Разработка открытого урока по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". 9 класс.
Автор: Масловская Ольга Петровна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: муниципальное общее образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа п. Поливаново" МО "Барышский район" Ульяновской области Населённый пункт: поселок Поливаново Наименование материала: Конспект урока Тема: Разработка открытого урока по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". 9 класс. Раздел: среднее образование
Разработка открытого урока по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего
времени». 9 класс.
Учитель русского языка и литературы Масловская Ольга Петровна.
Тема: Так что же за человек этот Печорин?
Цель: ответить на вопрос, поставленный в теме урока; обобщить материал по роману
«Герой нашего времени»; подготовиться к сочинению.
Задачи:
Образовательная:
совершенствовать умение анализа художественного произведения,
продолжить
работу
над
формированием
навыков
вдумчивого
чтения
художественного
произведения;
сформировав первоначальное представление о психологическом портрете в
литературе, объяснить двойственный, противоречивый характер Печорина.
Развивающая:
совершенствовать навыки работы с текстом, умения анализировать, сопоставлять,
видеть художественную деталь;
развивать умения аргументировать и доказывать свою точку зрения;
развивать устную и письменную монологическую (диалогическую) речь учащихся.
Воспитательная:
способствовать психологическому погружению учащихся в текст литературного
произведения;
воспитание нравственных качеств личности.
Тип урока: литературный суд.
Оборудование: иллюстрации к роману, портрет М.Ю.Лермонтова, роман «Герой нашего
времени».
Печорин скрывается от нас таким же
неразгаданным существом, как и является
нам в начале романа.
В.Г.Белинский
Слово учителя.
- Тема нашего сегодняшнего урока, дорогие ребята, уважаемые коллеги: «Так что же за
человек этот Печорин?» Но вопрос: «Кто он?» логически вызывает другой: «А в какое
время он жил?»
Печоринское время 30-40-е годы 19 века. Помните, как герой скажет: «Я имел несчастье
родиться в один прегадкий вечер».
Оказывается, в России были периоды, когда родиться умным и талантливым означало
обречь себя на несчастье, когда, говоря словами Герцена, «Кругом никто и ничто не знало
живого человека». Поколение Печориных было слишком юным, чтобы 14 декабря выйти
на Сенатскую площадь. Оно увидело только казни и ссылки, научилось молчать,
сдерживая слезы, выучилось скрывать свои мысли.
Россия превратилась в грандиозную казарму. Преследовалось свободомыслие. Какой
трагической стала судьба передовых людей!
Наступил 1840 год. В свет вышел роман Лермонтова. На него посыпались обвинения. И
тогда автор решил сказать свое слово.
Выступает «автор» (заранее подготовленный ученик).
(Кратко высказываются мысли из «Предисловия»).
Слово учителя.
- Вот и подошли мы к теме нашего урока. Сегодня вы должны будете убедиться в том, что
у Печорина действительно были «необъятные» нравственные силы, породившие в нем
глубокую, безысходную грусть, что трагедия героя – в его одаренности, незаурядном
интеллекте, не нашедшем себе отзвука в эпоху реакции.
Итак, из показаний господина Печорина.
Ученик.
- «И может быть, я завтра умру! Одни скажут, он был добрый малый, другие – мерзавец! И
то и другое будет ложно».
Учитель.
- А что же истинно? Это мы и выясним сегодня. Каков же Печорин? В чем вина, а в чем
беда его? Посмотрим на него глазами тех, кто с ним разделял дни жизни, глазами автора,
кто о нем прекрасно рассказал, глазами критика В. Г. Белинского, а также собственными
глазами.
Слово предоставляется следователю.
Следователь.
- Сегодня в литературном суде слушается дело господина Печорина Григория
Александровича.
В ходе следствия установлено, что Печорин, будучи от природы умным, наблюдательным
человеком, глубоко разбирающимся в людях, приносит только несчастье им. Он бесцельно
вмешался в жизнь и дела мирных контрабандистов в Тамани. Нарушил покой горцев:
отнял у Казбича самое дорогое – коня, сделал бездомным абреком Азамата, стал
виновником смерти Бэлы и ее отца, обидел близкого человека Максима Максимыча,
разбил жизнь Мери, убил на дуэли Грушницкого. «Орудием казни» он остается даже в
отношениях с Верой. Мы убедились, что он никого не согрел своим сердцем, а только
принес страдания. Всего этого достаточно, чтобы дело предать в суд.
Судья.
- Ну что ж, господа, приступим. В зале присутствуют все, кто хоть какое-нибудь
отношение имеет к Печорину. У обвинения и защиты есть вопросы к обвиняемому?
Прокурор.
- Скажите, Печорин, что привело Вас на Кавказ? Охота к перемене мест?
