Автор: Гуднина Ольга Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Солнышко" села Казаки комбинированного вида Населённый пункт: Липецкая область Елецкий район Наименование материала: Методическая разработка Тема: Проект "Моя семья" Раздел: дошкольное образование
Вид проекта: познавательно-игровой.
Продолжительность проекта: недельный.
Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели, родители,
музыкальный руководитель.
Актуальность темы: в младшем дошкольном возрасте у детей начинают
формироваться элементарные представления о явлениях общественной
жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна
большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них
любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего,
к близким, к своей семье. А ведь это основа из основ нравственно –
патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Ребёнок
должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем
традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает
лучшие качества людей. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции.
С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, появилась
идея создать проект «Моя семья». Ознакомление детей с понятием «семья»
невозможна без поддержки самой семьи. Мы, взрослые, педагоги и родители,
должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь
и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Цель проекта: Формировать у детей первоначальные представления о семье.
Задачи проекта:
• Познакомить детей с понятиями «семья»;
• Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение
выражать свои чувства (радость, нежность);
• Воспитывать у детей любовь, уважение, доброжелательное отношение к
членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях;
• Способствовать активному вовлечению родителей в совместную
деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Предполагаемый результат: у детей сформируются более глубокие знания о
своей семье: о членах семьи, традициях; уважение и забота ко всем членам
семьи, понимание значимости семьи в жизни каждого человека.
Роль родителей в реализации проекта: совместно с детьми рисование на
тему «Моя дружная семья», помощь в оформлении фотовыставок «Для меня
всегда герой», «Вот так мама, золотая прямо!», «Бабушка любимая моя»,
изготовление герба семьи, участие в развлечении «В гости к детям».
Участие музыкального руководителя в реализации проекта: помощь в
проведении развлечения «В гости к детям».
Продукт проектной деятельности: выставка рисунков детей и родителей
«Моя дружная семья», конкурс «Лучший герб семьи».
Презентация: развлечение «В гости к детям».
План реализации проекта
Содержание
Образовательная деятельность:
Познавательное развитие: «Моя семья».
Речевое развитие: «Рассказы о своей семье».
Конструирование: «Дом для моей семьи».
Рисование: «Портрет семьи».
Аппликация: «Чем больше в мире доброты.
Тем счастливей я и ты».
Восприятие художественной литературы:
Чтение и заучивание стихотворений, пословиц, поговорок и загадок о
семье.
Сказки: р.н. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», р.н.«Гуси-
лебеди», «Сказка об умном мышонке» С. Маршак
Дидактические игры:
«Как тебя дома ласково называют?», «Узнай, кто на фотографии», «Кто
старше-младше», «Назови всех членов своей семьи».
Сюжетно-ролевые игры:
«Семья», «Больница», «Магазин».
Беседы:
«Моя дружная семья», «Как ты помогаешь дома», «Выходной день в
моей семье».
Драматизация сказки
«Волк и семеро козлят».
Пальчиковая гимнастика
«Моя семья».
Артикуляционная гимнастика
«Вкусное варенье», «Блинчики».
Консультация для родителей «Герб семьи-какой он?»
Конкурс «Лучший герб семьи»
Папка-передвижка «Мама-терапия»
Фотовыставки: «Для меня всегда герой», «Вот так мама, золотая
прямо!», «Бабушка любимая моя».
Выставка детских рисунков «Моя дружная семья».
Развлечение «В гости к детям».
Распространение опыта работы по теме «Моя семья» среди педагогов
ДОУ.
Литература
1.
Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: М.: ТЦ Сфера, 2004
2.
Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Развитие и воспитание детей младшего
дошкольного возраста» Воронеж ТЦ «Учитель», 2004
3.
Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду» М.:
ТЦ Сфера, 2005
4.
Павлова О.В. «Изобразительная деятельность и художественный труд»
Волгоград «Учитель», 2008
5.
Зацепина М.Б., Антонова Т.В. «Праздники и развлечения в детском саду»
Москва «Мозаика-Синтез», 2006
Обобщение
В ходе реализации проекта дети получили более глубокие знания о семье: её членах,
семейных традициях и праздниках, через различные игры, беседы, образовательную
деятельность. Поскольку мероприятия были организованы в интересной форме, дети
эмоционально откликались на происходящее, с удовольствием отражали свои
впечатления в рисунках, рассказах, во время бесед. Большую помощь в работе над
проектом оказали родители. Они вместе с детьми помогали в оформлении
фотовыставок, коллажей и даже придумали «Семейный герб». Рассматривание и
обсуждение этих прекрасных работ стало настоящими маленькими праздниками для
детей. Какой радостью и гордостью светились глаза детишек, когда они рассказы-
вали о своей семье!
Совместная подготовка к мероприятиям сблизила меня и родителей, родителей и
детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для
других общих дел в группе. У многих родителей открылись скрытые таланты, о
которых они не подозревали. Было много восторгов, многое удивило.
Завершением проекта стало весёлое развлечение «В гости к детям». Дети вместе с
мамами и папами участвовали в соревнованиях, читали стихотворения, пели песни,
танцевали.
За сравнительно короткое время реализации проекта уровень сформированности
положительного образа семьи у детей значительно повысился. В процессе работы
над проектом я, как и дети, более подробно изучила их семьи, познакомилась с
семейными традициями. Особенность моего проекта, на мой взгляд, в том, что
вместе с семьей мы не только познаем, осваиваем новое, но и трудимся и активно
отдыхаем. Работаем в одной команде “Воспитатели-дети-родители”, где родители
становятся активными участниками жизни детей в детском саду.
Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек -
таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда
вырастут, будут любить и оберегать своих близких.