Автор: Майорова Татьяна Михайловна Должность: учитель технологии. Учебное заведение: КГБОУ "Норильская общеобразовательная школа - интернат" Населённый пункт: Город Норильск, Красноярский край Наименование материала: Методическая разработка Тема: Накладной шов Раздел: среднее образование
Методические рекомендации
«Формирование культуры поведения у дошкольников»
Содержание.
- введение -3
- основная часть -6
- заключение -18
- приложение -19
- список литературы - 35
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
Введение.
Формирование культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших
проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к
детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет
его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в
обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и
воспитанием ребенка до школы.
Интерес к проблеме формирования культуры поведения дошкольников
обусловлен тем, что резко снижается воспитательное воздействие семьи и
российской национальной культуры в сфере воспитания. Перед
дошкольными образовательными учреждениями в числе наиболее важных
стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры
личности, высоких нравственных качеств.
В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного
общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на
практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать
отношения с окружающими. Чем младше ребенок, тем большее влияние
можно оказать на его чувства и поведение.
Для развития личности ребенка, формирования культуры поведения,
требуется соблюдение таких принципов как:
Системность.
Работа по формированию культуры поведения должна проводиться
систематически. Педагог гибко распределяет содержание в течение всего
процесса. Целесообразно проводить во второй половине дня специально
организованные занятия. Что же касается нерегламентированной
деятельности детей, то эти формы работы могут осуществляться как в
утренние время, так и во второй половине дня. Однако все это не исключает
работы воспитателя с детьми вне занятий, так как нельзя заранее обозначить
всю гамму спонтанно возникающих ситуаций и сложностей, и от педагога
могут потребоваться дополнительные объяснения, ответы на вопросы,
организация игровой ситуации, привлечение соответствующей
художественной литературы.
Опора на положительное.
1
Педагоги обязаны выявлять положительное в ребенке и, опираясь на
хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно
сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и
гармонического сочетания. В воспитательном процессе недопустима
конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление
сил и позиций. Только сотрудничество. Терпение и заинтересованное участие
воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты.
Опытные воспитатели не скупятся на комплименты, щедро авансируют
будущие положительные сдвиги. Они проектируют хорошее поведение,
внушают уверенность в успешном достижении высоких результатов,
оказывают доверие воспитанникам, ободряют их при неудачах.
Гуманизация воспитательного процесса.
Принцип требует гуманного отношения к личности воспитанника; уважения
его прав и свобод; предъявления воспитаннику посильных и разумно
сформулированных требований; уважения к позиции воспитанника даже
тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования; уважения
права человека быть самим собой; доведения до сознания воспитанника
конкретных целей его воспитания; ненасильственного формирования
требуемых качеств; отказа от телесных и других унижающих честь и
достоинство личности наказаний; признания права личности на полный отказ
от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат
ее убеждениям.
Личностно деятельный подход.
Воспитатель должен постоянно изучать и хорошо знать индивидуальные
особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки
своих воспитанников; умел диагностировать и знать реальный уровень
сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления,
мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни,
труду, ценностные ориентации, жизненные планы; постоянно привлекать
каждого воспитанника к посильной для него воспитательной деятельности,
обеспечивающей прогрессивное развитие личности; своевременно выяснять
и устанавливать причины, которые могут помешать достижению цели,
максимально опираться на собственную активность личности; сочетать
воспитание с самовоспитанием личности, помогать в выборе целей, методов,
форм самовоспитания; развивать самостоятельность, инициативу,
самодеятельность воспитанников, не столько руководить, сколько умело
организовать и направлять ведущую к успеху деятельность.
Единство воспитательных воздействий.
Все лица, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли
воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая другу,
дополняя и усиливая педагогическое воздействие. Если такое единство и
координация усилий не достигается, а противодействует, то на успех
рассчитывать трудно. Воспитанник при этом испытывает огромные
психические перегрузки, так как не знает, кому верить, за кем идти, не может
2
определить и выбрать среди авторитетных для него влияний правильные.
Надо сложить действие всех сил.
