Напоминание

Путь вещества металла. "Элемента №… - рекордсмен периодической системы химических элементов".


Автор: Мещерякова Елена Викторовна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 66
Населённый пункт: Пензенская область, г. Пенза
Наименование материала: интегрированный урок
Тема: Путь вещества металла. "Элемента №… - рекордсмен периодической системы химических элементов".
Раздел: среднее образование





Назад





Урок химии в 9-м классе по теме "Алюминий»

Мещерякова Елена Викторовна, учитель химии МБОУ СОШ № 66 г. Пензы

Глухова Ольга Александровна, учитель географии МБОУ СОШ № 66 г. Пензы

Путь вещества металла.

«Элемента №… - рекордсмен периодической системы химических элементов».

ТИП УРОКА:
комбинированный урок с демонстрационными и лабораторными опытами, направлен на объяснение нового материала.
ЦЕЛЬ УРОКА:
 Продолжить формирование системы знаний о строении и свойствах металлов.  Расширить знания учащихся об алюминии, как элементе и веществе.  Способствовать закреплению понимания взаимосвязи строения, свойств и применения веществ.  Раскрыть роль и значение алюминия в хозяйстве страны, познакомить учащихся с технологической цепочкой производства алюминия.  Рассмотреть историю возникновения и развития отрасли в России.
ЗАДАЧИ УРОКА:

Обучающие
 Рассмотреть строение атома алюминия.  Изучить нахождение алюминия в природе, способы получения и открытие этого элемента, физические и химические свойства, применение.  Научить учащихся самостоятельно проводить химический эксперимент с использованием инструкций и соблюдать правила техники безопасности при работе в кабинете химии.  Выявление и оценка степени овладения системой знаний и комплексом навыков и умений об амфотерных элементах и их соединениях на примере алюминия, готовности учащихся успешно применять полученные знания на практике, позволяющие обеспечить обратную связь и оперативную корректировку учебного процесса.  Познакомить с особенностями производственных процессов, выявить факторы и закономерности размещения алюминиевых предприятий.  Расширить представление о алюминиевых запасах и ресурсах России.
Развивающие
 Развить умения формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку.  Совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами.  Продолжить формирование умений обрабатывать и анализировать экспериментальные данные, делать выводы о свойствах вещества.  Развивать критическое мышление, самостоятельность и способность к рефлексии, обеспечение системности учения.  Сформировать умения называть, показывать и проводить примеры крупнейших алюминиевых центров.  Совершенствовать умения работать с картами и картосхемами.  Развить умение анализировать, обобщать, делать выводы.
Воспитывающие
 Формировать потребности в познавательной деятельности и ценностное отношение к знаниям.  Воспитать культуру общения через работу в парах "ученик - ученик", "учитель - ученик".  Воспитать у учащихся наблюдательность, внимание, пытливость, инициативу и культуру эксперимента.
 Воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности.  Воспитывать экологическую культуру.
Тип урока:
изучение нового материала и применение знаний по теме.
Вид урока:
эвристическаябеседа в сочетании с экспериментом.
Доминирующие методы:
эвристический, исследовательский, диалогический.
Оборудование урока:
«Микролаборатория»: реактивы (алюминиевая проволока, алюминиевая фольга, гранулы алюминия, р-р гидроксида натрия, р-р соляной кислоты, раствор сульфат алюминия или раствор хлорид алюминия, спиртовка, спички , пробиркодержатель, штатив с пробирками); интерактивная доска, коллекция «Алюминий», CD «Химия 9 класс. Мультимедийное учебное пособие нового образца», электронная таблица «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева», презентация. Карта атласа 9 класс «Цветная металлургия», «Электроэнергетика», карта «Цветная металлургия России», картосхемы «Запасы и ресурсы России», контурные карты,схема «Технологическая цепочка производства алюминия», видеофрагмент «Производство и применение алюминия на РУСАЛЕ».
Эпиграф: Сами, трудясь, вы сделаете все и для близких людей и для себя,

а если при труде успеха не будет, неудача - не беда, попробуйте ещё.

