Напоминание

Цивилизация восточных славян


Автор: Игдалова Ирина Валентиновна
Должность: преподаватель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБПОУ Колледж Кулинарного мастерства
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Цивилизация восточных славян
Раздел: среднее профессиональное





Назад




СЕМИНАР ПО ИСТОРИИ НА ТЕМУ " ЦИВИЛИЗАЦИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН " ( МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ) Преподаватель истории и обществознания Игдалова Ирина Валентиновна Целевая аудитория: I-ый курс колледжа(программа 10 кл.) СПБ ГБПОУ "КОЛЛЕДЖ КУЛИНАРНОГО МАСТЕРСТВА" ул. Руставели д.35
1 . Семинар по истории на тему" Цивилизация восточных славян" Цели урока : 1. повторение, обобщение и структурирование пройденного материала 2.способствовать развитию логического мышления, умению анализировать полученные знания, грамотно и четко излагать свои мысли 3.воспитывать уважение, любовь и гордость к истории своих предков . Тип урока: семинарское занятие с использованием опережающего задания в виде презентаций и заранее подготовленных тем выступлений учащихся Учебно-методический комплекс к уроку: 1. Н.В.Загладин , Н.А.Симония: "История России и мира" , М.,"Русское слово" 2013 г. 2. А.Н.Сахаров , А.Н.Боханов ; История России с древнейших времен до конца к. XVI века, М.,"Русское слово" 2013 г. 3. "Русское православие": вехи истории "М., 1988 г., с. 14-18 4. М.Тихомиров "Русская культура X-XIII в.в. М., 1968 г., с. 95. 5. карта "Восточные славяне в древности VII-IX гг." ; карта "Киевская Русь в IX-XII в.в. ;
6. презентации 7. мультимедийная установка Включение в презентации работы с текстом и картинками позволяет формировать у учащихся навыки выстраивания причинно-следственных связей между историческими явлениями. Основные понятия: восточные славяне, союз племен, князь, дружина, община, натуральное хозяйство, полюдье, государство, хазары, печенеги, половцы, "норманнская теория", язычество, христианство, православие, десятина. Проблемное задание: Показать, что история восточных славян является частью европейской истории. План урока: 1. Жизнь и быт восточных славян- связь географического положения народа с природно-географической средой. Природа России и ее влияние на судьбы страны. - хозяйство, ремесла, торговля. Рост городов. - соседние народы и племена. 2. Кочевники в истории Древней Руси. 3. Норманнская теория и ее критика. 4. Крещение Руси. 5. Заключение: ответы на проблемное задание
Основная цель преподавания истории в школе- это развитие личности ученика на основе знаний из прошлого своей страны и мировых цивилизаций. Развитие личности предполагает, прежде всего, формирование творческого мышления, умения логически мыслить, анализировать исторические факты, устанавливать причинно-следственные связи. Важной составной частью предмета истории в школе является воспитание и формирование гражданской позиции ученика. За множеством разнообразных событий и фактов ученик должен научиться понимать и оценивать события прошлого в их взаимосвязи, постоянную сменяемость этих событий, изменчивость мира и общества в их целостности. Важной целью уроков истории является также возможность помочь молодому человеку, то есть помочь молодому человеку, вступающему в жизнь, самоопределиться как личности, найти свое место в обществе, ощутить свои исторические корни. Важную роль в достижении этих целей играют уроки из древней истории Руси, которые помогают выявить главные факторы своеобразия исторического развития России, показать. что история восточных славян является частью европейской истории.