Воспитатель в своей работе опирается на деятельностный подход. Это значит,
что педагогическим средством воспитания служат разные виды деятельности
детей (познавательная, игровая, самостоятельная). Приобретенный опыт
служит основой для осуществления целостной деятельности формирования
культуры поведения. Обучение детей нормам культуры поведения
воспитатель осуществляет в совместной игре или совместном труде. В
деятельности, особенно игровой, возникают ситуации, которые позволяют
поддерживать положительные проявления детей, формулировать правила
культуры поведения. Самостоятельная деятельность способствует
формированию способности к волевому усилию, пониманию необходимости
и важности знаний правил культуры поведения, помогает устанавливать
игровые и личностные взаимоотношения в самостоятельной деятельности,
преодолевать конфликты.
Основная часть.
Организуя деятельность детей, воспитатель создает условия для
формирования их взаимоотношений на основе правил культуры
поведения, терпимости, вежливости.
Цель: Формирование навыков общения и культуры поведения
Задачи:
познакомить с правилами культуры поведения;
развивать уважительное отношение к окружающим;
воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и
окружающим людям;
научить относиться к окружающим с заботой и терпением.
« культура поведения» - совокупность полезных для общества
устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в
различных видах деятельности.
Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета, она
тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою
очередь, подкрепляет их.
В результате реализации методических рекомендаций можно ожидать, что
ребенок может стать гармонично-развитой личностью, уметь достойно вести
себя в любой обстановке, понимать смысл и значение тех или иных правил
культуры поведения. Уметь приветливо разговаривать друг с другом, со
взрослыми, вежливо общаться со сверстниками, уметь справедливо
оценивать свои поступки и поступки сверстников, быть доброжелательными,
честными, справедливыми.
Помимо непосредственно образовательной деятельности можно использовать
самые разные ситуации, возникающие в процессе взаимодействия детей (во
всех видах деятельности в игре, на прогулке, дома), с целью обогащения
3
программного содержания занятий и развития социальной компетентности
детей.
Культура общения детей с взрослыми и сверстниками – составляющая
основа культуры поведения.
Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими
людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные,
общественные, производственные и т.д. любое общение требует от человека
умения соблюдать общепринятые правила поведения, обусловленные
нормами морали. Общение детей дошкольного возраста, прежде всего,
происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения
расширяется – добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и
другими работниками дошкольного учреждения.
Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения.
Какие наиболее важные нравственные качества хотят видеть взрослые в
детях?
Вежливость - она украшает человека, делает его привлекательным,
вызывает у окружающих чувство симпатии. «Ничто не стоит так дешево и не
ценится так дорого, как вежливость. Без нее невозможно представить
взаимоотношения людей. Вежливость детей должна основываться на
искренности, доброжелательности, уважении к окружающим. Вежливость
приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца».
Деликатность - сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством,
никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать
собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности
исходят из глубокого детства.
Предупредительность - Необходимо добиваться от детей, чтобы
предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из
добрых побуждений.
Скромность - эта нравственная черта личности - показатель подлинной
воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и
высокая требовательность к самому себе. Необходимо формировать у детей
умение.
Общительность - В ее основе лежат элементы доброжелательности,
приветливости к окружающим – непременные условия в выработке у детей
культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со
сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть
рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем
дерзость, резкость. В этих проявлениям – истоки уважения к людям.
Общительный ребенок быстрее находит место в детском саду.
Необходимым условием для всестороннего развития ребенка является
наличие детского общества, в котором формируются черты нового человека:
коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки
общественного поведения. Общаясь со сверстниками, ребенок научится
4
трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребенок воспитывается
в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей.
Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить
свои отношения со сверстниками: с начала, в детском саду и в школе, затем у
отдельных детей и соответствующие проявления – отнять, толкнуть и т.д.
Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он,
что свои желания приходиться соизмерять с желаниями других, тогда в нем
возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения.
Воспитание культуры общения осуществляется в тесной связи с
формированием у детей навыков коллективизма. Формируя у ребенка
стремление к общению, взрослые должны поощрять даже самые
незначительные попытки играть друг с другом.
Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться,
переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять
доброжелательность. В интересной, насыщенной событиями жизни общение
детей приобретает особую сдержанность. Педагог использует различные
приемы, которые помогают разнообразить повседневную жизнь детей.