Д. И. Менделеев.

Девиз

урока:

«

Свои

способности

человек

может

узнать,

только

попытавшись

только попытавшись приложить их». Сенека Младший

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Здравствуйте!
Сегодня у нас не обычный урок. Мы приветствуем вас и немного волнуемся. А ВЫ? Какое у вас настроение? Что вы чувствуете? (покажите)
Учитель химии
. Спокойны
Учитель географии.
Поднимите правую руку
Учитель химии.
Уверены в себе
Учитель географии
. Левую руку
Учитель химии.
Волнуетесь
Учитель географии.
Обе руки встряхните ручками И ваше волнение ушло
Учитель химии.
Не волнуйтесь.
Слайд № 2. Сами, трудясь, вы сделаете все и для близких людей и для себя,

а если при труде успеха не будет, неудача - не беда, попробуйте ещё.

Д. И. Менделеев

Слайд №3.
И действительно
«Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их».

Сенека Младший

У нас все получится, мы справимся. Начнем.
I. Актуализация знаний.

Слайд № 4. учитель химии
Посмотрите на изображение. • Что вы видите? (машина, корабль, посуда, конструкции …) • Это окружает нас в повседневной жизни? • Как назвать это с позиции науки химия? (Предметы, физ. тела)
учитель географии
с точки зрения географии: • Какие отрасли промышленности вы здесь видите, можете назвать? • Какие виды транспорта изображены?
учитель химии.
Что может объединять все эти предметы сточки зрения химии? (Вещество)
Слайд №. 5 Учитель химии
Вывод
Предмет- вещество-

Слайд №. 6 учитель географии
. Что у меня в руках? (с позиции географии: полезное ископаемое или сырье). А где располагаются полезные ископаемые? (в геологических пластах)
Слайд №. 7 учитель географии
.
Вывод:
мы видим –
сырье и продукцию


( руда и продукция, изделие)
Слайд №. 8 Схема.

Вещество ------?-----Продукция

Слайд №. 9

Учитель географии
Чтобы получить готовую продукцию, что должно произойти с веществом?
Слайд №. 10 .Схема

Вещество - Сырье – продукция –
Мы должны выяснить, как вещество или сырье становится продукцией, связано с промышленностью и служит человеку. Вывод:
Цель и задачи
Как назвать эту последовательную цепочку превращения вещества в готовую продукцию- Как называется это - последовательность, цепочка или ПУТЬ.
Путь

Слайд №.11. Тема урока: записать на доске (дату урока и тему)

Путь вещества металла.

(учитель географии)

Учитель химии:
Каков он путь металла?
Учитель химии.
Мы знаем – любое вещество и все, что нас окружает « От песчинок малых до планет – из элементов состоит единых» (С.Щипачев из стих. «Читая Менделеева»).
Слайд №12

Назовите химический элемент III периода с порядковым номером № 13

Тема (дописать) «Элемент №… - рекордсмен периодической системы

химических элементов».

Вывод тема урока на слайде №12 :

Путь вещества металла.

«Элемент №… - рекордсмен периодической системы химических элементов».

Слайд №13

Что вам известно о жильце квартиры №13


Слайд №14

Таблица « Что знаем, что узнали? (чертят графы таблицы)

Слайд №15

Задание 1: «ЭЛЕМЕНТАРНОЕ»
 Дайте характеристику элемента с порядковым номером 13 по положению в «Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева». (Учащиеся выполняют задание). (приложение1) Слайд №16
Индивидуальная работа учащихся в тетрадях с синхронным

комментированием записи.
Характеристика элемента по его положение в ПСХЭ Д.И.Менделеева. Строение атома. Итак
,
рассмотрим строение атома алюминия
.

