Автор: Нагоева Татьяна Владимировна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад им. Кирова" Населённый пункт: пгт Октябрьский, Пермского края Наименование материала: Методическая разработка Тема: Игры на кухне Раздел: дошкольное образование
МАСТЕР-КЛАСС «Игры на кухне»
Детство – тот критический и значимый период, в котором можно развить высокие
способности. Вопрос в том, как заниматься с малышом, когда игра – единственное, что
может завладеть его вниманием . Ответ кроется в самой постановке вопроса.
Развивающие игры могут легко заменить обычные и быть не менее интересными.
Играя, ребенок развивает творческие способности, дабы решить каскад стоящих перед ним
задач: задачи – шутки, загадки, головоломки, лабиринты, игры на пространственное
преобразование и др.
Они не только вызывают интерес своим содержанием, но и побуждают детей рассуждать,
мыслить, находить правильный ответ. Игры и упражнения являются ценным средством
воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы (внимание,
мышление, воображение), вызывают интерес к познанию, развивают способность к
исследовательскому и творческому поиску, стимулируют активность, позволяют проявлять
нравственно – волевые качества, доводить начатое дело до конца.
Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной
обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В
игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка
Формы сотрудничества
Существуют разнообразные нетрадиционные формы сотрудничества логопеда с родителями
по речевому развитию детей:
- совместные нетрадиционные занятия с родителями и детьми;
пальчиковые игровые тренинги с использованием мимики; практикумы.
Дни открытых дверей;
анкетирование;
родительские собрания с показом фрагментов тренингов;
выставки «Как умелые ручки язычку помогли»;
праздники и развлечения; и многие другие формы.
Совместные развивающие игры
Развивающие игры, которые можно организовать прямо на кухне. Эти игры можете
изменять игры с учетом возраста и способностей вашего ребенка. Все они подобраны для того,
чтобы развивать у ребенка память , фантазию, мышление , ловкость , координацию движений,
тренировать мелкую моторику рук .
Игры на развитие мелкой моторики рук
Исследованиями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень
развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких
движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с
возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.
Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором,
стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных
движений, подготовки кисти руки к письму и, что не важно, мощным средством,
стимулирующим развитие мышления ребенка.
1
Покатаю я в руках бусинки, горошки.
Станьте ловкими скорей, пальчики, ладошки.
Дорожка
Я взяла горошка
Выложить дорожку,
Чтобы бегали по ней
Зайчик или кошка.
«Золушка »- способствует развитию усидчивости , формирует « пинцетный» захват
(большим и указательным пальцами) ребенок учится концентрировать свое внимание,
развиваются глазодвигательные функции.
Предложите ребенку перебрать рис, гречку или даже пшено – тем самым малыш
окажет вам посильную помощь, а заодно потренирует свои пальчики. Еще можно:
сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным
пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом
делать вращательные движения. Все это оказывает прекрасное тонизирующее и
оздоравливающее действие и главное: развивает мелкую моторику. А развитие пальцев
тесно связано с развитием речи ребёнка.
Насыпьте в миску макароны разного сорта( ракушки , спиральки, трубочки и т.д.) рядом
поставьте несколько маленьких мисочек и предложите ребенку их рассортировать ,
объясните, что в каждую мисочку нужно складывать макароны определенной формы.
Предложите посчитать макароны разного сорта .
Можно предложить ребенку нанизать макароны –трубочки на шнурок, получатся
оригинальные бусы.
«Рисуем». Скажите ребенку, что сейчас он будет художником. Материалом для холста
может послужить манка. Манка отличный материал для рисования. Возьмите не большой
противень или поднос, засыпьте дно не очень толстым слоем манки. Рисовать можно
пальчиком, палочкой или трубочкой от коктейля. Вы можете рисовать геометрические
фигуры, солнышко, тучки, смешные рожицы, в общем, все, что подскажет фантазия
ребенка. Что бы малышу быстро не наскучила игра, придумайте сказочный сюжет к каждой
картине. Например, нарисуйте два квадрата – это будет два домика. Посадите в них каких
либо животных. Кормите их, ходите к друг другу в гости. Потом налетел ветер и перемешал
все, домики исчезли. Предложите нарисовать домики другим животным…. Для ребенка
постарше можно усложнять задания. Рисуйте вместе буквы, цифры, выкладывайте слоги.