Для организации повторения пройденного материала и систематизации знаний, полученных на уроках, используется форма урока в виде семинара на тему "Цивилизация восточных славян". Для подготовки к семинары выделены 4 темы: 1. Жизнь и быт восточных славян: - союзы славянских племен - хозяйство, ремесла, торговля. Рост городов - соседние народы и племена 2. Кочевники в истории Древней Руси 3.Норманнская теория и ее критика 4. Крещение Руси - правление Владимира -крещение Руси - значения крещения Руси История восточных славян включает в себя историю не только русского народа, но и многочисленных народов, населяющих Россию сегодня и населявших ранее, а это были не только славянские народ. Россия является крупнейшей в мире страной (ее площадь составляет более 17 млн. км 2) на территории Евразии. (Учащиеся показывают на карте границы России как региона на Севере, Юге, Западе и Востоке, а также соседние с Россией.
Историю страны невозможно понять, не зная ее географических условий. Основные темы хозяйственной деятельности, быта, техники обусловлены именно природно-географической средой. Влияние географической среды многообразно (природные, демографические и другие факторы). Беспредельные, открытые пространства губили Россию, делали ее легкой добычей завоевателей как с востока, так и с запада. Эти же огромные пространства давали возможность отступать в глубь территории, спастись от вторжения, создавали трудности для завоевателей, сталкивавшихся с длительными переходами по малодоступным местам. Особенности природной среды расселения народа во многом определили и его национальных характер. Длительная зима, короткая весна, переходящая в лето, заставляли крестьянина быстро включаться в сельскохозяйственные работы- пахоту, сев, от скорости этих работ зависело его благосостояние в течении всего года. Это выработало в русском человеке способность " выложиться" провести огромную работу за короткий срок. В.О.Ключевский отличал: " Ни один народ в Европе не способен к такому напряженному труду на короткое время, какое может развить великоросс. Эта ситуация, также отразилась и в пословице "Русский мужик долго запрягает, да быстро едет" К VII-IX в.в. восточная ветвь славянства населяла значительную часть великой Русской равнины, доходя на севере почти до Финского залива, а на юге-до Черного моря. Размещение восточнославянских племен подробно
описано летописцем Нестором. Причем, расселение племен, данное в Повести Временных Лет подтверждается археологическим материалом. (работа с картой "Расселение восточнославянских племен") Зона расселения восточных славян была лишена естественных границ, поэтому была "открыта" как
вторжениям, так и культурным влияниям и воздействиям соседних народов. Среднее Поднепровье- наиболее благоприятный регион для хозяйственной деятельности. Но в то же время существовали различия систем землевладения восточных славян, живущих на юге и на севере. Низкий уровень развития производственных сил требовал больших затрат труда. Наиболее трудоемкие работы мог выполнить только большой коллектив, поэтому большую роль в жизни славян играла община (мир, вервь). Постепенно на смену родовой общины пришла соседская. Одной из причин перехода к соседской общине была смена подсечного землевладения пахотным. Но все же в обществе усилилось значение отдельной личности, отдельной семьи. Зарождалось право частного владения, частной собственности. -(Работа с картой, учащиеся показывают торговый путь "из варяг в греки" по маршруту этого пути возникают города, как центры ремесла и торговли. Использую презентацию "Основные занятия восточных славян".) Учащиеся работают с картой "Расселение восточных славян", определяя соседей восточных славян и их влияние на хозяйственную, военную и культурную жизнь, славянских племен.