Предлагаю вам определить пропущенные слова в тексте, который имеется у вас в

рабочих листах. ( №1) 2мин
 Порядковый номер алюминия - _______.  Алюминий - элемент __________группы, __________ подгруппы  Заряд ядра атома алюминия равен ______  В ядре атома алюминия __________протонов.  В ядре атома алюминия _________нейтронов.  В атоме алюминия ________ электронов.  Атом алюминия имеет _________энергетических уровня.  Электронная оболочка имеет строение __________.  На внешнем уровне в атоме алюминия _________ электронов.  Степень окисления атома алюминия в соединениях равна ________.  Простое вещество алюминий является ____________.  Оксид и гидроксид алюминия имеют ___________________ характер.
Слайд №17 Учитель химии. Вывод. (По таблице)

Слайд № 18 Из истории открытия.
В период открытия алюминия - металл был дороже золота. Англичане хотели почтить богатым подарком великого русского химика Д.И Менделеева, подарили ему химические весы, в которых одна чашка была изготовлена из золота, другая - из алюминия. Чашка из алюминия стала дороже золотой
Слайд №19 Стоимость его была выше цен на золото
Цвет белый подобно серебру
,
легкий по весу
,
не подвергался воздействию среды
Слайд №20
Игрушка в виде скипетра, изготовленная по заказу Наполеона III для наследного принца Во Франции свыше 16 тыс. ювелирных изделий из алюминия.
Слайд №21

Около 100 лет назад Н.Г.Чернышевский сказал об алюминии, что этому

металлу суждено великое будущее, что алюминий - металл социализма. Он

оказался провидцем: в XX веке этот элемент стал основой многих

конструкционных материалов. Поразительны перемены в стоимости

алюминия.

Слайд № 22

Задание 2: «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ»
 В 1825 г. алюминий стоил в 1500 раз дороже железа, в наши дни лишь втрое. Сегодня алюминий дороже простой углеродистой стали, но дешевле нержавеющей. Во многих случаях значительно выгоднее применять алюминий, чем сталь. Почему?
Слайд №23.
  Рассмотрите коллекцию « Алюминий» Рассмотрите коллекцию « Алюминий»
  Пользуясь, планом характеристика физических свойств вещества, Пользуясь, планом характеристика физических свойств вещества, составьте характеристику физических свойств этого металла. (рабочий лист №2): составьте характеристику физических свойств этого металла. (рабочий лист №2):
Слайд №24. (прилож.3)

План характеристики физических свойств металла алюминия:
1. Агрегатное состояние 2. Цвет, блеск 3. Запах 4. Пластичность, хрупкость, эластичность 5. Растворяется ли в воде при данных условиях 6. Температура плавления 7. Плотность 8. Обладает ли теплопроводностью и электропроводностью
Слайд №25.
Свойства определяются строением. Какой тип химической связи имеет металл алюминий? Тип кристаллической решетки?
Слайд №26.
 Почему же алюминий можно назвать рекордсменом по многим параметрам?  Вывод запишите в тетрадь
.

Слайд №27
Какие физические свойства нашли практическое применение алюминия? С точки зрения химии? С точки зрения географии? Области применения (В каких отраслях промышленности)
Слайд №28. Учитель химии
Какими химическими свойствами должен обладать алюминий исходя из его положения в периодической системе Д.И. Менделеева и сравнивая строение атомов элементов III периода?
Слайд №29

Свойства атома

Выводы:
 в периоде с увеличением заряда ядра атома уменьшается радиус атома и способность элемента отдавать электроны 
Вывод: алюминий
проявляет
более слабые восстановительные

(металлические) свойства, чем натрий и магний
 относится
к переходным металлам
 занимает
промежуточное положение между металлами и неметаллами

Соединения являются амфотерными.

Слайд №30 Задание: Химическая активность.
 Определите место алюминия в электрохимическом ряду напряжений, сделайте вывод об его активности. Работа с таблицей (Учащиеся смотрят на электрохимический ряд напряжений).  электрохимический ряд напряжений
Слайд №31

Вывод:
 Алюминий находится в начале ряда напряжений сразу после щелочных и щелочноземельных металлов. 
Алюминий должен проявлять высокую химическую активность.

Слайд №32. Учитель химии.

Опыт.
Опускаем алюминиевую пластину (ложку) в стакан с водой.
В результате противоречий между знаниями и жизненными наблюдениями

создается такая ситуация:
 Почему в алюминиевой кастрюле можно сварить суп?  Почему алюминий, стоящий в начале ряда напряжений проявляет пассивность?

