Автор: Осокина Людмила Васильевна Должность: учитель географии Учебное заведение: ГБОУ "Гимназия №24" Населённый пункт: город Севастополь Наименование материала: конспект урока 5 класс А.И.Алексеев "Полярная звезда" Тема: Горные породы, минералы и полезные ископаемые Раздел: среднее образование
Урок «Горные породы, минералы и полезные ископаемые».
Содержание урока. Горные породы и минералы. Магматические, осадочные,
метаморфические горные породы, их происхождение и свойства. Виды полезных
ископаемых, их значение для человека. Охрана земных недр.
Цель. Изучить происхождение горных пород. Чем горные породы отличаются т
минералов.
Задачи :
- Способствовать формированию представления обучающихся о подземных богатствах
нашей Родины и нашего края;
- Познакомить обучающихся с горными породами и минералами, их применением,
свойствами;
- Способствовать воспитанию экологической культуры.
Планируемые результаты (Формирование универсальных учебных действий):
Личностные результаты :
- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции.
Предметные результаты :
- Способствовать формированию у обучающихся понятий о разнообразии горных пород и
минералов.
Метапредметные :
Познавательные:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и
информацию, полученную на уроке и учебника.
Коммуникативные:
- умение оформлять свою мысль в устной речи;
- умение слушать и слышать собеседника.
Регулятивные:
- освоение способа решения проблемы поискового характера.
Оборудование:
коллекция «Гранит и его состав», горные породы, интерактивная доска, компьютер,
презентация "Горные породы и минералы"
Оборудование: учебник «География 6 класс», автор А.И. Алексеев, школьная коллекция
горных пород и минералов. Видеофрагмент «Полезные ископаемые». Видеопроектор.
Ход урока
I.
Организационный момент
Посмотрите друг на друга и улыбнитесь, пожелайте товарищу хорошего рабочего
настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного
урока.
II. Постановка проблемы и актуализация знаний
Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету -
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!
- Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет речь?
III. Изучение новой темы.
Мы уже знаем, как устроена Земля и для чего изучают земные глубины. Но что мы знаем
о горных породах? Как они образовались и образуются? Какими бывают, и как их
использует человек?
1.
Работа с текстом учебника § 21, п.1 Что мы знаем о горных породах?
Прочитайте текст и ответьте на вопросы:
1.
Что такое горные породы?
2.
Из чего они состоят?
3.
Что такое минералы?
4.
Какими свойствами обладают горные породы и минералы?
5.
Каково происхождение горных пород?
2.
Работа в рабочей тетради (записывают определения горных пород и минералов из
текста учебника).
3.
Работа с текстом учебника с. 71-72.
2. Работа с текстом учебника § 21, п.2.
Как образуются и какими бывают горные
породы?
На видеопроекторе схема «Происхождение горных пород». Учащиеся изображают схему в
рабочую тетрадь. Учитель демонстрирует горные породы по ходу построения схемы.
Происхождение гонных пород.
Таблица горные породы.
магматические
осадочные
Метаморфичес
-кие
глубинные
излившиеся
неорганические
органические
обломочные
химические
Гранит
Базальт
Песок
Каменная
соль
Газ
Мрамор
Обсидиан
Пемза
Глина
Калийная
соль
Нефть
Гнейс
Руды металлов
Вулканический
туф
Гравий
Гипс
Каменный
уголь
Кварцит
Галька
Мел
Щебень
Известняк
Практическая работа. Каждому учащемуся необходимо определить свойства горных
пород по образцу и заполнить таблицу. (Приложение 1)
Приложение. Свойства горных пород
Название
Цвет
Твердость
Блеск
Прозрачность
Излом
Мел
белый
Ломается в
руках
Не блестит
Не прозрачный
Не
ровный
гранит
серый
Твердый,
ломке не
поддается
Кристальный
блеск
Не прозрачен
Не
ровный
уголь
черный
Твердый,
поддается
ломке
Блестят грани
Не прозрачен
Не
ровный
3 . Видеофрагмент «Полезные ископаемые».
Работа с текстом учебника § 21, п. 3 Что такое полезные ископаемые
Прочитайте текст и найдите ответ на вопросы:
1.
Что такое полезные ископаемые?
2.
На какие группы можно разделить полезные ископаемые?
На видеопроекторе схема
3.
4.
4. Охрана Земных недр
Горные породы
магматические
осадочные
метаморфические
глубинные
излившиеся
обломочные
химические
органические
Полезные ископаемые
топливные
рудные
нерудные
IV. Закрепление пройденного материала.
Сегодня на уроке мы узнали, что такое горные породы, минералы и полезные ископаемые,
а также как они образуются и используются человеком. Я предлагаю вам отгадать
загадки:
1.
Черен как ворон, а греет как солнце. (уголь)
2.
Белый как сахар, но не сладкий.
Пока руки им не испачкаешь.
Ума-разума не наберешься. (мел)
3.
Что сперва в воде родится, а потом воды боится? (соль)
Вы наверное знаете, что каждому месяцу в году соответствует знак зодиака, а ему
определенный минерал. Предлагаю вам определить свой камень – талисман.
(Приложение 2) Месяц (знак зодиака) – минерал. (Вывести на экран видеопроектора)
Январь (Козерог)
Гранат
Июль (Рак)
Оникс, рубин
Февраль (Водолей)
Аметист
Август (Лев)
Хризолит, сердолик
Март (Рыбы)
Гематит
Сентябрь (Дева)
Сапфир, оливин
Апрель (Овен)
Сапфир
Октябрь (Весы)
Аквамарин
Май (Телец)
Агат
Ноябрь (Скорпион)
Топаз, берилл
Июнь (Близнецы)
изумруд
Декабрь (Стрелец)
рубин
VI. Рефлексия учебной деятельности
Молодцы, на уроке Вы узнали и открыли много новых знаний, научились применять их на
практике, хорошо работали.
Предлагает учащимся Закончить фразу;
Я узнал….
и оценить свою работу на уроке.
VII. Домашнее задание.
1.
Изучить текст § 21,
2.
Запомнить определения в рамке.
3.
Выполнить задания: 8 (письменно)
4.
Подготовить сообщения зад.10 - Это мне интересно . Какие полезные ископаемые
залегают в нашей местности? Как их использует местное население?
(Приложение 1) Свойства горных пород
Название
Цвет
Твердость
Блеск
Прозрачность
Излом
Мел
белый
Ломается в руках
Не блестит
Не прозрачный
Не ровный
гранит
уголь
(Приложение 1) Свойства горных пород
Название
Цвет
Твердость
Блеск
Прозрачность
Излом
Мел
белый
Ломается в руках
Не блестит
Не прозрачный
Не ровный
гранит
уголь
Приложение. (Приложение 1)Свойства горных пород
Название
Цвет
Твердость
Блеск
Прозрачность
Излом
Мел
белый
Ломается в руках
Не блестит
Не прозрачный
Не ровный
гранит
уголь
(Приложение 1 )Свойства горных пород
Название
Цвет
Твердость
Блеск
Прозрачность
Излом
Мел
белый
Ломается в руках
Не блестит
Не прозрачный
Не ровный
гранит
уголь