуск мы получим в том случае, если расскажем, что мы знаем о себе.
2. Игра «Покажи»
Есть на пальцах наших ногти, (показывают)
На руках – запястья, локти,
Темя, шея, плечи, грудь.
Есть колени, есть спина,
Но она всего одна.
Есть у нас на голове
Уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щеки, нос и две ноздри,
Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой.
Вот что знаем мы с тобой!
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Вот мы и попали в гости к Елене Малышевой. Перед нами
волшебный экран ведущей. (Показ фотографии Е. Малышевой). Он поможет увидеть внутреннее
строение человека.
3. Просмотр фильма «Путешествие по организму».
1) «Скелет»
Воспитатель: - Нас приглашает волшебный экран.
Дети обследуют пальцами рук кости на руках, ногах, на грудной клетке находят ребра, находят
друг у друга позвоночник, кости черепа.
- Как вы думаете, почему череп такой прочный? Зачем он нужен? (Чтобы оберегать мозг,
который находиться внутри черепа.)
2) «Мышцы»
Воспитатель: - А теперь проверим, есть ли у вас мышцы? Пальцами правой руки обхватываем
левую руку пониже плеча. Сгибаем левую руку в локте. Вы что-нибудь чувствуете? Правильно, вы
чувствуете, как напрягается мышца.
3) «Мозг»
Воспитатель: - Нас снова приглашает волшебный экран. Головной мозг очень сложное устроен,
но самая главная его часть – это кора. На что она похожа? (Воспитатель раздаёт по половинке
грецкого ореха детям. Предлагает сравнить её с извилистыми, спутанными морщинками,
бороздками.) Сложный узор у извилин головного мозга. У каждого человека извилины разные.
Головной мозг получает информацию о том, как работают все органы тела человека, и отдает им
приказы, контролирует работу всего организма.
4) «Легкие»
Педагог снова приглашает детей к волшебному экрану.
Воспитатель: - Как вы думаете, сможет ли человек прожить без воздуха? Воздух нужен нам для
жизни. Давайте попробуем задержать дыхание… Что вы почувствовали? (Это трудно.) Мы с
вами вдыхаем определенное количество воздуха. У всех оно разное. Зависит от объема легких.
Давайте сравним взрослых и детей. У кого больше, у кого меньше? (У взрослых – больше, у детей
– меньше.) Хотите посмотреть, какой у вас объем легких? В этом вам поможет воздушный шарик.
(Воспитатель раздает воздушные шарики). Наберите как можно больше воздуха в легкие, а затем
выдохните его в воздушный шарик и сразу зажмите. (Дети выполняют задания). Теперь мы знаем,
у кого какой объем легких.
- Давайте мы с вами сейчас подышим и поиграем.
Речь с движением
Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке:
Носом вдох, а выдох ртом –
Дышим глубже, а потом
Шаг на месте, не спеша…
Как погода хороша!
Не боимся мы пороши:
Ловим снег – холопок в ладоши,
Руки в стороны, по швам.
Хватит снега нам и вам!
Мы теперь – метатели –
Бьем по неприятелю!
Размахнись рукой – бросок!
Прямо в цель летит снежок!
5) «Желудок»
Воспитатель: - И снова нас ждет волшебный экран.
Вы хотите отправиться в путешествие по пищеварительной системе? Представьте, что вы
бутерброды. Итак, в путь!
Игровое упражнение «Путешествие бутерброда».
На ковровом покрытии выложена модель пищеварительной системы с помощью спортивного
туннеля, по которой «дети-бутерброды» путешествуют под музыкальное сопровождение.
6) «Почки»
Дети рассматривают на экране работу почек.
7) «Печень»
Воспитатель: - Давайте приложим ладошку у тому месту, где у вас находиться печень. На экране
показ работы этого органа.
8) «Кровь и сердце»
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, сколько у вас крови? Её примерно 1, 5 литра. У взрослых в 3-4
раза больше. А какой орган заставляет течь кровь по сосудам? Правильно, сердце. Сожмите
кулачок и посмотрите на него. Вот такого размера ваше сердце. Вы растете, и ваше сердце растет
вместе с вами. Знаете, где оно находиться? Оно лежит немного левее центра грудины. Приложите
руку к этому месту, что вы чувствуете? (Сожмите кулачок и расслабьте, сожмите и
расслабьте.) Сердце стучит ровно и спокойно. А сейчас мы узнаем, что будет, если мы немного
побегаем.
Физкультминутка. «Начинаем бег на месте»
Начинаем бег на месте!
Веселее, дружно, вместе!
Раз-два-три-четыре-пять – никому нас не догнать!
Раз-два-три-четыре-бегаем по всей квартире.
Раз-два-три-четыре-пять-шесть - надо всем на месте сесть.
Воспитатель: - А теперь как стучит сердце? Покажите кулачком, как работает ваше сердце после
разминки. (Дети показывают.)
4. Подведение итога.
Воспитатель: - Давайте вспомним, что мы узнали. Вы познакомились с внутренними органами
человека, вы узнали, где они расположены. А сейчас я предлагаю вам их наклеить на силуэт
человека, которого сначала нужно вырезать.
Воспитатель предлагает взять лист тонированной бумаги, согнуть его пополам, наложить шаблон
к середине сгиба, обвести простым карандашом. Теперь можно вырезать по контуру, развернуть
силуэт человека и наклеить внутренние органы (Готовые формы), которые изучили. Воспитатель
помогает, если дети затрудняются.
5. Практическая работа «Человек».
Воспитатель: - Ребята, мы сегодня побывали на телепередачи у Елены Малышевой, много узнали.
Человеческий организм – очень сложная система, в ней все взаимосвязано. И можем ответить
смело, что он – и дирижер и исполнитель.