Напоминание

"Навыки эффективного общения с родителями"


Автор: Ложечник Надежда Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ г.Мурманска №83
Населённый пункт: г.Мурманск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Навыки эффективного общения с родителями"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Тренинг с воспитателями

«Навыки эффективного общения с родителями»

Цель:
повышение коммуникативной компетентности педагогов, преодоление трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями, поиск резервов для более эффективного общения.
Задачи:

1.
осознание педагогами собственных достижений и проблем в общении с родителями;
2.
развитие способности педагога адекватно, безоценочно, с позиции партнера воспринимать родителей воспитанников;
3.
формирование умений моделировать стратегию общения с родителями с позиции диалога.
4.
содействие повышению уверенности в себе, снятию психологических барьеров общения с родителями, осуществление индивидуального подхода к родителям.
Оборудование:
ручки, листы формата А4.
Ход встречи.

1.

Приветствие.
Психолог приветствует собравшихся. Объясняет правила работы в группе, и объявляет тему сегодняшней встречи.
2.

«Подарок»
Воспитатели для того, чтобы настроиться на дальнейшую работу, должны поздороваться со своим соседом справа и преподнести ему подарок. Но сделать это он должен невербально, при помощи жестов.
3.

«Идеальный родитель»
Разбившись на группы по 2-3 человека, воспитатели должны составить портрет идеального родителя. Далее в процессе беседы поясняется, что такие родители есть, но их очень мало и поэтому необходимо уметь общаться с не совсем «удобными» родителями.


4.Мини-лекция «Правила построения эффективного общения».
Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые
15

секунд!
Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса. Самые универсальные – это: Улыбка, имя собеседника комплимент. - Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима
искренняя,

доброжелательная улыбка!


- Имя человека
– это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!». В общении наиболее применим
косвенный комплимент
: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка. Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником (приемы пассивного слушания):  Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.  Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!  Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).  Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.  Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).  Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!» Приемы активного слушания
Выяснение, уточнение:
— я не понял — повторите еще раз… — что вы имеете в виду? — не могли бы Вы объяснить?
Парафраз
, то есть повторение слов собеседника своими словами, чтобы удостовериться, что вы его правильно поняли:
Отражение чувств
: — мне кажется, Вы чувствуете… — понимаю, Вы сейчас разгневаны…
Резюмирование:
— и так, Вы считаете… — Ваши слова означают…
5.«Трудные» родители
Воспитатели по очереди высказываются кто по их мнению является трудным родителем. •Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, они стремится оправдать собственное невмешательство, родительское бессилие в воспитании своего ребенка: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы же воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей!». •Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу, просят о помощи: «Ребенок нас не слушает, мы не знааем что делать, помогите нам!». Далее поясняется что нужно делать при общении с такими родителями.
Первая фаза общения с такими родителями: необходимо сохранить эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет, т.е. не позволить себе зарядится отрицательными эмоциям этого родителя. Как показывает опыт, необходимо «продержаться» примерно 10-15 минут, пока родитель в форме монолога будет высказывать свои претензии или жаловаться на свою беспомощность. В случае с «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности. А в случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю...», «Успокойтесь». Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт «остывать», его эмоции начнут иссекать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с нами. Вторая фаза беседы с родителем - конструктивный диалог, обсуждение вариантов решения проблем. Чтобы избежать противостояния с родителями: •необходимо проявлять сдержанную доброжелательность и открытость; •подчеркнуть значимость родителей в воспитании собственного ребенка; •показать родителю свою положительную настроенность по отношению к его ребенку. Когда родитель увидит и почувствует, что педагог заботится о благополучии его ребенка, он перестанет прибегать к «психологической» защите и проявит готовность к сотрудничеству. •Не надо стремиться, во что бы то ни стало отстаивать свою позицию, навязывать своё мнение родителям (давление приводит к протесту). •Обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка и его родителей.
5.

«Обсуждение проблемы»
Каждый воспитатель вспоминает из своей практики встречу с рудным родителем. Выбирается доброволец и данная ситуация проигрывается. Психолог направляет беседу в нужное русло и показывает, как нужно решать трудные ситуации.
Рефлексия и обратная связь.
Цель:составить мнение о проведенном занятии Инструкция: « Я хочу узнать ваше мнение о сегодняшнем занятии и прошу каждого из вас продолжить такую фразу: На сегодняшнем занятии я приобрела… Сегодняшнее занятие для меня…


В раздел образования