Во время этой игры у ребенка развивается мелкая моторика, воображение и фантазия.
Мы рисуем вместе с мамой
Обведите предметы карандашом. На что они похожи. Дорисуй предметы и раскрась.
«Картины солью»
Нарисуйте вместе с малышом на листе картоназимний пейзаж. Нанесите кисточкой на
ветки деревьев, крыши домов, толстым слоем клей ПВА и сверху посыпьте поваренной
солью крупного помола. Когда клей высохнет, остатки соли стряхните,. Получится очень
красивая картина.
«Ассоциации».
Наложите слой пластилина по всей поверхности любой баночки из-под йогурта, сметаны,
пластикового стаканчика, железной крышки, как позволит ваша фантазия. Предложите
2
ребенку выложить красивый узор из различной крупы, яичной скорлупы, семечек. Макарон
У малыша могут получиться чудесные работы. Вы можете выкладывать буквы, цифры,
геометрические фигуры, дорожки длинные и короткие. Обязательно обговаривайте с
ребенком все, что вы делаете. Поиграйте в игру
Развиваем мелкую моторику рук.
«Волшебные макароны»- развивается «пинцетный»захват, фантазия , умение различать цвета,
форму.
Заранее покрасьте макароны разной формы в разные цвета. Нанесите на плотный картон слой
свежего теста или пластилин, предложите ребенку выложить разные картинки: зверюшек , дома ,
деревья, машины и т. д.
«Лепка из теста»- развивает фантазию, мелкую моторику рук.
Если вы замесили тесто, то и для вашего ребенка сделайте соленое тесто для лепки (1 стакан
муки, ½ стакана воды, 2 ст. ложки подсолнечного масла , ½ стакана соли, размешивая муку и соль,
добавьте масло, а затем теплую воду. Хранить в контейнере с крышкой, в холодильнике) Пусть
ребенок вылепит из этого теста игрушки, зверюшек, еду для кукол и т.д. Даже просто помнет в
своих руках.
« Крышки –фишки»
Не выбрасывайте крышки от бутылок- в них можно поиграть. Напишите цифры под каждой
крышкой . Бросайте фишки , если крышка приземлится цифрой вверх, игрок получает балл,
обозначенный на ней. если вниз- ноль баллов . Победит тот у кого больше баллов.
Дайте детям спички, или кто сказал, что спички детям – не игрушка?
Пока мама готовит обед для семьи, дайте малышу спички. Не бойтесь, под вашим
присмотром и с вашей помощью малыш будет учиться считать, освоит геометрические
фигуры, разовьёт подвижность пальцев рук, станет внимательнее. Ведь из спичек можно
выкладывать различные геометрические фигуры. узоры, буквы, предметы. А дополнить
можно вырезанными из бумаги деталями.
ПРОЖОРЛИВАЯ ГУБКА.
У вас 2-3 ребенка. Выдаете каждому по губке и 2емкости с водой и без. Чья губка быстрее
опустошит свою емкость. А если выдать губки разного размера и фактуры, можно провести
эксперимент. Какая из губок быстрее наберет в себя больше воды. Проблем с вытиранием
пролитого чая у вас теперь точно не будет.
Радужный город
Построить из губок дома.
Рисуем губкой.
Зубочистки на кухне
Яблоко от ежика
Какое яблоко отправил нам ежик из леса ,любит загадывать загадки. Поэтому и яблочко не
простое а колючее. Каждую колючку можно вытащить, только сначала нужно назвать овощ или
фрукт.
