Арт - технологии урока на основе национально-регионального содержания воспитания.
Автор: Каюмова Алсу Райхановна Должность: учитель музыки Учебное заведение: МБОУ "Лицей № 14" ЗМР РТ Населённый пункт: Татарстан, г. Зеленодольск Наименование материала: статья Тема: Арт - технологии урока на основе национально-регионального содержания воспитания. Раздел: полное образование
Арт - технологии урока на основе национально-регионального
содержания воспитания.
«Сколько языков знаешь - столько раз ты человек»
Каюм Насыри.
Согласно
Закону
Российской
Федерации
«Об
образовании»,
одним
из
принципов государственной политики в области образования является принцип
защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций
и
особенностей
в
условиях
многонационального
государства.
При
этом
содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в системе
мировой и национальных культур. Ибо «вне культуры настоящее и будущее
народов…
и
государств
лишается
смысла.
Культура
представляет
главный
смысл и главную ценность существования человечества» (Д. С. Лихачев).
Одной
из
сторон
воспитания
культуры
человека
является
освоение
им
произведений
народного
национального
искусства,
народных
обычаев
,
традиций и вхождение посредством этого в культуру общечеловеческую. Для
уверенного самочувствия в окружающем мире ребенок должен осознавать , что
до него на земле жили многие поколения людей, знать элементы
народного
образа
жизни
(обряды,
обычаи),
народные
традиции
и
праздники.
Знание
культуры
разных
народов
делает
его
жизнь
духовно
богаче,
поддерживает
любовь к родному краю.
Значительная часть подрастающего поколения сейчас живёт и воспитывается в
отрыве от традиционной культуры своего народа. Локальные войны и открытые
межнациональные
конфликты
подорвали
веру
в
дружбу
народов.
Такие
понятия,
как
«гражданский
долг»,
«патриотизм»
стали
достаточно
неопределенными
и
противоречивыми.
Использование
национально-
регионального
компонента
повышает
воспитательную
ценность
уроков,
способствует
воспитанию
патриотизма,
гражданственности,
высоких
нравственных качеств.
Изучение культуры своего региона и стран ближнего Зарубежья способствует
решению
одной
из
главнейших
педагогических
задач,
предоставляется
возможность каждому ребенку ощутить себя представителем своей культуры и
в то же время проникнуться уважением к культуре других народов, увидеть
своеобразие и историческую значимость.
Примерное
содержание
и
тематика
уроков
национально-регионального
компонента направлены на достижение следующих целей:
1.
ознакомление с культурно-историческими, этнографическими, природно-
экономическими и духовно-нравственными особенностями региона;
2.
овладение
знаниями
о
культурной
жизни
региона,
о
его
духовных
«маяках» в области литературы, языка, живописи, музыки, театра и т.д.
3.
изучение отдельных произведений с привлечением сведений по теории
литературы и краеведению;
4.
формирование
представлений
о
многообразии
этнических
культур,
воспитание
толерантного
отношения
к
национально-культурным
различиям,
что создает условия для самореализации личности в полиэтнической среде.
В
связи
с
этим,
в
школах
активно
реализуется
внедрение
национально-
регионального
компонента
в
содержание
школьного
и
дополнительного
образования подрастающего поколения.
Задача методики преподавания – сделать урок не только содержательным, но
и увлекательным для учащихся.
Педагоги
МБОУ
«Кадетской
школы-
интернат»
Ч и с то п ол ь с ко го
муниципального
района
Республики
Татарстан
считают,
что
сближение
школьного
гуманитарного
образования
с
предметами
эстетического
цикла
способствует
активному
и
последовательному
вхождению
учащихся
в
социокультурную
реальность,
более
осмысленному
восприятию
явлений,
творческой самореализации.
Наиболее эффективной формой уроков являются интегрированные уроки.
Интегрированные
уроки
предполагают
обязательное
развитие
творческой
активности
учащихся,
снятие
перенапряжения
за
счёт
переключения
на
разнообразные виды деятельности; резко повышают познавательный интерес,
служат развитию у учащихся внимания, мышления, памяти, речи. Содержание
интегрированных
уроков
способствует реализации синтеза множественных
межпредметных
связей
(география,
литература,
татарская
литература,
история, музыка, хореография, изобразительное искусство).
Примерами
таких
занятий
являются
циклы
интегрированных
уроков
гуманитарных и эстетических дисциплин по темам: «Песни родного края»,
«Рождение национального театра», «Героические образы Татарстана», «Пейзаж
родного края», «Объекты культуры Республики Татарстан», «Традиционные
народные
промыслы»,
«Эволюция
развития
моего
города»,
«Историческая
архитектура
моего
города»,
«Храмы
и
мечети
моего
города»,
«Чистополь-
городок на Каме», «Творчество Б. Урманче», «Современное изобразительное и
декоративно-прикладное
искусство
Татарстана»,
«Татарская
музыка
в
предметах языково-литературного цикла».
Арт
-
технология
урока -
это
обучение
интеллектуальной
деятельности
средствами
художественного
творчества.
Арт-урок
выдвигает
игровую
ситуацию как основу познавательного процесса.
Сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной
и дополнительной музыкальной работой. Одним из кадетских компонентов
МБОУ «Кадетская школа-интернат» Чистопольского муниципального района
Республики Татарстан являются дополнительные занятия
хорового пения и
хореографии . Это позволяет использовать в учебно-воспитательном процессе
различные виды урочной и внеклассной деятельности.
Хочется поделиться опытом внедрения в практику циклов интегрированных
уроков
искусства
и
хореографии
в
6
классе,
проведенные
педагогами
дополнительного образования детей Замалетдиновой В.И. и Батеневой Д.В. по
темам: «История народных танцев», «Историко-бытовые танцы».
Народная мудрость гласит: «Хочешь узнать народ - познай его культуру. Хочешь
узнать его культуру - пой его песни».
Целью уроков было познакомить с музыкальной культурой России , народов
ближнего Зарубежья на примере музыкального искусства.
В содержании уроков раскрываются стилевые и национальные особенности
народной и европейской танцевальной музыки. Особое внимание уделяется
расширению диапазона знаний об истории зарождения танцев, их содержании,
национальном
своеобразии.
Рассматривается
основные
элементы
движений,
особенности национальных костюмов, музыкальные инструменты. Учащиеся
проводят взаимосвязь между географическим положением, бытом, обрядами
народов,
а
также
характером
музыки
и
движениями.
Учащиеся
получают
биографические
сведения
об
основателях
танцев,
на
уроке
звучат
стихи
А.Пушкина, М.Лермонтова.
Цикл интегрированных уроков искусства и хореографии по теме : «История
развития Татарстана и культуры татарского народа» знакомит учащихся с
культурными традициями Республики Татарстан.
Уроки включают в себя несколько тематических блоков:
1.Республике Татарстан, ее символике.
2. Путешествие-экскурс в Волжскую Булгарию. Баиты.
3. Татарское декоративно-прикладное искусство. Его виды.
4. Анализ татарского орнамента.
5. Национальный костюм.
6. Производство национальной обуви.
7. Ювелирное дело.
8.Выполнение проекта татарского жилища, национального костюма (женского,
мужского).
9.Национальная кухня. Игра «Угадай национальное блюдо»
10.Мусульманские праздники.
11. Песенное искусство, пентатоника.
12.Слушание и анализ музыки: описание, цветовое изображение, мелодический
рисунок в графике.
13. Танцевальное искусство.
14. Просмотр видеофрагментов татарских танцев. Анализ.
15. Разучивание и исполнение основных танцевальных движений.
Учащимся
даются
теоретические
понятия:
«декоративное
искусство»,
«тюбетейка», «калфак», «чалма», «камзол», «ичиги», «сабантуй», «озын кой»,
«баит», «курай», «пентатоника», «дробушки», «бегунец». Была организована
выставка , где каждый ученик мог посмотреть и дотронуться до национальной
посуды, рассмотреть полотенца с орнаментом, одежду, обувь,
музыкальные
инструменты.
Эмоционально-эстетическое сопереживание учащихся передается в движениях,
мимике, жестах, рисунке, интонационной вокализации. На уроке сочетаются
освоение разнообразных видов деятельности музицирования
(пение, танец,
импровизация),
коллективные
и
индивидуальные
формы
работы,
активное
участие в творческой деятельности.
На
таких
уроках
учащиеся
испытывают
радость
творческого
открытия,
потребность
заниматься
творчеством,
из
наблюдателя
превращаются
в
активного
участника;
проявляется
любознательность,
активно
вносятся
оригинальные элементы собственного труда.
Применение
арт-технологий
на
уроках
позволяет
постигать
сущность
музыкальной
интонации
через
танцевальные
элементы,
ритм,
музыкальные
размеры.
Учащимся
показана
взаимосвязь
видов
искусства,
средств
выразительности. Усвоение музыкальных знаний, эмоциональное восприятие
музыки
осуществляется
через
творческую
деятельность
учащихся,
устанавливается
связь
между
чувством
и
слухом,
между
эмоциональными,
сенсорными, зрительными и двигательными компонентами. Ученик, освоив
движения,
переходит
к
созданию
собственных
композиций,
учится
самостоятельно
применять
систему
знаний
и
умения
на
практике,
вносить
новые элементы, оригинальность и индивидуальность. Просмотр видеозаписей
танцующих, исполнение танцев самими учениками активизирует рефлексивную
деятельность,
рождает
собственные
суждения
о
музыкальных
явлениях,
о
вечных проблемах в искусстве.
Народное творчество – это чистый родник , который питал и питает творчество
музыкантов, поэтов, художников, актеров и исполнителей, словом искусство.
Бережное отношение к прошлому народа - это не только дань уважения, но и
непременное
условие
сохранения
его
целостности.
Проделанная
работа
непременно отразилась на успехах учеников. Повысилось самосознание детей,
появилась гордость за свой народ; учащиеся стали активнее и эмоциональнее,
выразительны в движениях, с радостью и уважением исполняют народные
песни
и
танцевальные
композиции,
повысился
интерес
к
традиционному
музыкальному наследию.