Автор: Клинчаева Марина Оганесовна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МОУ СОШ №5 Населённый пункт: Ставропольский край Курский район с. Эдиссия Наименование материала: Конспект Тема: "Будьте добры и творите добро!". Раздел: полное образование
Классный час в 7 классе «Будьте добры и творите добро!».
Автор: Клинчаева Марина Оганесовна классный руководитель 7 класса МОУСОШ
№5 Ставропольского края Курского района с.Эдиссии.
Цель: воспитать доброту и милосердие по отношению к людям, показать на примерах
великолепную силу доброты;
Задачи:
1.формировать у учащихся уважение к общечеловеческим нравственным ценностям;
2. учить задумываться о своем месте в жизни;
3.развивать умение сопереживать другим людям, лучше понимать их чувства, мотивы
поведения.
Оборудование: проектор, презентации, пословицы о доброте.
I. Организационный момент. (1-2 мин)
Вступительное слово учителя:
- Здравствуйте, ребята! Иногда можно услышать такое выражение: «Поговорил с человеком,
ч т о
р о д н и к о в о й
в о д ы
и с п и л » .
К а к
в ы
п о н и м а е т е
э т о
в ы р а ж е н и е ?
( Н а
д у ш е
с т а л о
п р и я т н о ,
р а д о с т н о ,
л е г к о
и
т . д . )
-
А
почему?
(Этот
человек
добрый,
умный,
с
чувством
юмора
и
т. д . )
- А иногда бывает наоборот. Человек и внешне красив, и одет прилично, а поговоришь – на
душе плохо, какой-то осадок, как будто прикоснулся к чему-то, неприятному. Почему?
( Ч е л о в е к
з л о й ,
в с е х
о б с у ж д а е т ,
з а в и д у е т
и
т . д . )
- Вот сегодня наш разговор на тему добра и зла, узнаем новые пословицы, прочитаем,
мудрую притчу, и, я надеюсь, вы будете стараться приучать себя к добрым поступкам.
Учитель:
Оказывается, ученые, изучающие нравы и обычаи народов и племен, свидетельствуют, что
до сих пор не было найдено ни одного, даже самого дикого племени, которому были бы
чужды понятия о добре и зле. Многие нецивилизованные дикие племена стоят также высоко
по своим понятиям о добре и зле, как и наиболее развитые и культурные народы. Значит,
каждый человек, кто бы он ни был – чувствует мир, радость и удовлетворение, когда делает
добро. И, напротив, чувствует беспокойство, скорбь, душевный дискомфорт, когда делает
зло. Хорошо, если человек задумывается, что он несет людям – мир, радость, тепло или от
него веет холодом, злобой.
- С какими словами ассоциируются слова добро и зло?
(Добро – это нежность, забота, внимание, верность, радость, дружба, свет, любовь. Зло –
это зависть, предательство, месть, жадность, ложь, эгоизм).
- А как вы думаете, какому человеку легче живется и почему? (Злой человек плохо ест,
беспокойно спит, злится, завидует).
Добрые слова всем нам известны с детства. Задумываемся ли мы о том, что они обладают
большой, поистине чудодейственной силой?
Ведь именно с их помощью можно в один миг разогнать льдинки недоверия между людьми
и там, где только что царило непонимание и страх, посеять зерна теплого чувства!
II. Работа с толковым словарем Ожегова.
ДОБРОТА – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать
добро…
ДОБРЫЙ – соответственно, несущий доброту своим ближним, отзывчивый человек…
Добрые глаза. Добрая душа. Он добр ко мне. Добрый молодец. Добрая традиция. Доброе
старое время. Оставить добрую память. Осталось добрых десять километров пути. Добрый
малый…
1. Знакомство с высказываниями великих людей.
Много замечательных слов о добре и доброте сказано великими людьми. Давайте
познакомимся и объясним их значения.
«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта»
М.Сервантес
«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра» Б.Паскаль
«Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других» Л.Толстой
2.Ребята, какие пословицы и поговорки знаете вы о добре?
Доброе дело и в воде не тонет. Доброта без разума пуста.
Доброе братство дороже богатства. Добрый гость всегда в пору.
Добро помни, а зло забывай. Добро не умрет, а зло пропадет.
От добра - добра не ищут.
III.Основная часть
1. Послушайте легенду. ( Читают со слайда)
В одной из стран, неважно в какой, жила одна старушка.
Многие годы она ходила
с
палочкой по пляжу в разгар летнего сезона. Многие люди недоумевали и не понимали, что
она ищет в песке, разгребая его палкой.
И только спустя годы, люди узнали, что в течение многих лет она ходила по пляжу лишь
с
одной
целью
–
она
собирала
осколки
битого
стекла,
чтобы
взрослые
и
дети
не
поранились.
- Каковы были её жизненные ценности? – Можно ли её поступок назвать добрым? Почему?