Например: утром встретить их приветливой улыбкой, постараться увлечь
интересной игрушкой. Сегодня в его руках лохматый медвежонок, который
здоровается с ребятами. Утро началось жизнерадостно, и этот настрой
сохраняется у детей в течение дня. Переполненные впечатлениями, дети не
раз возвращаются к разговору о том, что их удивило и взволновало. Общение
между ними происходит в атмосфере дружелюбия и приветливости.
У воспитанников детского сада возникает много поводов для общения. Театр
игрушек, песня, спетая на прогулке, собранный по цветочку букет,
побуждения к обмену впечатлениями, заставляют тянуться к сверстникам.
Главное общение - «ребенок - ребенок», «ребенок - дети» идет по
собственному побуждению, т.к. жизнь в обществе сверстников ставит
воспитанника в условия делить что-то вместе: трудиться, играть, заниматься,
советоваться, помогать – словом, решать свои маленькие дела.
Задача взрослых – направлять отношения детей так, чтобы эти отношения
содействовали формированию навыков коллективизма. Важно прививать
ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать
контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться,
вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать;
делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным
вторжением. Старший дошкольник должен уметь проявлять к товарищу
предупредительность и внимание, вежливость заботливость и т.д. Такие
формы общения легче усваиваются ребенком, если взрослые поддерживают,
следят за тем, как он ведет себя с товарищами по играм, с близкими и
окружающими людьми. Дети под руководством взрослого приобретают опыт
положительного общения.
5
Воспитание культуры поведения с позиций современного этикета
Культура поведения помогает общению человека с окружающими,
обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное самочувствие.
Первые представления о норме поведения, принятых в обществе, ребёнок
получает в семье и в детском саду.
Ребёнок много знает об окружающем мире от родителей и из собственных
наблюдений, задача воспитателя – расширить и скорректировать эти знания,
привести их в систему, общепринятую в обществе.
В этикетном поведении высока значимость нравственного аспекта, поэтому
на него необходимо постоянно обращать внимание детей. Уважение личности
ребенка, понимание, дружелюбие и доверительность создают наилучшие
условия для формирования этикетного поведения. Обращаться к детям
желательно по имени, их же приучать к обращению по имени и отчеству.
Испытывая радость от общения с воспитателем, дети всегда ожидают встречи
с ним, верят в правоту его слов. Необходимый настрой создает выработанный
совместными усилиями порядок поведения в группе, на занятии, в котором
основными правилами являются следующие: сопереживать, проявлять
дружеское участие и терпение; доброжелательно воспринимать других; не
отказываться от участия в играх и упражнениях; не стесняться своего
незнания и неумения; не бояться ошибаться; не смеяться над другими. Очень
важно вводить в сознание ребёнка необходимость понимания своего места в
мире, так как нет полного равенства между отцом и сыном, старым и малым,
воспитателем и дошкольником. Первый имеет опыт, знания, приоритет
положения и много другое. Второй только начинает жизнь, приступает к ее
изучению. Он может стать равным первому, проделав над собой огромную,
серьезную и трудную работу. Осознание своего места вовсе не означает, что
первые неуважительно относятся ко вторым, не считаются с их мнениями, не
прислушиваются к их пожеланиям. Основа развития общества состоит во
взаимодействии тех и других, их взаимопонимании взаимопомощи. Это
осознание происходит как в семье, так и в детсадовской группе.
Формирование основ поведенческой культуры проходит своеобразный цикл,
который включает: а) знание этикетного правила; б) понимание его
разумности и необходимости; в) умение применять его прагматически; г)
эмоциональное переживание от его выполнения.
Важно, чтобы ребенок, познакомившись с тем или поведенческим
требованием, отличал хорошее от плохого. Пройдя этот цикл, снова
возвращаются к изучаемому правилу, но на более высоком уровне. Для
воспитания этикетного поведения необходимы следующие условия:
1. Позитивный настрой. Нельзя забыть или обидеть никого из воспитанников,
для чего используются обращение по имена, похвала, призы и прочие
способы обучения, увлекающие детей
2. Пример взрослых, прежде всего воспитателя. Ребенок наблюдает и
оценивает взрослых. Желательно всегда оценив свое поведение с позиций
6
доказательности разумности, необходимости соблюдения этикета,
соответствия его собственным поучительным словам, действия воспитателя
должны быть направлены на достижение главной цели - создание развития
личности ребенка в творческой, доброжелательной, дружеской обстановки.
