Напоминание

Хлеб всему голова


Автор: Яковлева Татьяна Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ СОШ - С(К)ОУ "Карасульская специальная (коррекционная ) общеобразовательная школа -интернат
Населённый пункт: с.Карасуль Ишимский район, Тюменская область
Наименование материала: конспект открытого занятия
Тема: Хлеб всему голова
Раздел: среднее профессиональное





Назад




С (К) ОУ « Карасульская специальная (коррекционная) школа – интернат» Тема МО «Совершенствование методики формирования межличностных отношений в группе, классе»
Воспитательный час «Хлеб – всему голова»
составила воспитатель Яковлева Т. Л. 2016год

Тема: «ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА»
Цель: 1. Коррекционно-образовательная:обобщить и систематизировать знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на земле. 2. Коррекционно - развивающая: активизировать и расширять словарный запас детей, развивать навыки мышления, рассуждения, умения делать выводы, анализировать ситуации. 3. Коррекционно-воспитательная: воспитывать уважение к труду хлеборобов, бережное отношение к хлебу. Оборудование: Мультимедийное оборудование (экран, проектор, ноутбук, колонки, флэшка), аудиозапись « Поле русское», «Каравай», презентация, мультфильм «Берегите хлеб», карточки для групповой и индивидуальной работы, ватман, трафареты зерна для коллективной работы - аппликации, колоски, каравай. Технологическая карта: № п\п Этапы занятия Дидактические задачи Деятельность воспитателя Деятельность обучающихся 1 Организацио нный Подготовка обучающихся к работе на занятии, создание доброжелатель ной рабочей обстановки Слайд 1 Я приветствую вас ребята. Сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
"Эстафета доброты”
Взяться за руки и передавать рукопожатие. Начинаю : «Я передам вам свою доброту, и она идет от меня к ……, от …… к ……и т.д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что доброты стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей. Пусть же она вас не покидает и греет. Приветствуют гостей Участвуют в эстафете 2 Подготовка К основному этапу занятия Мотивация на усвоение знаний Слайд 2 Звучит фон « Поле русское» Родина… Это край, где мы родились, где мы живем. Это наш дом, это все то, что нас окружает. Россия… Какое красивое слово! И роса, и сила, и синие просторы… Глубоки у нас моря, Широки у нас поля Изобильная, родная Щедрая моя земля! Ребята, а что значит щедрая земля? (Земля дает богатые урожая зерна, овощей и фруктов, в лесах растет много грибов, ягод, орехов, лекарственных трав) Верно, и все эти богатства земля дарит людям. На щедрой земле и люди живут щедрые. Русский человек издавна славился своим хлебосольством. Слушают Стих читает Ксения П. Отвечают на вопросы, рассуждают
Какой продукт был самым главным, самым почитаемым на Руси? Без него не обходился и сейчас не обходится ни один праздник? Верно – хлеб. Вы уже наверное догадались, о чем пойдет речь на занятии? Отвечают на вопросы, рассуждают Целеполагание. Тема нашего занятия– «Хлеб - всему голова!» Слайд 3 Сегодня мы поговорим об этом даре. О том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом. О том, что вы должны научиться беречь хлеб и с уважением относиться к людям, его выращивающим. Слушают воспитателя Актуализация опорных знаний Вспомним народную мудрость о хлебе - пословицу «Хлеб всему голова». Как вы понимаете эту пословицу: «Хлеб - всему голова!»? Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Слушают воспитателя Отвечают 3 Усвоение новых знаний Обеспечение восприятия и первичного запоминания знаний. А вы знаете, как относились к хлебу русские люди? К хлебу в старину относились свято, бережно, ведь он доставался тяжелым трудом. Хлеб можно было брать только чистыми руками. А если уронил хлеб, обязательно надо было поднять, и поцеловать. Даже крошки со стола сгребали в ладонь и съедали.
Рассказ с использованием мультимедийной презентации
