Автор: Сходцева Ирина Викторовна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ №316 Населённый пункт: г.Красноярск Наименование материала: конспект занятия Тема: Лес. Занятие по логоритмике Раздел: дошкольное образование
Участниками интегрированного занятия являются воспитанники
старшей логопедической группы, учитель-логопед, музыкальный работник,
воспитатель, если возникнет необходимость – другие присутствующие
взрослые.
Цель: Расширение информационного поля детей о лесе и его жителях
через движение, ритм, музыку.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнить и закрепить знания о животных;
-активизировать и расширять словарный запас, совершенствовать навыки
связной речи;
-продолжать формировать слоговую структуру слова;
-автоматизировать звуки речи;
-уметь представлять воображаемые действия, показывать их с помощью
пантомимики;
-согласовывать слова с движениями, ритмично выполнять движения.
Коррекционно - развивающие:
-осуществлять коррекцию логики мышления, речевого, зрительного,
двигательного и тактильного восприятия, внимания, памяти;
- развитие пространственной ориентировки (закрепление понятий право-
лево), ориентирования на теле.
-осуществлять коррекцию эмоционально-волевой сферы.
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать любовь к животным, бережное отношение к природе и всему
живому;
-учить детей выслушивать до конца ответы сверстников и сообщения
педагогов соблюдать игровые правила;
-ориентироваться друг на друга в проблемных ситуациях.
Здоровьесберегающие:
-развитие и коррекция общей и мелкой моторики;
-психогимнастика, релаксация;
-формировать и развивать координацию речевого дыхания и голоса его
интонационную выразительность;
- снятие мышечного напряжения.
Предварительная работа:
-познавательно-исследовательская деятельность;
-чтение художественной литературы;
-рассматривание иллюстраций, картин с изображением диких животных;
-беседы о диких животных, повадках, месте обитания;
-дидактические и подвижные игры.
Методические приемы:
-проблемная ситуация;
-путешествие;
-игры - упражнения;
-упражнения артикуляционной гимнастики
-имитация движений
-речевые игры
-музыкальное сопровождение
Оборудование:
- ростовые макеты деревьев;
- стол, на котором расположена «лесная полянка»;
- игрушки диких животных: семьи медведей, лис, волков, зайцев, ежей, белок.
- инструмент для музыкального сопровождения движений и игр детей;
- музыка для релаксации «Пение лесных птиц»;
- шапочки и маски медведя и зайца;
- шляпа охотника;
-браслеты на правую руку детей;
- листочки с литературным материалом;
- картинки с изображением березы, ели, грибов и малины;
- стулья для проведения игры.
Ход.
1.
Вводная часть. Обеспечение перехода детей от одной
деятельности к другой:
Логопед говорит детям о том, что Ирина Анатольевна (музыкальный
руководитель) позвонила и пригласила их в музыкальный зал. Она хочет,
чтобы дети полюбовались тем, что в зале происходит.
Зал оформлен ростовыми деревьями, заранее расставлены карточки с
изображениями березы, ели, грибов и малины, перевернутые обратной
стороной. Стоит стол, на котором расположена лесная поляна – макет.
Дети проходят в зал, рассматривают убранство.
Вовлечение детей в деятельность:
Музыкальный руководитель здоровается и приглашает погулять по лесу.
Разминка:
Упражнение на различные виды ходьбы и произвольное внимание.
Заводит логопед.
1.
Ходьба по кругу.
2.
Ходьба на носочках, на пятках.
3.
Легкий бег.
4.
Бег с высоким подъемом колена.
5.
Бег боком приставными шагами.
Упражнение на дыхание:
Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает, песенку поет.
Шишка отскочила, прямо мишке в лоб!
Мишка рассердился и ногою – топ!
Логопед находит листок с заданием:
Вы по лесу погуляйте
и загадки разгадайте.
Детям предлагается совершить прогулку и разгадать загадки.
Дети двигаются с заданием: «на носочках», чтобы не потревожить жителей
леса, «наклоняясь под ветками», чтобы ветке на хлестали по лицу,
«перепрыгивая по кочкам», чтобы не замочить ноги. Каждый раз, находя
карточку, перевернутую обратной стороной. Если загадка разгадана, карточка
переворачивается, дети ее рассматривают.
Белый ствол. Чернеют пятна –
где такое ты встречал?
Будто кто-то аккуратно
на стволе их рисовал.
Словно косы распустила
и стоит во всей красе,
ветками качая мило –
вот её и любят все! (береза)
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица.
Сама ничего не шьет,
Но в иголках круглый год. (елка)
Она растёт в саду, в лесу,
На вкус сладка и ароматна.
Собрав её, спешу обратно -
Домой в корзинке принесу.
Когда закашляю, простыну,
Мне мама в чай кладёт ... (МАЛИНУ).
И на горке, и под горкой,
Под березой, да под елкой,
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят. (грибы)
2.
Основная часть:
Картинка грибов стоит на макете поляны.
Логопед говорит о том, что кого-то в лесу не хватает. После ответов,
выставляет на поляну игрушки диких животных. Дети называют их.
Игра «Назови, какой?». К каждому животному дети подбирают одно или
несколько характеристик его характера или внешнего вида.
Во время игры одного из детей прячут за дверью (воспитатель), откуда он
кричит «Ау!». Дети решают, как поступить в такой ситуации, отвечают «Ау!»,
произносят несколько раз. Один из детей находит «потерявшегося» и
приводит в зал.
Беседа: Как мы звали на помощь и отвечали? Какие звуки в этом слове?
Отдельно произносим каждый. Как называются эти звуки? Почему человек
именно гласные звуки выбрал для тревожного крика?
Педагог предлагает поиграть в какую-нибудь игру. Варианты игр:
«Узнай меня», «Зайка беленький сидит», «Заяц и охотник».
Если дети выбирают игру «Узнай меня», педагог предлагает договориться с
Ириной Анатольевной о характере музыки выбранного животного. Ребенок
показывает движения животного под музыку, дети угадывают и повторяют
эти же движения.
Педагог интересуется, могут ли животные жить в одиночестве. После
ответов предлагает собрать семьи и назвать каждого члена семьи.
На стулья по залу расставляются взрослые представители семей медведей,
зайцев, ежей, белок, лис, волков. Остальных зверей разбирают дети (при
необходимости, можно предложить вовлечь в игру других взрослых).
Правила игры: пока звучит музыка, все свободно двигаются по залу, как
только музыка прекратилась, все подбегают к своим «родственникам».
Необходимо себя назвать в этой семье.
При желании и наличие времени, игру можно повторить, поменяв
животных в руках детей или животных на стульях.
3.
Заключительная часть:
Дети поют песню про зверей.
Педагог предлагает отдохнуть и послушать пение птиц лежа на ковре в
группе.
Предполагаемый результат:
Правильно подобранный, последовательный, рациональный объем
материала даст возможность актуализировать и пополнить знания детей о
жизни леса и диких животных. А использование литературных произведений,
зрительных, двигательных и тактильных упражнений, в сочетании с
дидактическим предметным материалом и музыкой, поможет обострить
восприятие, внимание, память детей с речевой патологией, что положительно
скажется на речевом и эмоциональном развитии детей.