3. Связь с семьей - необходимое условие, позволяющее сохранить единство
требований и преемственность воспитания Общая цель семьи и детского сада
- хорошо воспитанный культурный и образованный человек.
Большую роль в обучении и воспитании поведенческой культуры играет
родной язык. Обучение правильному, красивому поведению способствует и
речевому развитию воспитанника. С этой целью необходимо расширять у
ребенка круг этико-поведенческих понятий, что достигается с помощью
словарной работы.
Воспитание культуры поведения с позиций современного этикета проводится
при соблюдении педагогических и этикетных принципов. Воспитание детей
осуществляется в процессе деятельности, при единстве требований
воспитателя и родителей; педагогическое руководство сочетают с развитием
детской инициативы и самодеятельности, учитываются возрастные и
индивидуальные особенности детей.
Принципы обучения: научность, энциклопедичность,
наглядность, систематичность, сознательность и активность детей, прочность
обучения, индивидуализация развития воспитанников.
Принципы этикета: разумность и необходимость поведенческих
правил, доброжелательность и дружелюбие, прочность и красота манеры
поведения, отсутствие мелочей, уважение национальных традиций.
Основные способы педагогического воздействия на детей:
1. Приучение : детям дается определенный образец поведения, например за
столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует
не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или
иного правила.
2. Упражнение : многократно повторяется то или иное действие, например,
правильно взяв нож и вилку в руки, разрезать кусок мяса или колбасы.
Следует добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого
использования столовых приборов.
З. Воспитывающие ситуации : создают условия, в которых ребенок
оказывается перед выбором, например, пользоваться вилкой и ножом или
одной вилкой.
4. Поощрение : проводится различными способами, активизирует
дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.
5. Наказание : применяется крайне редко; наказание, приводящее к боли и
физическому страданию, не используют; осуждение воспитателем и другими
детьми негативного поступка направлено на возникновение желания
поступать хорошо.
7
6. Пример для подражания : является своеобразным наглядным образом и
необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый
взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.
7. Разнообразие словесных методов : помогает более осознанному изучению
поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной
морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает
эмоциональное восприятие поведенческих правил.
8. Разъяснение : необходимо не только показать рассказ, но и разъяснять, как
и почему следует поступить в той или иной ситуации.
9 . Беседа: помогает выяснять уровень знания детьми норм и правил
поведения. Ее разумнее проводить небольшой группой в 5-8 человек, в
которой каждый ребенок может высказать свое мнение. Знание возможностей
детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек поможет
воспитателю правильно ее построить.
В соответствии с поставленными задачами я отобрала содержание и методы
по формированию навыков общения и развитию культуры поведения, а я
также и систематизировала выбранный материал по возрастам.
Таблица 1
Задачи
Занятия
Игровая
деятельность
Самостоятельная
деятельность
Развивать и
воспитывать
осознанные
взаимно-
доброжелательные
отношения со
сверстниками.
Развивать умение
обращаться к
взрослому по
имени и отчеству,
соединить прямое
обращение с
выражением
радости.
Занятия: «В
мире вежливых
слов»,
«Знакомство»,
«Культурная
среда».
Чтение
произведения
В.Осеевой
«Волшебное
слово».
Беседа «Зачем
нужен друг».
Упражнения с
использованием
вежливых слов
и выражений и
т.д.
Д/и «Вежливый
котик», «Хорошо
и плохо»,
«Принеси мне
воды».
С/р. игра
«Магазин».
Игра –
путешествие с
использованием
проблемной
ситуации;
Игра «Веселые
переглядки»;
Игра-тренинг
«Мои
ощущения».
«Коробочка
добрых дел».
Рассматривание и
обсуждение
сюжетных
картинок на тему
«О хороших
людях».
Инсценировка
сказки «Колобок»;
Просмотр
мультфильма
«Белоснежка и
семь гномов»;
Вечер загадок,
скороговорок,
пословиц о
дружбе,
товариществе.
Знакомить с
традиционными
приветствиями,
Занятия:
«Утреннее
приветствие»,
Д/и «Дразнить,
обижать»;
Д/познавательная
«Индивидуальная
выставка рисунков
каждого ребенка»;
8
сформировать
навыки вежливого
разговора
развивать умение
избавляться от
дурных привычек и
способствовать
формированию
полезных
привычек,
развивать добрые,
теплые отношения
между детьми.