Слайд №33 Вывод:
Поверхность алюминия
покрывается очень прочной тонкой оксидной пленкой,
которая
защищает металл от воздействия воздуха и воды.
 Ребята, в начале урока мы сказали,что
алюминий -
это
переходный металл.

(таблица в тетради)

III. Усвоение новых понятий и способов действий

Слайд №34

1. Индивидуальная работа учащихся с информационной схемой.
Al → [+ простые вещества (неМе)] { + O 2 , + Hlg 2 , S Al → [+ сложные вещества] { + H 2 O, + кислота, +щёлочь, + соль, + МеО.
Вопрос:
Какое свойство в этой схеме характерно для алюминия в отличие от металлов? (Взаимодействие со щёлочью). В подтверждение химических свойств алюминия выполнение лабораторного опыта: взаимодействие алюминия с кислотой и щёлочью, обнаружение выделяющегося водорода.
Слайд №35 ( прилож.4)

Инструкция по выполнению лабораторной работы

Цель:

Изучить отношение алюминия к кислотам и щелочам.

Правила работы с кислотами и щелочами:
 Соблюдай осторожность при работе с кислотами и щелочами! В случае попадания на кожу - промой водой! При нагревании, прогрей сначала всю пробирку. 
Опыт 1
 В пробирку положите 1 гранулу алюминия и прилейте 3-4 мл раствора соляной кислоты. Пробирку слегка нагрейте. 
Опыт 2.
 В пробирку положите 1 гранулу алюминия и прилейте 3-4 мл раствора гидроксида натрия. Пробирку слегка прогрейте.
Слайд №36 Химические свойства.
Результаты опыта оформите в таблицу. (приложение 4)
Отношение

алюминия к

веществам

Условия и

признаки

реакции

Уравнения

химических

реакций

Вывод

1. H2O

2. р-р HCl

3. р-р NaOH

Слайд №37

Проблемный вопрос к лабораторному опыту:

Математики утверждают, что от перестановки мест слагаемых сумма не меняется.

Химики считают, что это не всегда справедливо.

Убедитесь в этом, меняя порядок приливания растворов: хлорид алюминия и гидроксида натрия.
Инструкция. Учебник О. С. Габриелян с.125 Лабораторный опыт. Задание 1 .

Слайд №38
Вопросы к опыту:  Какие общие свойства у алюминия с другими металлами?  Назовите специфические свойства алюминия.  В какой последовательности необходимо приливать растворы, чтобы выпал осадок? (К раствору хлорида алюминия прилейте по каплям раствор гидроксида натрия).  Что такое амфотерность? (определение, «амфос» – в переводе с греческого означает « и с тем и с другими»)
Слайд №39 Какие химические свойства нашли практические применение

алюминия?
IV. Формирование умений и навыков
Слайд №40,41,42
Задания к интерактивной доске
1. Выполнение задания на интерактивной доске
(1 вариант) (приложение 5) Найдите соответствие между реагентами и продуктами химической реакции. 1. Al + O 2 А AlСl 3 + H 2 2. Al + H 2 O Б AlСl 3 3. Al + Сl 2 В AlСl 3 + H 2 O 4. Al + HСl Г AlСl 3 + Hg 5. Al + NaOH Д AlСl 3 + HgСl 2 6. Al + HgСl 2 Е NaAlO 2 + H 2 7. Al + Fе 3 О 4 Ж Al(OH) 3 + H 2 З Al(OH) 3 + Na И Al 2 O 3 + Fе К Al 2 O 3 Ответы для самопроверки: 1 2 3 4 5 6 7 к ж б а е г и
2. Выполнение задания на интерактивной доске
(2 вариант) Расставьте пропущенные коэффициенты.  4Al + O 2 = Al 2 O 3  Al + 3Сl 2 = AlСl 3  2Al + S = Al 2 S 3  2Al + 6H 2 O = Al(OH) 3 + H 2  2Al + HСl = 2AlСl 3 + H 2  Al + 2NaOH = 2NaAlO 2 + H 2
 Al + HgСl 2 = 2AlСl 3 + 3Hg Самопроверка по ответам на обратной стороне поворотной доски.  4Al + 3O 2 = 2Al 2 O 3  2Al + 3Сl 2 = 2AlСl 3  2Al + 3S = Al 2 S 3  2Al + 6H 2 O = 2Al(OH) 3 + 3H 2  2Al + 6HСl = 2AlСl 3 + 3H 2  2Al + 2NaOH = 2NaAlO 2 + H 2
Слайд № 43 учитель химии. ( таблица в тетради)

