Напоминание

Монтессори-педагогика в современном ДОУ. Актуальность и принципы.


Автор: Акрам Оксана Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: НРМБДОУ Д/С "В гостях у сказки"
Населённый пункт: Пойковский
Наименование материала: статья
Тема: Монтессори-педагогика в современном ДОУ. Актуальность и принципы.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Монтессори-педагогика в современном ДОУ. Актуальность и принципы. Акрам Оксана Ивановна Воспитатель НРМБ ДОУ «Д/С «В гостях у сказки» ХМАО ЮГРА гп.Пойковский Основной целью занятий в детском саду долгое время было формирование умений и навыков, предусмотренных программой. Но в настоящее время дошкольник должен прежде всего хотеть учиться. Актуальным становится не определенная сумма знаний, умений и навыков, а развитие творческого потенциала дошкольника, проявление активности в получении знаний. Важно воспитать в ребенке любознательность, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы, т. е. сформировать психологические показатели готовности к школе. Данную проблему невозможно решить без внедрения инновационных технологий. Это может быть и создание образовательной среды по технологии Монтессори-группы. В своих «Размышлениях о гуманной педагогике» Ш. А. Амонашвили писал, что «… дети несут с собой заряд создания духовных и материальных ценностей, они в состоянии сотворить их, потому и рождаются, чтобы создавать и творить. Только нужно помочь им раскрыться и еще надо, чтобы общество, общественные явления не исказили их судьбу». Трудно предположить, что ребенок, у которого недостаточно сформированы интерес к знаниям, любознательность, самостоятельность, будет активно работать на уроке, мобилизовывать усилия, волю для выполнения заданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов в учении. Очевидно, что задачи умственного воспитания ребенка должны решаться в тесной связи с задачами личностно-психологического цикла. Проблемы школьной неуспеваемость должны решать на этапе дошкольного возраста путем наиболее эффективной организации работы педагогов ДОУ по подготовке дошкольников к обучению в школе, актуализации индивидуального подхода к воспитанникам и дифференцированного обучения при максимальном учете различий в уровне общего психологического развития и индивидуальных особенностей детской психики. Критерии готовности или неготовности к школьному обучению связаны с психологическим возрастом ребенка, который отсчитывается не по часам физического времени, а по шкале психологического развития. Эту шкалу нужно уметь прочесть. Также одним из направлений является работа с родителями воспитанников. Им необходимо не только руководить занятиями и играми детей, но и самим участвовать в этом. Вооружить родителей психолого-педагогическим инструментарием на основе Монтессори-педагогики. Совместные занятия детей и родителей в Монтессори-группе помогают снять многие проблемы на начальной стадии, пробуждают у родителей интерес к уровню психологической активности детей, способствуют развитию навыков эффективного педагогического общения со своими детьми, что, в свою очередь, позволяет наблюдать положительную динамику развития ребенка. Еще одним направлением является работа с педагогами. Необходимо вооружить педагогов эффективными методами взаимодействия с каждым отдельным ребенком и детским коллективом. Если педагог не владеет приемами индивидуальной работы, он
только навредит. В последствии мы увидим «педагогически запущенного» ребенка. Поэтому нужно решать вопросы педагогической совместимости педагога и ребенка. Главное, что дает воспитанникам Монтессори-группа помимо высокого образовательного уровня – гуманистическая ориентация и культура автономии, способность сделать выбор, принимать решения и нести за них ответственность, умение самостоятельно пользоваться обучающим материалом. Основные принципы методики Монтессори – игровая форма обучения и самостоятельное выполнение упражнений. Методика Монтессори основана на индивидуальном подходе к ребенку: малыш сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развивается в собственном ритме. Ключевая особенность методики Монтессори – создание специальной развивающей среды (Монтессори - среды, в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности. Занятия по методике Монтессори не похожи на традиционный урок. Материалы Монтессори позволяют ребенку самому увидеть и исправить свои ошибки. Роль Монтессори - педагога состоит не в обучении, а в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка. Методика Монтессори помогает развить внимание, творческое и логическое мышление, память, речь, воображение, моторику. Методика Монтессори уделяет особое внимание коллективным играм и заданиям, помогающим освоить навыки общения, а также освоению бытовой деятельности, что способствует развитию самостоятельности. Особенности педагогики М. Монтессори Каждому ребенку от природы дано быть умным и успешным человеком. Задача взрослых - просто помочь малышу раскрыть свой потенциал, научить его самостоятельно постигать мир. Для этого очень важно создать среду, в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности, будет развиваться и обучаться в собственном ритме. Такую возможность предоставляет нам педагогика итальянского психолога Марии Монтессори. Метод Монтессори основан на наблюдении за ребенком в естественных условиях и принятии его таким, каков он есть. Основной принцип монтессори-педагогики: подвигнуть ребенка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию. Девиз метода знаком многим: "Помоги мне сделать это самому". В группах Монтессори ребенок учится в основном самостоятельно с помощью специально разработанной окружающей среды Монтессори-материалов. ВМонтессори-материалах заложена возможность самоконтроля, ребенок сам видит свои ошибки, и взрослому не нужно указывать на них. Роль учителя состоит не в обучении, а только в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка. Еще одна ключевая особенность монтессори-педагогики: дети занимаются в разновозрастных группах. В одном монтессори-классе рядом работают 2-летний и 4- летний малыш, они не мешают, а наоборот, помогают друг другу. Монтессори-класс включает в себя множество зон: o Зона упражнения практической жизни; o Зона сенсорного развития; o Зона математики; o Зона языка; o Зона природы и культуры; Ребенок сам выбирает зону и конкретный Монтессори-материал, с которым хочет работать. Он может работать один или с другими детьми, этот выбор он тоже делает
обычно сам. Ребенок работает в собственном темпе, в методе Монтессори нет соревнования. Многие Монтессори-школы дополняют Монтессори-материалы такими зонами, как музыкальная, искусства и танцев, иностранного языка и др. Задача Монтессори-учителя - помочь ребенку организовать свою деятельность, пойти своим уникальным путем, реализовать свой потенциал в наиболее полной мере. Очень важны особые педагогические приемы, которым должны научиться Монтессори-учителя. В методе Монтессори нет классно-урочной системы, вместо школьных парт - легкие переносные столы и стулья + коврики, на которых занимаются на полу. Монтессори- учитель не является центром класса, как в традиционной школе. Он не сидит за столом, а проводит время в индивидуальных занятиях с детьми. Монтессори-учитель вмешивается в деятельность ребенка только тогда, когда это необходимо. Журнал «Монтессори клуб»


В раздел образования