2. Послушайте притчу. «Прекрасное сердце». (Рассказывает ученица)
В один солнечный день красивый парень стоял на площади в центре города и
с гордостью хвастался самым прекрасным сердцем в округе.
Он был окружен толпой людей, которые искренне восхищались безупречностью его сердца.
Оно было, действительно, идеально - ни вмятинки, ни царапинки. И каждый в толпе
соглашался, что это самое прекрасное сердце, которое они когда-либо видели.
Парень был очень этим горд и просто сиял от счастья.
Неожиданно, из толпы вперед вышел старик и сказал, обращаясь к парню:
- Твое сердце по красоте и близко не стояло рядом с моим.… Тогда вся толпа взглянула на
сердце старика. Оно было помято, все в шрамах, в некоторых местах куски сердца были
вынуты и на их местах были вставлены другие, которые совсем не подходили, некоторые
края сердца были рваными.…К тому же в некоторых местах в сердце старика явно не
хватало кусочков.
Толпа уставилась на старика - как он мог сказать такую нелепость, что его сердце красивее?
Парень взглянул на сердце старика и рассмеялся: - Ты, вероятно, шутишь, старик! Сравни
свое сердце с моим! Мое идеально! А твое! Твое - это набор шрамов, и в нем не хватает
кусочков. - Да, - ответил старик, - твое сердце выглядит идеально, но я бы никогда не
согласился обменяться нашими сердцами... Смотри! Каждый шрам на моем сердце - это
человек, которому я отдал свою любовь - я вырывал кусок моего сердца и отдавал этому
человеку. И он часто взамен отдавал мне свою любовь - свой кусок сердца, которое
заполняло пустые пространства в моем.
Но поскольку кусочки разных сердец точно не подходят друг к другу, поэтому у меня в
сердце есть рваные края, которые я берегу, потому что они напоминают мне о любви,
которой мы делились… Иногда я отдавал куски моего сердца, но другие люди не
возвращали мне свои - поэтому вы можете видеть пустые дыры в моём сердце - когда ты
отдаешь свою любовь не всегда есть гарантии на взаимность.
И хоть эти дыры приносят боль, они мне напоминают о любви, которой я делился, и я
надеюсь, что в один прекрасный день эти кусочки сердца ко мне вернутся.
- Теперь ты видишь, что означает истинная красота?
Толпа замерла и безмолвствовала.
Молодой человек тоже притих и стоял ошеломленный...
На его глазах показались слезы.
– Как вы поняли смысл притчи? – Каким человека делает добро? – Кого называют добрым?
– А бывает такое? Почему?
Учитель : Доброта. Все время, пока существует человек, это качество ценилось всегда.
Еще в поучении Владимира Мономаха мы читаем: (слайд)
«А куда не пойдете, где не остановитесь в пути, везде накормите и напоите всякого
просящего... Вы же, поступая хорошо, не ленитесь на все доброе, не пройдите мимо
человека, не приветствуя его, а скажите каждому при встрече доброе слово».
Следовательно, основное назначение человека – творить добро. Может быть, именно
поэтому еще в старой азбуке буквы обозначались словами.
А – аз, Ж – житие,
Б – буки, З – земля,
В – веди, Л – люди,
Г – глаголь (говорить), М – мыслить,
Д – добро, Т – творить.
Азбука как бы призывала: «Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро».
Учитель: А сейчас мы с вами послушаем «Притча о доброте».
Холодное утро. Мальчик, который подрабатывал продажей газет, чтобы иметь возможность
оплатить проезд в школу. У него в поселке была только начальная школа, совсем
обессилел, замерз и очень проголодался. Набравшись смелости, он решил попросить еды в
ближайшем доме. Но когда ему открыли дверь, он постеснялся и попросил только попить.
Молодая женщина, взглянув на мальчика, догадалась, что он голоден и принесла ему
большой стакан молока. Медленно мальчик выпил все молоко и спросил:
- Сколько я вам должен? - Ничего - улыбнувшись, ответила женщина, - мама учила нас не
брать плату за добрые дела.
- Тогда я буду за Вас молиться, – тихонько сказал мальчик.
Когда он отошел от этого дома, он не только почувствовал себя сильнее физически, но и
укрепился в вере. Адам Закир (так его звали) понял, что в самый тяжелый момент Бог
помогает страждущим.
Шли годы. Их поселок очень изменился. Та женщина постарела и серьезно заболела.
Местные доктора не в состоянии были помочь ей. Так она попала в главную городскую
больницу. Но и там врачи сомневались в диагнозе. Специально для консультации вызвали
доктора медицинских наук. Как только доктор услышал название поселка, откуда приехала
больная, глаза его засветились мягким светом. И он, ни секунды не мешкая, решил взглянуть
на пациентку. Как вы, наверное, уже догадались, звали его Адам Закир.
