УРОК В РАМКАХ СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ
Автор: Беляева Оксана Валерьевна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ "Ушаковская СОШ" Курского района Курской области Населённый пункт: п. Камыши, Курская область Наименование материала: статья Тема: УРОК В РАМКАХ СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ Раздел: полное образование
УРОК В РАМКАХ СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО
ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ
Учитель географии
МБОУ "Ушаковская СОШ"
Курского района Курской области
Беляева О. В.
2016г.
В Российскую школу пришел новый образовательный стандарт,
который предъявляет новые требования к деятельности учителя. В основе
ФГОС нового поколения лежит системно-деятельностный подход. Для того
чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков,
необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их
познавательную деятельность.
Как сделать урок географии занимательным и увлекательным, чтобы
обучающимся была интересна не только географическая информация, но и
сам процесс её получения?
Перед каждым творчески работающим учителем непременно возникает
множество проблем, над разрешением которых он трудится всю свою
педагогическую жизнь:
- как научить ученика учиться;
- как обеспечить успешность каждого учащегося в обучении;
- как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной
деятельности;
- каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а
прежде всего приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий
социального опыта;
- как содействовать выравниванию знаний и умений учащихся и др.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе
становится использование в обучении приемов и методов, которые
формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать
необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и
умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках каждого
учебного предмета и географии в частности призывают решать проблемы,
связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и
саморазвития.
Я думаю, что вы со мной согласитесь, в том что, собственно качество
организации учебной деятельности на уроках географии и является в
настоящее время основным критерием в оценке успешности проведенного
урока, а системно-деятельностный подход является методологической
основой для современного урока географии. Качество географических
знаний учащихся выступает в роли оценочного критерия работы учителя в
целом.
Различные формы самостоятельного использования системы заданий и
упражнений по географии дают возможность учащимся применить свои
теоретические знания на практике, в процессе непосредственной учебной
деятельности и формировать необходимые им географические умения.
Реализация системно-деятельностного подхода в процессе
преподавания географии позволяет добиться высокого качества
географического образования и подготовить учащихся к использованию
своих географических знаний в реальной жизни и
практической деятельности.
Таким образом, использование системно-деятельностного подхода на
уроках географии создаёт необходимые условия для развития умений
обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал,
ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для
решения практических задач.
Важное значение для реализации деятельностной парадигмы
географического образования имеет технология проблемного обучения . Это
обучение, при котором знания не сообщаются в готовом виде. Моделью
организации учебного процесса является обучение через открытие. При
изучении в 6 классе темы «Рельеф Земли. Горы и равнины» создаем
проблемную ситуацию:
«Возможно ли движение самолёта вокруг Земли на высоте 1000 м по
параллели 500 с.ш.? Для ответа на вопрос воспользуйтесь картой
полушарий. Ответ поясните».
У обучающихся появляется непонимание: как же так, почему невозможно
пролететь на самолёте по данной параллели на высоте 1 км. Обратившись к
карте, учащиеся выясняют, что на параллели 500 с.ш. протянулись горные
системы: Кордильеры, Алтай, Большой Хинган, высота которых превышает
1000м. В результате диалога в форме дискуссии учащиеся самостоятельно
формулируют проблему в форме вопроса: «Почему рельеф суши
разнообразный?»
При изучении темы «Географические координаты» предлагаем
ситуацию: «В средствах массовой информации объявили, что космический
корабль приземлился в месте с координатами 20° северной широты и 10°
восточной долготы. Сможете ли вы определить это место?»
-Что вы пока не знаете? Какой вопрос у вас возник? (что такое широта и
долгота) В течение урока предлагается ответить на данный вопрос, работая в
группах.
При изучении темы «Человек и литосфера» в 6 классе начинаем урок со слов
В.И. Вернадского «Человек становится могучей геологической силой».
Прошу учащихся высказать своё отношение к данному утверждению. В ходе
дискуссии учащиеся выдвигают проблему: «Действительно ли, что в
будущем сила воздействия человека на литосферу будет возрастать?
Почему?».
Технология проблемного обучения формирует регулятивные УУД: учит
обучающихся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную
проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии решения
проблемы, осознавать конечный результат.
Важное значение для реализации деятельностной парадигмы
географического образования имеет технология исследовательской
деятельности.
Приведу конкретный пример. При изучении темы «Многообразие
горных пород и минералов» в 6 классе организуем работу учащихся в
группах: «Магматические породы», «Осадочные породы»,
«Метаморфические породы». Учащиеся изучают коллекцию горных пород
исследуемой группы, совместно составляют их характеристику, заполняют
предложенную таблицу, отвечая на вопросы: «Каковы условия образования
горных пород?», «Из каких минералов состоят горные породы?», «Твёрдость
породы», «Имеются ли следы органического вещества?» и др. В ходе
исследования на уроке обучающиеся учатся анализировать, сравнивать и
обобщать факты, выявлять причины, производить поиск информации по
разным источникам (тексту учебника, коллекции горных пород,
тематическим картам), учатся строить логические рассуждения,
устанавливать причинно-следственные связи.
С целью систематизации полученных знаний и их закрепления,
учащиеся 6 класса выполнили групповой проект «Экскурсия в
минералогический музей», в ходе которого учились выдвигать гипотезу,
достигать цели через поставленные задачи. Большой интерес у учащихся
вызвали проектные работы «Океаническое дно», где учащимся было
предложено представить себя в роли соучастника экспедиции капитана Немо
и изучить океаническое дно, отобразив формы рельефа на контурной карте.
С целью систематизации знаний по теме «Ориентирование на
местности» учащимися 6 класса был выполнен проект «Использование
Яндекс-карт для ориентирования и составления маршрутов».
Созданием проектов занимаемся с 6 класса. Проекты нацелены на
использование теории в практике реальной жизни. Например, проект
«Функциональные зоны своего города (поселка)» даёт возможность
учащимся изучить экономическую структуру своего населённого пункта,
ситуацию на рынке недвижимости (территориальное распределение цен на
землю и жилье), выяснить, к какой модели относится размещение его
функциональных зон, есть ли в данном населённом пункте этнические
кварталы.
В этом учебном году большой интерес уобучающихся вызвали проектные
работы «Анализ изменения системы расселения нашей страны за последние
100 лет», «Поиск оптимального места жительства для вашей семьи,
переехавшей в другой город (с учетом ограниченной суммы денег, анализа
экологических карт, транспортной доступности места работы родителей,
банка данных риэлторской компании по предложениям на квартиры)»,
«Поиск оптимального места для размещения пиццерии в селе». Проектные
работы способствуют становлению творческой и инициативной личности,
воспитывают умение видеть проблемы и принимать решения.
Реализовывать системно-деятельностный подход помогает интерактивные
технологии. Интерактивные карты помогают изучить географическое
положение любого объекта мира.
Таким образом, системно-деятельностный подход позволяет сделать
интересным и значимым каждый урок, активизировать деятельность
обучающихся, повысить уровень овладения различными компетенциями и
добиться успешности каждого ученика в процессе изучения географии.