3
«Я буду называть предметы . Ты будешь втыкать зубочистку только тогда, когда в слове
услышишь звук «с» (называете любой звук). Если в слове звука нет, то зубочистку
использовать не надо. Начинаем…»
Шашлык
Накалываешь (нанизываешь) на зубочистку какие-нибудь овощи или фрукты.
Скульптуры
Сделать из зубочисток и кукурузных палочек скульптуры
На кухне играй, звуки подбирай!
Кто дольше?
В этой игре очень простые правила. Например, кто дольше протянет звук «а», «у» или
любой другой гласный. Тянуть можно и некоторые согласные. Все дети любят играть в эту
игру вместе с родителями. Осталось только набрать воздуха.
«Зайчик»
Выделение звука из ряда гласных: а, и, у, ю, я, э.
«Будешь прыгать как лягушка, если услышишь «а», на другие звуки опускаешь низко руки».
По аналогии проводиться игра на другие гласные звуки. Позже можно проводить игру на
согласные звуки.
Повторяй за мной.
Формирует навыки правильного произношения, развивает артикуляционный аппарат.
Читайте ребёнку короткие рифмовки и просите повторять за вами последний слог.
Прибежала детвора—ра-ра-ра, ра-ра-ра.
Ногу выше, шаг смелей—лей-лей-лей, лей-лей-лей.
Мы увидим листопад—пад-пад-пад,пад-пад-пад.
Милый зайчик не скучай—чай-чай-чай, чай-чай-чай.
«Кухоннные звуки»
Покупки.
Покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии, которых
есть звук «Р». Сели ребёнок затрудняется ответить, предложите наводящие вопросы:
Кар-р-р-тофель или капусту?
Ар-р-р-буз или дыню?
Пер-р-р-сики или бананы?
Лук или огур-р-р-цы?
Помидор-р-ры или баклажаны?
Необычный ужин.
Вместе с ребёнком попробуйте приготовить необычный ужин. В названии блюд
должен быть звук «С». Что можно приготовить? Салат, сырники, морс, суп. Не путайте
твёрдые и мягкие согласные звуки! И если ребёнок скажет «селёдка», то похвалите его, но
интонацией дайте почувствовать разницу между звучанием твёрдого и мягкого звука. По
этому же принципу придумайте меню с названием блюд, где встречаются другие звуки.
Игры на обогащение словаря ребенка
На кухне можно проводить игры на обогащение словаря ребенка
4
«Слова»
Игры в слова- и весело, и полезно. А главное можно не отвлекаться от готовки. Ребенок
пусть называет предметы кухонные принадлежности, посуду, кухонную мебель и т.д.
Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Холодильника? Кухонного шкафа?
Плиты? и пр.
Угощаю»
Давай назовем вкусные слова , сладкие и т.д.- победит тот, кто вспомнит больше слов.
Давай вспомним слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное» слово и кладет
вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в
«сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.
«Доскажи словечко»
Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: ворона каркает, а воробей …
(чирикает). Сова летает, а заяц…(бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади …(жеребенок) и
т.д.
«Волшебные очки»
«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становиться красным
(синим, зеленым, прозрачным и т.д.).Посмотри вокруг, какого цвета все стало скажи?» (красный
стол, красный нос, красная собака и пр.)
ГОСТЬ НА КУХНЕ
Проводи мишку
Способствует развитию речи, умения ориентироваться в пространстве.
Возьмите в руки мягкую игрушку мишку и голосом игрушки скажите ребёнку, что очень
хотите познакомиться с домом, в котором живёт ваша семья. Попросите ребёнка проводить
мишку и показать ему всё самое интересное. Пойдите на кухню, пусть ребёнок проводит
мишку туда. На кухне голосом игрушки спрашивайте, как называются те или иные
предметы, указывая на них (например, холодильник, плита, стол и т. д.) Интересуйтесь, для
чего они нужны.
Обобщающие слова
Что лишнее?