С древнейших времен кочевники играли большую роль в историческом развитии Древней Руси. Приходящие с востока орды сменяли друг друга, но неизменной оставалась угроза, исходящая из Степи. В момент образования Древнерусского государства Степью владели
хазары. Вскоре их стали вытеснять печенеги. В 915 году печенеги впервые вступили в контакт с русами, с 920 года их отношения стали враждебными. Из крупных событий русско-печенежских войн явилась осада печенегами Киева. В 968 году, убийство князя Святослава печенежским князем, в 972 году, победа русов над печенегами в 993 году на реке Трубеж и победа печенегов над русами в 996 году под Василевым. В 1036 году печенеги были разбиты под Киевом варяжской дружиной Ярослава Мудрого. Это было их последнее крупное военное столкновение с Русью. История противостояния Руси и печенегов закончилась. В южнорусской степи печенегов сменили половцы. В 1055 году половцы хана Блуша появились у границ Руси, а с 1061 года начинаются русско-половецкие военные столкновения. Половцы нападают на русские земли, а также привлекаются русскими князьями в качестве союзников в междоусобных воинах. (1078, 1094, 1097). Однако половецкие ханы сами часто организовывали военные нападения на русские земли, но и походы русских князей в 1103 г., 1109 г.,1111 г.,1116 годах нанесли степнякам тяжелое поражение и отбросили их от границ Руси. В 1230 году кончается половецкий период истории южнорусских степей. В ходе войн с монголо-татарами половцы были большей частью истреблены, отдельные отряды ушли на Северный Кавказ и здесь смешались с местными племенами.
(Учащиеся работают с картой "Древнерусское государство "и используют презентацию "Кочевники в истории Древней Руси")
- Процесс формирования любого государства- процесс длительный, поэтому точная дата возникновения государства всегда носит условный характер. У восточных славян этот процесс занял с VI по IX век. Происхождение русской государственности и самого названия "Русь" едва
ли не самая древняя и наиболее популярная тема в отечественной исторической мысли. В письменном варианте впервые была предложена Нестором, который выступил с концепцией варяжского происхождения русской княжеской династии и самого названия "Русь". Вокруг этого сказания историки сломали немало копий и разделились на норманнистов и антинорманнистов. Норманнисты на основании сообщения летописи о варягах в XVIII-XX в.в. создали и отстаивали норманнскую теорию, ее создателями были немецкие ученные (Иоганн Готффридом Байер и Герард Фридрих Миллер), приглашенные Петром I работать в Российскую академию. Ее суть заключается в том, что государство на Руси было привнесено извне. Сами же восточные славяне, якобы не могли самостоятельно создать свое государство, что говорило об их отсталости, исторической обреченности. Ответом на это стал доклад М.В.Ломоносова на высочайшее имя от 16 сентября 1794 года по поводу труда Г.Ф.Миллера "О происхождении имени и народа Российского". Сторонники этого направления доказывали, что развитие государственности на Руси началось задолго до призвания варягов. (Учащиеся в своих ответах используют презентацию "Норманнская теория и ее критика") Интересы развивавшегося государства(централизация) требовали отказа от многобожия и введения
монотеистической религии. Этого требовали и международные условия, так как почти весь европейский мир уже перешел к христианству. Христианство с его новыми нравственными нормами требовало гуманного отношения к человеку, т.е. несло в себе огромную воспитанную функцию. Приобщение к христианству могло помочь в развитии культуры, письменности, духовной жизни страны. Усложнение социальной структуры общества на Руси требовало объяснения, новой идеологии, которую как раз и могло предоставить христианство. К концу X века христианство уже проникло на Русь. Известно, что среди дружин князя Игоря были христиане, более того, жена Игоря, княгиня Ольга, тоже крестилась. Она уговаривала креститься и своего сына Святослава, но тот не считал это удобным для себя. Владимир не сразу пошел на введение христианства. Сначала он решил провести реформу язычества, стремясь поднять древние верования до уровня государственной религии: приказал поставить деревянные кумиры шести богов: Перуна, Хорса, Дождьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши. Однако эта религиозная реформа не принесла того результата, на который, рассчитывал Владимир. И он избрал православное христианство. (учащиеся работают с дополнительным материалом: "Русское православие: вехи истории." М., 1998 г., с. 14- 18
М. Тихомиров"Русская культура X-XIII в.в." М.,1968 г.,с 95. презентация "Крещение Руси."


Вывод: исследуя историю развития восточнославянских племен, этапы зарождения и становления древнерусской государственности, культурные и торговые связи с соседними странами и народами, учащиеся доказывают, что история восточных славян является частью европейской истории. Тесные связи с Востоком и Западом оказали огромное влияние на культурные традиции Руси. Возникшая на стыке Азии и Европы, впитавшая в себя черты с Запада, и Востока, Россия представляет собой своеобразную евроазиатскую цивилизацию.


В раздел образования