«Вежливый
разговор по
телефону»,
«Долг платежом
красен».
Чтение
пословиц и
поговорок о
дружбе,
товариществе.
Чтение
стихотворения
А.Барто
«Медвежонок –
невежа» и т.д.
игра «Что такое
хорошо и что
такое плохо»;
С/ролевая игра
«Стол звонков»;
Игровые
ситуации.
Игра «Дочки–
матери»;
Создание альбома
«Вот мы какие!»;
Настольно-
дидактическая
игра «Азбука
настроений»;
Отгадывание
загадок.
Формировать
навыки культуры
поведения в
повседневной
жизни. Научить
высказывать свое
мнение о
выполнении
правил культуры
поведения.
Находить
определения для
оценки поведения
реальных людей.
Научить
относиться к
окружающим с
заботой и
терпением.
Занятия:
«Культурный
человек»;
Решение
кроссвордов;
Чтение
стихотворения
Е.Карганова «В
автобусе»;
Викторина
«Правила
культуры
поведения» и
т.д.
С/р. игра «Гостям
всегда рады»;
Игра «Клубочек»;
Театрализованная
деятельность:
«Сказка о глупом
мышонке»;
Д/и «Наши
добрые слова»;
Игровые
ситуации;
Игра «Вежливый
ручеек» и т.д.
Рассматривание
иллюстрации к
произведениям
С.Я.Маршака;
Слушание песни
из мультфильма
«День рождения
Леопольда»;
Рассматривание
книги Д.Хармса
«Поведение в
общественном
транспорте» и т.д.
Научить видеть
связь между
своими поступками
и поступками
взрослых.
Познакомить с
правилами
взаимоотношения
людей друг с
Занятие: «Мы и
взрослые»;
Занятие: «В
гостях у Маши»;
«Правила
этики»;
Чтение
художественной
Коллективные
игры с куклами;
Н/д игра «Любить
прекрасное»;
Игровые
ситуации:
– Звонок в
справочное бюро;
Д/и «Принеси мне
Игра «Ладушки»;
Игра «Едем в
гости»;
Игра «Выбери
меня»;
Просматривание
иллюстраций к
произведению
К.Чуковский
9
другом.
Сформировать
осознанное
понимание
значимости
родственных
отношений.
Научить детей
адекватным
формам поведения.
литературы;
Беседа «О
товариществе»;
Беседа «О
дружбе»;
Занятие «Братья
и сестры».
воды»;
Д/и «Цветок
доброты»;
Игра-занятие
«Книжный
доктор».
«Мойдодыр»;
Изготовление
индивидуальных
альбомов «Что
любит ребенок»;
Нарисовать
портрет доброго,
вежливого
человека.
Формировать у
ребенка
уверенность в том,
что взрослые
любят его, как и
всех остальных
детей. Закреплять
навыки бережного
отношения к
вещам. Развивать
умение избавляться
от дурных
привычек и
способствовать
формированию
полезных. Научить
сдерживать
негативные
побуждения,
избегать
конфликтов,
находить слова для
оценки поведения
Занятие:
«Гостям всегда
рады»;
Чтение русских
народных
сказок;
Беседа: «Братья
и сестры»;
Составление
рассказов о
правилах
поведения.
Чтение детям
книги Н.Носова
«Приключения
Незнайки и его
друзей»;
Занятие: «Долг
платежом
красен».
Н/и «Домино –
Как правильно»;
Театр
открывается:
кукольный
спектакль по
мотивам сказки
«Заюшкина
избушка»;
С/р игра «Напоим
Катю чаем»;
С/р игра
«Детский сад»;
П/игра
«Вежливый
ручеек»;
Н/печатная игра
«Оцени
поступок»;
Игра «Я поступил
хорошо,
когда….».
Самостоятельное
рассматривание
детьми книг с
рисунками
Е.Чарушина;
Создание
проблемной
ситуации во время
режимных
моментов;
«Расскажи стихи
руками»
(М.Маяковского
«Что такое
хорошо, что такое
плохо»);
Вечер загадок,
скороговорок,
пословиц о
дружбе.
