Напоминание

Разработка открытого урока по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". 9 класс.


Автор: Масловская Ольга Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: муниципальное общее образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа п. Поливаново" МО "Барышский район" Ульяновской области
Населённый пункт: поселок Поливаново
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Разработка открытого урока по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". 9 класс.
Раздел: среднее образование





Назад





Разработка открытого урока по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего

времени». 9 класс.
Учитель русского языка и литературы Масловская Ольга Петровна.
Тема:
Так что же за человек этот Печорин?
Цель:
ответить на вопрос, поставленный в теме урока; обобщить материал по роману «Герой нашего времени»; подготовиться к сочинению.
Задачи:
Образовательная:  совершенствовать умение анализа художественного произведения, продолжить работу над формированием навыков вдумчивого чтения художественного произведения;  сформировав первоначальное представление о психологическом портрете в литературе, объяснить двойственный, противоречивый характер Печорина. Развивающая:  совершенствовать навыки работы с текстом, умения анализировать, сопоставлять, видеть художественную деталь;  развивать умения аргументировать и доказывать свою точку зрения;  развивать устную и письменную монологическую (диалогическую) речь учащихся. Воспитательная:  способствовать психологическому погружению учащихся в текст литературного произведения;  воспитание нравственных качеств личности.
Тип урока:
литературный суд.
Оборудование:
иллюстрации к роману, портрет М.Ю.Лермонтова, роман «Герой нашего времени». Печорин скрывается от нас таким же неразгаданным существом, как и является нам в начале романа. В.Г.Белинский
Слово учителя.
- Тема нашего сегодняшнего урока, дорогие ребята, уважаемые коллеги: «Так что же за человек этот Печорин?» Но вопрос: «Кто он?» логически вызывает другой: «А в какое время он жил?» Печоринское время 30-40-е годы 19 века. Помните, как герой скажет: «Я имел несчастье родиться в один прегадкий вечер». Оказывается, в России были периоды, когда родиться умным и талантливым означало обречь себя на несчастье, когда, говоря словами Герцена, «Кругом никто и ничто не знало живого человека». Поколение Печориных было слишком юным, чтобы 14 декабря выйти на Сенатскую площадь. Оно увидело только казни и ссылки, научилось молчать, сдерживая слезы, выучилось скрывать свои мысли.
Россия превратилась в грандиозную казарму. Преследовалось свободомыслие. Какой трагической стала судьба передовых людей! Наступил 1840 год. В свет вышел роман Лермонтова. На него посыпались обвинения. И тогда автор решил сказать свое слово.
Выступает «автор» (заранее подготовленный ученик).
(Кратко высказываются мысли из «Предисловия»).
Слово учителя.
- Вот и подошли мы к теме нашего урока. Сегодня вы должны будете убедиться в том, что у Печорина действительно были «необъятные» нравственные силы, породившие в нем глубокую, безысходную грусть, что трагедия героя – в его одаренности, незаурядном интеллекте, не нашедшем себе отзвука в эпоху реакции. Итак, из показаний господина Печорина.
Ученик.
- «И может быть, я завтра умру! Одни скажут, он был добрый малый, другие – мерзавец! И то и другое будет ложно».
Учитель.
- А что же истинно? Это мы и выясним сегодня. Каков же Печорин? В чем вина, а в чем беда его? Посмотрим на него глазами тех, кто с ним разделял дни жизни, глазами автора, кто о нем прекрасно рассказал, глазами критика В. Г. Белинского, а также собственными глазами. Слово предоставляется следователю.
Следователь.
- Сегодня в литературном суде слушается дело господина Печорина Григория Александровича. В ходе следствия установлено, что Печорин, будучи от природы умным, наблюдательным человеком, глубоко разбирающимся в людях, приносит только несчастье им. Он бесцельно вмешался в жизнь и дела мирных контрабандистов в Тамани. Нарушил покой горцев: отнял у Казбича самое дорогое – коня, сделал бездомным абреком Азамата, стал виновником смерти Бэлы и ее отца, обидел близкого человека Максима Максимыча, разбил жизнь Мери, убил на дуэли Грушницкого. «Орудием казни» он остается даже в отношениях с Верой. Мы убедились, что он никого не согрел своим сердцем, а только принес страдания. Всего этого достаточно, чтобы дело предать в суд.
Судья.
- Ну что ж, господа, приступим. В зале присутствуют все, кто хоть какое-нибудь отношение имеет к Печорину. У обвинения и защиты есть вопросы к обвиняемому?

