Автор: Ложечник Надежда Сергеевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБДОУ г.Мурманска №83 Населённый пункт: г.Мурманск Наименование материала: методическая разработка Тема: "Навыки эффективного общения с родителями" Раздел: дошкольное образование
Цель: повышение коммуникативной компетентности педагогов, преодоление трудностей
педагогов в общении и взаимодействии с родителями, поиск резервов для более эффективного
общения.
Задачи:
1.
осознание
педагогами
собственных
достижений
и
проблем
в
общении
с
родителями;
2.
развитие
способности
педагога
адекватно,
безоценочно,
с
позиции
партнера
воспринимать родителей воспитанников;
3.
формирование умений моделировать стратегию общения с родителями с позиции
диалога.
4.
содействие повышению уверенности в себе, снятию психологических барьеров
общения с родителями, осуществление индивидуального подхода к родителям.
Оборудование: ручки, листы формата А4.
Ход встречи.
1.
Приветствие. Психолог приветствует собравшихся. Объясняет правила работы в группе,
и объявляет тему сегодняшней встречи.
2.
«Подарок»
Воспитатели для того, чтобы настроиться на дальнейшую работу, должны поздороваться
со
своим
соседом
справа
и
преподнести
ему
подарок.
Но
сделать
это
он
должен
невербально, при помощи жестов.
3.
«Идеальный родитель»
Разбившись
на
группы
по
2-3
человека,
воспитатели
должны
составить
портрет
идеального родителя. Далее в процессе беседы поясняется, что такие родители есть, но их
очень мало и поэтому необходимо уметь общаться с не совсем «удобными» родителями.
4.Мини-лекция «Правила построения эффективного общения».
Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности.
Основа
отношения
к
нам
человека
закладывается
в
первые 15
секунд!
Для
того,
чтобы
благополучно
пройти
через
«минное
поле»
этих
первых
секунд,
необходимо
применить
«Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум
три психологических плюса.
Самые универсальные – это:
Улыбка,
имя собеседника
комплимент.
- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою
готовность
общаться
с
ними.
И
собеседник
должен
это
видеть.
Необходима искренняя,
доброжелательная улыбка!
- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно
использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а
«Здравствуйте, Анна Ивановна!».
В общении наиболее применим косвенный комплимент : мы хвалим не самого человека, а то,
что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.
Кроме
этих
приемов
существуют
и
другие
приемы
установления
хорошего
контакта
с
собеседником (приемы пассивного слушания):
Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт
глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция
характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно
настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся
им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!
Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол,
книга, лист бумаги в руках).
Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
Всем
своим
видом
поддерживать
состояние
безопасности
и
комфорта
(отсутствие
напряженности
в
позе,
резких
движений,
сжатых
кулаков,
взгляд
исподлобья,
вызывающая интонация в голосе).
Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же
самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы
должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети
были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…»,
«Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»
Приемы активного слушания
Выяснение, уточнение:
— я не понял
— повторите еще раз…
— что вы имеете в виду?
— не могли бы Вы объяснить?
Парафраз , то есть повторение слов собеседника своими словами, чтобы удостовериться, что вы
его правильно поняли:
Отражение чувств :
— мне кажется, Вы чувствуете…
— понимаю, Вы сейчас разгневаны…
Резюмирование:
— и так, Вы считаете…
— Ваши слова означают…
5.«Трудные» родители
Воспитатели по очереди высказываются кто по их мнению является трудным
родителем.
•Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, они стремится оправдать
собственное невмешательство, родительское бессилие в воспитании своего ребенка: «Мы заняты на
работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы же воспитатели, педагоги, это Ваша
обязанность учить и воспитывать детей!».
•Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу, просят
о помощи: «Ребенок нас не слушает, мы не знааем что делать, помогите нам!».
Далее поясняется что нужно делать при общении с такими родителями.
Первая
фаза
общения
с
такими
родителями:
необходимо
сохранить
эмоциональную
отстраненность
и
поддерживать
в
себе
спокойный
и
охлажденный
нейтралитет,
т.е.
не
позволить
себе
зарядится
отрицательными
эмоциям
этого
родителя.
Как
показывает опыт,
необходимо «продержаться» примерно 10-15 минут, пока родитель в форме монолога будет
высказывать
свои
претензии
или
жаловаться
на
свою
беспомощность.
В
случае
с
«агрессивным»
родителем,
нужно
стараться
выслушивать
молча,
оставаться
спокойной,
уверенной
в
себе,
не
теряя
вежливой
доброжелательности.
А
в
случае
с
«жалующимся»
родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: «Я Вас
слушаю», «Я Вас понимаю...», «Успокойтесь».
Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт
«остывать», его эмоции начнут иссекать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет
формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с нами.
Вторая фаза беседы с родителем - конструктивный диалог, обсуждение вариантов решения
проблем.
Чтобы избежать противостояния с родителями:
•необходимо проявлять сдержанную доброжелательность и открытость;
•подчеркнуть значимость родителей в воспитании собственного ребенка;
•показать родителю свою положительную настроенность по отношению к его ребенку.
Когда родитель увидит и почувствует, что педагог заботится о благополучии его ребенка, он
перестанет прибегать к «психологической» защите и проявит готовность к сотрудничеству.
•Не надо стремиться, во что бы то ни стало отстаивать свою позицию, навязывать своё мнение
родителям (давление приводит к протесту).
•Обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка и его родителей.
5.
«Обсуждение проблемы»
Каждый
воспитатель
вспоминает
из
своей
практики
встречу
с
рудным
родителем.
Выбирается доброволец и данная ситуация проигрывается. Психолог направляет беседу в
нужное русло и показывает, как нужно решать трудные ситуации.
Рефлексия и обратная связь.
Цель:составить мнение о проведенном занятии
Инструкция: « Я хочу узнать ваше мнение о сегодняшнем занятии и прошу каждого из вас
продолжить такую фразу:
На сегодняшнем занятии я приобрела…
Сегодняшнее занятие для меня…