Научить
относиться к
окружающим с
заботой и
терпением.
Формировать
навыки культуры
поведения в
общественном
транспорте.
Занятие:
«Дразнить,
обижать»;
«Вместе с
друзьями»;
Беседа о
культуре
поведения;
Занятие: «Я –
пассажир»;
Создание
проблемной
ситуации.
С/р игра «Дочки-
матери»;
Игровая
ситуация:
«Звонок на работу
маме»;
Драматизация
Открытки
разрезанные
пополам «Лучшее
знакомство»;
Просмотр книг с
произведениями
А.Барто,
В.Осеевой;
Слушание песни
В.Шаляпина
10
Сформировать
навыки вежливого
разговора .
Чтение сказки
Носова «Живая
шляпа» и
обсуждение
прочитанного.
сказки «Два
жадных
медвежонка»;
Беседа по
телефону.
«Улыбка»;
Беседа по
телефону;
Просмотр
мультфильма
«Котенок Гав».
Активное умственное развитие старшего дошкольника способствует
формированию более высокой по сравнению со средним дошкольным
возрастом степени осознанности поведения. Дети 6 -7 лет начинают
понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается
способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение становится
более целенаправленным и сознательным. Создаются возможности для
формирования у детей ответственности за свое поведение, элементов
самоконтроля, организованности. В дошкольном возрасте дети накапливают
первый опыт нравственного поведения, у них формируются первые навыки
организационного и дисциплинированного поведения, навыки
положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки
самостоятельности, умение занять себя интересной и полезной
деятельностью, поддерживать порядок и чистоту окружающей обстановки.
Существует множество определений понятия «культура поведения». Так,
например, в педагогическом словаре: Культура поведения - соблюдение
основных требований и правил человеческого общежития, умение находить
правильный тон в общении с окружающими. Культура поведения -
совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту,
общении другими людьми), в котором находят внешнее выражение
моральные эстетические нормы этого поведения. Культура поведения
включает: манеры общения, этикет, высшая степень отточенности,
отшлифованности действия и поступков человека, совершенство его
деятельности в различных сферах жизни
В содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить
следующие компоненты:
культура деятельности,
культура общения,
культурно-гигиенические навыки и привычки.
Сущность составляющих элементов культуры поведения рассмотрим в
Таблице 1 – Компоненты культуры поведения, что позволит более конкретно
проследить задачи воспитания и их постепенное усложнение.
Таблица 1 – Компоненты культуры поведения
Культура
деятельности
Культура общения
Культурно-
гигиенические навыки
11
проявляется в
поведении ребенка на
занятиях, в играх, во
время выполнения
трудовых поручений.
Формировать у ребенка
культуру деятельности –
значит воспитывать у
него умение содержать в
порядке место, где он
трудится, занимается,
играет; привычку
доводить до конца
начатое дело, бережно
относиться к книгам,
вещам игрушкам.
Важный показатель
культуры деятельности
– естественная тяга к
интересным,
содержательным
занятиям, умение
дорожить временем. В
старшем дошкольном
возрасте ребенок учится
регулировать свою
деятельность и отдых.
Это будет хорошей
основой для
формирования у него
навыков эффективной
организации труда.
предусматривает
выполнение ребенком
норм и правил общения
с взрослыми и
сверстниками,
основанных на
уважении и
доброжелательности, с
использованием
соответствующего
словарного запаса и
форм обращения, а
также вежливое
поведение в
общественных местах, в
быту; предполагает:
- умение не только
действовать нужным
образом, но и
воздерживаться от
неуместных в данной
обстановке действий,
слов, жестикуляции
- культуру речи, т.е.
наличие достаточного
запаса слов, умение
говорить лаконично,
сохраняя спокойный
тон.
важная составная часть
культуры поведения.
Необходимость
опрятности, содержание
в чистоте лица, тела,
прически, одежды,
обуви, школьных
принадлежностей
продиктована не только
требованиями гигиены,
но и нормами
человеческих
отношений. Дети
должны понимать, что в
соблюдении этих правил
проявляется уважение к
окружающим, о том, что
неряшливый человек, не
умеющий следить за
собой, своей
внешностью,
поступками, как
правило, небрежен в
работе.
