Монтессори-педагогика в современном ДОУ. Актуальность и принципы.
Автор: Акрам Оксана Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: НРМБДОУ Д/С "В гостях у сказки" Населённый пункт: Пойковский Наименование материала: статья Тема: Монтессори-педагогика в современном ДОУ. Актуальность и принципы. Раздел: дошкольное образование
Монтессори-педагогика в современном ДОУ. Актуальность и
принципы.
Акрам Оксана Ивановна
Воспитатель
НРМБ ДОУ «Д/С «В гостях у сказки»
ХМАО ЮГРА гп.Пойковский
Основной целью занятий в детском саду долгое время было формирование умений и
навыков, предусмотренных программой. Но в настоящее время дошкольник должен
прежде всего хотеть учиться. Актуальным становится не определенная сумма знаний,
умений и навыков, а развитие творческого потенциала дошкольника, проявление
активности в получении знаний. Важно воспитать в ребенке любознательность, умение
сравнивать, сопоставлять, анализировать, потребность в самостоятельном поиске
ответов на возникающие вопросы, т. е. сформировать психологические показатели
готовности к школе. Данную проблему невозможно решить без внедрения инновационных
технологий. Это может быть и создание образовательной среды по технологии
Монтессори-группы.
В своих «Размышлениях о гуманной педагогике» Ш. А. Амонашвили писал, что «… дети
несут с собой заряд создания духовных и материальных ценностей, они в состоянии
сотворить их, потому и рождаются, чтобы создавать и творить. Только нужно помочь им
раскрыться и еще надо, чтобы общество, общественные явления не исказили их судьбу».
Трудно предположить, что ребенок, у которого недостаточно сформированы интерес к
знаниям, любознательность, самостоятельность, будет активно работать на уроке,
мобилизовывать усилия, волю для выполнения заданий, овладевать знаниями, достигать
положительных результатов в учении. Очевидно, что задачи умственного воспитания
ребенка должны решаться в тесной связи с задачами личностно-психологического цикла.
Проблемы школьной неуспеваемость должны решать на этапе дошкольного возраста
путем наиболее эффективной организации работы педагогов ДОУ по подготовке
дошкольников к обучению в школе, актуализации индивидуального подхода к
воспитанникам и дифференцированного обучения при максимальном учете различий в
уровне общего психологического развития и индивидуальных особенностей детской
психики.
Критерии готовности или неготовности к школьному обучению связаны с психологическим
возрастом ребенка, который отсчитывается не по часам физического времени, а по шкале
психологического развития. Эту шкалу нужно уметь прочесть.
Также одним из направлений является работа с родителями воспитанников. Им
необходимо не только руководить занятиями и играми детей, но и самим участвовать в
этом. Вооружить родителей психолого-педагогическим инструментарием на основе
Монтессори-педагогики. Совместные занятия детей и родителей в Монтессори-группе
помогают снять многие проблемы на начальной стадии, пробуждают у родителей интерес
к уровню психологической активности детей, способствуют развитию навыков
эффективного педагогического общения со своими детьми, что, в свою очередь,
позволяет наблюдать положительную динамику развития ребенка.
Еще одним направлением является работа с педагогами. Необходимо вооружить
педагогов эффективными методами взаимодействия с каждым отдельным ребенком и
детским коллективом. Если педагог не владеет приемами индивидуальной работы, он
только навредит. В последствии мы увидим «педагогически запущенного» ребенка.
Поэтому нужно решать вопросы педагогической совместимости педагога и ребенка.
Главное, что дает воспитанникам Монтессори-группа помимо высокого образовательного
уровня – гуманистическая ориентация и культура автономии, способность сделать выбор,
принимать решения и нести за них ответственность, умение самостоятельно пользоваться
обучающим материалом.
Основные принципы методики Монтессори – игровая форма обучения и самостоятельное
выполнение упражнений.
Методика Монтессори основана на индивидуальном подходе к ребенку: малыш сам
выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развивается в
собственном ритме. Ключевая особенность методики Монтессори – создание
специальной развивающей среды (Монтессори - среды, в которой ребенок сможет и
захочет проявить свои индивидуальные способности. Занятия по методике Монтессори не
похожи на традиционный урок. Материалы Монтессори позволяют ребенку самому
увидеть и исправить свои ошибки. Роль Монтессори - педагога состоит не в обучении, а в
руководстве самостоятельной деятельностью ребенка. Методика Монтессори помогает
развить внимание, творческое и логическое мышление, память, речь, воображение,
моторику. Методика Монтессори уделяет особое внимание коллективным играм и
заданиям, помогающим освоить навыки общения, а также освоению бытовой
деятельности, что способствует развитию самостоятельности.
Особенности педагогики М. Монтессори
Каждому ребенку от природы дано быть умным и успешным человеком. Задача взрослых
- просто помочь малышу раскрыть свой потенциал, научить его самостоятельно постигать
мир. Для этого очень важно создать среду, в которой ребенок сможет и захочет проявить
свои индивидуальные способности, будет развиваться и обучаться в собственном ритме.
Такую возможность предоставляет нам педагогика итальянского психолога Марии
Монтессори.
Метод Монтессори основан на наблюдении за ребенком в естественных условиях и
принятии его таким, каков он есть. Основной принцип монтессори-педагогики: подвигнуть
ребенка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию. Девиз метода знаком
многим: "Помоги мне сделать это самому". В группах Монтессори ребенок учится в
основном самостоятельно с помощью специально разработанной окружающей среды
Монтессори-материалов. ВМонтессори-материалах заложена возможность самоконтроля,
ребенок сам видит свои ошибки, и взрослому не нужно указывать на них. Роль учителя
состоит не в обучении, а только в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка.
Еще одна ключевая особенность монтессори-педагогики: дети занимаются в
разновозрастных группах. В одном монтессори-классе рядом работают 2-летний и 4-
летний малыш, они не мешают, а наоборот, помогают друг другу.
Монтессори-класс включает в себя множество зон:
o
Зона упражнения практической жизни;
o
Зона сенсорного развития;
o
Зона математики;
o
Зона языка;
o
Зона природы и культуры;
Ребенок сам выбирает зону и конкретный Монтессори-материал, с которым хочет
работать. Он может работать один или с другими детьми, этот выбор он тоже делает
обычно сам. Ребенок работает в собственном темпе, в методе Монтессори нет
соревнования. Многие Монтессори-школы дополняют Монтессори-материалы такими
зонами, как музыкальная, искусства и танцев, иностранного языка и др.
Задача Монтессори-учителя - помочь ребенку организовать свою деятельность, пойти
своим уникальным путем, реализовать свой потенциал в наиболее полной мере. Очень
важны особые педагогические приемы, которым должны научиться Монтессори-учителя.
В методе Монтессори нет классно-урочной системы, вместо школьных парт - легкие
переносные столы и стулья + коврики, на которых занимаются на полу. Монтессори-
учитель не является центром класса, как в традиционной школе. Он не сидит за столом, а
проводит время в индивидуальных занятиях с детьми. Монтессори-учитель вмешивается
в деятельность ребенка только тогда, когда это необходимо.
Журнал «Монтессори клуб»