Печорин.
- Конечно, нет. Я был выслан из Петербурга за дуэль. По дороге к месту своей новой
службы задержался в Тамани, где случайно столкнулся с контрабандистами. Будучи от
природы любознательным, я решил постигнуть тайны их жизни, но меня ждало горькое
разочарование: оказывается, в этой романтической истории не было никаких тайн. Я
понял: их деятельность обусловлена жизненной необходимостью. Поверьте, я никому не
хотел зла.
Прокурор.
- Да, поступок Ваш бесцелен. Обратите внимание, к какому страшному выводу приходит
обвиняемый: «Какое мне дело до радостей и горестей человеческих!» не правда ли, это
жестоко?
Адвокат.
- Я протестую, господин прокурор! Печорин – романтик. Простая девушка ему
представляется ундиной, сказочным существом. В своем приключении он видит что-то
таинственное, неизведанное. Именно это влекло его горячую, жаждущую нового натуру.
Он так молод, неопытен.
Ему все интересно, он должен чем-то занять себя, наполнить бездонную пустоту своего
духа хотя бы деятельностью без всякой цели. Он смел, отважен, ищет любви, ему
понравилась таинственная девушка. Что же тут плохого? Кстати, он сам попал в ловушку и
чуть не погиб. А все потому, что ему интересны сами люди. Он хочет узнать тайну для
себя, а не для коменданта. Вдумайтесь в его признание: «И зачем было судьбе кинуть меня
в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я
встревожил их спокойствие и как камень, едва не пошел ко дну!» это, бесспорно, вызывает
сочувствие.
Прокурор.
- Я хочу продолжить. После какой-то военной экспедиции Печорину разрешили
пользоваться водами в Пятигорске. Он в кругу людей, социально близких ему. Казалось
бы, отдыхай и не омрачай жизнь окружающих. Но нет, и здесь Печорин показал полное
равнодушие к человеческим страданиям.
Судья.
- Прошу вызвать свидетельницу княжну Мери.
Мери.
- Я влюбилась в Печорина и, конечно, не могла предположить, что он не ответит
взаимностью. Я думала, что он боится препятствий со стороны моих родителей, поэтому и
не делает мне предложения. Но оказалось, что он просто не любит меня.
Адвокат.
- Господа, разве можно судить человека за то, что он честно признается, что не любит. Я
думаю, что это только возвышает Печорина в наших глазах.
Прокурор.
- Скажите, Печорин, для чего вы добивались любви Мери? Чтобы потом отвергнуть ее?
Это жестоко!
Печорин.
- Если вы думаете, что я добивался любви Мери из мелких эгоистических побуждений,
хотел посмеяться над ее чувствами, то глубоко ошибаетесь, я просто хотел вырваться из
лицемерного светского круга, найти смысл в чем-то чистом и светлом. Но я ничего не
добился. Я уже во всем разочаровался. Не верю даже в дружбу. У меня нет никаких
идеалов. Это скверно. А потому не жаль и умереть, тем более «потеря для мира
небольшая», «да мне и самому порядочно скучно!»
Адвокат.
- Господа! Как трагически звучат эти слова. Мне понятно состояние Печорина. Вспомните
людей его круга, их нравы. В их среде нет места для серьезных раздумий о духовной
жизни, нет места благородству и честности, и Печорин не ищет связи с этим обществом.
Он слишком умен и выше окружающих, но он одинок. И в этом его трагедия. Тоска
бросает его от одного пустого действия к другому. Это его беда, а не вина.
Прокурор.
- Скажите, Печорин, зачем вы вышли на дуэль?
Печорин.
- Я долго наблюдал за Грушницким и понял, что тот надел на себя маску во всем
разочарованного страдальца, и эта шутовская комедия меня начала раздражать.
Грушницкий оскорбил во мне человека, привыкшего строго судить самого себя и других.
Я понял, что конфликт неотвратим.
Адвокат.
- Поймите, господа, здесь не пустая интрига, а глубокая человеческая драма. Фальшь и
лицемерие заставили моего подзащитного выйти на дуэль. Он в глубоком разладе с самим
собой и другими и обречен на раздвоенную жизнь.
Судья.
- Прошу вызвать свидетеля Вернера.
Вернер.
- Печорин был единственным человеком, близким мне по духу и убеждениям.
Только с ним я мог говорить свободно и откровенно. Я всегда считал его человеком
безумно храбрым, способным на риск. Перед дуэлью с Грушницким, где я был
секундантом Печорина, я предупредил его, что пистолет его не будет заряжен. Но это его
не смутило. Меня удивило спокойствие Печорина, но еще больше поведение на дуэли: он
предложил по одному выстрелу, а один из дуэлянтов должен был стоять на краю горной
площадки, так, что даже при легком ранении смерть для него была неминуема. Первым
стрелял Грушницкий и промахнулся. Печорин же перед выстрелом приказал зарядить свой
пистолет. То, как хладнокровно он убил человека, поразило меня.