Войдя в палату, он сразу узнал ту женщину. Он решил помочь ей, во что бы то ни стало…
Много сил и времени понадобилось на лечение редкой и непростой болезни. Но доктор не
сдавался и, в конце концов, болезнь отступила. Доктор Закир распорядился, чтобы счет за ее
лечение был предварительно показан ему. Получив счет, он написал что-то внизу, и потом
отдал, чтобы его передали женщине. Бедняжка понимала что, учитывая время, которое она
провела в больнице и все то, лечение которое она принимала, ей придется продать все
имущество, чтобы заплатить. Обратившись с мольбой к Всевышнему, она взглянула на счет.
Цифры, цифры, цифры и вдруг, внимание ее привлекла строка дописанная вручную внизу:
«Оплачено полностью одним стаканом молока» и подпись доктора Закира. Бедная
растроганная женщина сразу вспомнила того худенького мальчика и стакан молока…
Она плакала и сквозь слезы благодарила Творца: «Спасибо Тебе, о Милостивейший
Всевышний, воистину Ты простираешь свою милость и доброту без границ через людские
сердца и умы». Пророк Мухаммад сказал: «У того, кто искренне даст милостыню из своего
честного заработка, пусть это даже всего один финик, Аллах примет благое деяние, а затем
увеличит награду за это, так что финик станет, равен горе»
Учитель: - О чём эта притча? Чему она вас учит?
(Носить в сердце любовь и доброту и дарить ее окружающим людям. Да, мир может
показаться, на первый взгляд, жестоким и беспощадным. Но это только на первый взгляд.
Мир – это то, что у нас внутри, в сердце).
3 . Продолжение работы
Учитель: Ребята, раз мы затронули такую трогательную тему, то не могу не познакомить
вас с ещё одной очень трогательной историей, происходящей с вашими сверстниками.
Некоторое время назад, на олимпиаде в Сиэтле, девять атлетов стояли на
старте 100-
метровой беговой дорожки. Они все были физическими или ментальными инвалидами.
Прозвучал выстрел, и начался забег. Не все бежали, но все хотели принять участие и
победить. Они пробежали треть дистанции, когда мальчик споткнулся, сделал несколько
кувырков и упал. Он начал плакать. Остальные восемь участников услышали его плачь.
Они замедлили бег и оглянулись. Они остановились и вернулись обратно… Все…
Девочка с синдромом Дауна присела рядом с ним, обняла и спросила: «Теперь тебе
лучше?» Потом, все вдевятером пошли плечом к плечу к финишной линии.
Вся толпа встала с мест и зааплодировала. Аплодисменты длились очень долго…
-Какие
качества
обладали
ребята? Какие
у
вас
возникли
чувства?
(Доброта,
взаимопомощь, отзывчивость, мужество, любовь к друг другу, любовь к жизни, терпимость.
Чувства жалости. Нам стало стыдно за свои поступки.)
Учитель: Я прошу вас назвать хотя бы одно доброе дело, которое вы сделали, от которого
вы испытали счастье и радость.
Рефлексия: Ребята, а сейчас я приглашаю вас поиграть. Встаньте в круг, вытяните руки
вперед ладонями вверх и закройте глаза. Внимательно слушайте и мысленно рисуйте
картину того, о чем я буду рассказывать. В моих руках ларец. В нем находится волшебные
зернышки Добра. Сейчас я каждому из вас раздам по зернышку. Держите очень бережно,
чтобы оно не упало.
(Учитель подходит к каждому и нежно прикасаясь к ладоням детей, кладет в них невидимое
зернышко). Тихо звучит музыка.
• А теперь очень осторожно, чтобы не обронить зернышко посадите его внутрь себя. Теперь
это зернышко внутри вас. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость.
Пусть оно прорастет в ваших душах и сердцах. Но не забывайте об одном условии – оно
прорастет только тогда, когда вы не на словах, а на деле будете совершать добрые дела.
• Нарисуйте в своем воображении цветок добра. Положите его на обе ладони. Почувствуйте,
как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах
и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее
настроение этого цветка внутрь себя, в свое сердечко.
• Вас овевает теплый и ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.
• Ребята, а теперь откройте глаза. Давайте с вами подумаем и зададим себе вопросы:
1. Кому может быть нужна наша помощь?
2. Кому не хватает нашей доброты и участия?
3. Чем мы можем помочь другим людям?
4. Что вы сделаете доброго в первую очередь, когда придете домой?
IV. Итог.
Закончить наш классный час мне бы хотелось стихотворением-пожеланием:
Сумей преодолеть преграды, (слайд)
И боль, и призрачный успех.
Живи, не требуя награды.
За свой поступок ради всех.
Ещё печалью мир простужен,
Исподтишка грозит беда,
Ты должен быть кому-то нужен –
Всегда - как хлеб или вода.
Быть добрым надо по привычке,
Не по расчету. Пригодись,
Хотя бы маленькой синичке –
Пусти её из клетки ввысь.
Е.Михайличенко
- Ребята, а сейчас изготовим по образцу бумажных голубей, а на крыльях напишите
добрые пожелания своим сверстникам из другой школы и отправим письмом.
- Ребята, будьте добры и творите добро!