Вывод. Дополним схему

Вещество ------?-----Продукция

Что надо знать о веществе?

свойства

Слайд № 44 Учитель географии

Почему алюминий называли «серебром из глины?»

Слайд №45

Виртуальная экскурсия в минералогический музей
, в котором представлены природные соединения алюминия – корунд, рубин, сапфир, а также их производные – лазурит, лунный камень, аквамарин, бирюза
Слайд №46

AL

2

O

3

- минералы
Обратите внимание, что сырьем является - глинозем и боксит.
Слайд №4
7 Как был открыт алюминий?
Учитель химии
Название происходит от лат.
Аlumen
– так назывались алюминиевые квасцы, применяемые как протрава при крашении тканей и для дубления кожи  1825 г. датский ученый Х.К. Эрстед получил алюминий  1854 г. фр. химик А.Э.Сент-Клер Девиль предложил промышленный способ получения из Na 3 AlCl 6 криолита
Слайд №48 «Серебро из глины»
 Немецкий учёный Ф. Велер (1827 г.) Получил алюминий при нагревании хлорида алюминия со щелочными металлами калий и натрий. А.Сент-Клер Девиль. Впервые получил алюминий промышленным способом (1855г.).
Слайд №49. Учитель географии

Путь металла

Алюминиевая промышленность
Из чего в настоящее время получают алюминий в промышленности? Сырье.
Задание 6:
 Рассмотрите коллекцию и назовите минералы из которых получают алюминий.  бокситы, нефелины, глинозем  Используя карту назовите места добычи
Слайд №50
Карта - Ресурсы Ал (приложение 6 )
Слайд №51
Карта- Запасы Ал (приложение 7)
Слайд № 52 Алюминиевая промышленность

 Республика Коми  Ямало-Ненецкий авт. округ  Ханты- Мансийский авт. округ  Архангельская область  Свердловская область  Белогородская область  Ленинградская область (Радынское)
Слайд № 53
Где располагаются основные центры производства алюминия? (Откройте карту в атласе на странице 19)
Слайд № 54

Красноярск

Братск

Волголград

Новокузнецк

Саяногорск

Шелехов

Волхов

Надвоицы

Мончегорск

Краснотурьинск

Каменск- Уральск

Слайд №55
Как вы думаете, где лучше построить алюминиевый завод?  Допустим: В степях Украины, где - нибудь поблизости от глиноземного комбината?
Слайд №56
С какими еще отраслями промышленности связаны названия этих центров?
Слайд №57

Задание 7
: Работ с картами. Откройте атлас, с помощью карты «Цветная металлургия» (стр. 19) и « Электроэнергетика» (стр. 16) Назовите ЭС, которые находятся рядом с основными центрами производства алюминия.
Слайд № 58 Карта Энергетика России

Слайд №59 Интерактивное задание
Совместите центры алюминиевой промышленности с ГЭС
Слайд №60

Вывод:
Металлургическая выплавка алюминия - это водоемкая и энергоемкая стадия. Алюминиевые заводы комбинаты размещается в районах, обеспеченных водой и энергией.
Слайд №61

Практическая работа
1. На К/К выделим центры производства алюминия. 2. Укажите источник используемой энергии.
Слайд №62

Алюминиевые заводы России
 ОАО Красноярский алюминиевый завод («РУСАЛ Красноярск»)  ОАО Хакасский алюминиевый завод (ХАЗ)
 ОАО Новокузнецкий алюминиевый завод (НкАЗ)  ОАО Надвоицкий алюминиевый завод (НАЗ)  ОАО Иркутский алюминиевый завод (РУСАЛ-ИркАЗ)  ОАО Братский алюминиевый завод (РУСАЛ Братск)  ОАО Волгоградский алюминиевый завод (ВгАЗ)  ОАО Волховский алюминиевый завод (ВАЗ)
Слайд №63 Видеофрагмент

Задание:

Составьте технологическую цепочку производства алюминия

Как получают алюминий в промышленности?