Культуру еды часто
относят к
гигиеническим
навыкам, но она имеет
этический аспект – ведь
поведение за столом
основывается на
уважении к сидящим
рядом, а также к тем,
кто приготовил пищу
Свою работу по воспитанию дружеских взаимоотношений строю по
нескольким направлениям:
1.воспитание гуманных чувств и представлений о доброте, отзывчивости,
чуткости, справедливости; о добре и зле, честности; смелости и трусости,
скромности и зазнайстве, о необходимости содействия другому.
2. формирование опыта дружеских взаимоотношений:
12
а) укрепление и развитие избирательной дружбы между детьми, которая
складывается не ущерб другим детям,
б) формирование товарищеских взаимоотношений между всеми детьми
группы при максимальном внимании к личности каждого ребёнка, учёту его
интересов, желаний
в) поощрение и организация содержательного общения детей, их игр, другой
деятельности при особом внимании к воспитанию у них справедливости во
взаимоотношениях, стремлении считаться с другом, товарищем.
3. воспитание доступной возрасту самостоятельности в суждениях,
поступках, отношениях, активности и инициативы, волевых черт, имеющих
гуманную направленность.
В соответствии с этими направлениями я разработала систему мероприятий,
направленных на формирование дружеских взаимоотношений.
Вместе с детьми мы разработали правила, которые важны для
развития дружеских взаимоотношений.
1.правила взаимоотношений во время игры;
2.правила взаимоотношений при общении в быту, труде, на занятиях;
3.правила, выражающие требования к сверстнику, пожелания в его адрес.
Продуманное устройство «внешней жизни создает возможность спокойной,
организованной детской деятельности, дружеских взаимоотношений.
Для воспитания доброжелательности к сверстникам использую
такую форму как специально организованные занятия. Мною разработан
цикл занятий, цель которых, состоит в том, чтобы конкретизировать,
систематизировать, обобщить представления детей о дружбе, обратить
внимание на её существенные признаки.(см.приложение № 1 )
Цель бесед на занятии: воспитывать не только желание, но и
потребность проявлять доброту и предупредительность к окружающим;
формировать чувство товарищества, причастности к общим делам,
привязанности к сверстникам; помочь детям увидеть, какие интересные
сверстники их окружают.
Использую беседы с неоконченным ответом: «Что бы ты сделал, как
поступил, если бы…»; рассматриваем картинки, обсуждаем их содержание.
Содержание картинок разное, где дети вместе играют, рисуют и, наоборот,
ссорятся, равнодушны друг к другу (Если бы ты гулял на участке детского
сада вместе с другими детьми и вдруг кто-нибудь из ребят упал и сильно
ушиб ногу. Что бы ты сделал?)
( Вопросы: С кем из этих детей ты хотел бы дружить? Почему? Чем тебе
нравится (или не нравится) этот мальчик? Что бы ты посоветовал ему
(ей)? Что бы хотел (а) сказать?)». Включаю для обсуждения детей русские
народные пословицы и поговорки о дружбе, взаимовыручке, которые
заучиваем и дети используют их в повседневной жизни . (см. приложение №
2)
На занятиях создаю специальные ситуации, в которых ребенок должен
самостоятельно совершить моральный выбор, и тех, в которых дети
13
оказывают сверстнику помощь и поддержку. Они являются эффективным
приемом формирования дружеских взаимоотношений в детском коллективе.
Широко использую игровые методики.
1. «Два козлика». Устраиваю мостик через «речку»(доска длиной 1,5 – 2м,
шириной 15 – 20 см, на высоте 30см. Даю задание детям: двое должны
пройти с одного берега на другой, потому что каждого ждет мама – коза.
Козлики стоят на разных концах мостика. Предупреждаю, что идти надо
осторожно, чтобы не упасть в реку.
На середине доски дети встречаются. Возникает ситуация выбора: как
поступить, чтобы выполнить задачу.
Наблюдаю за детьми, отмечаю поиски способов действия.
Не тороплюсь давать готовые рецепты – дети должны самостоятельно найти
гуманный способ действия. В заключение – коротко разговариваем с каждой
парой.