Интересно, как же появился хлеб на земле? Слайд 4 Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. (Показываю, как выглядит колос) Чтобы зерна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня.Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб. Слайд5 В древности очень почитался хлеб, он считался отдельным Слушают воспитателя Просматривают презентацию Рассматривают колос пшеницы
блюдом. В средние века во многих европейских странах свежеиспеченный хлеб могли есть только члены королевской семьи, хлеб вчерашний предназначался для окружения короля (высшего общества), хлебные изделия, выпеченные два дня назад ели помещики и дворяне, хлеб трехдневной давности служил пищей для монахов и школьников, а хлебом, испеченным четыре дня назад, кормились крестьяне и мелкие ремесленники. На Руси выпечка хлеба считалась делом ответственным и почетным. Пекли хлеб с медом, маком, творогом, пироги, сайки, калачи. Слайд 6 О хлебе в народе говорили как о живом существе: хлеб-кормилец, хлеб-батюшка. Так же как и к хлебу, испокон веков относился народ и к труду тех, кто создавал его. На Руси пекари пользовались особым уважением, их никогда не называли Ивашка, Федька, Петрушка - величали уважительно, полными именами ….
Задание старшим детям
: назовите полные имена - Ивашка- Иван, Федька- Федор, Петька – Петр. Ребята, предлагаю вам узнать, как хлеб приходит на стол к нам, кто должен потрудиться, чтобы к вам на стол «пришѐл» хлеб? Слайд 7 Хлеб нелегкий путь проходит Чтоб попасть к тебе на стол. И в любом кусочке хлеба Ты почувствуешь всегда Теплоту родного неба Привкус доброго труда!
Просмотр презентации « Как хлеб приходит к нам на стол»
Слайды 8-17 8 -Весна. Хлеборобы поле пашут 9- и сеют хлеб специальными машинами - сеялками . 10- Хлебное поле – большое и красивое. Говорят: «Золотая нива!» 11- Пришла пора убирать урожай. На поле выходят комбайны. С утра и до глубокой ночи идёт уборка хлеба, чтобы не потерять ни зёрнышка. 12- Затем зерно отправляют на элеватор – там его сушат и сортируют. В Отвечают (Ксения, Коля, Ольга) Стих читает Ольга Х. Просматривают презентацию
этих башнях хранится зерно. 13- Дальше путь зерна лежит на мельницу. Там зерно перемалывают в муку. Раньше мельницы выглядели так. А сейчас на мельницах современное оборудование. 14- Далее муку везут на хлебозавод в специальных машинах. 15- А уж на заводе, пекарне пекут хлеб. 16- На специально оборудованной машине везут хлеб в магазин. 17- А там мы покупаем наш хлеб.
Упражнение для снятия глазного напряжения
В среду в жмурки мы играем, Крепко глаза мы закрываем. Раз, два, три, четыре, пять, Будем глазки открывать. Жмуримся и открываем Так игру мы продолжаем. Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глаза.
Упражнение с мячом "Откуда хлеб пришел?"
(бросаю мяч ребенку и задаю вопрос, ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос и возвращает мяч ) Коля В – Откуда хлеб пришел? (Из магазина.) Ольга Х – А в магазин как попал? (Из пекарни.) Надя С – Что делают в пекарне? (Пекут хлеб.) Лена Л – Хлеб пекут из чего? (Из муки.) Илья Б – Из чего получают муку? (из зерна.) Ксения П – Откуда зерно? (Из колоса пшеницы.) Лена Х– Откуда пшеница? (Выросла в поле.) Ольга Х– Кто ее посеял? (Хлеборобы.) Юлия К – Как называется специальная машина, которая сеет зерно? (Сеялка.) Коля В – Как называется здание, где хранят зерно? (Элеватор.) Садитесь поудобнее и посмотрим мультфильм «Берегите хлеб». Смотрите внимательно, после просмотра я буду задавать вам вопросы.
Просмотр мультфильма «Берегите хлеб »
Вопросы после просмотра: 1. Сколько нужно покупать хлеба в магазине? 2. Как его хранить? Выполняют упражнение для снятия глазного напряжения Выполняют упражнение с мячом «Откуда хлеб пришел?" Смотрят мультфильм «Берегите хлеб ».