Слайд №64 Технологическую цепочку производства алюминия
Технологическая цепочка производства алюминия (пустая). (приложение 8)
Слайд №65
Технологическая цепочка производства алюминия
Слайд №66 .Учитель химии.

Как получают алюминий в промышленности?
Электролиз раствора Чистого Аl 2 О 3 в расплавленном криолите Nа 3 АlF 6 с добавкой АlF 3
Слайд №67 Схема промышленность

Слайд №68

Вещество ------?-----Продукция

свойства

стадии производства

Слайд №69

Учитель химии.
Какое значение имеет алюминий для живых организмов? Содержание в организме человека – 10 -5 % Концентрируется – в печени, костях, волосах, ногтях поджелудочной и щитовидной железах Биологическое действие

катализ ферментативных процессов -избыток алюминия тормозит синтез гемоглобина Содержание в пищевых продуктах: картофель - 4 мг желтая репа – 46 мг мед – 4 мг говядина – 72 мг
Слайд №70 картинки

Слайд №71
Составьте синквейн
.

Слайд №72 План составления синквейна

Слайд №73
Картинка и стихотворение
учитель географии
Я металл, серебристый и лёгкий, И зовусь самолётный металл,
учитель химии
И покрыт я оксидною плёнкой Чтоб меня кислород не достал .
Слайд №74

VI. Подведение итогов урока
 Комментированное выставление оценок.
 Домашнее задание: 
Слайд №75

Домашнее задание: химия

параграф 13

составьте текст рекламы изделий из алюминия;

Слайд №76

Домашнее задание: география

Дать характеристику основным районам производства алюминия.

Составить кроссворд.

Слайд №70 Рефлексия.

Учитель географии
Я работал хорошо- правая рука Было интересно- левая рука Я доволен своей работой – похлопали
Приложение.

№1

Строение атома.
Итак, рассмотрим строение атома алюминия. Предлагаю вам определить пропущенные слова в тексте, который имеется у вас в рабочих листах.  Порядковый номер алюминия - _______.  Алюминий - элемент __________группы, __________ подгруппы  Заряд ядра атома алюминия равен ______  В ядре атома алюминия __________протонов.  В ядре атома алюминия _________нейтронов.  В атоме алюминия ________ электронов.  Атом алюминия имеет _________энергетических уровня.  Электронная оболочка имеет строение __________.  На внешнем уровне в атоме алюминия _________ электронов.  Степень окисления атома алюминия в соединениях равна ________.  Простое вещество алюминий является ____________.  Оксид и гидроксид алюминия имеют ___________________ характер.
Задание . Физические свойства
.
План характеристики физических свойств металла алюминия:
1. В каком агрегатном состоянии находится алюминий при данных условиях? 2. Какого цвета? Блеск? 3. Имеет ли алюминий запах? 4. Проявляет ли данный металл пластичность, хрупкость, эластичность? 5. Растворяется ли в воде при данных условиях? 6. Какова температура плавления? 7. Какова плотность вещества? 8. Обладает ли алюминий теплопроводностью и электропроводностью?
Задание. Химические свойства
. Интерактивная доска Найдите соответствие между реагентами и продуктами химической реакции.
1. Al + O 2 А AlСl 3 + H 2 2. Al + H 2 O Б AlСl 3 3. Al + Сl 2 В AlСl 3 + H 2 O 4. Al + HСl Г AlСl 3 + Hg 5. Al + NaOH Д AlСl 3 + HgСl 2 6. Al + HgСl 2 Е NaAlO 2 + H 2 7. Al + Fе 3 О 4 Ж Al(OH) 3 + H 2 З Al(OH) 3 + Na И Al 2 O 3 + Fе К Al 2 O 3 Ответы для самопроверки: 1 2 3 4 5 6 7 к ж б а е г и
2. Выполнение задания на интерактивной доске

