Автор: Бердиева Альфия Асхатовна Должность: руководитель физического воспитания; преподаватель физической культуры Учебное заведение: ГПОУ "Воркутинский политехнический техникум" Населённый пункт: город Воркута Республика Коми Наименование материала: Статья Тема: Роль физической культуры в образовании Раздел: среднее профессиональное
«Роль физической культуры в образовании»
Физическая
культура
в
образовании:
закладывает
основы
правильного
формирования
организма
ребенка,
решает
задачи
по
охране
жизни
и
укреплению физического и психического здоровья в дошкольном возрасте;
создает
условия
для
физического
совершенствования,
включающего
формирование установок на сохранение и укрепление здоровья, навыков
здорового
и
безопасного
образа
жизни,
гармоничное
физическое,
нравственное
и
социальное
развитие,
успешное
обучение,
освоение
первоначальных умений само регуляции средствами физической культуры
на
уровне
начального
общего
образования;
раскрывает
возможности
освоения обучающимися содержания физкультурного образования с учетом
формирования основ общей культуры, навыков здорового образа жизни,
умений
выполнять
технические
и
тактические
действия,
приемы
и
физические упражнения из различных видов спорта и их использования в
различных
формах
двигательной,
игровой
и
соревновательной
деятельности на уровнях основного и среднего общего образования. В
процессе освоения предмета «Физическая культура» формируется система
знаний о физическом совершенствовании человека, приобретается опыт
организации
самостоятельных
занятий
физической
культурой
с
учётом
индивидуальных
особенностей
и
способностей,
формируются
умения
применять
средства
физической
культуры
для
организации
учебной
и
досуговой деятельности. С целью формирования у обучающихся ключевых
компетенций,
в
процессе
освоения
предмета
«Физическая
культура»
используются знания из других учебных предметов. В рамках реализации
комплекса мер, направленных на систематическое обновление содержания
общего
образования
рабочей
группой,
созданной
при
Министерстве
образования и науки Российской Федерации, разработан проект Концепции
модернизации содержания и технологий преподавания учебного предмета
«Физическая культура» в общеобразовательных организациях Российской
Федерации
(далее
–
Концепция),
который
в
настоящее
направлен
на
общественное
обсуждение
в
регионы
России.
Концепция
представляет
собой систему взглядов на основные проблемы, базовые принципы, цели,
задачи
и
основные
направления
развития
системы
преподавания
физической культуры как важнейшего и эффективного средства не только
физического,
но
и
интеллектуального,
нравственного,
духовного,
эстетического развития личности в организациях, реализующих основные
общеобразовательные программы в Российской Федерации. Принципы и
приоритетные
направления
государственной
политики
развития
физической культуры, создания инструментов для гармоничного развития
личности на условиях формирования здорового образа жизни в Российской
Федерации
сформулированы
в
законодательных
и
нормативных
документах,
основная
часть
которых
представлена
в
настоящих
Методических рекомендациях. Существует точка зрения, в соответствии с
которой,
отсутствие
должного
уровня
развития
спорта
и
пропаганды
физической
культуры
порождает
всё
большее
распространение
таких
«болезней
общества»
как
никотиновая
зависимость,
алкоголизм,
в
том
числе
т.н.
«пивной
алкоголизм»,
наркомания
–
преимущественно
в
молодёжной
среде. Высказываются также мнения о прямой зависимости
демографической, а значит экономической ситуации в стране от уровня
физической культуры населения.
Для изучения влияния физической культуры на процесс формирования
личности и выбор профессиональной деятельности необходимо учитывать
как постоянные, так и временные условия, которые ставят перед человеком
задачу
совершенствовать
свое
физическое
состояние
и
здоровье.
К
последним относиться рассмотрение значения и роли физической культуры
с позиций социальной и профессиональной ориентации, оценка физической
культуры в профессиональной деятельности. Но, немаловажна и оценка
физической
культуры
на
протяжении
всей
жизни
человека. Значение
физической культуры и спорта для здоровья, развития и общего состояния
человека трудно преувеличить. С ранних лет родители, педагоги, средства
массовой
информации
-
радио
и
телевидение
-
внушают
ребенку
уникальную полезность физической активности и побуждают детей активно
заниматься
спортом.
В
этом
возрасте
занятия
спортом
проходят,
как
правило, под наблюдением опытных тренеров и специалистов, следящих за
правильным и гармоничным развитием растущего организма. В школьном
возрасте эту роль в основном выполняют учителя физической культуры в
школе. Занятия физической культурой - это, прежде всего, профилактика
различных заболеваний и в первую очередь гипертонии и ишемической
болезни
сердца.
Эти
болезни,
часто
наблюдаемы
у
специалистов
технического профиля, требуют длительного лечения. Но, увы, оно не всегда
ведет
к
выздоровлению.
Значительно
большой
эффект
дает
их
профилактика.
В
процессе
занятия
физическими
упражнениями
повышается работоспособность. Об этом де свидетельствует возрастающая
способность
человека
выполнять
большую
работу
за
определенный
промежуток
времени.
С
нарастанием
работоспособности
в
состоянии
мышечного покоя уменьшается частота сердечных сокращений. Человек
начинает больше работать, но при этом меньше устает. Отдых и, прежде
всего сон используется организмом полностью. Для того чтобы сознательно
прийти к выводу и значимости физической культуры и спорта, человек
должен понять ее роль в своей жизни. И очень хорошо, если он поймет это
не совсем поздно, для того,
чтобы начать вести здоровый образ жизни.
Спорт и физическая культура - это не только здоровый образ жизни - это
вообще нормальная и здоровая жизнь, которая открывает все новые и новые
возможности для реализации сил и талантов.