Мир литературы дает нам вдохновение, вызывает подъем, открывает
красоту в людях, в их поступках. Большую роль отвожу чтению
произведений морально-этического содержания. К.Д.Ушинский: «Сила не
право», «Вместе тесно, а врозь скучно», Е.Пермяк «Самое страшное»,
Н.Носов «Карасик», С.Михалков «Как друзья познаются» и др.
(приложение №3).
Нравственная атмосфера, созданная вокруг литературного героя, проникает
в сердце, сознание детей и тот моральный выбор, который сделал герой,
становится выбором самого ребенка, вызывая активный отклик, моральные
нормы усваиваются. Важно, чтобы дети не останавливались на
сопереживании героям, а переключали сопереживание, сочувствие в
содействие. Оказывая помощь товарищам, разделяя их радости и огорчения,
дети проявляют заботу о них, т.е. чувства, которые они испытывают к
литературным образам, переносят в свой, реальный мир взаимоотношений.
Коллективное восприятие художественных произведений «заряжает» тех
дошкольников, которые отличаются бедностью эмоциональных проявлений.
Постепенно эти дети становятся все более раскованными в выражении
отношения к происходящему, их чувственный мир обогащается и
усложняется. Проводя работу с детьми в таком направлении через некоторое
время наблюдала, что они начинают проявлять внимание к товарищам, у них
появляется стремление следовать правилам доброжелательных
взаимоотношений. Для овладения правилами взаимоотношений провожу
игры – драматизации художественных произведений. Во время
проговаривания ребенком своей роли обращаю внимание на нравственное
содержание рассказа, сказки. Слежу, чтобы дети учитывали интересы и
желания сверстников при распределении ролей, вовлекали в свою
деятельность робких детей.
Из наблюдений за детьми можно сказать, что доброжелательные
отношения к сверстникам проявляется тогда, когда сформирована
направленность на другого ребенка, развита способность понимать его
14
эмоциональное состояние. Не секрет, что особенностью дошкольного
возраста является неумение ребенка определить состояние сверстника, что
затрудняет развитие эмоциональных отношений. В формировании
направленности на другого важное значение имеет формирование у ребенка
способности видеть, различать, понимать и разделять эмоциональное
состояние сверстника.
Для того, чтобы дети наиболее четко определяли состояние
сверстника, понимали его я применяю словесное описание испытываемого
ребенком состояния. Этот прием использую в естественных ситуациях,
которые возникают в повседневной жизни детского сада. Описание состояния
одного из детей помогает другим дошкольникам распознавать подобные
состояния, воспитывает отзывчивость, предупредительность. Постоянное
описание эмоционального состояния детей на опыте показывает, что у
ребенка проявляется интерес к тому, что происходит со сверстником.
Внимание, приветливость, помощь друг другу, понимание того, что они
испытывают, когда нуждаются в добром отношении к себе, развивает
отзывчивость детей между собой.
В ходе работы часто можно наблюдать, что дошкольники, испытавшие
чувство удовлетворения от положительного отношения сверстников, с охотой
вступают в общение, разговаривают с другими детьми, затевают игры,
играют дружно, оказывают помощь.
Проводимая мною работа показывает, что в ходе систематической,
целенаправленной работы, с помощью специально подобранного комплекса
мероприятий у детей формируются правильные представления о дружеских
взаимоотношениях, которые применяются на практике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антонова Т. В. Особенности социального поведения детей в игре // Руководство играми
в дошкольных учреждениях / Под ред. М. А. Васильевой. - М.: Педагогика, 2006. - 250 с.
2. Богуславская Н. Е. Веселый этикет: развитие коммуникативных способностей ребенка. -
Екатеринбург: АРГО 2007. - 191 с.
3. Дворкина, Н.И. Половозрастные особенности динамики физической подготовленности
и психических процессов детей 3-6 лет // Теоретико-методологические основы
физического образования / Под общ. ред. доц. В.А.Вострикова. - Оренбург: Изд-во ОГПУ,
2004. - 480 с.
4. Детские подвижные игры / Сост. В. Гришков. - Новосибирск: Кн. изд-во, 2002. - 96 с.
15
5. Друшанова А. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы: О
коммуникативном развитии дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 6,7,8,11.
- 1999. - №2.
6. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей // Дошкольное воспитание.
- 2005. - №10. С.26-35.
7. Игра дошкольника / Сост. Е. В. Зворыгина. - М.: Просвещение 1999. - 286 с.
16