Расставьте пропущенные коэффициенты.
 4Al + O 2 = Al 2 O 3  Al + 3Сl 2 = AlСl 3  2Al + S = Al 2 S 3  2Al + 6H 2 O = Al(OH) 3 + H 2  2Al + HСl = 2AlСl 3 + H 2  Al + 2NaOH = 2NaAlO 2 + H 2  Al + HgСl 2 = 2AlСl 3 + 3Hg Самопроверка по ответам на обратной стороне поворотной доски.  4Al + 3O 2 = 2Al 2 O 3  2Al + 3Сl 2 = 2AlСl 3  2Al + 3S = Al 2 S 3  2Al + 6H 2 O = 2Al(OH) 3 + 3H 2  2Al + 6HСl = 2AlСl 3 + 3H 2  2Al + 2NaOH = 2NaAlO 2 + H 2
№3 Инструкция по выполнению лабораторной работы

Цель:

Изучить отношение алюминия к кислотам и щелочам.

Правила работы с кислотами и щелочами:
 Соблюдай осторожность при работе с кислотами и щелочами! В случае попадания на кожу - промой водой! При нагревании, прогрей сначала всю пробирку. 
Опыт 1
 В пробирку положите 2 кусочка алюминия и прилейте 3-4 мл раствора соляной кислоты. Пробирку слегка нагрейте.

Опыт 2.
 В пробирку положите 2 кусочка алюминия и прилейте 3-4 мл раствора гидроксида натрия. Пробирку слегка прогрейте.
Слайд №26 Химические свойства.
Результаты опыта оформите в таблицу.
Отношение

алюминия к

веществам

Условия и

признаки

реакции

Уравнения

химических

реакций

Вывод

1. H2O

2. р-р HCl

3. р-р NaOH

Проблемный вопрос к лабораторному опыту:
Математики утверждают, что от перестановки мест слагаемых сумма не меняется. Химики считают, что это не всегда справедливо. Убедитесь в этом, меняя порядок приливания растворов: сульфата алюминия и гидроксида натрия.
Инструкция. Учебник О. С. Габриелен с. 125 Лабораторный опыт. Задание №1.

Технологическая цепочка 1

Тест интегрированный.

1.Как называется алюминиевая руда?

А. Пирит

Б. Магнетит

В. Боксит

Г. Гнейс

2.В каком из городов находится крупнейший алюминиевый завод?

А. Волгоград

Б. Череповец

В. Красноярск

Г. Якутск

3.Какой фактор учитывается при размещении алюминиевых комбинатах

А. Сырьевой

В. Энергетический

В. Потребительский

Г. Трудоемкий

4.Рядом с какими электростанциями строят алюминиевые заводы:

А. ГЭС

Б. ТЭС


В. АЭС

Г. ПЭС

5.Из какой страны везется глинозем на алюминиевые заводы России:

А. Белоруссия

Б. Финляндия

В. Украина

Г. Япония

6. Каково распределение электронов по энергетическим уровням атома алюминия?

А. 3. 8. 2

Б. 2. 3. 8

В. 8. 2. 3

Г. 2. 8. 3

7.С чем алюминий не реагирует из-за наличия оксидной пленки на поверхности?

А. Водой

Б. Гидроксидом калия

В. Соляной кислотой

Г. Раствором серной кислот

8.Химическая формула боксита?

А. AL

3

О

4

Б. AL

2

О

6

В. AL

2

О

3

Г. AL

3

O

6

9.Алюминий проявляет свойства?

А. Основные

Б. Кислотные

В. Амфотерные

Г. Переходные

10. Как получают алюминий в промышленности?

А. Алюминотермией

Б. Пиролизом

В. Гидролизом

Г. Электролизом


В раздел образования