Положите в вазу три фрукта и один овощ (если ребенок хорошо справляется, количество
фруктов можно увеличить) и предложите малышу подумать, что здесь лишнее. Например,
яблоко, грушу, сливу, картошку.
Обобщающие слова.
Если ребенок испытывает затруднения, напомните ему: фрукты растут на деревьях, а овощи
– на грядке. Фрукты едят сырыми, овощи используют для приготовления пищи. Когда он
догадается, набор фруктов и овощей можно изменить.
Яблоко или тарелка?
Способствует развитию речи, внимания.
Задавайте малышу вопросы, предупредите его, что вы можете ошибаться.
Яблоко и груша—это овощи?
Ложка и тарелка—это посуда?
Ромашка и одуванчик—это деревья?
5
Эти веселые ненавязчивые развивающие игры на кухне помогают ребенку расширить словарный
запас, отработать грамотное произношение слов , развить фонематический слух.
« Приготовим сок»- развитие грамматического строя речи.
Например: из яблок сок… ( яблочный)
из моркови сок… ( морковный ) и т.д.
можно и наоборот : яблочный сок …( из яблок) и т.д.
« Маленький повар»
Учите ребенка образовывать прилагательные от названия круп например:
суп из фасоли- фасолевый
каша из риса – рисовая и т. д.
« Перепутаница »- упражнение на слоговую структуру слов.
Жили –были слова . Однажды они веселились, танцевали и спутались .помоги словам
распутаться .напиример: босака ( собака), ловосы (волосы), лекосо(колесо) и т.д.
ЗАГАДАЛКИ
Способствует развитию речи, воображения.
Выберите ведущего. Он загадывает предмет и, не называя самого объекта, описывает его
свойства, рассказывает, как он используется. Остальные игроки должны отгадать
задуманный предмет. Например, высокий, стеклянный, из него можно пить сок или воду.
(стакан).
Потом поменяйтесь ролями.
Большеслов.
Способствует развитию речи, учит образовывать длинные слова.
Попробуйте с ребенком одним словом назвать какой-нибудь признак или свойство предмета.
Например, у зайчика длинные уши, значит, он—длинноухий, у папы глаза серые,
значит, он—сероглазый.
Игры, которые способствует развитию речи, пополнению словарного запаса.
У меня зазвонил телефон.
Поиграйте с малышом в «Разговор по телефону». В качестве телефона можно
использовать любые предметы: кубики, палочки, детали от конструктора. По
очереди изображайте звонок телефона. Поговорите с ребёнком от своего
имени, задавая простые
вопросы.
Меняйтесь ролями. Разговаривайте от имени животных, игрушек.
«Я заметил»
По дороге из детского сада (в детский сад).
Давай проверим кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы
проходили, а еще обязательно укажем какие они.
Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая. Ребенок и взрослый могут
называть увиденные объекты по очереди.
СКАЗКа на кухне
Придумаем сказку
Давай придумаем сказку про предмет …. На кухне(старую кастрюлю, картофелину
6
РИТМ
1.
Отстукать определенный ритм ложками. Повтори за взрослыми
2.
Сыграй на барабане разными палочка (барабан - пластиковый контейнер, кастрюля;
палочки- карандаш, палочки. ладошки).
3.
Сыграй ритм по стаканам , наполненные водой разного уровня.
Эффективность применения нетрадиционных методов и форм коррекционной
работы и вовлечение в них родителей во многом зависит от их сочетания с
традиционными средствами коррекции. В процессе такого сочетания ребёнок
постепенно овладевает необходимыми речевыми навыками и умениями.
Участвуя в коррекционно – образовательном процессе, нетрадиционных
формах работы, родители постепенно становятся активными участниками,
ответственно относятся и к выполнению домашних заданий и к другим
нетрадиционным формам взаимодействия и сотрудничества учителя –
логопеда и педагогов ДОУ. Только тесный контакт в работе логопеда и
родителей способствует раннему устранению речевых нарушений в
дошкольном возрасте, а следовательно и дальнейшему полноценному
школьному обучению.
7