Прокурор.
- Скажите, Печорин, что привело Вас на Кавказ? Охота к перемене мест?
Печорин.
- Конечно, нет. Я был выслан из Петербурга за дуэль. По дороге к месту своей новой службы задержался в Тамани, где случайно столкнулся с контрабандистами. Будучи от природы любознательным, я решил постигнуть тайны их жизни, но меня ждало горькое разочарование: оказывается, в этой романтической истории не было никаких тайн. Я понял: их деятельность обусловлена жизненной необходимостью. Поверьте, я никому не хотел зла.
Прокурор.
- Да, поступок Ваш бесцелен. Обратите внимание, к какому страшному выводу приходит обвиняемый: «Какое мне дело до радостей и горестей человеческих!» не правда ли, это жестоко?
Адвокат.
- Я протестую, господин прокурор! Печорин – романтик. Простая девушка ему представляется ундиной, сказочным существом. В своем приключении он видит что-то таинственное, неизведанное. Именно это влекло его горячую, жаждущую нового натуру. Он так молод, неопытен. Ему все интересно, он должен чем-то занять себя, наполнить бездонную пустоту своего духа хотя бы деятельностью без всякой цели. Он смел, отважен, ищет любви, ему понравилась таинственная девушка. Что же тут плохого? Кстати, он сам попал в ловушку и чуть не погиб. А все потому, что ему интересны сами люди. Он хочет узнать тайну для себя, а не для коменданта. Вдумайтесь в его признание: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и как камень, едва не пошел ко дну!» это, бесспорно, вызывает сочувствие.
Прокурор.
- Я хочу продолжить. После какой-то военной экспедиции Печорину разрешили пользоваться водами в Пятигорске. Он в кругу людей, социально близких ему. Казалось бы, отдыхай и не омрачай жизнь окружающих. Но нет, и здесь Печорин показал полное равнодушие к человеческим страданиям.
Судья.
- Прошу вызвать свидетельницу княжну Мери.
Мери.
- Я влюбилась в Печорина и, конечно, не могла предположить, что он не ответит взаимностью. Я думала, что он боится препятствий со стороны моих родителей, поэтому и не делает мне предложения. Но оказалось, что он просто не любит меня.

Адвокат.
- Господа, разве можно судить человека за то, что он честно признается, что не любит. Я думаю, что это только возвышает Печорина в наших глазах.
Прокурор.
- Скажите, Печорин, для чего вы добивались любви Мери? Чтобы потом отвергнуть ее? Это жестоко!
Печорин.
- Если вы думаете, что я добивался любви Мери из мелких эгоистических побуждений, хотел посмеяться над ее чувствами, то глубоко ошибаетесь, я просто хотел вырваться из лицемерного светского круга, найти смысл в чем-то чистом и светлом. Но я ничего не добился. Я уже во всем разочаровался. Не верю даже в дружбу. У меня нет никаких идеалов. Это скверно. А потому не жаль и умереть, тем более «потеря для мира небольшая», «да мне и самому порядочно скучно!»
Адвокат.
- Господа! Как трагически звучат эти слова. Мне понятно состояние Печорина. Вспомните людей его круга, их нравы. В их среде нет места для серьезных раздумий о духовной жизни, нет места благородству и честности, и Печорин не ищет связи с этим обществом. Он слишком умен и выше окружающих, но он одинок. И в этом его трагедия. Тоска бросает его от одного пустого действия к другому. Это его беда, а не вина.
Прокурор.
- Скажите, Печорин, зачем вы вышли на дуэль?
Печорин.
- Я долго наблюдал за Грушницким и понял, что тот надел на себя маску во всем разочарованного страдальца, и эта шутовская комедия меня начала раздражать. Грушницкий оскорбил во мне человека, привыкшего строго судить самого себя и других. Я понял, что конфликт неотвратим.
Адвокат.
- Поймите, господа, здесь не пустая интрига, а глубокая человеческая драма. Фальшь и лицемерие заставили моего подзащитного выйти на дуэль. Он в глубоком разладе с самим собой и другими и обречен на раздвоенную жизнь.
Судья.
- Прошу вызвать свидетеля Вернера.
Вернер.
- Печорин был единственным человеком, близким мне по духу и убеждениям.
Только с ним я мог говорить свободно и откровенно. Я всегда считал его человеком безумно храбрым, способным на риск. Перед дуэлью с Грушницким, где я был секундантом Печорина, я предупредил его, что пистолет его не будет заряжен. Но это его не смутило. Меня удивило спокойствие Печорина, но еще больше поведение на дуэли: он предложил по одному выстрелу, а один из дуэлянтов должен был стоять на краю горной площадки, так, что даже при легком ранении смерть для него была неминуема. Первым стрелял Грушницкий и промахнулся. Печорин же перед выстрелом приказал зарядить свой пистолет. То, как хладнокровно он убил человека, поразило меня. Печорина я считал своим другом, но после дуэли я не мог подать ему руки.
Прокурор.
- Благодарю господина Вернера за показания. Мы еще раз убедились, какой циничный человек Печорин. Он способен на убийство, не умеет ценить настоящей дружбы, черствый и холодный.
Адвокат.
- Господа, я протестую против такого вывода и вызываю свидетельницу княгиню Веру.
Вера.
- Я много лет знаю Печорина. Это благороднейший человек. Он любил меня как собственность, как источник радостей и тревог. Я не стану обвинять его. Я многое поняла, общаясь с ним. Он глубоко несчастлив, в нем есть что-то особенное, ему одному свойственное. Он лучше других мужчин. Что бы он ни говорил, его власть непобедима. Никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так привлекательно; ничей взор не обещает столько блаженства и никто не может быть так истинно несчастлив, как Печорин, потому что никто не старается уверить себя в противном.
Адвокат.
- Господа! Можем ли мы после всего услышанного обвинить Печорина во всех несчастьях? Наверное, вы убедились, что перед нами незаурядный человек, обладающий таинственной силой, нравом гордым и непобедимым. Такой человек может внушить людям глубокую любовь. Но он не был принят людьми. Отсюда - Печорин одинок и несчастлив. Все его поступки, авантюры – стремление разуверить себя в трагизме своей судьбы.
Прокурор.
- Я не могу согласиться с господином адвокатом. Отношение к Вере как раз убеждает нас в обратном. Вере он приносит одни страдания, разбивает сердце Мери, хладнокровно убивает Грушницкого. Этот человек приносит окружающим только несчастье. В подтверждение моих слов прошу вызвать свидетеля Максима Максимыча.
Максим Максимыч.