Печорина я считал своим другом, но после дуэли я не мог подать ему руки.
Прокурор.
- Благодарю господина Вернера за показания. Мы еще раз убедились, какой циничный
человек Печорин. Он способен на убийство, не умеет ценить настоящей дружбы, черствый
и холодный.
Адвокат.
- Господа, я протестую против такого вывода и вызываю свидетельницу княгиню Веру.
Вера.
- Я много лет знаю Печорина. Это благороднейший человек. Он любил меня как
собственность, как источник радостей и тревог. Я не стану обвинять его. Я многое поняла,
общаясь с ним. Он глубоко несчастлив, в нем есть что-то особенное, ему одному
свойственное. Он лучше других мужчин. Что бы он ни говорил, его власть непобедима.
Никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так
привлекательно; ничей взор не обещает столько блаженства и никто не может быть так
истинно несчастлив, как Печорин, потому что никто не старается уверить себя в
противном.
Адвокат.
- Господа! Можем ли мы после всего услышанного обвинить Печорина во всех
несчастьях? Наверное, вы убедились, что перед нами незаурядный человек, обладающий
таинственной силой, нравом гордым и непобедимым. Такой человек может внушить
людям глубокую любовь. Но он не был принят людьми. Отсюда - Печорин одинок и
несчастлив. Все его поступки, авантюры – стремление разуверить себя в трагизме своей
судьбы.
Прокурор.
- Я не могу согласиться с господином адвокатом. Отношение к Вере как раз убеждает нас в
обратном. Вере он приносит одни страдания, разбивает сердце Мери, хладнокровно
убивает Грушницкого. Этот человек приносит окружающим только несчастье. В
подтверждение моих слов прошу вызвать свидетеля Максима Максимыча.
Максим Максимыч.
- Я простой человек, но могу сказать, что Печорин – странный человек, хотя и славный
малый (далее он рассказывает о жизни в крепости и о Бэле). Меня он сильно обидел –
такой холодной была наша последняя встреча. Прекрасный человек, но с «большими
странностями». «Право, жаль, что он дурно кончит…да и нельзя иначе! Я всегда говорил,
что нет проку в том, кто старых друзей забывает!»
Прокурор.
- Вот еще одна жертва. Мы должны осудить его строго.
Адвокат.
- Я прошу вызвать главного свидетеля – автора, господина Лермонтова.
Автор.
- Герой моего романа, милостивые государи мои, - портрет, но не одного человека, это
портрет, составленный из пороков всего нашего поколения.
Прокурор.
- Господа! Вот и Лермонтов подчеркнул, что в Печорине собраны пороки, а не
достоинства.
Адвокат.
- Да, пороки, но почему-то господин прокурор опустил слова «целого поколения». Почему
же мы должны обвинять одного только Печорина? Прошу вызвать свидетеля защиты
господина Белинского.
В. Г. Белинский. ( Краткий пересказ его критической статьи)
Судья.
- Благодарим господина Белинского. Суд считает необходимым заслушать и обвиняемого.
Печорин.
- Пробегая в памяти все свое прошедшее, я спрашиваю себя: зачем я жил? Для какой цели
я родился? А верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что
я чувствую в душе своей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, а увлекся
приманками страстей, пустых и неблагородных стремлений. И с той поры сколько раз я
играл роль топора в руках судьбы!
Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого
любил. Да, я любил только для себя, для своего удовольствия. Я давно живу не сердцем, а
головой. Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и
судит его; первый, быть может, простится с вами навеки, а второй…второй…
Учитель.
- Ну что ж, сегодня в литературном суде мы выслушали обвинения, защиту, свидетелей,
автора, критика и самого Печорина.
Что же за человек этот Печорин?
«Это Онегин своего времени». Я думаю, что вы убедились в том, что это благородный,
умный человек. Он бешено гоняется за жизнью, ища ее повсюду. Горько обвиняет себя в
своих заблуждениях. Печорин – часть того мира, который он сам отрицает, и в этом его
трагизм. Время, конечно, подлежит обсуждению, но и каждый из нас, находящихся в этом
времени, тоже подлежит обсуждению. Не забывайте об этом.
У каждого из вас, благодаря этому уроку, я думаю, сложилось свое мнение относительно
Печорина. Я предлагаю вам в качестве домашнего задания – сочинение.
Темы:
1.
Жизнь и судьба Печорина.
2.
Смысл названия романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
3.
«История души человеческой» в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего
времени».
4.
Так что же за человек этот Печорин?