3. Что нужно сделать , если хлеб зачерствел? 4. А кто знает как делают – сухарики?( рассказ ,что можно сделать с черствым и испорченным хлебом: сухари…) Если хлеб зачерствеет, он все равно сможет служить людям добрую службу. И в наши дни во многих семьях, где умеют бережно относиться к хлебу, где знают ему истинную цену, хозяйки могут приготовить блюдо, основу которого составляет черствый хлеб. Теперь у нас в стране изобилие хлеба и хлебных изделий. Например, в Карасульской пекарне «Горячий хлеб» выпекают более 28 видов хлебобулочных изделий. Люди его не берегут, покупают больше чем, необходимо и выбрасывают. Выбрасывать хлеб НЕЛЬЗЯ, ведь в него вложено столько человеческого труда. Трактористы, комбайнёры, пекари работают круглый год, не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб. И мы должны уважать их труд. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками можно кормить птиц, домашних животных. Отвечают на вопросы после просмотра 4 Первичная проверка понимания Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала.
Работа с карточками
1.Даю карточки, на которых изображены пашня, мельница, сбор урожая, сев, магазин, пекарня. Задание: Их нужно расставить в правильном порядке соблюдая последовательность . 2.
Коллективная аппликация «Колосок».
(На доске висит ватман со схематическим. пронумерованным изображением колоса, дети подходят к схеме и прикрепляют свою д е т а л ь с о о т в е т с т в е н н о , у к а з а н н ы м н а н е й ц и ф р а м ) Молодцы! Очень красивый получился колосок. Легко было «выращивать» колосок?
Индивидуальная работа:
упражнение «Буква потерялась» задание : вставь потерянную букву *улка, *у*лик, *аранка, *атон (Потерялась буква «Б») Работа в группах 1.Старшая группа детей (Коля В, Ольга Х, Ксения П, Надежда С) 2.Младшая группа детей (Лена Х, Лена л, Костя Ю, Илья Б) Отвечают на вопрос Упражнение выполняет Марина М. Отвечает какая буква потерялась и читает слова 5 Закрепление знаний и способов Обеспечение усвоения новых знаний и
Загадка
В день веселых именин выпекают хлеб один, И поют все: ……..кого любишь , выбирай. Отгадывают загадку
действий. способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Правильно это каравай. Музыка Слайд 18
Индивидуальная работа:
упражнениечистоговорка с буквой Р Ры-ры-ры - в руках шары, Ра-ра-ра - начинается игра, Ру-ру-ру - бью рукою по шару, Ро-ро-ро - упал шар в ведро. Каравай - это особый хлеб, который несет в себе волшебную силу. На Руси караваем встречают и угощают гостей. Ребята, а вы хотите ненадолго превратиться в пекарей? Только давайте сначала подготовим наши руки к работе.
Пальчиковая гимнастика
: дождик, дождик, поливай – (указательным пальцем одной руки постукиваем по ладошке другой). - Будет хлеба каравай, -(образовывают перед собой круг руками, похлопывать поочередно одной ладонью другую). -Будут булки, будут сушки, -Будут вкусные ватрушки. ( соединяем большой и указательный палец рук вместе, образовав большой круг).
Практическая работа (звучит фон)
- А теперь давайте с вами сделаем те изделия из теста, которые вы больше всего любите. Вспомните, что продается в магазинах. Может, вы придумаете свой, оригинальный пирог? Приступите, пожалуйста, к работе (лепят изделия из соленого теста и складывают их на поднос) . Илья Б, Лена Х проговаривают чистоговорку, проговаривает слово Словарная работа каравай Выполняют пальчиковую гимнастику Выполняют практическую работу под музыку. 6 Подведение итогов занятия. Рефлексия. Учить анализировать и оценивать успешность. Ребята, что нового, вы сегодня узнали? А что еще делали? Что особенно запомнилось? Как будем относиться к хлебу? Спасибо вам ребята, вы все увлечённо работали, старались. Вот зерна . Я прошу вас взять по одному зернышку и положить его на красную чашу весов, если занятие было интересным и познавательным, или на зеленую чашу весов, если на занятии было трудно, что не понятно. И в заключении нашего занятия , придерживаясь русской традиции гостеприимства угощу наших гостей и вас ,ребята , настоящим караваем (угощаем) Наше занятие окончено. Отвечают на вопросы, анализируют Подходят к весам и кладут зерно.


В раздел образования