- Я простой человек, но могу сказать, что Печорин – странный человек, хотя и славный малый (далее он рассказывает о жизни в крепости и о Бэле). Меня он сильно обидел – такой холодной была наша последняя встреча. Прекрасный человек, но с «большими странностями». «Право, жаль, что он дурно кончит…да и нельзя иначе! Я всегда говорил, что нет проку в том, кто старых друзей забывает!»
Прокурор.
- Вот еще одна жертва. Мы должны осудить его строго.
Адвокат.
- Я прошу вызвать главного свидетеля – автора, господина Лермонтова.
Автор.
- Герой моего романа, милостивые государи мои, - портрет, но не одного человека, это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения.
Прокурор.
- Господа! Вот и Лермонтов подчеркнул, что в Печорине собраны пороки, а не достоинства.
Адвокат.
- Да, пороки, но почему-то господин прокурор опустил слова «целого поколения». Почему же мы должны обвинять одного только Печорина? Прошу вызвать свидетеля защиты господина Белинского.
В. Г. Белинский. ( Краткий пересказ его критической статьи)

Судья.
- Благодарим господина Белинского. Суд считает необходимым заслушать и обвиняемого.
Печорин.
- Пробегая в памяти все свое прошедшее, я спрашиваю себя: зачем я жил? Для какой цели я родился? А верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе своей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, а увлекся приманками страстей, пустых и неблагородных стремлений. И с той поры сколько раз я играл роль топора в руках судьбы! Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил. Да, я любил только для себя, для своего удовольствия. Я давно живу не сердцем, а головой. Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его; первый, быть может, простится с вами навеки, а второй…второй…
Учитель.

- Ну что ж, сегодня в литературном суде мы выслушали обвинения, защиту, свидетелей, автора, критика и самого Печорина. Что же за человек этот Печорин? «Это Онегин своего времени». Я думаю, что вы убедились в том, что это благородный, умный человек. Он бешено гоняется за жизнью, ища ее повсюду. Горько обвиняет себя в своих заблуждениях. Печорин – часть того мира, который он сам отрицает, и в этом его трагизм. Время, конечно, подлежит обсуждению, но и каждый из нас, находящихся в этом времени, тоже подлежит обсуждению. Не забывайте об этом. У каждого из вас, благодаря этому уроку, я думаю, сложилось свое мнение относительно Печорина. Я предлагаю вам в качестве домашнего задания – сочинение. Темы: 1. Жизнь и судьба Печорина. 2. Смысл названия романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». 3. «История души человеческой» в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». 4. Так что же за человек этот Печорин?


В раздел образования